Далёкая река
А как ценна, как поистине восхитительна идея одиннадцатилетнего Олега Жукова, его идея – одна из самых смелых, самых грандиозных. По крайней мере, ему так кажется. Он гордится тем, что авторство этой идеи принадлежит не кому иному, как именно ему. Все трудности затеянного дела он возьмёт на себя, и смелость его будет безгранична.
Олег жил и учился в маленьком городке, ничем не примечательном и очень скучном. Теснота и простота крохотного городка почти не давала права почувствовать себя на вершине горы, расслабиться, не давала права на свободу и на мечты о чём-то великом и далёким. Жизнь Олега текла уныло и тяжело – так течёт вода из крана, который почему-то не выключен. Олег хотел иного, желал, чтобы жизнь мчалась, как огромная река, со всей силы обрушивалась на берег, сносила всё на своём пути… Когда Олег учился в пятом классе, русский язык у его класса преподавал Иннокентий Матвеевич, человек очень умный и начитанный, но при всём при том очень суровый и грозный; человек, который говорил иногда: «И куда только бурса подевалась»? Розги он считал для провинившихся и непослушных учеников наказанием применимым, одна была беда – никто бы не разрешил ему применять их. Двадцать первый век на дворе, какие розги?..
С Олегом у Иннокентия Матвеевича отношения были очень сложные, они постоянно ругались и ссорились, и ни один из них не позволял другому считать себя побеждённым. Олег считал, что Иннокентий Матвеевич слишком много гордится собой, а на самом деле знает очень мало, что все его достижения в областях русского языка и литературы, о которых он часто плетёт целые истории – не что иное, как враньё, что Иннокентию Матвеевичу, наконец, тяжела и непонятна наука, которую он преподаёт, а именно поэтому он такой злой, раздражительный и суровый, загнанный в угол собственным незнанием и неумением, собственными ошибками. Споры учителя и ученика дошли до всех: до директора, родных и знакомых. Одноклассники Олега воспринимали его спор с учителем с огромной радостью, так как он тянул время неприятного урока. Бывало, у какого-нибудь неподготовленного ученика в голове вырисовывалась плохая оценка за урок, далее – разговор с родителями и директором, вызов родителей в школу… Но тут в дело вмешивался Олег, чьё любопытство вперемешку с ненавистью влекло за собой спор с Иннокентием Матвеевичем, и не приготовившийся к уроку ученик мысленно считал себя спасённым.
В ноябре Олег не мог терпеть дальше. На его детский ум пришла страшная идея: совершенно разозлить Иннокентия Матвеевича, разрисовав класс и разбросав по нему вещи, при этом испортить имущество учителя, которое он хранил в верхнем ящике стола. В приливах ненависти человек нередко готов пожертвовать собой, лишь бы и его врагу пришлось очень худо. Олег был готов распрощаться со школой, в душе надеясь, что Иннокентий Матвеевич разозлится так сильно, что и ему придётся оставить работу.
Олег рассказал свою идею классу. Кто-то промолчал, кто-то испустил лёгкий, почти незаметный восторг, кто-то счёл идею ужасно дерзкой и ничего хорошего не предвещающей. Все понимали, что сейчас Олега уже нельзя было остановить: сейчас он был рекой, шумной и сильной, быстрой и великой.
Задуманное случилось 29 ноября. Иннокентий Матвеевич вышел из класса после урока, и тогда Олег раскидал все книжки, рюкзаки учащихся, прочие вещи, разрисовал доску и стены неприличными словами. Он не отдавал себя отчёта в том, что делал. Перед ним стоял Иннокентий Матвеевич – во весь рост, высокий и суровый, с отвратительно сияющей улыбкой. Каждая вещь, каждая книга и сумка была им. До личных вещей учителя Олег не добрался. В класс вошёл директор.
Олег был сильно наказан. Его наказали и директор, и классный руководитель, и удивившиеся родители. Стоило становиться рекой? Стоило быть таким смелым и наглым? Стоило брать на себя обязанности любым способом навредить Иннокентию Матвеевичу?
И так ли удачна была идея Олега? По правде сказать, он хотел только одного: стать рекой. Он попросту не знал, как, чем этого добиться? Класс не так уж долго помнил проделку Олега, гораздо дольше в памяти некоторых ребят остался момент, когда его ругали директор и родители.
В итоге, идея Олега провалилась, опозорив своего автора. Все растоптали и помяли её, как никому не нужную листву, которая мешала спокойно идти по дороге. Впоследствии Олег понял, что идея его не так уж и грандиозна: ничего большего, чем дерзость и эгоизм, в ней не было. Он понял: «Пусть лучше моя жизнь будет водой из крана, которой можно помыть руки; лужей, из которой пьют птицы или ручьём, по которому можно пускать кораблик, но только не рекой, смелой и быстрой, но мешающей жизни остальных». Река была впереди и ещё не просматривалась на горизонте.
Свидетельство о публикации №220042002071