C 22:00 до 01:00 на сайте ведутся технические работы, все тексты доступны для чтения, новые публикации временно не осуществляются

а за что тебя на край света?

Незабываемое!!               
 «…за что тебя на край света?».
-
В середине мая 1962 года с назначением об окончании Одесского арт.училища прикатил в Ташкент.Не весело теперь вспоминаю, служить в ТуркВО сам настойчиво напросился, с трудностями получил направление в этот край. А всё потому, чтобы проезжая через Балашов на пару-тройку дней заскочить в Уварово, девушку-солнце повидать!Повидал.Посидели на скамейке.-"Мне некогда гулять, экзамены..."- торжествено мне объявили...Да, экзамены дело серьёзное... Эх, молодость!!
Утро! В штаб округа ещё рановато, да и спешить ни к чему. Ташкент, как в книжке пишут, город – хлебный. Тепло! Солнце! Арыки журчат.  Стройные, чёрноглазые девушки в ярко цветных длинных платьях, с косичками стайками спешат по студенческим своим делам… Смеются...Весело им...А я защищай их от супостата...Хилые деревца в зелени. По улице тянутся запахи аппетитные шашлыка и плова.
У огромно чугунного котла с ярко горящими дровами у молодого узбека позавтракал: «Денег не надо! Сам вчера из армии…».
Иду дальше улицей. Парикмахерская. На высоком пороге сидит дед-узбек. Рядом лежит собачка под два метра. Спит, откинув хвост.
Вдруг вскакивает, бросается на меня. Прокусила сапог. Узбек успокаивает собачку. Прохожие в недоумении. На меня и не посмотрел узбек…
Плохой знак – примета!
Добрался и до штаба округа. В управлении кадров предстал перед подполковником. Ухоженный. Молодой. Духи витают. Сесть мне не предложил. Постою…
- «Есть три вакансии на выбор. Батарея на конной тяге в Кизил-Арвате, формирующийся дивизион в Казанджике и реактивная артиллерия в Небит-Даге» - сообщили мне.
-«В горную батарею не желаю!
-В остальные добрые места всё равно!»- доложил товарищу офицеру.
- «А почему в горную не желаешь?»
Отвечаю: «Приеду домой, и, что я должен сказать на вопрос где служил? Конюхом при лошадях! Они мне в колхозе надоели!...»
Подполковник внимательно посмотрел на меня: «В Казанджик!».
Был бы я  не «зелёный» с разрешения товарища подполковника вышел бы подумать, расспросил бы офицеров встречных о местах, попросил совета…Увы, молодость!
К слову сказать, горная батарея через месяц уехала в Подмосковье на съёмку «Войны и мира». Вот она судьба, как синица в руках!
Поздней ночью прикатил в город Казанджик. На перрон вышло три человека. Где то далеко подмаргивают  лампочки. Истошно орёт ишак…Не знаю куда идти…
Возвращаюсь в вокзал, вещ.мешок под голову, устраиваюсь на топчане.
Заходит железнодорожник – туркмен в бараньей шапке : «Уходи! Вокзал закрываю!»
- « Я не знаю куда идти! До утра останусь!».
Разрешил…
Утром вышел на единственную улицу. Несколько двух этажных домов. Глинобитные домики. Пешеходы – одни служивые. Идут в одном направлении и я с ними.
Спрашиваю у ст. лейтенанта: « Где арт. дивизион?»
- « Да вот за забором, какая то развалюха…» - безрадостный ответ.
Уже жарко. Песок. Сопки…
Спрашиваю на КПП: «Где можно найти командира?»
- « Жди! Сейчас придёт умываться, бриться к водовозке! Седой, он один в майке…»
Дождался. Докладываю ,прибыл для дальнейшего прохождения службы!
Прочитал внимательно все мои документы: « Шлют всякую пьянь!».
-« Я не пьяница!»-гордо отвечаю.
« Присядь на скамейку у штаба! Через час вызову!»
Сижу. Лениво служивые делают физзарядку. Объявлено построение на завтрак. По пояса раздетые, через плечо полотенца…
- « А зачем полотенца?»- спрашиваю проходящего служивого.
- « А у нас столовая и баня вместе!»-весело сообщает..
