Об именах. Геннадий Невельской

Я снова обращаюсь к событиям той мировой войны, которая названа Крымской, или Восточной,  в 1854 – 1855 годах. Россия к этой войне совсем не готовилась. Армия была огромной,  занималась муштрой и парадами, потому  не училась  отражать усилия врага. Похоже, Николай Первый после восстания декабристов на Сенатской площади больше опасался внутренних врагов и не верил в существование внешних. Вместе с европейскими армиями русская армия довольно успешно боролась с Османской империей и освобождала славянские народы от рабства. Похоже, царь не хотел замечать, что Запад люто ненавидел и русских, и славян, присматривался к богатейшим ресурсам России и выжидал, подобно хищнику, удобный момент для нападения. А европейского обывателя пугали русским медведем. Как на образец русофобии, можно посмотреть на статью Фридриха Энгельса «Демократический панславизм», написанную в 1849 году, то есть за шесть лет до нападения, а в ней однозначный вывод: «Ненависть к русским была и продолжает еще быть у немцев их первой революционной страстью».

Крымская война закончилась, но русофобия сохранилась. И снова Россией пугают обывателя.

В 1857 году в книге «Тайная дипломатия 18 века» Карл Маркс утверждал:
«Московия была воспитана и выросла в ужасной и гнусной школе монгольского рабства. Она усилилась только благодаря тому, что стала виртуозной в искусстве рабства. Даже после своего освобождения Московия продолжала играть свою традиционную роль раба, ставшего господином. Впоследствии Петр Великий сочетал политическое искусство монгольского раба с гордыми стремлениями монгольского властелина, которому Чингисхан завещал осуществить свой план завоевания мира».

Для западного мира Россия вечный враг, поскольку русские думают не так, делают не так, и хотя никогда в России не было планов завоевания мира, эту муху накачивают до размеров слона. Так было и в 17 веке, и в 18 веке, и в 19 веке, и в 20 веке, и так продолжается сегодня, и по сути каждый день можно услышать, как политики стран Западной Европы, руководители НАТО или Евросоюза нагло клевещут на Россию, пугают обывателя Путиным и его якобы коварными планами. Даже из помощи наших военных медиков бороться с пандемией коронавируса в Италии западные политики состряпали ложь о коварных планах русских. Они по-другому не умеют. Врать и грабить… Грабить и врать…

В своих работах, вовсе не научных, «Инициатива снизу» и «Инициатива снизу 2» я касался событий и некоторых действующих лиц на Камчатке и в Охотском море. Вдали от столиц успешно меньшими силами решаются важнейшие вопросы безопасности страны, защиты государственных интересов. И всегда находятся люди, которые проявят инициативу и смогут защитить тот суровый край от врага.

Один из таких инициативных людей – исследователь Дальнего Востока, адмирал Геннадий Иванович Невельской. На его примере можно узнать, что инициатива может быть наказуема, если во власти, на высоких должностях оказываются карьеристы, недалёкие люди, думающие больше о своём кармане, о стремлении угодить начальству, а не заботиться о государственном деле.

Геннадий Иванович Невельской родился 5 декабря (по старому стилю 23 ноября) 1813 года в усадьбе Дракино (Костромская губерния) в семье морского офицера. Он получил хорошее домашнее образование, и в 16 лет, в 1829 году, с лёгкостью  поступил в Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге. Меня удивило, сколько и какие предметы сдавал тогда поступающий. Девять предметов: Закон Божий; русский, французский и английский языки; история; география; арифметика; начала алгебры и геометрии. При приёме преимущество предоставлялось детям морских офицеров. Два года – кадеты, потом гардемарины, а выпускники производились в мичманы.

В годы учебы Невельского начальником Морского корпуса был знаменитый мореплаватель адмирал Иван Фёдорович Крузенштерн (1827—1842). Это он  возглавлял в 1803—1806 годах первое русское кругосветное плавание, а после описал это путешествие в трёх томах.


Окончив Морской корпус в 1832 году,   мичман Невельской в числе лучших учеников стал слушателем Офицерский класс, это был прообраз будущей Военно-Морской академии. В 1836 году Геннадий Невельской сдал экзамены и в  чине лейтенанта получил  назначение офицером на корабль «Беллона» в эскадре адмирала Федора Литке.

