Давидовичи, Мирза - Давидовичи
TATARZY POLSCY
Давидовичи
DAWIDOWICZ herbu Strzaa
Мирза - Давидовичи
***
Компиляции
Примечание.
Наверняка часть описанных ниже персоналий не относится к роду по заданной в оглавлении теме и является просто однофамильцами.
При прочтении следует учесть, что некоторые адаптированные национальные латинские литеры, в частности польские, не отражаются в тексте.
Прим.
В наименовании шляхты польской есть понятие природной шляхты, то есть именованной по той земле, которая им дана и где живет их род. Отсюда и порой странные фамилии.
Беларуская (літоўская) татарская шляхта
***
« : 01 Октябрь 2008, 17:04:51 »
Список фамилий татар Речи Посполитой
Сайт TATARZY POLSCY
DAWIDOWICZ herbu Strzaa
http://www.tatarzy.tkb.pl/
http://www.nobility.by/forum/index.php?topic=802.0
Список фамилий татар Речи Посполитой
***
Дабровский, Давидович, Давидовский, Давлешевич , Дайков , Дайновский , Дакевич , Данеле, Данкевич, Данцевич, Данюшевский, Даричов, Даукевич , Дашкевич ,
https://vk.com/topic-163461381_37474926
Список татарских княжеских родов России.
***
Статья № 1126. Пункт № 3. предписывал содержать списки Департаменту Герольдии Правительствующего Сената: Список князьям и мурзам татарского происхождения, восстановленным в прежнем их достоинстве[3][4].
На основании этих списков официально на 1892 год утверждены в достоинстве татарских князей следующие рода:
Фамилии княжеские
В список вошли фамилии татарских родов, которые в царских жалованных грамотах, служебных и других официальных документах именовались князьями, но официально не утверждены:
Фамилии княжеские:
…
Князья Давидовичи герба Стрела (Стржала) (лит.)
….
https://ru.wikipedia.org/wiki/
Список дворянских родов, внесённых в Родословную книгу Дворянского Депутатского собрания Виленской губернии.
***
….
Давидовичи (татарский род),
…..
http://baza.vgdru.com/11/82054/
Дворянскоге Депутатское собрание Виленской губернии.
http://baza.vgdru.com/11/82054/?pg=0
…
Давидовичи (татарский род),
…
http://baza.vgdru.com/11/82054/?pg=all
Список фамилий татар Речи Посполитой
Сайт
TATARZY POLSCY
…,
Давидовичи
,
Давидовский
,…
http://who-is-who.by/wp-content/uploads/2017/05/----.pdf
Давидовичи
***
Татары Пунские
Их предок, толмач и писарь татарский Адам Давидович в феврале 1528 г. получил от короля Сигизмунда I подтверждение на пустоши в Пунской волости, Ратовщизну и Мокотовщизну. Первая из них была пожалована ещё королём Александром, т.е. до 1506 г., толмачу татарскому Янушу, на вдове которого Адам Давидович женился, с королевского разрешения получив имение её мужа, а Моковщизну он получил от самого Сигизмунда I [25, л. 65 об.].
Для цитирования: Думин С.В. Татарские царевичи в Великом княжестве Литовском (XV-XVIII вв.) // Золотоордынское обозрение. 2016. Т. 4, № 2. С. 385-419.
Татарские князья в Российской Империи
***
Статья написана С.В. Думиным
…Особую группу татарских княжеских родов в Российской империи составляют некоторые роды литовско-татарского дворянства.
Литовские татары, как группа служилых людей, сложились в конце XIV – начале XVI вв. из переселенцев и пленных ордынцев, среди которых были и представители улусных князей, и рядовые воины. Смешанные браки, разрешенные им первое время, уже в середине XVI в. привели к их славянизации. Как и для боснийских мусульман (но по противоположной причине), родным языком для них с этого времени является славянский (старобелорусский, позже польский, белорусский и теперь также русский) язык. Сохраняя магометанское вероисповедание, литовские татары не пользовались политическими правами шляхты (правом избирать короля, депутатов сейма), в остальном же были уравнены с литовской и польской шляхтой-христианами. Они имели право владеть крепостными крестьянами, сохранив его (в изъятие из общих российских законов) и после присоединения восточных земель Речи Посполитой к Российской империи. Многие татарские роды в Великом княжестве Литовском носили княжеский титул и титул мурз (причем последний, как ни странно, был распространен меньше, и считался достоянием наиболее знатных родов).
