Там чудеса, там Пушкин бродит...

Единственный музей А.С.Пушкина за пределами России

Дух умершего там, где есть любящие его.
Пушкин и Натали... Имя великого русского поэта неотделимо от имени боготворимой им красавицы-жены. Потому и встал он под дуло пистолета Дантеса, защищая честь любимой женщины. Ставка была больше чем жизнь, и поэт, не дрогнув, принял свой  горький жребий, уйдя из нашей грубой земной реальности. Но и много лет спустя его незримое присутствие рядом с Натальей Николаевной явственно ощущалось всеми ее близкими. Особенно сестрой Александрой, преданно и верно любившей гениального поэта. Ощущается оно и теперь. Даже там, где при жизни он никогда не был. Вне России и вне времени.

Село Бродзяны в долине, окруженной густыми лесами, близ города Нитра – маленькая и ничем не примечательная точка на карте  Словакии. Аккуратные домики, стриженые газоны, по деревянным изгородям вьется пахучая жимолость. Но достаточно привести только один факт, чтобы этот поселок сразу стал уникальным в своем роде в масштабах целой планеты. Бродзяны – единственное место в мире, кроме России, где есть музей А.С.Пушкина.
Подъезжаем к старинной усадьбе, огороженной со стороны проселочной дороги металлической решеткой. Впрочем, ворота в ухоженный парк во французском стиле открыты настежь. В глубине аллеи видны два двухэтажных здания. Это – бывшие владения австрийского дипломата барона Густава Фогеля фон Фризенгофа, а ныне музей имени Пушкина.
Не только пушкиноведам хорошо известно, что поэт никогда не выезжал за пределы России. Был, выражаясь современным языком, «невыездным». Какое же отношение он имеет к Словакии? И почему  здесь, в усадьбе Бродзяны, всюду мерещится его образ и звучат вдохновенные строки его стихов?

...Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец

«Чистейшей прелести чистейший образец» - младшая из трех сестер Гончаровых. За старшей, Екатериной, много лет тянулся скандальный шлейф, связанный с ее скоропалительным замужеством, сделавшим Дантеса, будущего убийцу поэта, родственником семьи Пушкиных. Средней же, Александре, судьба, видимо, поначалу  готовила незавидную участь старой девы, приживалки у младшей сестры и ее гениального мужа-поэта. Но это не сделало ее ни озлобленной, ни черствой.
Аза (так называли ее домашние) была старше Натали на год и не так красива. Но она была интересна, умна и независима, прекрасно ездила верхом, смело выбирая самых резвых скакунов. И в обыденной  жизни тоже не боялась брать инициативу в свои руки, твердо отстаивать свое, часто отличное от общепринятого, мнение, сохраняя при этом доброе и великодушное сердце.

Может быть, именно властный характер долгое время мешал ей выйти замуж? Будучи одинокой, она посвятила первую половину своей жизни близким, помогала, утешала, сглаживала острые углы семейных ссор. Зная далеко не блестящее материальное положение Пушкиных, незаметно для окружающих старалась сократить расходы. Она взяла на себя хозяйственные заботы и много времени уделяла своим маленьким племянникам. Поэт очень ценил  тонкость и деликатность Александры, ее тактичную поддержку в тяжелые минуты и умение сопереживать. Неудивительно, что они стали близкими друзьями. Впрочем, досужие сплетники утверждали, что их связывали не только дружеские отношения. Кто сегодня может поручиться, было ли, не было...
В те времена, когда девушка в двадцать считалась уже засидевшимся товаром, отметившая свое сорокалетие Аза, давно и прочно распрощалась с мыслью выйти замуж. Но тут случай свел ее с чиновником австрийского посольства в Петербурге бароном Густавом Фогелем фон Фризенгофом.  К тому времени ее младшая сестра Натали, после своего семилетнего вдовства, была уже замужем за генералом Ланским и воспитывала семерых детей.

Знакомство с будущим мужем, принимая во внимание участливый  характер Александры, произошло именно так, как и должно было произойти. Она помогала ухаживать за неизлечимо больной женой барона Фризенгофа Натальей Ивановной, кстати, родственницей Гончаровых. Наталья Ивановна умерла, оставив сиротой десятилетнего сына Грегора Фризенгофа, в будущем известного словацкого ученого-метеоролога. Погоревав полтора года, овдовевший барон предложил руку и сердце Александре Гончаровой. Предложение было принято, свадьба состоялась 18 апреля 1852 года, и вскоре Александра Николаевна с мужем уехали в Австро-Венгрию (сейчас это территория Словакии), в его имение Бродзяны. Грегору, сыну Фризенгофа от первого брака, она стала настоящей любящей матерью.

