Сибиряк Санитар стрелковой роты 594 Стрелкового по

Санитар стрелковой роты 594 Стрелкового полка
Посвящается Карпову Михаилу Ивановичу.
/эти награды были в справке из архива, в компьютере я ещё нашла ссылки на другие награды деда/

Когда началась война, как и все мальчишки Михаил хотел идти на фронт, но возраст, а к тому ещё и рост, делали мечту не сбыточной. Война растянулась на долгие годы, но всё равно возраст был не достаточен, да и рост не изменился. Не сразу, но всё же получилось изменить себе возраст, и вдруг в раз повзрослев, Михаил пошёл в военкомат. Потом всё равно всё выяснилось, но это будет потом! И вот читаем запись в его архивной справке. Карпов Михаил Иванович 11.11.1943 года был призван Туганским РВК, Новосибирской обл., Туганский р-н /сейчас это Томская обл., Томский район/, поступил на службу в 594 сп 207 сд 1 БелФ.
На пехотном солдате всего навешано, как на ишаке. Таких как Михаил, кто ростом не вышел было не видно из-за снаряжения. И скатка, и вещмешок, и противогаз, и каска, и сапёрная лопатка, и котелок, ещё сумка полевая, два подсумка с патронами. В противогазной сумке обычно запихнутая на случай граната, ну, и, винтовка, или автомат. Пот льёт ручьями, на просушенных солдатских гимнастёрках проступают белые пятна соли, гимнастёрка коробом стоит.
В героической летописи нашего Отечества одним из самых ярких и незабываемых событий навсегда останется Победа советского народа над фашизмом в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Каждый воин вершил в годы войны свой подвиг. Каждый добивался, нередко ценой жизни, своей победы, пусть маленькой, но победы!
В битвах и сражениях Великой Отечественной войны особое место занимают сибиряки, они сражались на всех участках громадного фронта. Уже в первые дни войны сибиряки вместе с другими воинами Красной Армии приняли на себя удар врага и насмерть стояли на рубежах родной страны. Война вещь страшная... Сколько людей уже ушло из жизни так и не рассказав людям, что им пришлось испытать, не рассказав свою правду войны. И совсем не потому, что им нечего было рассказать, а потому что многие считали, что они просто выполняли свой долг перед Родиной.
Я хочу рассказать о нашем отчиме, о том человеке, которого наши дети называют дедом. К сожалению, мы тоже не много знаем о днях войны нашего деда.

1.Мы называем его –Дед!
И в День Победы зажигаем свечи.
Мы не забудем тебя Отчим –Нет!
И внукам завещаем помнить вечно.

2.Вот это фото тех военных лет
С Подольского архива передали.
И этот молодой солдат наш –Дед!
Одет как будто на парад и вряд медали!

3.Какое строгое лицо!
Подстрижен точно по уставу.
И держится ну просто молодцом.
Такой наш Дед ну парень бравый!

4.Такие детские глаза!
Что повидать уже успели.
Мальчишкам детство не вернуть назад
Надевшим в дни войны шинели!

5.Он смотрит в даль, он верит в нас!
Что ту войну мы не забудем.
И победим ЧУМУ сейчас-
И помни Дед- мы не забудем!

