C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Откуда родом Ирина Мазуркевич

     Телепроект 2007 года

Ирина Степановна Мазуркевич родилась 20 августа 1958 года в Мозыре в Белорусии. С ранних лет начала заниматься художественной гимнастикой. В 15 лет Ирина уехала в театральное училище в Горький. Вскоре последовали роли в лентах "Чудо с косичками", "Сказ про то, как царь Петр арапа женил". Окончила театральное училище и поступила в Ленинградский  Театр имени Ленсовета. Много снималась в кино, перешла в Театр комедии имени Н.П. Акимова. Народная артистка России.

1.


По-беларусски город называется Мазыр, а вообще - Мозырь. У нас на белорусском языке никто не разговаривал. Я бы всем пожелала в детстве жить в этом городе. Он расположен на холмах, там много зелени и река с великолепным пляжем. Припять, на которой стоит Чернобыль, мы находимся от него всего в 70 километрах. Мы никогда не уезжали с родителями на лето, наоборот - из Питера и Москвы к нам приезжали отдыхать. У нас белый-белый песочек на пляже, как мука, и довольно приличное течение. Рано утром, пока мама готовила обед, я переплывала речку на шлюпке и занимала место на пляже, потому что позже уже мест не будет. Мама с братьями освобождались, приходили на берег, кричали-свистели, я за ними переплывала и перевозила их обратно. А за забором у нас был овраг, и там мы с братом когда-то рыли подземный ход в Австралию. Вырыли яму метра на 2.
         Мы жили в коммунальной квартире, поэтому родители с удовольствием переехали в маленький щитовой дом. Когда умер мамин отец, мама забрала бабушку из деревни, и она жила с нами. Комната была метров 18, там жили я с братом, мама с папой и бабушка. А потом прошел слух, что папе могут дать отдельную квартиру. Папа у меня кем только не был. Он был и фельдшером, и прорабом, и инженером, и начальником жилконторы. Мама - учительница,  она заканчивала пединститут, будучи мною беременная. Она ходила на экзамены, и поскольку она в положении, то к ней не очень придирались. А она прятала под платьем шпоры – никто же не подумает, что взрослая женщина будет так себя вести!


2.


В школе меня звали Мазурка, Мазура. Во-первых, коротко, а кто придумал – кто ж это может помнить? Я очень любила школу. Там и мальчики, там и пообщаешься, я была очень бойкая, активная, и меня все время кем-нибудь назначали. Но это была одна видимость, я ничего не делала. Надо было на отчетных собраниях прочитать доклад, который кто-то напишет.
         Я собирала открытки с артистами, только переменка – слух: в киоске появились новые артисты – они стоили 5 копеек, а цветные - 8. Но цветных было очень мало. Деньги мне давали на коржик. Бежишь, покупаешь - без пальто, без шапки, лишь бы артистов хватило! Я их хранила в коробке, у меня было много артистов. Вскоре у меня самой вышли такие открытки – и цветная, и нецветная, но разве я могла тогда подумать… 
         Кинотеатр был один, и как только появлялся новый фильм, надо было его отсмотреть - и не один раз. «Кавказская пленница», «Операция Ы», «Фантомасы», хоть детей до 16 лет и не пускали. Все киногероини  – молодые девушки – сразу становились кумирами. Им хотелось подражать, мы делали такие же прически, как у них, и мечтали о таких нарядах, и о такой жизни. Но я никогда не думала, что смогу стать артисткой, даже не понимала, где ими становятся.
Моя мама работала завучем в нашей школе, и я на переменке шла в учительскую, подходила к ней с протянутой ладонью, чтоб она мне позолотила ручку, и она, не считая, доставала горсть монет. Я их делила: это - на артиста, это - на вафли, а это - на заколку…


3.


