Четыре потрясения для одного поколения
Первое потрясение – Великая Отечественная война. Она лишила меня нормального детства, забрала жизни близких людей, включая деда и бабушку, лишила дома и всего имущества, заставила узнать, что такое бомбёжки и бомбоубежища, бегство от войны, забросила в глухие дальние края. Я написал об этом книгу – «Школьная дорога, опалённая войной». Старшим поколениям тогда потребовалось сплотиться, чтобы добиться победы и спасти жизни нам – своим детям и старикам.
Второе потрясение – смерть Сталина. Об этом я ещё расскажу.
Третье потрясение – развал Советского Союза и смена идеологии. Такие перемены ни для кого бесследно не проходят. А я 13 лет жил и работал на Украине, в Донбассе, и то, что сейчас там происходит, не может меня не касаться.
А теперь нам досталось ещё одно потрясение – четвёртое для моего поколения. Потрясение коронавирусом. Очень немногие из моих ровесников дожили до этого испытания. Оно ещё только началось, и не все его осознали. Не все уже поняли: это – война с невидимым врагом. Никто ещё не знает, когда и чем она закончится и кому из нас суждено добраться до её конца. Осмысливать происходящее придётся уже следующим поколениям. Сейчас, пожалуй, ясно только одно: наш мир изменился – таким, как до пандемии, он уже не будет. Пока же люди разделились на две части. Одни вступили в бой – в разных боевых подразделениях, других призвали оставаться дома и максимально ограничить свои контакты. Чтобы защитить себя и своих близких и не осложнять работу первым. Каждому из нас следует осознать своё место в новой реальности. Сплотиться так, как пришлось во время Великой Отечественной войны. Вместе мы победим!
Свидетельство о публикации №220042000272
Когда родился ее первый ребенок началась ПЕрвая мировая.
Потом случилась революция. Почему-то пропали все их сбережения в банке. Видимо. как придумал великий .Ленин.
Потом у нее родились еще дети, но их детсво не было нормальным, онобыло советским.
Ее супруг. профессор консерватории, имевший мировое имя (до сих пор висит табличка в консерватории) летом играл в оркестриках по южным курортам, чтобы зимой не так нуждаться.
Потом началась Вторая мировая, одного сына контузило, другого - 18 летнего красавца, поэта и идеалиста, отправили на убой на Невский Пятачок. Потому что ничего другого наши военные начальники не умели. Он прожил в атаке несколько секунд.
В квартиру на Невском им населили кучу пролетариев и стукачей.
На ее дачном участке построили впритирку около 20 домов.
Но бабушка на это не досадовала. Я так понимаю, ей стало все настолько безразлично после гибели сына.. Помню ее - Невозмутимаяж глядящая поверх голов, словно усталая королева.
А люди постарше в этом дачном поселке, которые помнили, на чьей земле построились, всегда, здороваясь с ней кланялись. Я воочию увидела, что означает выразение "ломать шапку".
Мария Березина 20.04.2020 13:44 Заявить о нарушении
Благодарю Вас за рецензию на «Четыре потрясения для одного поколения» и за свой рассказ. Жаль, что он очень скупой – без подробностей. Важно, чтобы наши рассказы о прошлом и о предках каждого не канули в Лету – из них складывается история нашей страны.
К сожалению, некоторые Ваши суждения вызывают, как минимум, вопросы. Пример: «Потом у нее родились еще дети, но их детство не было нормальным, оно было советским». Любое советское детство было ненормальным? А какое время Вы считаете нормальным – то, когда родился первый ребёнок Вашей прабабушки, т.е. досоветское, время Первой мировой войны и революций?
О Невском пятачке, где погиб один из её сыновей, я напишу отдельно – это одна из самых трагических страниц Великой Отечественной войны, 75-летие нашей Победы в которой мы готовимся отмечать в эти дни. Там погиб один из моих родственников.