Родился Карпов Михаил Иванович в маленькой сибирской деревеньки, с простым названием, Сурово Томской обл., Томского района. Сейчас деревеньки такой уже нет, на месте, где прошло его детство, где ему была знакома любая тропа, каждый кустик—там теперь разбивают городскую свалку и кладбище.
Детство прошло в тайге. Михаил рано освоил законы тайги, потому его и не пугали экстремальные ситуации. Сурово располагалась не далеко от автомобильной дороги Томск-Асино, и входило в Холдеевское хозяйство. Я помню, как мы ездили с дядей Мишей на мотоцикле. по местам его детства от населённых пунктов остались лишь названия. По каким-то лишь ему знакомым признакам мы останавливались, и он говорил мне, вот здесь Сурово, а здесь Сухоречье, затем ехали через бывшую деревню Дунино и до деревни Семилужки. Тогда я первый раз побывала и на своей родине. Хоть у меня стоит запись в свидетельстве о рождении Семилужки, но настоящее моё место рождения Подсобное хозяйство, Учхоз. Но это тоже был просто лес и полянка, как и выглядели те посёлки, в которых мы останавливались. Дядя Миша рассказывал мне, что его родители держали постоялый двор, благо, что расположении деревни позволяло. Особой работы в их округе не было, вот и был этот постоялый двор подспорьем их семьи. Старшей из детей в семье была Александра, а потом получилось, что Михаил стал старше её и он ушёл на фронт! Эта путаница так до конца жизни не выровнялась, столько было вопросов, порой не решаемых.
09.05.1945- война закончилась-ПОБЕДА!!! Но только не для Михаила, он пробудет в Берлине ещё три года. Победа, это совсем не в раз наступившая тишина, ещё не всё было спокойно, наш дед служил в сан роте, но скоро и сам был ранен, конечно, это было обидно, получить ранение после войны. И это ранение стало не только обидным, но оно болезненным рубцом, не заживающей раной прошлось по всей его жизни. Когда Михаила выписывали из госпиталя, выяснилось, что его документы в момент ранения были утеряны, Ему выдали дубликат, но не так оказалось всё просто по жизни. Сразу после войны как-то не ощущались проблемы, а потом началось упорядоченье и подтверждение документов участников. С одной стороны, хорошее дело, а с другой стороны, не так-то просто оказалось подтвердить документ, слишком не простой была переписка и поиск адресов куда ещё написать, это не то, что сейчас в интернете. Потыкался дед, как слепой котёнок, да и заявил, что не за шоколадку он воевал. Видно, было переживал он очень.
Но так случилось, что обстоятельства сложились так что к поискам пришлось вернутся.
У деда была проблема с глазом, наверно, не так и серьёзно, и, похоже, у врачей не вызывало проблему. Деда положили в Томске в больницу и нам звонит врач, говорит дед на операционном столе, не поймём, что не так пошло. Я помнила из его рассказов и сказала, что у него пулевое ранение в голову было. Врач сказал, сейчас будут проверять и что нам надо приехать, я с сестрой поехали, дед уже был в реанимации, к нам вышел доктор, который звонил и сказал, что я дала информацию, которая могла стоить деду жизни, а потом спросил, в карточке написано, что у него нет детей, а вы кто ему, мы ответили, что Михаил Иванович нам отчим, но мы его зовём дед, а он нас дочки. Когда дед вернулся домой, мы ему сказали, надо искать, и теперь это надо не для формальных отписок, а это важно для того, чтоб не повторился вот такой страшный инцидент. Дед рассказывал мне всё по порядку, а я записывала. Я специально не заканчивала сразу обработку письма, потому что он вспоминал ещё и ещё, я никогда не видела его таким взволнованным. Видно, не простая для него тема войны. Уже тогда я понимала, что неправильно поступают с ветеранами, не только талонами их надо чествовать, их надо слушать, надо записывать, вот это точная история, такую историю не перепишешь и не подретушируешь. Вот что надо было нам делать тогда в школе и когда к нам ветераны приходили на уроки и идти к ним и всё писать, и эта летопись стала бы неопровержимым доказательствам тем, кто сейчас не дружит со своей совестью.
Адрес архива деду дали в совете ветеранов, и мы с ним отправили письмо в Подольский архив Московской области. Совсем не долго мы ждали ответ, и вот деду прислали две выписки одна о награждении другая о ранениях.  А ещё вот эту самую фотку, что стоит в начале моего рассказа, он увидел её впервые! Как читал он эти справки, как смотрел на фотку, это описать невозможно. Это было накануне пятидесятилетия Победы! Утром дед встал рано, да он и не спал, наверно. Собрался быстро по-солдатски, и поехал в военкомат. Не ожидал он такого приёма, а тогда уже было дано правительственное указание о внимании к участникам. Дед нам рассказывал и всё время повторял, как всё необычно. Говорил, когда пришёл в военкомат его уже сразу в фойе встретил молодой солдат и помог пройти к регистратуре. А там предложили стул и спрашивали так вежливо/не привык дед к такому. Разволновался ещё больше. Когда посмотрели его бумаги тут же пригласили к Военкому, а тот сам вышел встретил деда и проводил к себе в кабинет и был такой внимательный и вежливый. Дед сидел нам рассказывал и плакал, говорит неужели я до такого дожил. На Копыловский с/совет пришли бумаги на деда, а потом его вызвали на медкомиссию и сначала дали 3 группу, а позже 2 группу инвалидности. Расцвёл наш дед, ожил, видно было, как камень с души упал. Он снова почувствовал себя равным, вот что значит главное не память а бумажка, так он себе это объяснил. Немного по-другому приняли его бумаги в Копыловском с/ совете. Через двадцать лет нашего деда снова пригласили на празднование пятидесятилетие Победы уже как участника. Но праздник испортили. В зале на торжественном заседании объявляли каждого участника отдельно и поздравляли и песни для каждого пели, а деда не называли, и уже когда всё заканчивалось, назвали как промежду прочим, но, когда зачитали его наградной лист, в зале послышались недовольства, у деда награды тянули на первоочередное упоминание, а не в конце и скопом. Людской фактор, ошибка организаторов или недоверие к архивным справкам.
На 68 годовщину Победы нашего деда уже не было среди нас. Моя сестра с семьёй пришли на праздник к памятнику в посёлке Копылово, основную часть жизни дед прожил там и работал и на пенсию ушёл. Всё было празднично, красиво. Большой плакат со списком ветеранов посёлка. Но только среди них не было нашего деда. Понять мою сестру было возможно, какой тут праздник, когда она пришла с дочкой и внучкой вспоминать, да, конечно, всех остальных участников она знала. Но почему нет Нашего Карпова Михаила Ивановича. Конечно, она пошла после праздника в сельский совет, и вот таким был ответ….А зачем вам это надо! Потом позвонили в военно учётный стол и там ещё лучше спросили. Почему мы спрашиваем, нам что-то надо, льготы или квартирный вопрос!!! Да нет, мы им сказали, ему уже не нужна квартира, он уже не с нами, он своё получил, ему поставили памятник от военкомата. И правда, чем мы ещё не довольны.. Мы сказали, что нам нужна ПАМЯТЬ!!! Есть же всем известные точно сказанные слова — это надо не мёртвым, это надо живым! Ох как точно сказано, и мы знаем эти стихи с детства, но читаем по-разному. А потом предложили принести сведения и фото деда в сельский совет для следующего раза, на такой простой вопрос, а что у вас в совете ветеранов нет таких данных, ответили, таких данных нет! На следующую 69 годовщину внучка портрет деда заказала, и правнучка деда прошла с ним в колонне до памятника. Но осадок остался и сегодня. А когда я сейчас слышу, что делают с историей, хочется кричать, давайте сами историю ценить так, чтоб другим было до неё не дотянутся!