В последующие несколько лет Невельской служил на различных должностях на кораблях «Князь Варшавский», «Аврора» и «Ингерманланд», участвовал в  дальних походах, был  вахтенным офицером и фактическим наставником при великом князе Константине Николаевиче, втором сыне императора Николая Первого.

Интересная практика тогда была. Судно ещё строится, а на него уже назначается капитан, чтобы наблюдать за строителями, чтобы обеспечить надёжность будущего судна, и в 1846 году капитан-лейтенант Геннадий Невельской  назначен командиром строящегося военного транспорта «Байкал». Спустя год принято решение отправить новое судно с грузом на Камчатку. А у Невельского была  давняя идея по изучению устья реки Амур, ведь  долгое время считали, что Амур непригоден для судоходства океанских судов. Вот он и решил воспользоваться этим случаем. Его поддержали и  вновь назначенный губернатор Восточной Сибири Николай Николаевич Муравьев, и начальник главного морского штаба Александр Сергеевич Меншиков, потому Невельской направил высочайшее прошение Николаю Первому о разрешении экспедиции.

Плавание началось в начале сентября 1848 года, через восемь месяцев «Байкал» был в порту Петропавловска.   Высочайшего разрешения на свои исследования Невельской  так и не получил, потому решил действовать самостоятельно.

В июне 1849 года «Байкал» достиг северной оконечности Сахалина,  обогнул его с запада и направился в Амурский лиман. Вскоре был обнаружен вход в лиман и найдено устье Амура, которое команда Невельского обследовала на несколько километров вверх по реке. Таким образом, экспедиция совершила значительное географическое открытие и  доказала, что Сахалин – остров, а не полуостров, как считалось ранее. Геннадий Невельской  подтвердил свою теорию:  судоходство на Амуре возможно.

Вскоре Невельской и Муравьев получили высочайшие предписание о дальнейших действиях, им прямо запрещалось  вновь спускаться от Охотского моря к Амуру, чтобы не обострить  отношения с Китаем и Японией. К войне с Китаем Россия не готова. Невельской огорчился такому решению, ему здесь, на Дальнем Востоке, виднее, что и как делать, чем в столице на другом краю страны. Как поступить? На свой страх и риск он нарушил столь жесткие требования, спустился к Амуру, продвинулся по лиману и  в августе 1850 года основал военное поселение в устье Амура под названием Николаевский пост, впоследствии ставшее городом Николаевск-на-Амуре. Место было удобным и для города, и для морского и речного порта.

В общем, Невельской проявил инициативу и распорядился поднять  над основанным им поселением российский военный флаг, а ещё объявил о присоединении Амурского края к России.

Какова была реакция в столице на присоединение земель по низовьям Амура к Российской империи?  После возвращения Геннадия Невельского в конце того же года в Санкт-Петербург его действия были рассмотрены в Особом комитете, который счел их дерзкими и самоуправными. Невельского было предложено разжаловать в матросы.

Вот по такому же принципу уже в наше время правительство Дмитрия Медведева в канун открытия в России чемпионата мира по футболу протащило антинародную пенсионную реформу. И даже Путин, обещавший не повышать пенсионный возраст, подписал документы в интересах международного валютного фонда. Была нарушена Конституция РФ.

Как поступил Николай Первый? Он  рассмотрел обстоятельства дела и  наложил на решение комитета знаменитую резолюцию:

«Где раз поднят русский флаг, там он спускаться не должен».

Вот как должен поступать государственный деятель, думающий о судьбах своей родины.

Давно замечено: сильный политик приращивает территории своей страны, слабый  отдаёт свои земли соседям.

Рассказывают, что ходили слухи  о желании Ельцина передать Японии Курильские острова в южной их части. И когда он летел в Японию, по ТВ показали фильм «Иван Васильевич меняет профессию» А там, помните? Управдом Бунша в роли царя готов отдать Швеции Кемскую волость: «Забирайте!» И как среагировал  на это квартирный вор?  И Ельцин якобы передумал. В сети есть интервью Бориса Ратникова, генерал-майора ФСО РФ, «Комсомольской правды» от 19 декабря 2015 года, где подтверждается факт подготовки к передаче островов. Инициаторами были сам Борис Ельцын, министр иностранных дел Андрей Козырев, а и.о. премьера Егор Гайдар даже подписал распоряжение Правительства РФ N 1553-р «О подготовке визита Президента РФ Б.Н. Ельцина в Японию». Рабочую группу возглавил Сергей   Глазьев.  Но правда в том, что полёта Ельцина не было, и визита тоже не было. Правительство Японии не могло гарантировать безопасность президента, а опыт нападения в Японии на будущего русского монарха Николая Второго 29 апреля  1891 года был.