Да?!
Вызывает командир, подполковник.
-« Садись! Рассказывай, за что тебя выслали на край света?».
- « А здесь край света?»
- « А ты ещё не понял? Вот за той сопкой Кушка! Знаешь, что это такое?»
- «Южная точка Советского Союза!»- докладываю свои школьные познания.
- « И самое гиблое место! По поговорке с тобой поступили: Меньше взвода не дадут, дальше Кушки не пошлют…
Учился в престижном училище, должен был выйти лейтенантом, а тебя вытолкнули сержантом…»
Начинаю объяснять приказ министра обороны, курсы…
-Маршал Малиновский приказал-езжай в Кушку, без тебя там не справляются!- доложил моему новому командиру.
-Маршал тебе дядя?
-Был бы дядя, я бы служил в каком- либо военном  санатории, мед.сётрам шприцы подавал!_-- заверил командира.
_Это хорошо, что ты с юмором! Без юмора у нас совсем холодно!-оценил подполковник...
-« Сейчас тебе старшина покажет комнату, где будете жить вы трое. На днях приедут ещё два «академика», как ты…Старшина заменит  тебе и одёжку. Жарковато у нас в твоей…Поживём-послужим, лучше узнаем друг – друга… Завтра представлю тебя твоему взводу. Лихие ребята…».
Вот так меня встретила « дружная армейская семья!...».
Здесь мне придётся служить, жить больше двух лет…Вспомнил и своего капитана Мороз, его предупреждения, совет иметь голову на плечах не для того, чтобы только фуражку носить...
В первые дни понял в какой котёл попал. К слову сказать, в переводе с туркменского –казанджик-котёл  ветров.
Температура под шестьдесят, изнуряющее палящее солнце, сильный ветер, несущий песок, как пудру. Постоянно хочется пить, а вода привозная, Гимнастёрка скрипит, от выступившей на спине соли…
Городишка «раскинулся» между горным хребтом и пустыней Каракумы…
Служба была тяжёлая. Чрезвычайно тяжёлая! Но люди рядом со мной добрые, прямые, откровенные. Всегда были готовы прийти на помощь. Особенно офицеры и в первую очередь командир подполковник Беличков.
О нём я дожжен непременно поведать, пусть и спустя без малого 60 лет. Как то быстро я почувствовал его отеческое отношение ко мне. Три раза отпускал в отпуск домой. Ни разу не повысил голоса, хотя поводы были...Пришло время демобилизации. С его разрешения явился к нему домой простится с тремя бутылками "Кагора" и без "закуса". Серость постыдная...Жена его тепло встретила. Быстро что-то на стол собрала. Всё расспрашивала о семье, о моих планах на будущее. Пожелала семейного счастья...Советы -наставления мне давали. Хозяйка:"Никогда не обижай жену!" Хозяин:"С первого дня не позволяй жене командовать тобой! Потом не отучишь..." Слушал, кивал головой:"О чём это они!? У нас никогда ничего подобного не будет!!..."Сколько лет прошумело, событий самых разных свершилось - добрых и недобрых, а армейские годы и настоящих людей с волнением души и сердца вспоминаю...
Прошло два-три месяца. Эшелоном едим на учения.Я дежурный по эшелону. Спать устав не позволяет... Ночь, дождь, холод.Сижу на снарядном ящике, рядом присаживается командир.
- Как твоя девушка?
Институт заканчивает, в Сибирь распределят...Где буду искать?
-Вызывай сюда...Свадьбу сыграем...Полдомика дадим, вон их сколько пустует...
Нет! Поеду домой...
Молчим...
_Ты город Кирсанов знаешь? Был в городке?
Нет! Слышал...А вы с Кирсанова?
-В 41 году кончал там пулемётные курсы...Какая там девушка осталась!!...Собирались свадьбу играть, а ночью подняли по тревоге и на фронт...
-А что же вы её после войны не нашли?
-Искал, да не нашёл...А потом жизнь закрутила....
И так мне стало жалко моего седого командира...

Апрель 2020 год. Январь 2021 года. Январь 2022 года..Февраль 2022 года.


Рецензии