Четыре потрясения для одного поколения

        Моё поколение – это поколение Горбачёва и Ельцина, Юрия Гагарина и Германа Титова… Читатель без труда продолжит этот список. Я не претендую на то, чтобы оказаться в этом элитном списке – моё место среди тех, кого называли «широкими народными массами». Но потрясения нам достались общие на всех.

        Первое потрясение – Великая Отечественная война. Она лишила меня нормального детства, забрала жизни близких людей, включая деда и бабушку, лишила дома и всего имущества, заставила узнать, что такое бомбёжки и бомбоубежища, бегство от войны, забросила в глухие дальние края. Я написал об этом книгу – «Школьная дорога, опалённая войной». Старшим поколениям тогда потребовалось сплотиться, чтобы добиться победы и спасти жизни нам – своим детям и старикам.

        Второе потрясение – смерть Сталина. Об этом я ещё расскажу.

        Третье потрясение – развал Советского Союза и смена идеологии. Такие перемены ни для кого бесследно не проходят. А я 13 лет жил и работал на Украине, в Донбассе, и то, что сейчас там происходит, не может меня не касаться.

        А теперь нам досталось ещё одно потрясение – четвёртое для моего поколения. Потрясение коронавирусом. Очень немногие из моих ровесников дожили до этого испытания. Оно ещё только началось, и не все его осознали. Не все уже поняли: это – война с невидимым врагом. Никто ещё не знает, когда и чем она закончится и кому из нас суждено добраться до её конца. Осмысливать происходящее придётся уже следующим поколениям. Сейчас, пожалуй, ясно только одно: наш мир изменился – таким, как до пандемии, он уже не будет. Пока же люди разделились на две части. Одни вступили в бой – в разных боевых подразделениях, других призвали оставаться дома и максимально ограничить свои контакты. Чтобы защитить себя и своих близких и не осложнять работу первым. Каждому из нас следует осознать своё место в новой реальности. Сплотиться так, как пришлось во время Великой Отечественной войны. Вместе мы победим!


Рецензии
Помню прабабушку. Они родилась в Российской .империи, училась в гимназии, вышла замуж за музыканта.

Когда родился ее первый ребенок началась ПЕрвая мировая.

Потом случилась революция. Почему-то пропали все их сбережения в банке. Видимо. как придумал великий .Ленин.

Потом у нее родились еще дети, но их детсво не было нормальным, онобыло советским.
Ее супруг. профессор консерватории, имевший мировое имя (до сих пор висит табличка в консерватории) летом играл в оркестриках по южным курортам, чтобы зимой не так нуждаться.
Потом началась Вторая мировая, одного сына контузило, другого - 18 летнего красавца, поэта и идеалиста, отправили на убой на Невский Пятачок. Потому что ничего другого наши военные начальники не умели. Он прожил в атаке несколько секунд.

В квартиру на Невском им населили кучу пролетариев и стукачей.

На ее дачном участке построили впритирку около 20 домов.

Но бабушка на это не досадовала. Я так понимаю, ей стало все настолько безразлично после гибели сына.. Помню ее - Невозмутимаяж глядящая поверх голов, словно усталая королева.

А люди постарше в этом дачном поселке, которые помнили, на чьей земле построились, всегда, здороваясь с ней кланялись. Я воочию увидела, что означает выразение "ломать шапку".

Мария Березина   20.04.2020 13:44     Заявить о нарушении
Уважаемая Мария Березина!

Благодарю Вас за рецензию на «Четыре потрясения для одного поколения» и за свой рассказ. Жаль, что он очень скупой – без подробностей. Важно, чтобы наши рассказы о прошлом и о предках каждого не канули в Лету – из них складывается история нашей страны.

К сожалению, некоторые Ваши суждения вызывают, как минимум, вопросы. Пример: «Потом у нее родились еще дети, но их детство не было нормальным, оно было советским». Любое советское детство было ненормальным? А какое время Вы считаете нормальным – то, когда родился первый ребёнок Вашей прабабушки, т.е. досоветское, время Первой мировой войны и революций?

О Невском пятачке, где погиб один из её сыновей, я напишу отдельно – это одна из самых трагических страниц Великой Отечественной войны, 75-летие нашей Победы в которой мы готовимся отмечать в эти дни. Там погиб один из моих родственников.

Виктор Файн   21.04.2020 02:56   Заявить о нарушении
Насчет детства я имела в виду. что сама по себе война не могла бы повлиять на детство.Она шла не на территории России. По ее окончании все пришло бы в норму. как это произошло в других странах. но враги России ударили в пину. используя войну и разрушилигосударственность и жизнь людей.

Им так и не удалось создать ничего подобного. последующие годы - эксперименты со школьным образованием, репрессии. неуклюжие попытки обобществления с катастрофическими последствиями для сельского хозяйства и промышленности - не создавали возможности нормальной жизни.

Правда, сейчас принято считать, что где-то с 1960 до 1980 гг жизнь была почти комфортной. Но это касалось только больших городов. Если считать достаточным для комфорта сносное питание и отсутствие страха.

