Сдохнуть в бесславии

ФРАГМЕНТ ИЗ КНИГИ "ОГОНЬ И ПЕПЕЛ. ИЗБРАННОЕ"

...Недолго отдыхал-бражничал на родине героический вояка. Однажды Витька пришёл на знаменитый ижевский южный рынок, что располагался на Татар базаре, и попал под облаву военной комендатуры. Сбегать было ниже его достоинства. Военный патруль арестовал бывшего воина, как дезертира. В кутузке десантнику хорошенько дали по мордам, по почкам, в печень, чтоб знал, как Родину защищать надо.
Тыловые крысы с позором сняли с десантника поясной ремень. По законам военного времени должны были расстрелять здесь и сразу же за сараем, но не случилось. По приказу, бойца из личного резерва Сталина требовалась доставить по месту службы, до расположения родной воинской части, к которой был приписан. Иначе поступить ретивым служакам из военного патруля было нельзя, можно было схлопотать на свою голову проблему от военной прокуратуры.
Долго ли, коротко ли сказывался путь страдальца, но, в конце концов, арестантский этап прибыл на станцию назначения в пассажирском пустом вагоне, в отдельном купе. В окно было видно, что на перроне стоит оркестр и офицер-дирижёр ждёт сигнала начать играть. Когда сошли на перрон, оркестр грянул марш «Прощание славянки». Витька спросил сопровождающего его офицера:
– Кого встречают, брат?
Офицер ухмыльнулся, взял под козырёк и ответил:
– Тебя встречают, герой, тебя. Больше некого. В нашей части ты единственный оставшийся в живых — из всего Демянского десанта. Жесть.
Это была голимая правда, как сама жизнь. За Демянскую десантную операцию орденов не давали ни живым, ни мёртвым. Был приказ: всех, кто вышел из Демянского «котла» под Старой Руссой и разбежался по России, деликатно собирать и тихо-мирно доставлять по назначению. Прибывших арестантов надобно было встречать с оркестром.
По всей России преданных, забытых, брошенных и списанных бойцов десантной операции из-под Демянска набралось немногим более десятка человек. Всем им не дали сдохнуть в бесславии. Пусть запоздало, но Родина оказала какие-никакие почести.
По приказу из штаба фронта выловленным беглецам определили по двадцать суток домашнего ареста с кормёжкой от пуза, чтобы могли отдохнуть и набраться сил.
Затем были знаменитые Гороховские лагеря, новое формирование и на фронт. Штрафбат.
Герои обязаны были «искупить» по полной программе.

***

Подведём итоги.
Помощи, еды, отвлекающих контрударов, воздушного или артиллерийского прикрытия извне от регулярных частей РККА полностью блокированные остатки десанта так и не дождались. Это был их край. Роковая Голгофа.
Спланированная штабом Северо-Западного фронта войсковая десантная операция вместо 3-4 дней проводилась больше 3 месяцев, с 15 февраля до конца мая 1942 года, и закончилась полным разгромом, провалом наших десантников. В рукотворно сотворённой мышеловке сгинули навечно более 10 000 славных сынов Отечества. Катастрофа.
Северо-Западный фронт навсегда вошёл в историю, как самый кровавый фронт Великой Отечественной войны.
Среди многих показателей, по которым оценивают итоги военных операций, будь то наступление или оборона, есть такое понятие, как ежесуточные или среднесуточные потери. Эта цифра показывает степень ожесточённости сражения.
В ходе Великой Отечественной войны Красная Армия вела оборонительно-наступательные бои, которые не всегда увенчивались успехом.
Бесспорно, уникальной по безысходной жертвенности была Старорусская наступательная операция, где на отдельных участках по периметру линии Старая Русса–Рамушево–Демянск удалось продвинуться на 10-15 км. Было занято с десяток небольших разрушенных деревень.
Немецкие войска плановым порядком ушли со своих позиций на реке Ловать, и заняли оборону на реке Редья, спрямив оборону и тем самым, уменьшив линию фронта.
За это советские войска заплатили более чем сотней тысяч солдат: 31 789 человек было убито и 71 319 человек составили санитарные потери (официально). И это только до 19-го марта 1943 года, когда операция закончилась. Хотя, по документам, наступление фронта продолжалось значительно позже, вплоть до 22-го марта.
В сводке о потерях по 1-й ударной армии указывается (официально), что в период с 14 по 18 марта в армии 4 735 человек убито и 11 669 ранено. То есть за четыре дня выбыло две полных стрелковых дивизии по меркам того времени.
Ежесуточные потери в Старорусской операции составили от 6 444 до 11 500 человек, и это очень много.
Такой же уровень был только на Воронежском фронте в Белгородско-Харьковской наступательной операции. Но Воронежский фронт сумел добиться реальных успехов, противник понёс огромные потери, войска могли продолжить наступление.
В начале лета 1942 года, чуть выше озера Ильмень возле Мясного Бора была полностью разгромлена всеми забытая, брошенная и списанная со счетов 2-я ударная армия. Считается, что здесь погибло более 318 000 воинов Красной Армии.
Пролитой под Старой Руссой–Рамушево–Демянском кровью наших солдат было заплачено за несколько квадратных километров лесов и болот, не представлявших никакого стратегического интереса.

Эпилог
Сомнительную по своей эффективности, бездарную по своей сути, смертельную для всех участников Демянскую десантную операцию спланировали, организовали и возглавили командующий фронтом Маршал Советского Союза С. К. Тимошенко, начальник штаба фронта генерал-лейтенант Н. Ф. Ватутин, член военного совета фронта корпусной комиссар В. Н. Богаткин. Представитель Ставки ВГК (Верховного Главнокомандования) харизматичный армейский комиссар 1-го ранга Л. З. Мехлис...


Рецензии