Снова не выходя из дома...
Предлагаю продолжить путешествие. Вена прекрасна, но далека. Я зову вас поближе, в Беларусь.
Колеблющиеся – могут перед тем, как продолжить чтение надеть маски, но далеко мы не пойдём. Всего лишь небольшая усадьба, сохранившаяся с начала прошлого века в скромном парке «местного значения». На холме над рекой Лошанкой – белый домик с башней. Здесь, на Белой даче, с мая и до середины июня 1947 года жил и работал художник Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля.
Не очень долго, правда? Но… «Мне всегда казалось, что я в долгу перед Беларусью. Меня беспокоила мысль, что я мало написал о ней, и поэтому сейчас, когда я вновь в родном краю, я стараюсь хоть немного наверстать упущенное», – писал художник в письмах родным.
В Национальном Художественном музее РБ картины Бялыницкого-Бирули привлекают внимание неискушённых зрителей (я в их числе) удивительно прозрачным светом, струящимся воздухом, линиями, словно растворяющимися в пространстве полотна. Не знаю, можно ли так сказать о живописи, но в картинах мастера покоряет интонация светлого раздумья и покоя…
Сравнительно недавно купила хорошо изданный альбом репродукций*. На обложке – засыпанная снегом деревянная церковка на фоне сумеречного голубовато-серого неба, несколько обнажённых деревьев. Всё вместе вызывает чувство удивительной нежности. На развороте – эпиграф: «У каждого человека есть родина. Она живёт в сердце, в мыслях. Можно разлюбить невесту, жену, но разлюбить родину – ужасно, невозможно… Была весна. Я ходил по родной белорусской земле. Я был счастлив…»
И фотография, прикреплённая, как это бывает в старинных фотоальбомах, с отрывающимися уголками: светловолосый молодой человек с усами, небольшой кудрявой бородкой. По моде начала двадцатого века – смокинг, бабочка… Добрые, чуть растерянные глаза и длинные тонкие пальцы…
Благодаря самоизоляции появилось время не бегло пролистать, а ещё и ещё раз всмотреться в репродукции.
Художник (настоящая его фамилия Бируля) родился 12 февраля (по другим данным 29 февраля) 1872 года в деревне Крынки, недалеко от Белыничей Могилевской губернии. Отец сперва арендовал землю, затем устроился в днепровское пароходство. Неизвестно, какую должность он занимал, но в поездки по Днепру, Припяти, по реке Сож частенько брал с собой сына. Как оказалось, неяркие краски, мягкая, не очень приметная красота белорусских рек, лесов и перелесков, ручейков и болот, запомнились мальчику на всю жизнь.
Первые наброски карандашом на простой обёрточной бумаге говорили о недюжинном таланте мальчика, но родители всегда хотят детям лучшей судьбы, ориентируясь на свой жизненный опыт. Паренька послали к старшему брату в Киев, учиться во Владимирском кадетском корпусе. Увы, кадет Бируля больше думает о живописи, чем о военной службе. Сначала тайком, а затем и с позволения брата, он посещает школу рисования Н.И. Мурашко, и, наконец, уверившись в своём призвании, семнадцатилетним юношей едет в Москву, мечтая о Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
Спустя много лет в письме другу художник напишет: «Вспоминаю наших учителей в училище – Коровина, Прянишникова, Левитана… Как мы им верили! Они были с нами безгранично открыты, отдавая всё, что имели и знали. Большие учителя и великие художники! Каждый – корифей и личность!»
Надо сказать, и ученик не подкачал. В 1892 году его ученическую картину купил для своей галереи Павел Третьяков. Событие – весьма нехарактерное для работ молодых художников.
В тридцать семь лет Бялыницкий-Бируля становится академиком Императорской академии искусств в Петербурге (он напишет об этом событии: «старики были суровы и неумолимо строги»), а через три года за одну из своих лучших работ «Зимний сон» (репродукция с неё - на обложке альбома) получает бронзовую медаль на Международной выставке в Барселоне. Другая его картина «Час тишины» награждена золотой медалью на Мюнхенском международном фестивале.