С княжеским титулом доказали дворянство в Виленской, Гродненской и Минской губерниях и в Царстве Польском в первой четверти XIX в. и употребляли его в официальных документах следующие роды:
…
…Употребляли княжеский титул в конце XVI–XVIII вв. предки многих других литовско-татарских дворянских родов:
Бабашей,
Давидовичей (герба Стржала),
Маковецких (герба Помян),
Смольских (гербов Араж, Лелива и Лук),
Токошей (герба Пелеш) и др.
Источник: Дворянские роды Российской Империи. – Т. 3. – СПб., 1999.
http://www.nobility.by/forum/index.php?topic=802.0
Прим.
Относительно геральдики
Гербов Strzaa много.
***
Stara Strzaa
Herb szlachecki. Rodziny nalece do herbu: Steckiewicz, Steczkiewicz
Strzaa
Zwyczaj jej uywania jako mobilium herbowe wywodzi si by moe od wypraw krzyowych. Moe oznacza kogo, kto bez wahania wzi udzia w walce bez wzgldu na to jaki bdzie jej fina, a w szczeglnoci wojenn gotowo, szybko.
Herby z t symbolik
Strzaa
Herb szlachecki. Inne nazwy: Sczala. Pierwotna wesja to tarcza podzielona na trzy - na srebrnym polu czerwony sup. Herb po raz pierwszy pojawia si w rdach w 1410r. [Piekosiski, Zapiski Sandomierskie].
Rodziny nalece do herbu: Alejewicz, Babryski, Bachryski, Bahryski, Chazbejewicz. Chazbiejewicz, Dawidowicz, Jelenkowski, Kolmasz, Kosacki, Kossacki, Kozowski, Kunicki, Kunigowski, Kustyski, Lasyr, Liszczyski, ukaszewicz, Mejro, Mera, Mero, Meski, Paszkiewicz, Pomarnacki, Przygrodzki (T.Gajl - prawd. bd. Poprawne: Przygrodzki "Strzaa" h. Sas), Puciatowski, Putianowski, Romanowicz, Rychlicki, Rykaczewski, Sreckiewicz, Zaleski, Zdanowicz
Strzaa V
Herb szlachecki. Rodziny nalece do herbu: Bogusawski
Strzaa VI
Herb szlachecki. Rodziny nalece do herbu: Strzaa
Strzaa w tuzinie
Herb szlachecki. Rodziny nalece do herbu: Grebekowski, Groblewski
Strzaa XI
Herb szlachecki. Rodziny nalece do herbu: Abrahimowicz, Abramowicz
Strzaa XII
Herb szlachecki, pochodzcy rodzinnie od herbu Liniewski (wersji herbu Strzaa). W niebieskim polu miecz ostrzem w d, po bokach dwa serca czerwone. Pierwszym w tym herbie jest Jan Lipiski, nobilitowany w 1764 roku.
Rodziny herbowe: Lipiski
[inf. nad. prof. dr hab. in. Marian Lipiski]
Strzaa zaamana
Herb szlachecki. Rodziny nalece do herbu: Szostowicki
Давидовичи
***
Статья Рахмет Baitasau-
Герб сельской коммуны (gmina wiejska) Пунск (Punsk) Подляского воеводства (Польша).
В XVIв. землями в Пунской волости были пожалованы татарский царевич, потомок хана Ахмата и служилый татарин, толмач, потомки которых стали носить фамилию Пунский. При этом, потомки толмача стали использовать эту фамилию после того, как царевичи-султаны, перестали ее употреблять, приняв фамилию Царевич.
Толмач и татарский писарь Адам Давидович в феврале 1528г. получил от короля Сигизмунда I подтверждение на пустоши в Пунской волости, Ратовщизну и Мокотовщизну. 1-я из них была пожалована ещё королем Александром, т.е. до 1506г. татарскому толмачу Янушу, на вдове которого Адам Давидович женился.
Эти же земли принадлежали ему в 1559г. Согласно информации, воспроизведенной в ревизии 1631г.
Адам Давидович Пунский по жене, вдове "Янушовой Кодзиоховича", владел пустошами Дудзишки и Аратовщизна и тремя службами тяглых людей, "выслуги на короле Александре".