Я ходила за творогом на рынок - брала деньги, банку для сметаны. Творог продавали в бумаге, полиэтиленовых пакетов не было. Все магазины в этом районе были на горе. И можно было подняться по дороге и точно так же спуститься. Но кто же в детстве будет ходить легкими путями? Я перепрыгивала через железобетонный желоб, бежала наверх, покупала трехлитровый бидон молока – я его для себя покупала, и бежала обратно - надо скорей, очень же много дел! Я стала перепрыгивать через этот железобетон, нога соскользнула, и я шмякнулась, все три литра молока были на мне, коленки разбила в хлам, все кончалось ревом. А молоко я очень любила и в детстве выпила, наверно, норму, которую человек выпивает за всю жизнь.
         А вот музыку я не любила, но ходила в музыкальную школу. Мама хотела, чтобы я стала учительницей музыки. Как я хотела, чтобы музыкальная школа сгорела! Я шла на занятия и с горы смотрела: неужели она не сгорела?  Музыкой положено заниматься каждый день. Когда мама была дома, она слушала меня через стенку… «Ирина, музыкой позанималась?» «Щас.» Минуты две я что-нибудь играла, потом бежала на кухню, открывала холодильник и из бидона выпивала поллитра молока, потом опять занималась музыкой две минуты. Я за занятие музыкой выпивала три литра молока, это была моя основная еда.
          В музыкальную школу можно было идти по улице, а можно - через кладбище. Там уже не хоронили, но это настоящее кладбище с могилами, с крестами, памятниками. Фантазия у детей работает как следует. А поскольку зимой темнеет рано, идешь на занятия к 4-5 часам, уже почти темно, и кажется, что на тебя из-за каждого угла кто-то выглядывает. Сжав зубы от напряжения, потому что страшно, я кубарем добегала до дому, закрывала калитку, дверь и долго не могла отдышаться. Такое было внутреннее напряжение от страха.


4.


Наш Дом пионеров внешне похож на питерскую тюрьму «Кресты». Но он сыграл в моей жизни большую роль. Я занималась художественной гимнастикой, мама привела меня туда за руку. Мы участвовали в смотрах самодеятельности - они состояли из хора, танцев, нашей гимнастики, стихов и литмонтажа. Мы готовили специальные номера – то с лентами, то с мячиками. Это была любительская секция. В Белоруссии очень сильная гимнастика, к нам в кружок пришли и отобрали несколько человек, которые хотели бы заниматься профессионально. Я походила туда всего 2-3месяца.
         Как-то девочки шушукались и что-то обсуждали. Я спросила, о чем они? «А мы хотим поехать поступать в театральное училище.» Были в стране заведения, куда принимали после 8 класса. Мы отправили письмо в Горький, он был к нам ближе всего и очень котировался. Я послала фотографию с хвостиками. И когда нам пришел ответ, мы были на десятом небе от счастья. Когда я родителям объявила, что еду поступать, они меня даже всерьез не восприняли. «Какое училище, кто тебя туда возьмет?» Мама просила, когда гости приходили: «Ирина, прочти что-нибудь! Посмотрите, примут ее или не примут?» «Мама, я не буду никому ничего читать, о чем ты говоришь?» Я бы  никому не позволила слушать, как я читаю стихи. Мама с папой говорят: «Пусть съездит». Надо было лететь через Минск, это стоило 20 рублей. Папа одной из девочек поехал с нами четырьмя до Горького, где мы держали экзамен. Девчонки не поступили, меня приняли одну. Я закончила 8 классов на отлично, и просто прошла три тура.


5.


Я училась в Горьком на 1 курсе, как-то стою у расписания, молодой человек рядом спрашивает: «У вас есть фотография с собой?» «Нет, откуда?» Он говорит: «Мой знакомый начинает снимать фильм, вы можете  подойти. Я бы мог отвезти ему фотографию. Прототип героини - Ольга Корбут.» Я съездила за фото домой, он отвез фото своему знакомому на «Мосфильм», который работал ассистентом у режиссера Виктора Титова и искал героев для фильма. Титову показали мою фотографию с хвостиками, которую я снимала для училища, и он сразу сказал: «Это она!»  И тут мне очень помогло то, что я занималась художественной гимнастикой. Какие-то вещи в фильме делала я, а очень сложные трюки - сама Корбут. Когда мой папа посмотрел фильм, он спросил у Титова: «А все эти упражнения Ирина делала сама?» Режиссер сказал: «Это самый большой комплимент! Раз вы не смогли отличить от Корбут свою родную дочь, значит, все у нас получилось».
         А вскоре начали искать артистов для фильма «Сказ про то, как царь Петр арапа женил». Перепробовали всю Москву, а я зачем-то приезжала на «Мосфильм» и видела, как в кабинет к режиссеру Александру Митте выстраивались огромные очереди школьников. Потом туда потащили и меня. Сделали фотопробы –  с уложенными куделечками, кинопробы, и осталось нас две претендентки. Я и еще одна артистка. Мы пробовались с Высоцким - и я, и она. И когда Высоцкого спросили, с кем бы он хотел играть, он выбрал меня. Ну и пошло-поехало.



    


Рецензии