Анне Вески. Город детства

Телепроект 2007 года

Анне Тынисовна Вески родилась 27 февраля 1956 года в г.Рапла, Эстония. Окончила музыкальную школу по классу фортепиано и Таллинский политехнический институт. Затем училась в эстрадной студии при Эстонской филармонии и выступала с группами «Витамин», «Мьюзик Сейф» и Тынисом Мяги. Сольную карьеру начала в 1984 году. В 1994 году на международном музыкальном фестивале в Сопоте получила сразу две первые премии. Заслуженная артистка Эстонии.

1.

Рапла – мой родной город, это недалеко от Таллина. Мима с папой были простыми людьми. Папа всю жизнь работал на автобазе – от слесаря до водителя автобуса. А мама - в магазине «Парфюмерия-кожа-галантерея». Быть дочкой продавца магазина в советское время – это было что-то. Японский зонтик легко менялся на финскую обувь. И я - дочка Варман - всегда одевалась хорошо. То, что было из-под прилавка, по-другому носилось, это был предмет гордости. У меня были коричневые сапоги-чулки, я пошла в них в школу. Мне казалось, что я на крыльях лечу. И вдруг встречаю вторую девушку в таких же сапогах. Я была очень расстроена.
В нашем саду были и картошка, и смородина, и всё, что положено. Когда-то были даже овцы. Родился маленький ягненок, это было супер. Мама разбудила нас в 5 утра. Мы с удовольствием встали. Он совсем маленький. Он уже встал, уже бегал. У нас никогда не было собаки. И когда ягненок вырос, я с ним всё время играла. Из него получился огромный друг вместо собаки. Летом я  ходила с ним на пастбище, он бегал за мной, как собачонка. Я так привыкла к нему. И не поняла, что он однажды вырос. Он баран, у него уже рога. Он ударил меня, и я полетела на живот. Я испугалась, и  наша дружба закончилась. А еще у нас был поросенок. Однажды мама кормила его, а руки были скользкие. И обручальное кольцо упало в миску, откуда он кушал. И он его съел. Мой бедный папа каждый день ходил искать кольцо туда, где... Он нашел!


2.

У нас был свой 2-этажный дом, каждую субботу мы должны были делать уборку. Я однажды вымыла все полы, включая лестницу с первого этажа на второй. Мама пришла домой: «У нас сегодня что, не убрано?» Она была в плохом настроении. И я мыла пол второй раз, проклиная всё на свете. 
Я хорошо вяжу крючком, могу шить. Мама все делала сама, поэтому и я научилась шить и крючком вязать. Как-то мама сама сделала ватное одеяло. А я где-то слышала, что вата хорошо горит. Я взяла спички и зажгла эту вату. Я же не знала, что она так хорошо горит. У нас была большая комната, она была разделена занавесом. Столик был близко к занавесу, и все это загорелось. Я заорала. Было лето, окно было открыто. И в это время, слава Богу, вошла мама, она схватила эту вату и выкинула из окна. А за это время уже скатерть начала гореть. Получилось, что я сознательно хотела сжечь наш дом. Ужас какой-то!
Мои родители росли, когда праздновалось Рождество. Они не могли от этого отказаться. В Рапле очень красивая церковь. Мама с папой втихаря ходили туда, хотя в советское время этого нельзя было делать. У ворот церкви стояли учителя, которые должны были записывать, кто пришел. Когда мы шли в церковь, мама оставляла все огни в доме включенными, иначе Новый год не узнает, как войти. А где-то в углу была маленькая елка, которую никто не должен был видеть. 


3.

Я жила на берегу реки, и это было самое замечательное место для прогулок. Зачем идти в центр города, если есть улица рядом с рекой? И мы каждое лето катались по воде на шинах от грузовиков. В воде было старое ржавое ведро. Я попала в него ногой. В воде же не чувствуешь. До сих пор есть шрамы.
В школе я хорошо училась. Я люблю (может, это от мамы), чтобы все было в порядке. У нас с мамой был уговор: пока у меня в школе все пятерки,  я имею право до 12 ночи быть там, где хочу. Я послушный человек на самом деле. Я в 12 приходила домой и до трех ночи училась. Потому что я знала, что если у меня с оценками будет что-то не так, веселье закончится. По сочинениям всегда были «четверки». Я писала без ошибок, но содержание не соответствовало форме. Мы с подругой сели за одну парту, но много говорили, и нас рассадили. Нас посадили с парнями. А еще в школе бывали классные вечера, а мальчики же винца хотят выпить. Получилось, что мальчики не одну бутылку выпили. Пошли они домой, мамы унюхали, и сразу – жалобу в школу. Директор: «Кто организовал?»  Оказалось, что  я.  Я получила двойку по поведению. И ждала: что со мной будет? Я должна была идти к директору, но он был в командировке, и должен был вернуться через неделю. За эту неделю школьная юбка начала с меня падать, столько я потратила нервов, ожидая, когда во время урока откроется дверь, и меня вызовут к директору. 
Был урок физкультуры в актовом зале. Там стояла гипсовая скульптура Ленина. Мы бегали, бегали, и эта гипсовая скульптура упала и разбилась вдребезги. И все девушки взяли по куску, отнесли и бросили в реку. А все перемены мы сидели в радиорубке, чувствуя себя избранными. Туда ведь не всех пускали. Оттуда передавались все школьные радиопередачи, а я играла уже в ансамбле. А еще я играла в настольный теннис, я многократная чемпионка Эстонии. «Трудовые резервы».


