Снова не выходя из дома...

                Очень понравилось эссе Д.Ивановой -2 http://proza.ru/2020/04/18/1193.
                Предлагаю продолжить путешествие. Вена прекрасна, но далека. Я зову вас поближе, в Беларусь.
                Колеблющиеся – могут перед тем, как продолжить чтение надеть маски, но далеко мы не пойдём. Всего лишь небольшая усадьба, сохранившаяся с начала прошлого века в скромном парке «местного значения». На холме над рекой Лошанкой – белый домик с башней. Здесь, на Белой даче, с мая и до середины июня 1947 года жил и работал художник Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля.
                Не очень долго, правда? Но… «Мне всегда казалось, что я в долгу перед Беларусью. Меня беспокоила мысль, что я мало написал о ней, и поэтому сейчас, когда я вновь в родном краю, я стараюсь хоть немного наверстать упущенное», – писал художник в письмах родным.
 
                В Национальном Художественном музее РБ картины Бялыницкого-Бирули привлекают внимание неискушённых зрителей (я в их числе) удивительно прозрачным светом, струящимся воздухом, линиями, словно растворяющимися в пространстве полотна.  Не знаю, можно ли так сказать о живописи, но в картинах мастера покоряет интонация светлого раздумья и покоя…    

                Сравнительно недавно купила хорошо изданный альбом репродукций*. На обложке – засыпанная снегом деревянная церковка на фоне сумеречного голубовато-серого неба, несколько обнажённых деревьев. Всё вместе вызывает чувство удивительной нежности. На развороте – эпиграф: «У каждого человека есть родина. Она живёт в сердце, в мыслях. Можно разлюбить невесту, жену, но разлюбить родину – ужасно, невозможно… Была весна. Я ходил по родной белорусской земле. Я был счастлив…» 
                И фотография, прикреплённая, как это бывает в старинных фотоальбомах, с отрывающимися уголками: светловолосый молодой человек с усами, небольшой кудрявой бородкой.  По моде начала двадцатого века – смокинг, бабочка… Добрые, чуть растерянные глаза и длинные тонкие пальцы…

                Благодаря самоизоляции появилось время не бегло пролистать, а ещё и ещё раз всмотреться в репродукции.

                Художник (настоящая его фамилия Бируля) родился 12 февраля (по другим данным 29 февраля) 1872 года в деревне Крынки, недалеко от Белыничей Могилевской губернии. Отец сперва арендовал землю, затем устроился в днепровское пароходство. Неизвестно, какую должность он занимал, но в поездки по Днепру, Припяти, по реке Сож частенько брал с собой сына.  Как оказалось, неяркие краски, мягкая, не очень приметная красота белорусских рек, лесов и перелесков, ручейков и болот, запомнились мальчику на всю жизнь.
                Первые наброски карандашом на простой обёрточной бумаге говорили о недюжинном таланте мальчика, но родители всегда хотят детям лучшей судьбы, ориентируясь на свой жизненный опыт. Паренька послали к старшему брату в Киев, учиться во Владимирском кадетском корпусе.  Увы, кадет Бируля больше думает о живописи, чем о военной службе. Сначала тайком, а затем и с позволения брата, он посещает школу рисования Н.И. Мурашко, и, наконец, уверившись в своём призвании, семнадцатилетним юношей едет в Москву, мечтая о Московском училище живописи, ваяния и зодчества. 
                Спустя много лет в письме другу художник напишет: «Вспоминаю наших учителей в училище – Коровина, Прянишникова, Левитана… Как мы им верили! Они были с нами безгранично открыты, отдавая всё, что имели и знали. Большие учителя и великие художники! Каждый – корифей и личность!»
                Надо сказать, и ученик не подкачал. В 1892 году его ученическую картину купил для своей галереи Павел Третьяков. Событие – весьма нехарактерное для работ молодых художников.
                В тридцать семь лет Бялыницкий-Бируля становится академиком Императорской академии искусств в Петербурге (он напишет об этом событии: «старики были суровы и неумолимо строги»), а через три года за одну из своих лучших работ «Зимний сон» (репродукция с неё - на обложке альбома) получает бронзовую медаль на Международной выставке в Барселоне. Другая его картина «Час тишины» награждена золотой медалью на Мюнхенском международном фестивале.