Позже у нее родилась дочь Наталья, которую боготворили все жители Бродзян. Скажем в скобках, что в словацком селе о Наталье Густавовне по сей день сохранилась добрая память. Еще живы люди, которым она когда-то помогала. Один из них рассказал о рождественском подарке, врученном ему, деревенскому мальчишке, старой, но еще статной и красивой женщиной. Помнит он, как каждое утро спускалась Наталья Густавовна верхом на лошади из своего замка на холме, будто добрая фея, и записывала все просьбы поджидавших ее жителей. Она открыла в Бродзянах родильный дом и дом престарелых, организовала сельскохозяйственный кооператив и воскресную школу.

Как часто женщины за тридцать ставят крест на своей личной жизни. Но пример Александры Николаевны убеждает – свое счастье можно встретить в любом возрасте. И даже выносить и родить после сорока  здорового ребенка – несмотря на отсутствие достижений современной медицины. Безмятежное замужество длилось 36 лет, и большую часть этого времени баронесса Фризенгоф провела в Бродзянах. Замок на берегах Нитры и его хозяйка, «тетушка Фризенгоф», славились своим радушием и гостеприимством. И часто сюда приезжала любимая младшая сестра со своими ребятишками — старшими детьми Пушкина и младшими девочками Ланскими.

Сестры очень дружили между собою.  А уж маленькая племянница Натальи Николаевны - Наташа Фризенгоф,  просто  глаз  не могла оторвать от своей  красавицы-тетки. В замке Александра прожила целых 40 счастливых лет; тут же и была похоронена. Многие пушкинисты уверены, что она унесла в могилу много тайн, в частности, о дуэли Пушкина и об их личных отношениях. Давно предполагалось, что в Бродзянах хранились ранее альбом Пушкина с его стихами и рисунками, дневники Александры Николаевны и, возможно, письма поэта к ней. Но перед смертью она сожгла всю хранившуюся у нее переписку.

Цветок засохший, бездыханный,
Забытый в книге вижу я;
И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя:

Где цвел? когда? какой весною?
И долго ль цвел? и сорван кем,
Чужой, знакомой ли рукою?
И положен сюда зачем?

На память нежного ль свиданья,
Или разлуки роковой,
Иль одинокого гулянья
В тиши полей, в тени лесной?

И жив ли тот, и та жива ли?
И нынче где их уголок?
Или уже они увяли,
Как сей неведомый цветок?

Благоговейно открываю тяжелую скрипучую дверь и попадаю в своего рода атриум, только закрытый стеклянной крышей. Крыша эта возведена, конечно, уже в наши дни, а во времена Фризенгофов здесь, во внутреннем дворике, вся семья собиралась в хорошую солнечную погоду для чаепитий и дружеских бесед. На втором этаже бережно сохранен интерьер, который существовал при прежних владельцах. В большой гостиной бродзянского дома будто и по сей день ждет хозяйку старинный рояль, помнящий теплоту ее нежных рук.  Как и прежде, на них любимые ноты: Чайковский, Бетховен, Штраус, чьи мелодии часто звучали в стенах старого замка. Гостиную украшают  портреты самой хозяйки, баронессы Фризенгоф, ее мужа Густава Фризенгофа, Натальи Николаевны, Пушкина... В одной из мемориальных комнат замка, затененной плотными полотняными  шторами, висит акварельный портрет Натальи Пушкиной работы Гау. На акварели изображена тридцатилетняя Натали в период ее вдовства.  К тому времени было уже изобретено фотографирование. На стенах комнат развешены даггеротипы: сестры Аза и Натали, в одинаковых платьях; сыновья Пушкина в мундирах пажей; его младшая дочь Наталья. Там же - портрет Левушки, брата Пушкина. Есть и портрет А.Н.Гончарова – дедушки, промотавшего все свое состояние и ничего не оставившего внучкам.

В одном из шкафов в зале бережно хранится гербарий из трав и цветов Михайловских рощ и лугов, собственноручно собранный и составленный самой Натальей Николаевной с детьми в августе 1841 года. Тем летом она жила в Михайловском вместе с сестрой Азой, которая, уезжая в Австро-Венгрию, забрала этот гербарий  с собой. В замке была найдена большая коллекция (8 альбомов) французского писателя и художника Ксавье де Местра, автора известной миниатюры из слоновой кости, изображающей мать Пушкина Надежду Осиповну в молодости. Ксавье де Местр был женат на тетке Александры Николаевны, поэтому его альбомы и очутились в замке в Бродзянах. Скончался же старый писатель в возрасте 80 лет на даче у Н.Н.Пушкиной-Ланской. 