Медаль за отвагу

Эту медаль дед получил в бою 19.02.1945 такая там стоит запись-рядовой Карпов М. И. под сильным артминогнём противника установил пешую связь с правым соседом и рискуя жизнью вынес с поля боя раненого командира и спас ему жизнь.
И я в тот же день февраля только уже 2020 года написала стихотворение, посвящённое нашему деду.

Сегодня снова на дворе февраль,
Лишь год другой, но та же дата!
Дед получил там на войне медаль,
Награда за отвагу русского солдата!

Конец войны, год сорок пятый,
Читаю я архивный документ!
Сегодня год две тысячи двадцатый,
Представила я деда в тот момент!

Стрелок в стрелковом батальоне,
Простой солдат, обычный рядовой!
Не светят звёзды на его погоне,
Зато герой наш дед, да и какой!

Февраль, зима, сплошной огонь,
Несёт соседу пешее сообщенье!
Противник в шоке, солдат заговорён,
Совсем забыл он о своём спасение!

Бой не стихал, подняться нету сил,
Ожесточённо по ним мины били!
На поле боя ранен командир,
Но санитары вовремя прибыли!

Дед! Ты жизнью рисковал,
И командира вынес с поля боя!
И мы хотим, чтоб Дед ты знал,
Ты символ русского Героя!
*********

Похоронен Карпов Михаил Иванович на кладбище возле пос. Светлый.


Рецензии