                Естественно, я не совершаю никаких открытий. То, что здесь написано можно прочитать в любой статье о Бялыницком-Бируле в интернете. Их, в общем-то, не очень много и содержание почти одинаково.
                Просто за моим окном – практически безлюдная улица. Обычно в это время группами и одиночками, подскакивая, споря, чинно держась за руки родителей или старательно выискивая лужи и грязь, спешат на занятия школьники. С сегодняшнего дня наш президент распорядился открыть школы. Судя по всему, большинство пап и мам, руководствуясь собственным здравым смыслом, предпочли оставить детей дома. Другое окно выходит во двор. На площадках детского садика по два-три ребёнка в группе: родители вынуждены ходить на работу… В общем, всё как-то не слишком весело. А хочется на природу… Хотя бы так, рассматривая репродукции. Кто-то из живописцев заметил, что последователь Левитана, Бялыницкий-Бируля не достиг высот своего учителя. Я не профессионал, не мне судить. Но смотрю на картины «Изумруд весны», «Голубой весной» и хочется всей грудью вдыхать этот пьянящий воздух, вглядываться в бездонное небо, рассматривать отражение деревьев на глади лужиц и озёр… Как жаль, что фотографии не передают истинные оттенки и краски. Поверьте на слово: в "Голубой весне" от переклички нежно-голубого неба и более насыщенной, но всё же голубой, а не темно-фиолетовой поверхности воды - задерживается дыхание и хочется, блаженно улыбаясь, раствориться в этом мире возрождающейся жизни.
                Мне кажется, художник любил писать переходные состояния природы: из лета – в осень, из зимы – в весну. Когда всё неустоявшееся, быстро изменчивое: жемчужные облака сменяются серыми тучами, первые клейкие листочки на деревьях ещё не стали по-настоящему зелёными, а земля хранит память о ночных заморозках… Прочитала в одной статье и улыбнулась: лето Витольд Каэтанович называл салатом – слишком, с точки зрения художника, резкие, определённые у этой поры года краски, без полутонов и нюансов.
               
                Бялыницкий-Бируля прожил долгую жизнь, пережив слом режима, войну, лихолетье… Пейзажная живопись – не подвержена идеологии. Но нет и не было лучшей идеологии, чем воспевание красоты мира. Разве не в этом счастье?


* Альбом "Я ходил по родной белорусской земле. Я был счастлив" Изд-во "Белорусская энциклопедия имени Петруся Бровки. Минск, 2018г.

Иллюстрации: Белая дача, альбом с репродукциями, картины "Ранняя весна",  "Изумруд весны", "Голубой весной", "Час тишины".

Среди рецензий предложение совершить ещё одно путешествие, особенно интересное в пасхальные дни. Чтобы не затерялось, ставлю ссылку здесь.
Эмма Татарская http://proza.ru/2017/11/14/1305

И ещё одно предложение попутешествовать от Константина Кучера. Хотите увидеть, как жили русские помещики? Тогда вам сюда. Дом-музей художника Верещагина.
http://shkolazhizni.ru/culture/articles/67471/

Так учатся в условиях самоизоляции американские студенты
Владимир Кожин 3 http://proza.ru/2020/04/21/341


Рецензии
Бялыницкий-Бируля. Имя художника слышу впервые, его пейзажами, даже вот такими, иллюстративными, просто хочется дышать, хочется жить. Белоруссия, Россия... для меня это одна неделимая сущность. Страна. Народ. Хотя их давно поделили (ищи кому выгодно, так?). Любви к России я никогда не испытывала, но после лодочной кругосветки по Селигеру, где я насмотрелась-надышалась русской природой, неповторимыми пейзажами и обалденно красивыми закатами, равнодушие сменилось теплом, относящимся, однако, только к природе. В ней нет пронзительной яркости, грозного величия, перед которым хочется преклонить колени, нет буйства и неистовства, с которым чувствуешь душевное единение.
В ней есть - другое. Неяркая, неброская красота,светлая нежность, ленивый покой и и проникающая в душу печаль. Неразгаданная тайна. Может быть, тайна вечности? Я не могу не восхищаться этой тихой красотой, хотя в сердце живёт и будет жить до самого конца любовь к другим краям, другим пейзажам и другим людям.

Ирина Верехтина   13.05.2020 18:13     Заявить о нарушении
Спасибо, Ира. Да, мне тоже кажется: в тихой красоте - своя прелесть, свои законы...

Мария Купчинова   13.05.2020 17:03   Заявить о нарушении
На это произведение написано 25 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.