Виктор Файн 21.04.2020 02:56 Заявить о нарушении
Им так и не удалось создать ничего подобного. последующие годы - эксперименты со школьным образованием, репрессии. неуклюжие попытки обобществления с катастрофическими последствиями для сельского хозяйства и промышленности - не создавали возможности нормальной жизни.
Правда, сейчас принято считать, что где-то с 1960 до 1980 гг жизнь была почти комфортной. Но это касалось только больших городов. Если считать достаточным для комфорта сносное питание и отсутствие страха.
Хотя школьное образование в СССР до сих пор некоторые очень хвалят, оно имело ряд больших недостатков.
1. Онобыло одинаковым для всех. Дети пьяниц и малоразвитых людей учились в одном классе с детьми из образованных семей, которые шутя проходили кольную програмуи посмеивались над тем, что им внушали.
2. При довольно приличной математике,физике и химии все прочие предметы пребывали на очень низком уровне. Литература и история были так идеологизированы, что не давали возможности полюбить их и с интересом изучить.
3. Иностранные языки и география были советскому школьнику просто не нужны. Поэтому по географии учили преимущественно полезные ископаемые, на территории СССР.
Мария Березина 21.04.2020 12:56 Заявить о нарушении
Не нужно ни превозносить, ни охаивать советский период нашей истории. Нужно брать из него всё лучшее и избавляться от неприемлемого. Именно для этого следует знать ЛЮБУЮ историю. Независимо от того, нравится она нам или нет.
А историю двух мировых войн Вы, уж извините меня, знаете очень плохо. «Сама по себе война не могла бы повлиять на детство» - это кто же Вам такое сказал?? Вы явно не знаете, что такое война. И не дай Бог Вам её узнать. Человек, переживший войну даже вдали от военных действий, не мог бы написать такие слова.
21.04.2020.
Виктор Файн 21.04.2020 16:50 Заявить о нарушении
Бессмысленное слово "охаивать" применяется тогда, когда нечего возразить.
Мария Березина 21.04.2020 17:52 Заявить о нарушении
Судя по Вашим замечаниям, самым нормальным временем в истории страны Вы считаете царское. Пришли «враги» (читай: Ленин, Сталин и еже с ними), и всё разрушилось. Наверное, не Некрасов, а Ленин написал «Кому на Руси жить хорошо». А «Войну и мир» - не Лев Толстой, а Сталин. Хорошо было бы всем в царское время, не было бы Ленина и ленинизма. Не ввяжись Николай II в Первую мировую войну, не было бы революции, гражданской войны и Страны Советов. Плохо учили вас в школе. Или Вы плохо учились. Я неверно Вас понял? Тогда изъясняйтесь точнее.
Рад был бы ошибиться, но подозреваю, что Вы просто не любите страну, в которой живёте. Даже имя города, в котором жили, употребили в кавычках. Вам не нравится, что он носил имя Ленина? Мало ли кому что не нравится. Это наша история. Я не призываю к возврату в СССР. Но и огульно отрицать всё советское – неправильно.
На этом я нашу дискуссию заканчиваю. Не вижу смысла дальше тратить своё драгоценное время на попытки Вас переубедить.
Виктор Файн 22.04.2020 16:32 Заявить о нарушении
кроме того, русские писатели и поэты ужасно любили обличать все еловеческие пороки, преувеличивая их. О хорошем не писали, просто оттого, что оно было на виду.
Это чрезвычайно помогло советским идеологам - они просто брали и толковали их произведения не как присущие православному человеку повышенную чуткость к греху, а как вещдоки. При этом советские литературы, режиссеры, журналисты были обязаны всеми силами расхваливать советскую действительность, игнорируя все недостатки и сочиняя и преувеличивая достоинства.
касательно - химии - я сразу признала, что математика,химия и физика были на вполне сносном уровне в школе.
Мария Березина 22.04.2020 17:28 Заявить о нарушении