Он же, от короля Сигизмунда I "особую выслугу имел", пустошь Вышкишки в Пунской волости и пустошь Мокотовщизну.
В 1631г. 1-м из его имений владели Давид, Исмаил и Абрагим Пунские.
Кроме того, там же половину волоки в приданое за их сестрой получил татарин Богдан Андржеевич.
Вышкишками владел татарин Шагун Янушевич вместе с Янусом Захарьяшевичем Ловчицким, которому эта земля досталась по жене, а Моковщизна перешла к христианской шляхте.
https://stapico.ru/photos/1788392075595850157_3134560184
Давидовичи
***
Давидович Мустафа (Стефан) Мурза (1851-1914) - видный государственный и общественно-политический деятель Крыма, градоначальник Бахчисарая и староста Алушты, сподвижник крымскотатарского просветителя Исмаила Гаспринского.
Родился в Варшаве. Отец Александр Якубович Давидович, мать из Михаловских. Брат Мустафы Якуб - генерал-лейтенант РИА.
Учился в Московском кадетском корпусе, где познакомился с Исмаилом Гаспринским. Оставил учебу в 1867г. Получил богословное образование в Зынджирлы-медресе в Бахчисарае. Закончил Симферопольскую мужскую гимназию.
Педагогическую деятельность начал в Алуште. Был женат на Шахсне, дочери имама Алушты Аджи Сеттара Эфенди. Имел в этом браке 6-х детей.
В 1879г. переезжает в Бахчисарай, где открывает адвокатскую контору, становится гласным городской Думы. В 1885г. избран городским головой Бахчисарая. Эту должность занимал 22 года. В 1905 стал одним из лидеров общества младотурков в Бахчисарае.
В 1906 на 3-м Всероссийском съезде мусульман в Нижнем Новгороде избран членом ЦК мусульманской партии.
В 1907 возвращается в Алушту, где избирается старостой города.
21.12.1914, на 65 году жизни, Мустафа Мурза скончался. Император Николай II в знак уважения прислал на его похороны два серебряных венка.
Давидовичи, князья, герба Strzala, przydomky Кан-Манцер (Кан-Мансур). Их предок Давид в 1480 получил от короля Казимира Ягеллончика пустошь в лидском павете, названную Давидовщизной. Сын Давида Мустафа (Муступа) около 1500 получил земли в Минском павете, названные Муступичами. Внук Давида Адам около 1525 владел Давидовщизной, Муступичами и Адамовичами (названными в честь себя). Сын Адама Солтан стал родоначальником Адамович ей, а Абдрухман, имевший 4-х сыновей, продолжил линию Давидовичей.
В XVIIIв. Давидовичи известны как владельцы долей в Сороктатарах и военные в небольших чинах в литовском войске. Позже ряд Давидовичей служит офицерами в российской армии. В 1819 они подтвердили дворянство в Виленском дворянском депутатском собрании с гербом Strzala.
https://vk.com/photo12523752_456239383
Адамовичи ветвь Давидовичей
***
Адамович Мухарем (1982г.р.) - поэт, основатель 1-го в Польше сайта, посвященного татарам.
Родился в г. Белосток. Сейчас живёт в Англии.
По С. Дзялулевичу, Адамовичи - потомки ногайских князей и ветвь Давидовичей.
Были приписаны к юшинской хоругви.
Их родоначальник Адам, сын Мустафы Давидовича, владелец названных по имени отца Муступич в Минском повете.
В 1520г. он получил в этом же повете пустошь, заселил её и назвал Адамовичами.
В 1631г. известны Иссуп и Ахметь, сыновья Солтана, основатели двух линий Адамовичей.
Иссуп в 1585г. использовал герб Лелива.
Его внуки Давид, Смаил и Фурс, в 1631г. известны как совладельцы Адамович и части Довбучек.
Из потомков Иссупа в 1773г. известны Юзеф и Роман, товарищи в полку стражи передней войск коронных;
Давид, в 1779г. хорунжий в I полку стражи передней войск литовских;
Антони, владелец части Довбучек;
Мустафа, владелец части в Некрашунцах и
Александр, в 1792г. майор в V полку стражи передней войск литовских.
Сын Давида Бонифаций-Ян в 1809г. подтвердил #дворянство в Виленском дворянском депутатском собрании.