В Бродзяны баронесса Фризенгоф привезла из России дорогие  сердцу реликвии, впоследствии положившие начало музейной коллекции. И самые интригующие среди них - золотая цепочка, подаренная ей умирающим Пушкиным и перстень с бирюзой, который, как говорят, до того нравился поэту, что тот взял его у своей свояченицы поносить, но через какое-то время вернул. Об этом факте сохранились воспоминания дочери Натальи Николаевны от второго брака с генералом Ланским. В них есть намеки на далеко зашедший роман Пушкина со своей свояченицей. Напрашивается вывод -  Александра Николаевна так долго не выходила замуж, потому что  оставалась верна памяти поэта. Истину не знает никто, но возможные предположения  подтверждают две вещицы, хранившиеся в замке: то самое кольцо с продолговатой бирюзой и золотая цепочка от креста, которую Пушкин, уже лежа на смертном одре, поручил княгине Вяземской отдать Азе без свидетелей. Вяземская рассказывала, что Александра Николаевна, принимая этот знак памяти, залилась краской и сделал вид, что очень удивлена.

Когда-то Александрина увезла с собой альбом с видами калужского имения Гончаровых – Полотняного завода, где она провела свое детство. Ныне в экспозиции музея Бродзян всего лишь одна фотография с запечатленными на ней въездными Спасскими воротами. При жизни Александры Николаевны в замке была собрана богатейшая библиотека. И ныне в мемориальных залах дома теснится в книжных шкафах множество томов в старинных дорогих переплетах. В их числе  и книги из знаменитой русской библиотеки Смирдина. И кто знает, возможно, на полках есть  издания, которых касалась рука Пушкина? Но что это? С одного из портретов на нас небрежно взирает усатый красавец-офицер, как две капли воды похожий на Жоржа Дантеса. Неужели у владельцев замка хватило совести повесить здесь изображение убийцы поэта?! В общем-то, ничего странного тут не было бы, ведь Дантес – муж старшей сестры Екатерины...  Но экскурсовод и научный сотрудник музея Эва Гершнова спешит рассеять наши сомнения: это не Дантес, а кузен сестер Гончаровых. Да, все самоуверенные  лакированные красавцы похожи между собой, будто сделаны по одному шаблону...

В дверном проеме гостиной, на косяке, который во время войны спрятал один из жителей деревни Бродзяны, чудом сохранились замеры роста жены Пушкина и ее детей. Карандашная отметка удостоверяет: избранница поэта имела рост 173 сантиметра, удалась в мать и младшая дочь Пушкина Наташа — у нее был точно такой же рост. Мало кто из посетительниц музея избежит искушения тайком прислониться к этому дверному косяку и сравнить свою стать со статью божественно прекрасной женщины, которую любил сам Пушкин! Наверное, это единственное место в мире, где старый паркет хранит след ноги красавицы Натали. Последний раз она, страдающая уже тяжелым недугом, навестила Бродзяны в 1862 году, за год до своей кончины...

"Так наше ветреное племя/ Растет, волнуется, кипит/ И к гробу прадедов теснит,/ Придет, придет и наше время,/ И наши внуки в добрый час/ Из мира вытеснят и нас!"

Сестра ее Александра дожила до глубокой старости. В окрестностях имения, на одном из холмов, примыкающих к поселку, виднеется островерхий купол каменной часовни. По обе стороны от входа в семейный склеп - мраморные доски, на которых латинским шрифтом выбиты имена. Здесь, на словацкой земле, нашли последний покой баронесса Александра фон Фризенгоф, урожденная Гончарова, владелица Бродзян, умершая 9 августа 1891 года, на двенадцать лет позже своего супруга барона Густава фон Фризенгофа, их дочь Наталья, в замужестве — герцогиня Ольденбургская, зять Антон Гюнтер Фридрих Элимар, герцог Ольденбургский и внучка Александрина Густава Фредерика, принцесса Ольденбургская.    
   
(Рига-Бродзяны-Рига)
            2007 г.
 
 


Рецензии
Давно думала об этой сестре. Средние дети - самые интересные, и им всегда непросто на своем месте под солнцем.
А 40 лет как возраст, это " just a number". Была счастлива 40 лет- этого мало.

Марина Легранд   27.01.2024 23:44     Заявить о нарушении