Рыбалка в Израиле

Часть первая.
Флейта в пустыне.

“Проходя вдоль Галилейского моря, Иисус увидел двух братьев — Симона, по прозванию Петр, и его брата Андрея. Они были рыбаки и забрасывали в море сети.” Мф 4:18 Пер. В. Кузнецовой.
Что, как говорится, пользы человеку, если он все достопримечательности увидит, а на рыбалку не сходит? Будет он провожать печальными глазами реки и озера, в которых не ловил, станет вздыхать, и не в радость окажется вся поездка! Сколько раз я и сам попадал в ситуацию, когда, вот, была бы удочка, так сейчас бы побежал к воде, вместо утомительного брожения между памятниками старины. Или вот сидишь в ресторане на берегу озера или речки, и думаешь, что уж лучше бы стоял во-он там на берегу, чем тут набивал брюхо, куда и так уж ничего не лезет… А как же это сделать то, и неприлично даже, история ведь вокруг, старина, ценности духовные! И из ресторана мальчишкой, закатав брюки, что бы не замочить, к речке бежать зазорно! А ведь на смертном одре придется еще раз тоскливо вспомнить, что занимался не тем что нравится, не тем чего хочется, а тем, что прилично, - тараканьей толпой, затаптывая до липкости узкие улочки старинных городов, ходить по лавкам менял, тех самых, что некогда молодой Машиах опрокидывал, и усиленно питаться в ресторанах, из которых грозный Иоанн призывал бежать, звал окунуться в мутные воды Иордана, что бы очиститься от пороков любопытства и ненасытности, но найти себя в пустыне и тишине…
Ну, хватит проповедовать, мало ли что подумают, пора и про рыбалку рассказать. Вот я и решил, что есть же чистые души, которым рыбалка милее пыли истории! И вот какой парадокс получается, что про рыбалку, а уж тем более нахлыстовую рыбалку в Израиле практически ничего не написано!? Нашел вот такую статистику:
• 586 видов рыб, обитающих в водах Израиля
• 27 грамм рыбы, ежедневно съедаемых средним израильтянином
• 1503 профессиональных рыбаков
• 55 рыбоводных хозяйств
Есть немного про то, как ловить форель в прудиках в кибутцах. Есть про Средиземное море, - троллинг всякий или удочка и тесто с берега. Я даже обнаружил нахлыстового раввина, - тут же обратился к нему за помощью, но через пару дней переписки обнаружилось, что живет то он в Америке и будет признателен, если по возвращении я ему выдам рыболовные места Израиля. Пара израильских рыболовных сообществ отозвалась, сухо сообщив, что нахлыст тут, мягко говоря, не развит, и что мест подходящих почти нет. Но я не сдавался и постепенно через фейсбук вышел на пару человек, что ловили здесь нахлыстом. Их рекомендациями я активно и пользовался, впрочем, без особого успеха, в чем виню только себя самого, свою неопытность и отсутствие упорства. В результате я для себя сформулировал вот такой список мест ловли в Израиле, в соответствии с рекомендациями сетевых друзей и с коррекцией на собственный опыт:
1. Красное море.
2. Иордан.
3. Средиземное море.
4. Кинерет.
5. Мертвое море (условно).
Начнем в обратном порядке, что бы сохранять интригу, правда, рискуя тем, что читать до конца будут не все, разочарованные отсутствием изображений реальных рыб. Для них скажу, что этот очерк не путеводитель, а просто короткие путевые заметки по рыболовным местам Израиля, которые и пишу для тех, кто, как и я, не мог найти никакой информации по нахлысту. Итак: Мертвое море.
Мне даже и в голову не приходило, что в Мертвом море есть ихтиофауна!! Таки есть! Как утверждают – по причине высокого содержания соли, в воде не могут существовать, ни растения, ни рыбы, ни животные. Есть только несколько подвидов бактерий, особо стойких, но они – совсем не составляют никакой опасности для человека. Но недавние исследования показали, что все-таки существует один вид рыбы, который обитает в Мертвом море. Это – перламутровый афаниус. Маленькая рыбка. Обитает она в западном районе моря, где впадает несколько пресноводных рек. Там концентрация солей на обычном уровне, поэтому и живность есть. Здесь есть и несколько видов водорослей. Можно ли ловить афаниуса? Я уверен, что можно, вот только в качестве курьеза, и если уж совсем делать нечего! В местных ресторанах её подают как деликатес для туристов! Вот только на вкус она все-таки солоноватая. А местные жители распространяют миф, что если каждый день есть эту рыбу, то можно прожить и 100 лет! Ну, просто имейте ввиду, а при случае блесните эрудицией!