4.

У нас был вечер, все мои подруги собрались летом на веранде. Торт, чай, кофе. Это был 9 класс, когда девушки хотят попробовать все. Я же тоже была маленькая хулиганка. Мы попробовали вино, сигареты. И вот я чувствую, что дверь сейчас откроется, а сигарета у меня в руках, и перед моим носом торт. Я засунула сигарету в торт. «Мама, знаешь, мальчики курить попробовали, спать пошли». И этим наше хулиганство закончилось. Не знаю, поверила мама или нет, но она  больше ничего не сказала. Одно время было модно красить волосы. Чернила наливаешь в воду, и этим полоскаешь, получается такой синенький оттенок. Мы же беленькие. Пойдешь на танцы – ты просто супер-пупер девушка.
Первая любовь — Маркус. Он был ниже меня ростом. Единственный парень, который под моими окнами пел серенады. Он меня больше любил, чем я. Когда мы с ним гуляли по улице, кто-то сказал: «Парень ниже ростом, как они так могут?» Вторая любовь – тоже Маркус. Он был кудрявый, красивый, очень хорошо учился.  Мы были хорошей парой. Его я не видела с того момента, как закончила Рапловскую среднюю школу. Маркус играл в нашем ансамбле на бас-гитаре. Он долго добивался, чтобы я обратила на него внимание. И он мне нравился.
Рапла от Таллинна - 60 километров. Когда-то мы поехали туда на «Москвиче», 70 километров в час, мне казалось, что мы взлетаем! В 10 классе мы ездили на танцы в Таллинн. Я помню один вечер, это было в феврале  – холодно до ужаса. А в то время было очень модно мини. У меня было пальто – мини. Улица, мороз 27 градусов. А я, чтобы выглядеть худой, надела капроновые чулки. Надо было ждать городского автобуса. Он почему-то не идет. Я вижу, как мои ноги в этих капроновых чулках становятся лилово-синими. Наконец, автобус пришел, мы доехали до Дома Культуры. Я стояла у печки весь вечер, и никто ко мне не подошел.


5.

Мама с папой очень любили музыку, значит - дети должны учиться музыке. Я была послушным ребенком. Но кто хочет в 1 классе готовиться к экзаменам, когда на улице уже 30 градусов? Экзамены – в конце июня. Мама села рядом, взяла  ветку. Она меня никогда не ударила. Но, видя, что я не хочу учить гаммы, она взяла ветку. Я сдала на «пятерки». И брат закончил музыкальную школу по классу фортепиано. У нас была учительница, она жила недалеко от нашего дома. У нее были две собачки. Когда я играла, эти пекинесы сидели возле моих ног. Конечно, они меня отвлекали. Учительница была в возрасте, она заснула. Пришел маленький пекинес и поднял ногу на ножку рояля. Это я никогда не забуду.
Потом брат начал играть в ансамбле.  Если бы он не пел и не играл бас-гитаристом, меня никто и не взял бы в этот ансамбль. Он виноват, что из меня  получилась Анне Вески. Первые песни я записала в подвале Дома Культуры. Потому что у нас не было звукоизоляции, если барабаны играют и кто-то поёт, это же делается одновременно. Мы нашли помещение в подвале, а ударник у нас был в туалете. Там каменные стены, и так мы могли его изолировать. Так что я с 16 лет на эстраде, в 9 классе уже стала играть в школьном ансамбле. Но когда я закончила среднюю школу,  поступила в Таллиннский политехнический институт. Почему политехнический, я тогда не знала. Как и не думала, что пение может стать моей профессией.


Рецензии