Высшие офицеры спецслужб России уговорили Ельцина, что  Китай имеет территориальные претензии к России и может потребовать их вернуть даже ценою военных действий. В общем, Ельцин от визита и от передачи островов отказался.
А Дмитрий Медведев в аналогичной ситуации не передумал,  и демаркация российско-норвежской границы в 2010 году состоялась, спорная акватория была поровну поделена между Россией и Норвегией.

5 сентября 2010 года президент России Дмитрий Медведев и премьер-министр Норвегии Йенс Столтенберг подписали договор «О разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане».

25 марта 2011 года закон о  ратификации Договора одобрила Госдума. 30 марта 2011 года  - Совет Федерации. Голоса против были, но они погоды не сделали.

В 2013 году норвежские исследователи объявили, что в  акватории, отошедшей к  Норвегии, обнаружены запасы углеводородов на  30 млрд долларов.

Россия проявила слабость, и теперь русофобия в Норвегии с каждым годом растёт, а Йенс Столтенберг до сих пор уверен, что Россия слаба, и если хорошо надавить, она всё сдаст, как сдала при Горбачёве или Медведеве. Русофоб опирается на уже достигнутые при нём успехи взаимодействия с Россией и клевещет.

Пресмыкаемая пресса тогда утверждала, что Россия через 40 лет споров поступила как современное цивилизованное государство и получила в лице Норвегии доброго и надёжного соседа.

Это так, для примера.

В феврале 1851 года по решению правительства была организована  Амурская экспедиция. Её возглавил Геннадий Невельской.  Был детально исследован бассейн нижнего Амура, произведена топографическая съемка, составлена первая карта всего Амура, проведена большая исследовательская работа на Сахалине. Европейским политикам не нравилось то, что сделано Россией по укреплению своих позиций на Дальнем Востоке.

В 1854 году Невельской был произведен в контр-адмиралы.

А потом было нападение англо-французской эскадры на Петропавловск. Военный губернатор Камчатки Василий Завойко подготовил порт и город к обороне, настроил команду. Петропавловск выдержал недельную осаду  в августе 1854 года.  Во время боя русские умудрились взять  боевое английское знамя. Враги обстреляли и отступили. А пока они собрались с новыми силами, военный порт из Петропавловска был перенесён в устье Амура, туда, где заложила порт и город Амурская экспедиция Геннадия Невельского.

8 июня (27 мая по старому стилю) 1855 года поступило распоряжение Николая Муравьёва о расформировании Амурской экспедиции,  Невельского назначили  начальником Штаба Морских сил при генерал-губернаторе Восточной Сибири.

В июле 1856 года Невельской вернулся в Санкт-Петербург и вскоре зачислен в резерв флота. В 1857 году его  назначили членом Морского Ученого комитета, в 1864 году он произведен в вице-адмиралы, в 1874 году — в адмиралы.

О своей деятельности на Дальнем Востоке Невельской рассказал в книге "Подвиги русских морских офицеров на Крайнем Востоке России, 1849-1855", над которой работал до конца жизни. Она вышла из печати через два года после смерти ее автора. А скончался Геннадий Невельской в Cанкт-Петербурге 29 апреля (17 апреля по старому стилю) 1876 года, похоронен на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря.

Именем Невельского названы 12 географических пунктов в Японском и Охотском морях, Дальневосточное высшее инженерное морское училище (ныне Морской Государственный университет) и улица во Владивостоке, райцентр в Сахалинской области. Невельскому установлены памятники во Владивостоке (1897), Николаевске-на-Амуре, Хабаровске, Солигаличе, на месте пустоши Дракино и на Петровской косе.

Невельскому посвящен художественный фильм «Залив Счастья» (1988, режиссер Владимир Лаптев).


Рецензии