Кинерет.
Оно же Тивериадское озеро, оно же Геннисаретское озеро, оно же Галилейское море! Тут вот Иисус и встретил братьев – рыбаков. Рыбы в озере много, судя по рыбному рынку в Тверии. Говорят, одних усачей тут вылавливают до 80 тонн в год, а всего около 2000 тонн рыбы. В озере водится по меньшей мере 27 видов рыб, в том числе знаменитые черная кефаль и тиляпия (на иврите — амнун, в христианской традиции «рыба святого Петра»). Впрочем, из-за интенсивной добычи количество рыбы в Кинерете уменьшается, и сегодня всерьез поговаривают о введении полного запрета на ловлю рыбы в озере хотя бы на несколько лет. Четыре вида рыб Кинерета - эндемики, то есть не встречаются нигде более. Среди них  и самый распространенный "житель" озера – кинеретская сардинка (Acanthobrama terrae-sanctae). К несчастью для рыбаков, сардинка, будучи самой массовой рыбой Кинерета, считается и наименее ценной.
В Кинерете обитает 3 вида усачей. Дамасский усач (Capoeta damascina), родственник кавказской храмули, может вырастать до 50 см. Питается всем, что может соскрести с камней роговым «скребком» нижней губы. На базаре в Тверии называется хафаф или хафафи. Длинноголовый усач (Barbus longiceps) может достигать таких же размеров, как и дамасский. Обитает в Кинерете и в бассейне реки Иордан. Питается донными беспозвоночными. У продавцов Тверии надо спрашивать рыбу бинит или карсин.   Крупночешуйчатый усач (Barbus canis) немного уступает по размерам двум другим, а в его рацион кроме беспозвоночных животных входят и мелкие рыбы. В озере водится крупный карп, проводятся соревнования по его ловле.
Я провел часа два на берегу с удочкой. Ловил неподалеку от Капернаума, где было еще несколько рыболовов, - так же как и я, они ничего не поймали. Однако, судя по форумам, лучшее время ловли ночь или вечер, но никак не зимний полдень. По рекомендациям нахлыстовиков, лучше всего тут ловить на небольшие нимфы – голдхеды. Уверен, что и всевозможные черви будут работать как по карпам, так и по усачам. Ловля комфортная, никаких лицензий, как, впрочем, везде в Израиле! Не знаю как летом, а в январе было около 20С.
Средиземное море.
В Тель Авиве грех не пойти на море. Побережье города тянется несколько километров. Местные советуют ловить в Яффо, то есть в старом городе, там есть несколько удобных мест, можно идти влево из города, и, если нет сильной волны, а это для меня было большой проблемой, так как нахлыстовый заброс и так и мегадальний, а еще с тонущим подлеском и тяжелым стримером, да когда сзади камни волнорезов… Мне советовали искать обратные течения на песчаных пляжах, однако, все дни дул сильный ветер, и волна была просто неприличная для забродки! Есть закрытые от волн участки, так называемый «лягушатник» прямо в городе. Впрочем, меня и там волной нормально накрыло. Народ ловит морских лещей, груперов, сарганов, рассказывают про барракуд. Рекомендуют большие светлые стримеры. Кто-то советует вечер, а кто раннее утро на восходе. Вечером я ходил несколько раз, а вот рассвет так и не встретил, что очень жаль. Ну, не последний раз, еще попробую разок весной. В целом, Средиземное море это наиболее очевидное место ловли в Израиле, его не избежать, поэтому и не уделяю ему много времени, тем более, что и на форумах есть информация. Можно и в море выходить, вроде как $50 за 4 часа, но я не уверен, что организаторы знают предпочтения нахлыстовиков и я сам не стал даже пробовать этот вариант.
