Надежда Бабкина. Город детства

Телепроект 2007 года


Надежда Георгиевна Бабкина родилась19 марта 1950 в селе Чёрный Яр Астраханской области. Российская певица, основатель и руководитель знаменитого ансамбля «Русская песня» и одноименного театра. Одна из самых известных исполнителей русских народных песен. Народная артистка России.
1.

Я пела с раннего детства. Из певиц мне нравились Русланова, Мордасова, Элла Фитцжеральд. Меня оставляли дома с братом, а я ставила пластинки и шуровала. Все это происходило перед зеркалом: я красилась, надевала мамины туфли. Однажды взяла ее платье из пан-бархата и отрезала сзади кусочек, чтобы  сделать куклам туалеты. А мама пошла в этом платье в гости и не увидела, что там дыра. Что мне было!
Я вообще хулиганистая была. У соседской бабушки росла огромная клубника, но она нас не угощала, жалела ягод. А мы делали рогатки с лункой, выдергивали клубнику из-за забора и угощали всех сами. Нам казалось, что мы делали важное дело. А этой бабушке однажды положили на трубу большую тыкву, так что весь дым шел в ее избу. Чтобы эта бабушка поняла, что мы ей недовольны. Но однажды в мае выпал снег, огромные сугробы. Мы пошли к этой бабушке и помогли ей снег разгрести. Мы ее пожалели, ведь снег выпал выше труб...

2.

Родители мои были сельской интеллигенцией. Мама - учительницей начальных классов. Папа - председателем колхоза, секретарем партийной организации. Он был очень волевой, правильный и  целеустремленный. Дисциплина переносилась и в дом. Нас воспитывали в строгих нравах. Я хорошо знаю уклад деревенской жизни, для меня не проблема работать на даче, меня не надо этому учить! Мы и печь топили, и дрова кололи, и картошку пололи. Соседка тетя Таня приглашала взбивать масло. Это длилось несколько часов: останавливаться-то нельзя! Зато масло получалось такое, какого в магазинах нет: его можно было ложкой ковырять. На патоке делали вареники. А вечерами мы с братом валялись на печи и подсматривали, как взрослые собирались на посиделки.
Я росла в огромном информационном поле. Деревни, в которых я жила, были многонациональные: там тебе и татары, и казахи, и калмыки, и казаки, и хохлы, и русские. У нас все работали, а меня девать было некуда. Однажды отец сказал: «Посиди у меня в кабинете и не мешай». К нему приходили разные люди, и он разговаривал с ними на непонятных мне языках. Позже объяснил: «Надя, для того, чтобы с человеком общаться, надо поздороваться и поговорить с ним на его языке». Он знал общие фразы всех культур, поэтому у него был очень большой авторитет.

3.

Наш детский сад стоял на круче, мы с братом ходили туда в штанишках на помочах, в рубашечках с короткими рукавами, которые назывались «ленинградки». Там я тоже хулиганила - однажды всех подговорила: «Сегодня в щах капусту есть не будем!» И никто не ел! А на улице мы  играли в «Казаки-разбойники». Дожидались ночи, разбегались и играли до 2 часов ночи. Однажды я полезла через забор, прыгнула, но попала на гвоздь юбкой и повисла на столбе. Парни увидели, сняли меня со столба. Кровь на ноге, юбка порвалась. Дома я спрятала юбку. Но меня наказали домашним арестом.
В начальных классах школы я училась хорошо, а вот вела себя плохо. У нас завуч была жесткая, не очень любила детей. Когда она уезжала, мы ее ворота дегтем мазали. А это - самый позор. Мы наматывали ей на дверную ручку катушки с проводами. Корова утром идет к пастуху, а он ее гонит на луг. Если корова не успела выйти - поди найди, на какое поле пойдет пастух. А калитка-то не открывается! И, когда надо было узнать, кто хулиганил, завуч вдруг говорит: «Это Надя Бабкина, я слышала ее смех!». Мне опять досталось.


4.


У папы был мотоцикл. Мы с братом решили покататься. Брата в люльку, я - за руль, и погнали. Нас увидела милиция. Брат спрыгнул, потом я, мотоцикл рухнул в яр. Достали – а он цел, крепкие тогда были мотоциклы. А в старшие классы я ходила учиться в Черный Яр за 7 километров  -   пешком или на попутках. Школа называлась «Овощевод-механизатор». У меня появилась тяга к вождению, и мне доверили гусеничный трактор. Села я в него, а он прет прямо на школу, все выскочили, кричат. Подбежал учитель труда и спас меня, остановил трактор прямо у стены школы.
А как-то я решила проколоть уши. Ночью зажгла свечи, накалила на огне иглу, проколола уши и надела крупные сережки. Прихожу в школу, такая гордая. Мальчишки дернули за сережки, очень больно. Я закричала, меня выгнали из класса. Перед выпускным балом я решила подстричься и  покрасилась в блондинку. Выхожу за аттестатом и слышу от завуча: «Я вызывала Бабкину, а ты кто?» Я сразу ушла и уехала оттуда первой же «Ракетой», весь класс меня провожал. Больше я туда не возвращалась. А в Москве я долго чувствовала себя провинциалкой. Но счастлива, что я из глубинки. Это придает мне сил до сих пор.


Рецензии