Естественно, я не совершаю никаких открытий. То, что здесь написано можно прочитать в любой статье о Бялыницком-Бируле в интернете. Их, в общем-то, не очень много и содержание почти одинаково.
Просто за моим окном – практически безлюдная улица. Обычно в это время группами и одиночками, подскакивая, споря, чинно держась за руки родителей или старательно выискивая лужи и грязь, спешат на занятия школьники. С сегодняшнего дня наш президент распорядился открыть школы. Судя по всему, большинство пап и мам, руководствуясь собственным здравым смыслом, предпочли оставить детей дома. Другое окно выходит во двор. На площадках детского садика по два-три ребёнка в группе: родители вынуждены ходить на работу… В общем, всё как-то не слишком весело. А хочется на природу… Хотя бы так, рассматривая репродукции. Кто-то из живописцев заметил, что последователь Левитана, Бялыницкий-Бируля не достиг высот своего учителя. Я не профессионал, не мне судить. Но смотрю на картины «Изумруд весны», «Голубой весной» и хочется всей грудью вдыхать этот пьянящий воздух, вглядываться в бездонное небо, рассматривать отражение деревьев на глади лужиц и озёр… Как жаль, что фотографии не передают истинные оттенки и краски. Поверьте на слово: в "Голубой весне" от переклички нежно-голубого неба и более насыщенной, но всё же голубой, а не темно-фиолетовой поверхности воды - задерживается дыхание и хочется, блаженно улыбаясь, раствориться в этом мире возрождающейся жизни.
Мне кажется, художник любил писать переходные состояния природы: из лета – в осень, из зимы – в весну. Когда всё неустоявшееся, быстро изменчивое: жемчужные облака сменяются серыми тучами, первые клейкие листочки на деревьях ещё не стали по-настоящему зелёными, а земля хранит память о ночных заморозках… Прочитала в одной статье и улыбнулась: лето Витольд Каэтанович называл салатом – слишком, с точки зрения художника, резкие, определённые у этой поры года краски, без полутонов и нюансов.
Бялыницкий-Бируля прожил долгую жизнь, пережив слом режима, войну, лихолетье… Пейзажная живопись – не подвержена идеологии. Но нет и не было лучшей идеологии, чем воспевание красоты мира. Разве не в этом счастье?
* Альбом "Я ходил по родной белорусской земле. Я был счастлив" Изд-во "Белорусская энциклопедия имени Петруся Бровки. Минск, 2018г.
Иллюстрации: Белая дача, альбом с репродукциями, картины "Ранняя весна", "Изумруд весны", "Голубой весной", "Час тишины".
Среди рецензий предложение совершить ещё одно путешествие, особенно интересное в пасхальные дни. Чтобы не затерялось, ставлю ссылку здесь.
Эмма Татарская http://proza.ru/2017/11/14/1305
И ещё одно предложение попутешествовать от Константина Кучера. Хотите увидеть, как жили русские помещики? Тогда вам сюда. Дом-музей художника Верещагина.
http://shkolazhizni.ru/culture/articles/67471/
Так учатся в условиях самоизоляции американские студенты
Владимир Кожин 3 http://proza.ru/2020/04/21/341
Свидетельство о публикации №220042000748
В ней есть - другое. Неяркая, неброская красота,светлая нежность, ленивый покой и и проникающая в душу печаль. Неразгаданная тайна. Может быть, тайна вечности? Я не могу не восхищаться этой тихой красотой, хотя в сердце живёт и будет жить до самого конца любовь к другим краям, другим пейзажам и другим людям.
Ирина Верехтина 13.05.2020 18:13 Заявить о нарушении
Мария Купчинова 13.05.2020 17:03 Заявить о нарушении