Иордан.
Я имею ввиду участок, что впадает в Киннерет и выше. Опять таки, практически не нашел описаний нахлыстовой рыбалки в Иордане. Пришлось прибегнуть к советам местных нахлыстовиков, они прислали пару точек. Дорога после Капернаума ушла резко влево, и круто забрала вверх, потом нырнула чуть не отвесно вниз и… кончилась. Вниз, к реке, за которой стояли отвесные скалы, а в далекой дымке тонуло Галилейское море, вела черноземная грунтовая дорога, а по ней бегали чудовищных размеров муравьи. В кустах хрюкали кабаны, а сама река бурлила, как оставленный в котелке кофе, и цвет ее был примерно такой же. Видно было, что недавние дожди оставили след, - кусты, камни, грязь – ну, не шотландские стриженые газоны реки Спей!
Глянул в немногочисленные упоминания Иордана в форумах, понял, что тут так же водится несколько видов усачей, и даже сомы, карпы и прочая рыба. То, что рыбы много, стало понятно по количеству малька у берега, а так же по выходам крупной рыбы. Рекомендовали ловить на нимфы на 12-16 крючках. Желательно вечером, когда вода прогреется. Ну, не знаю, я все перепробовал, хоть и провел не более полутора часов на реке. Нужно было бы задержаться, но больно уж мутной и бурной была река, что бы серьезно поверить в улов. Впрочем, поклевки были, явно мелкой рыбы. А главное, что мой советчик, местный житель, через неделю прислал фотографии пойманных им усачей именно в этом месте. Есть рыба, есть. По слухам, летом тут очень много народа, местные приезжают с палатками, жарят шашлыки, ловят рыбу. Зимой нам встретилась лишь одна машина, люди просто путешествовали. В целом место мне понравилось, хочется сюда вернуться, ну, надо же поймать иорданского усача!?
Красное море. Эйлат.
Я поехал на Красное море в основном для того, что бы посмотреть Иудейскую пустыню. Вот уж красота так красота. Я по пустыням не специалист, но поглядев на такую красоту, захотелось посмотреть и другие пустыни, в разное время года и суток. И уж точно вернусь сюда, когда пустыня зацветет! Можно заодно и западный участок Мертвого моря проведать на предмет живности!?
А вот пляжный отдых вызывает у меня отвращение. Ну, я еще понимаю, когда люди преклонного возраста, а в моем понимании это после 70, вытряхивают свои кости на солнышко, но ведь большинство тюленится на пляже – это люди не старше сорока лет… В конце концов в Эйлате есть и рифы, тут можно очень классно поплавать, что прочие члены моей семьи и осуществили дважды в течение дня, не смотря на 17 градусов, а вода около 18, и сильный ветер. Рифовый заповедник находится по направлению  в Египет, буквально 10 минут на машине. И рыбу там ловить нельзя.
А вот рядом с военно-морской базой, то есть за ней, если идти от города, есть отличный дикий пляж. Прямо рядом с военным забором если удобное местечко, облюбованное кошками, где и дальний оверхед можно осуществить, и рыба прямо видна, если не сильная волна. С первого же заброса кто-то сильно дернул и откусил муху… Щучьих поводков я не брал, так что продолжил с 0,33 типпетом и большим кунджевым камчатским стримером. Прилив вытеснял меня ближе к забору, и заброс стало делать труднее. И вот оно: флейта. Я принял ее за саргана, но знающие эксперты фейсбука сразу меня поправили, - рыба флейта. Местные называют ее дудкой, как я понял.
К счастью зубов у нее нет, да и вообще рыба крайне чудная. Я поймал несколько вариантов, вот не знаю, подвиды это или половой диморфизм.  Те, что покрупнее были серебристого цвета, а помельче, что стали клевать ближе к ночи, имели красивые полоски. Чудно и то, как они клевали: как будто пылелос всасывает, - просто медленно усиливается давление на удочку, и то как ведут себя дальше: кульбиты на хвосте, плавание задом на перед по кругу, и т.п. Впрочем, не очень яростно, просто необычно. И форма их так необычна, что просто подсознательно не хочется их в руки брать, - змеюки какие-то. А вокруг кошки стоят и орут, видя, что у меня в руках рыба. Я грешным делом кинул одну флейту кошкам. Но рыба в последний момент вывернулась и треснулась своим кларнетом по камню, да с таким звуком, будто это настоящий музыкальный инструмент, ломающийся о бездушный камень… Ужасный звук!