Хотя школьное образование в СССР до сих пор некоторые очень хвалят, оно имело ряд больших недостатков.
1. Онобыло одинаковым для всех. Дети пьяниц и малоразвитых людей учились в одном классе с детьми из образованных семей, которые шутя проходили кольную програмуи посмеивались над тем, что им внушали.

2. При довольно приличной математике,физике и химии все прочие предметы пребывали на очень низком уровне. Литература и история были так идеологизированы, что не давали возможности полюбить их и с интересом изучить.

3. Иностранные языки и география были советскому школьнику просто не нужны. Поэтому по географии учили преимущественно полезные ископаемые, на территории СССР.

Мария Березина   21.04.2020 12:56   Заявить о нарушении
Очень любопытный взгляд… Простите, а Вы жили в СССР? В советской школе учились? У меня такое впечатление, что все Ваши представления привнесены людьми, заведомо ненавидящими всё советское. А я учился в советской школе (и не только в крупном городе), преподавал химию в школе шахтёрского городка, был классным руководителем выпускного 10 класса и членом экзаменационных комиссий на экзаменах по всем предметам. В советских школах учились мои дети. Так что советскую школу знаю очень хорошо. Недостатков там хватало, но нарисованная Вами картина в целом НЕ СООТВЕТСТВУЕТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.
Не нужно ни превозносить, ни охаивать советский период нашей истории. Нужно брать из него всё лучшее и избавляться от неприемлемого. Именно для этого следует знать ЛЮБУЮ историю. Независимо от того, нравится она нам или нет.
А историю двух мировых войн Вы, уж извините меня, знаете очень плохо. «Сама по себе война не могла бы повлиять на детство» - это кто же Вам такое сказал?? Вы явно не знаете, что такое война. И не дай Бог Вам её узнать. Человек, переживший войну даже вдали от военных действий, не мог бы написать такие слова.
21.04.2020.

Виктор Файн   21.04.2020 16:50   Заявить о нарушении
Разумеется, я училась в советской школе. Потому и говорю.И было это в "Ленинграде".
Бессмысленное слово "охаивать" применяется тогда, когда нечего возразить.

Мария Березина   21.04.2020 17:52   Заявить о нарушении
Нечего возразить? Моё возражение уже состоялось – Вы просто его не захотели заметить. Я опубликовал уже 16 книг, больше сотни статей и рассказов – и все они о времени, в котором мне довелось жить. В основном, о советском времени. Не говоря уже о 18 новых технологиях, мною созданных и освоенных в промышленности, и сотнях научных работ в области химии – это мой личный вклад в промышленную и научную базу, построенную в советское время. И это – ничтожно малая часть созданного в СССР. Добавьте к этому советскую культуру – литературу, театр, музыку, систему образования и всё прочее, включая школу. Это то самое время, которое Вы огульно, одной фразой отрицаете, объявив его «ненормальным». Ненормальным оно было только войной – самой кровавой и разрушительной в истории человечества. Войной, не нашей страной развязанной. Войной, которую Вы не знаете и не понимаете.

Судя по Вашим замечаниям, самым нормальным временем в истории страны Вы считаете царское. Пришли «враги» (читай: Ленин, Сталин и еже с ними), и всё разрушилось. Наверное, не Некрасов, а Ленин написал «Кому на Руси жить хорошо». А «Войну и мир» - не Лев Толстой, а Сталин. Хорошо было бы всем в царское время, не было бы Ленина и ленинизма. Не ввяжись Николай II в Первую мировую войну, не было бы революции, гражданской войны и Страны Советов. Плохо учили вас в школе. Или Вы плохо учились. Я неверно Вас понял? Тогда изъясняйтесь точнее.

Рад был бы ошибиться, но подозреваю, что Вы просто не любите страну, в которой живёте. Даже имя города, в котором жили, употребили в кавычках. Вам не нравится, что он носил имя Ленина? Мало ли кому что не нравится. Это наша история. Я не призываю к возврату в СССР. Но и огульно отрицать всё советское – неправильно.
На этом я нашу дискуссию заканчиваю. Не вижу смысла дальше тратить своё драгоценное время на попытки Вас переубедить.

Виктор Файн   22.04.2020 16:32   Заявить о нарушении
А Вы читали поэму Некрасова целиком? Совсем-совсем?
кроме того, русские писатели и поэты ужасно любили обличать все еловеческие пороки, преувеличивая их. О хорошем не писали, просто оттого, что оно было на виду.
Это чрезвычайно помогло советским идеологам - они просто брали и толковали их произведения не как присущие православному человеку повышенную чуткость к греху, а как вещдоки. При этом советские литературы, режиссеры, журналисты были обязаны всеми силами расхваливать советскую действительность, игнорируя все недостатки и сочиняя и преувеличивая достоинства.

касательно - химии - я сразу признала, что математика,химия и физика были на вполне сносном уровне в школе.

Мария Березина   22.04.2020 17:28   Заявить о нарушении