Бабушкины рассказы архангел Михаил, Паулюс, Победа

День Победы для меня всегда был и остается бабушкиным праздником. Отчетливо запомнился почему-то этот день в 1995 году: яркие открытки с большой цифрой 9, чай «Майский», запущенный специально к юбилею Победы, буйная молодая зелень на деревьях и бабушкины рассказы.

Когда началась война, моей бабушке Руфине Кирилловне Уфимцевой было 20 лет. Она тогда трудилась в Тавде в типографии. Летний субботний вечер 21 июня, по рассказам бабушки, был бесконечен: в теплый выходной молодежь высыпала гулять на улицы города. Одно омрачило прогулку: на фоне заката появилось темное облако в виде человека с крыльями. Уже потом, когда грянула война, старухи говорили, что, мол, не облако было, а архангел Михаил, который спускался за душами убитых. А убито в первый день войны было Бог весть сколько!

Чуть позже бабушка перебралась в Свердловск. Там на ул. Тургенева напротив УрГУ располагалась эвакуированная из Москвы Военно-воздушная академия им. Жуковского. Туда бабушка и устроилась работать. Вскоре академия вернулась в Москву. Бабушке предложили работу там.

После Сталинградской битвы по Красной площади шел парад. Видно было плохо, но оператор поднял мою бабушку на возвышение рядом с собой, и ей было все хорошо видно. Сначала провели Паулюса и других военачальников, плененных советскими войсками. Бабушка рассказывала, что они были очень важными, несмотря на поражение, шли с высоко поднятыми головами. А вот настроение и состояние простых солдат была куда хуже: оборванные, завшивевшие, в каком-то подобии лаптей на ногах шли они через Красною площадь. Многие, однако, успевали, махать руками русским девушкам. Три часа шли пленные по площади. А потом брусчатка была тщательно вымыта с мылом.

Долгожданная Победа сперва напугала бабушку и ее соседок: ночью внезапно раздались залпы орудий. Перепуганные девушки выскочили на улицу: неужели бомбежка? Но их успокоили, что это – праздничный салют: «Чего ревете, дуры? Победа!». Незнакомые люди обнимались, плакали от счастья, поздравляли друг друга.

Но эхо войны еще долго вторгалось в мирную жизнь. Уже в 1946 году, возвращаясь с работы, бабушка и ее коллеги увидели, что территория около их барака на Воробьевых горах оцеплена. Им пояснили, что там был сбит немецкий диверсант.

Моей бабушки не стало три года назад, она ушла сразу после своего 95-летия. И гвоздички, которые мы дарили ей в День Победы, теперь приносим на ее могилу. Только в памяти всегда будет жить светлый и добрый образ милой бабушки. Именно она научила меня читать, привила любовь к книгам, от нее мне достались способности стихотворца. И неизвестно, сколько еще пройдет времени, прежде чем я перестану с надеждой оборачиваться в сторону пожилых женщин, если в их внешности мне почудятся бабушкины черты.

P.S. Бабушка, мы скучаем…


Рецензии