В Эйлате есть несколько мест в пешей доступности. На самом деле нужно просто брать удочку и идти вдоль берега, облавливая свободные участки. Военная база, если смотреть на море, чуть дальше вправо, минут пятнадцать быстрым шагом. А много мест можно найти влево, в сторону Иордании, а так же прямо в городе. Много где ловить запрещено, но местные ловят, видимо штрафов нет или ограничения незаконны и придуманы просто владельцами причалов, пляжей и ресторанов. На форумах видел слова про барракуду, луфарей, групперов, морских лещей, сараганов, и кучу прочей рыбы. Ихтиофауна, судя по впечатлениям от коралловых рифов – очень богатая. И выезд в море обещает быть очень интересным. 
Честно говоря, я ожидал худшего, Израиль превзошел мои ожидания, есть потенциал. Странно, конечно, что страна трех авраамических религий: иудаизма, ислама и христианства, представители которых, судя по кухне, обычаям, литературе, искусству, - прямо таки поклоняются рыбалке, так недооценена с точки зрения нахлыста! И, кстати, переоценена, с точки зрения туризма. Рыбалка здесь, по моему скромному мнению, интереснее многих достопримечательностей. Да и честнее, конечно, ибо лучше поймать здесь одну рыбу самому, чем слушать о том, как тысячи лет назад тут ловили рыбу другие, даже если это были апостолы…
Часть вторая
Дамасский усач.
Прошло два месяца, и нам опять нужно на несколько дней на Святую Землю. И вот, а что делать, не по достопримечательностям же бродить роняя слезу умиления от прикосновения к аутентичным древностям, - прямо с самолета, заехав за моим фейсбучным френдом Артуром (а это так странно и интересно, когда аккаунт становится человеком), местным, как оказалось – одним из двадцати израильских нахлыстовиков. Артур согласился потратить свой выходной, что бы показать нам усачевые места на Иордане.
Два часа езды с небольшим, и мы на месте. Рыболовов тут нет, есть несколько отдыхающих, да и то не у воды: река довольно дикая, уровень воды меняется, купаться рано – вода холодная, течет с заснеженных гор. Да и вообще, подойти к воде довольно тяжело. Есть пара местечек для палатки, но чаще берег покрыт валунами, упавшими деревьями, речным мусором. А вот для нахлыстовой рыбалки река идеальна, - достаточно мелко, есть длинные гладкие тягуны, соблазнительные сливы, ровненькие шиверки. Рыба начинает показываться, усачи высовывают свои плавники и снова уходят в довольно мутную воду, хотя сейчас она существенно прозрачнее чем в январе.
Артур открывает свою коробку с мухами – там очень крупные нимфы, черви, утяжеленные вольфрамом и ярких расцветок. Понятно, вода мутная, расцветка важна. Ну, а так как усач рыба донная, то и вес, особенно на таком сильном течении, позволяет достать до дна за короткое время чешской проводки. Я сначала ловил со страйк индикатором, но нимфы были слишком тяжелыми и поплавок немедленно исчезал в мутной водице Иордана. Ну, и количество зацепов при такой ловле – бесконечное, так что парой нимф в коробке не обойтись, нужен десяток уловистых, что бы не оказаться без мушек, как это произошло у меня. Отсюда и подлесок, - у меня был нейлон от 3Х, а я бы скорее посоветовал флюорокарбон  2Х, - рыба не увидит толстый типпет в такой мути, а вот обрывов будет меньше. Впрочем, органы осязания усачей прекрасно развиты, может это и помешает, нужно экспериментировать.