В 1832г. сыновья Мустафы владели землёй в Некрашунцах.
К этой же линии относились Адамовичи из Белицы (сейчас Лидский район Гродненской области Беларуси).
Линию Ахметя продолжили его сыновья Хазбей и Война (отец Адама и Богдана). Сыновья Хазбея Смаил, Давид, Абрагим и Хабил, известны в 1631г. как совладельцы половины Адамович.
О их потомках у С. Дзядулевича сведений нет.
https://www.picbear.org/media/BjpQQxIAdXQ
Мирза - Давидовичи
Ганя (Сенкевич; Лавров)
Материал из Викитеки — свободной библиотеки
***
Текст содержит фрагменты на иностранных языках.
Ганя
автор Генрик Сенкевич,
пер. Вукол Михайлович Лавров
Язык оригинала: польский.
Название в оригинале:
Hania. — Дата создания: 1876. Источник: Сенкевич Г. Повести и рассказы. — М.: Редакция журнала «Русская мысль», 1893. — С. 140.
***
…Тем временем Ганя поступила на попечение моего коллеги и приятеля Мирзы-Давидовича, сына Мирзы-Давидовича, соседа моего отца, по происхождению татарина и магометанина, по принадлежащего к старой дворянской фамилии, которая поселилась здесь с давних времён. Я должен был сесть вместе с Устшицкими, а Ганя вместе с madame[1] д’Ив и молодым Давидовичем поместились в других санях. Я видел, как добрый мальчик окутал Ганю своею шубой, потом вырвал у кучера вожжи, гикнул на лошадей и они помчались как стрела. Возвратившись домой, Ганя пошла плакать в комнату деда, а я, несмотря на моё желание, не мог последовать за нею, потому что должен был вместе с ксёндзом Людвиком принимать гостей. Наконец разъехались все, остался только Мирза-Давидович, который должен был провести у нас конец Рождественских праздников и до некоторой степени позаниматься со мною вместе, потому что мы были уже в седьмом классе и нас ожидал экзамен зрелости, но больше для того, чтоб ездить верхом, стрелять в цель из пистолетов, фехтовать и охотиться, — а это мы оба предпочитали переводам анналов Тацита и Киропедии Ксенофонта. Мирза был весёлый малый, сорванец и школьник великий, вспыльчивый как порох, но милый в высочайшей степени этого слова. У нас в доме его любили все, за исключением отца, которого сердило то, что молодой татарин стрелял и фехтовал лучше меня. Зато madame[1] д’Ив восторженно восхищалась им, потому что по-французски он говорил как парижанин, болтал, острил и забавлял француженку так, как нам и во сне бы не приснилось. Ксёндз Людвик с своей стороны питал лёгкую надежду, что присоединит его к католической религии, тем более что мальчик порою шутил над Магометом и вероятно скоро бросил бы Коран, если бы не боялся отца, который, в силу фамильных традиций, обеими руками держался магометанства и повторял, что, как старый шляхтич, он предпочитает быть старым магометанином, чем свежеиспечённым католиком.
Вообще-то у старого Давидовича не было никаких ни турецких, ни татарских симпатий. Предки его поселились здесь чуть ли не со времён Витольда. То была шляхта состоятельная, и сидела она издавна в одном гнезде. Часть имений, которыми они обладали, ещё Ян Собеский даровал Мирзе-Давидовичу, полковнику лёгкой конницы, который под Веной оказал чудеса храбрости и портрет которого до сих пор ещё висит в Хожелях. Помню, портрет этот производил на меня странное впечатление. Полковник Мирза был человек страшный; лицо его было исписано сабельными ударами, как таинственными литерами Корана. Цвет лица его был смугло-серый, виски выдавались вперёд, косые глаза с диким и угрюмым блеском обладали тою особенностью, что и с портрета всегда смотрели на тебя, как бы ни стал — прямо, или с какого-нибудь бока. Но коллега мой, Селим, ни в чём не был похож на своих предков. Его мать, на которой старый Давидович женился в Крыму, была не татаркой, а кажется грузинкой. Я не помню её, но знаю, что о ней говорили, будто это была красота необычайная и что Селим как две капли похож на неё.
https://ru.wikisource.org/wiki/(;_)
Свидетельство о публикации №220042000344