С приветом из прошлого. Глава 41

Принято считать, что любой опыт - ценен. Я тоже долгие годы доказывала себе и окружающим, что самый эффективный способ получать ответы на поставленные вопросы - действовать. Я не выношу пустых рассуждений о балансе семьи и карьеры от тех, кто не знает ни того, ни другого. Я не выношу нравственных порицаний любовных фигур от тех, кто никогда в них не был. Я смеюсь над советами - как правильно чувствовать, дышать и жить. Никто не знает: как правильно именно вам. Этот вопрос вы сможете решить только тет-а-тет с собой, путем проб и ошибок нащупывая свой баланс и свою черту.
До мозга и костей будучи всегда эмпириком, сейчас я уже не так лихо уверена: любой ли опыт нам нужен? и правильно ли выбрано время?
Я точно знаю: пройдя все то, что я прошла в юности, мне мало что было страшно в зрелости: я не паниковала, оставшись без гроша и не сходила с ума, когда этих грошей становилось неприлично много, смеясь, бросала любые карьеры, к которым шла много лет, со спокойствием морского волка стояла на мостике, когда семейная лодка билась о скалы. Сейчас меня преследует мысль: а может, все это случилось со мной, потому что что я была к этому готова? Бог всегда посылает нам ровно то, что мы можем выдержать.
Вопреки всем прогнозам, я сдала вступительные экзамены, набрав максимальное количество баллов. Спустя пару месяцев реальность не заставит себя ждать и всем станет понятно, что это - счастливая случайность, за которую мне предстоит бороться несколько лет, отстаивая место под солнцем. Но тогда у меня была эйфория: я получила то, к чему стремилась , а значит - имела полное право быть героем. Впрочем, героем я себя не чувствовала.. скорее, Алисой в стране чудес, которую мне предстояло открыть. Тогда я еще не имела и сотой доли представления о том, с чем мне реально придется столкнуться и как все это меня изменит.
Мое поступление автоматически означало переезд в Ленинград, а значит на повестке дня висел вопрос: где я буду жить? Я была единственным ребенком в семье и моим всегда хорошо обеспеченным родителям не стоило слишком больших усилий снять что-то в приятной близости от училища. Мне было почти 15 и я была слишком домашним ребенком, с бантами и гольфами. Был только один нюанс: мои родители жаждали получить компенсацию за тяжелое послевоенное детство, за безотцовщину, голод, вечно работающих матерей, за неприкаянную юность и свои "университеты". У меня было все то, чего они были лишены. Пришла пора закалять сталь.
- С чего это ей должно быть все на блюде?!- риторически вопрошала мама, - пусть покрутится по общагам, как мы, помыкается - будет больше ценить...
Травма - это как черная метка. Читали в детстве Стивенсона? Когда-то у пиратов был знак нарушения внутреннего регламента. Травма - тоже нарушение своего рода регламента, регламента твоей жизни- повреждение целостности твоего пути. Каждое травмируемое поколение вольно или невольно передает эту метку дальше по своему родовому древу. Ладно, если невольно, а если - сознательно? Я не раз и не два сталкивалась с формулой: "Раз у меня было, пусть будет и у тебя". Иногда мне казалось, что мама специально толкает меня куда-то в пропасть, чтобы сказать:
- Ну, видишь, ты свалилась, я же говорила... а теперь, слушайся меня, если хочешь подняться.
Но события каждый раз складывались так, что опасность проходила мимо, лишь обдав меня своим обжигающим дыханием.
От этого клейма трудно уйти, я знаю на личном опыте. Трудно удержаться и не передать это дочери. Надо постоянно держать себя в руках и одергивать. Всегда хочется ударить кого-то в ответ, но когда жизнь бьет тебя наотмашь - проще ударить слабого и беззащитного.


Рецензии