Довольно быстро Артур зацепил усача среднего размера, и, после короткой фотосессии, рыба была отпущена. За все время рыбалки на Иордане, Артур вылавливал усачей до двух килограмм, а вот один его приятель вытащил рыбу на пять кило. Не знаю, усач рыба толстенькая, но во всех определителях максимальная длина этой рыбы 50 см, что дает максимум три килограмма. Впрочем, рыбалка дело такое, всякое может быть. У меня были вялые поклевки, - усач тыкается в приманку мордой, брюхом, - определяя ее съедобность, но я за три часа так ничего и не поймал. Солнце зашло, и как всегда на юге – ночь обрушилась на Израиль. Усачи продолжали активно питаться на поверхности, но мы устали, ведь встали рано утром и приехали прямо с самолета, и отправились обратно в Тель Авив, заселяться в отель.
Пара слов про самого усача из интернета, впрочем это было в первой части статьи: Дамасский усач (Capoeta damascina, Damascus barbel), родственник кавказской или азиатской храмули, может вырастать до 50 см и более. Обитает в речках и озерах Ближнего Востока и Турции. Питается всем, что может соскрести с камней роговым «скребком» нижней губы. На базаре в Тверии, этот город на берегу Кинерета или Галилейского моря называется хафаф или хафафи. Говорят, что усач невкусен и костляв. Тем не менее местные его коптят и едят в холодном виде. Судя по тому, что на закате этот усач активно питался мелкой черной мушкой, что летала низко по поверхности реки, то перспектива ловить нахлыстом очевидна. Я пробовал разнообразные сухарики, совершенно безуспешно, но честно сказать, коробку с мелкими сухарями, что я использую на Европейских реках, я не взял, а зря, - еще раз убеждаюсь, что брать нужно все!
Через пару дней мы таки вернулись на реку. Утро было ясным, воздух прозрачным и теплым, хотя над Тель Авивом стояла плотная пелена сизой дымки. Пахло свежей травой, мокрыми камнями и присутствием каких-то животных. Вроде как тут много кабанов, одного мы видели, сусликов, лис, шакалов и прочей живности. Река шумела, вода стала еще чуть прозрачнее, просматривалась на 20 сантиметров. Но, несмотря на живописнейшие места и перспективные уголки, рыба себя не показывала. Перепробовав все варианты мы пошли перекустить и отдохнуть, отдавшись созерцанию весенней Израильской природы. Вокруг цвели ярко красные анемоны (каланиты), мелкие желтые хризантемы, прыгали кузнечики, летала крупная саранча, ползали гусеницы шелкопрядов. Ну, совершенно не пустынное настроение вызывала природа. Трудно было представить Иоанна Банщика, ошибочно называемого крестителем, (ведь он омывал, в соответствии с ессейской традицией, а не крестил), грозного проповедника, идущего вдоль реки. Скорее уж Францисска из Ассизи, проповедующего птицам и цветам…
Спустившись вниз по реке, уже ближе к вечеру, когда солнце стояло прямо над грядой гор у меня за спиной, я встал около того места, где пару дней назад Артур поймал своего усача. Червь с тяжелой головой стучал по дну, а потом приблизился к берегу и! со звуком «буль» понесся на середину реки, потом устремился в мощный поток и двинулся к перекату. Я не ожидал такого активного поведения после расслабленного времяпровождения и еле успел затянуть тормоз, - бэкинг уже был выпущен наполовину. Борьбы длилась минут пять, и барбел был успешно подсачен, взвешен мистером Маклином, сфотографирован и отпущен обратно. Один килограмм сто грамм показали весы, а вот измерить длину я позабыл, хотя и рулетка была в кармане.  Мне показалось, что от носа до хвоста рыба была до 50 см. Усач улыбался, ну, и я ему улыбнулся. Вот и пообщались! Мой первый усач, причем дамасский. А еще есть длинноголовый и прочие другие.
В эту поездку я еще раз убедился, что Израиль ждет большое нахлыстовое будущее. Двадцать, а может и всего двенадцать (?) отчаянных нахлыстовиков иудейской пустыни, словно апостолы - вестники принципа «поймал-отпусти», а не «ухватил-сожри», распространяют нашу веру в стране трех религий. Вот-вот наберется критическое число и произойдет Большой Взрыв, и образуется новая вселенная нахлыста. Нахлыста в пустыне. Когда едем на нахлыстовый семинар на Иордане?


Рецензии