Деда Матвей

Медали и ордена сельского тракториста

Матвея Тимофеевича в Дешулане помнят теперь в основном люди в возрасте, колхозники. Да и как его не вспомнить добрым словом. Спокойней да молчаливей, чем он, пожалуй, и не было механизаторов. Порой казалось, что он сросся со своим безотказным трактором «Беларусь» и работают вместе, как странный такой колхозный кентавр - человеко-трактор, который и жив-то и шевелится только потому, что части его они не могут друг без друга.
Помню, его всё время жалела моя бабушка и говорила, что взяли его на войну совсем пацаном и вернулся он израненный. По молодости лет мне, конечно, и в голову не пришло расспросить Матвея Тимофеевича об его участии в войне. А сейчас об этом подсказал мне снова сайт «Подвиг народа».(http://podvignaroda.mil.ru/podvig-flash).
Медалью «За отвагу» М.Т.Капустин был награжден в 1945 году. «Командир отделения 5 стрелковой роты, младший сержант. В период прорыва обороны противника в Восточной Пруссии в районе г. Пилькаллен мужественно и умело командовал отделением и обеспечил захват отдельного дома противника 15.01.1945 года». Из представления следует, что он участник войны с 1944 года на Ленинградском и Белорусском фронтах, наград не имеет, ранен 15 января 1945 года.
Как рассказывал потом Матвей своим, ранили его в районе Кенигсберга. Во время бомбежки вылетел из вагона вместе с полкой, на которой лежал. Попал в госпиталь. Когда стал осознавать, что жив, узнал, что война кончилась!
Из рассказов его сына, Николая, узнаю, что в послевоенные годы у Матвея Тимофеевича часто болели раны - осколок в ноге, который врачи так и не смогли извлечь. Кусочек стали застрял где-то под коленом.  На всю оставшуюся жизнь наградил его небольшой хромотой. Было еще пулевое ранение груди. «Охота было побольше узнать о войне. Но он отнекивался и говорил: «Не хочу даже вспоминать. Не дай Бог! Страшно там было. Первый раз-то в бой пошли, после учебки.  Кто «Ура» кричит, а кто «мама». Многие – совсем мальчишками на фронт попали»...
Самого его забрали на фронт еще до 18-летия. Полгода был в учебке. Готовили из парней снайперов. Да и потом, наверное, пришлось пострелять. Николай вспоминает: «Я часто просил его: «Давай ружье возьмем. В лес побегать, поохотиться. Отвечал всегда, что даже смотреть теперь на него не хочет, не то, что брать в руки». Помимо медалей «За отвагу» и «За боевые заслуги» была еще медаль «За взятие Кенигсберга», которую отдал матери, как пришел с войны. Медаль та где-то затерялась в материнском  доме.
И уже после войны Матвей Тимофеевич, забывая про свое пулевое и осколочное ранение, «воевал» на колхозных полях за хорошую жизнь. Орден Ленина, орден Октябрьской Революции, 2 медали «За освоение целинных и залежных земель», орден Отечественной войны добавились на парадный пиджак к боевым медалям. И тоже (сколько раз уж встречается мне одна и та же история!) не могли добыть документы о фронтовых ранениях, которые дали бы льготы.
Бывая в районном музее, исподволь ищу глазами портрет Матвея Тимофеевича. Висел он там в экспозиции орденоносцев района, которая экспонировалась в 85-летие района. Сейчас портрета и той экспозиции нет. Но мне всё кажется, что его улыбка незримо греет прохладный зал музея. И никак не верится, что мой любимый дядька-молчун, совсем не геройского вида, был на фронте и воевал…


Рецензии
Если есть фотография деда Матвея, то, думаю, ее можно было бы здесь прикрепить.

Андрей Кириллов 72   26.09.2021 11:44     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.