Откуда родом Никита Михайловский

  Главу о Никите Михайловском мне придется написать самому. Мы никогда не встречались, и я уже никогда не возьму у него интервью. Но случилось так, что я снял об этом интереснейшем актере документальный фильм. Подробностями сценария хочу поделиться с вами.               

   
1980 год. Мир по обыкновению лихорадило. Уже год шла афганская война, в разных концах света к власти пришли Саддам Хусейн и «Солидарность». А за железным занавесом шел  обыкновенный високосный год эпохи «застоя». И все же события били ключом. Москва встречала летнюю Олимпиаду. В моду вошли кроссовки и джинсы. Алла Пугачева выпустила диск «Поднимись над суетой». А на экраны вышел фильм Ильи Фрэза «Вам и не снилось». Исполнитель главной роли - 16-летний Никита Михайловский - мгновенно стал героем целого поколения. Ведь в Стране Советов секса не было!  Критики, узревшие в школьной истории любви призыв к детскому разврату, лишь подогрели зрительский интерес. Детский фильм «Вам и не снилось» стал настоящим прорывом в нашем кино. А для Никиты Михайловского «Вам и не снилось» - несомненно, и самый знаменитый фильм, и его звездный час, и визитная карточка молодого артиста.

Играл ли он самого себя? Кто знает… В любом случае в судьбах Никиты Михайловского и его персонажа по имени Роман - немало совпадений. Оба встретили свою большую любовь по имени Катя. Оба - Никита в жизни, а Ромка на экране - страдали от непонимания. И оба были обречены на трагический финал. Ведь в первоначальном варианте герой фильма падал из окна и разбивался насмерть. Когда-то Галина Щербакова отправила свеженаписанную повесть главному редактору журнала «Юность» - всесильному Борису Полевому. Его ответ был краток: «Вот если Вы оставите его живым, то повесть пойдёт в следующий номер» А еще Щербакову спросили, не пытается ли она встать вровень с Шекспиром. Изначально героев повести звали Роман и Юлька, и у высокого начальства напрашивались прямые аналогии с «Ромео и Джульеттой». Так Юлька стала Катей. Выйдя с рукописью в коридор редакции, Галина Щербакова положила повесть на колени и переписала последний абзац. В жизнь таких правок Галина Щербакова внести уже не могла. Многие актеры стараются не играть собственную смерть, считая это плохой приметой. Никита сделал это не единожды. Судя по всему, у Михайловского не было предрассудков. Все его родные и близкие друзья говорят об особой мудрости, присущей только Никите. Даже преподаватели театрального института говорят, что у них до сих пор осталось ощущение: Никита - мудрый старик, который очень много знает, очень образован.

Что сделало Никиту таким? Ведь у него было и счастливое детство, и отличное воспитание... Раннее взросление?  А может, работа? Мальчик прославился еще в детстве. Живя в семье режиссера Виктора Сергеева и модельера Алисы Михайловской - и подиум, и съемочную площадку Никита освоил чуть ли не с пеленок. Актёрские дети всегда при съёмках, при спектаклях, и чтобы его чем-то занять, ему дали сыграть маленький эпизодик и вдруг оказалось, что он так талантлив, что потом все пошло само собой.

Никита снимался много. Кинофильм «Дети  как дети» ленинградского режиссера Аян Шахмалиевой вышел в прокат в 1978 году. Зрителей  тронула  история  дружбы двоих детей, оказавшихся в непростой ситуации. Надолго запомнились и исполнители главных ролей – юные Никита Михайловский и Рита Сергеечева. Потом была замечательная картина Ильи Авербаха  «Объяснение в любви». В этом фильме Никита снимался вместе с мамой.
Мама была для Никиты женщиной всей его жизни. В свое время ей, блокадному ребенку, инвалиду с детства, категорически запретили иметь детей. Но Алиса Михайловская не послушалась врачей. И Никита появился на свет.

Счастливое детство Никиты закончилось внезапно. Родители развелись, и мать рассказала сыну, что Виктор Сергеев на самом деле - его отчим. Отношения с ним Никита прекратил. Больной женщине звонили из школы и жаловались на сына: он спал на уроках. А Никита ночи напролет ухаживал за матерью, а днем – отсыпался. Ни одна живая душа не знала, что творится в семье Михайловских. В день смерти матери Никита, еще не зная о случившемся, надел на шею семейную реликвию – небольшую ладанку на серебряной цепочке… А буквально накануне мать попросила мальчика: «Оденешь, когда я умру». Мальчик остался совсем один. Его горе было безмерно.   

Жизнь продолжалась. Только уже совсем другая. Никита пытался заглушить горе бесконечными стихами, рисунками – и все они летели в огонь… Больше всего на свете Никита любил своих многочисленных друзей – и изысканная квартира интеллигентов Михайловских превратилась в настоящий сквот. В начале 80-х здесь собирался весь питерский «андеграунд». Никита не пропал. Он снимался в кино, поступил на актерский факультет ленинградского театрального института. А лента «Вам и не снилось» победоносно шествовала теперь уже по телеэкранам. Юный артист продолжал получать мешки любовных писем. Все девушки Страны Советов «хотели большой и чистой любви». Но им явно не хватало «предмета». С выходом «Вам и не снилось» вопрос был решен. В Михайловского влюбились решительно все. Хотя и  думали, что у самого Никиты – роман с партнершей по экрану. Потом все успокоились, потому что узнали: Татьяна Аксюта старше мальчика на целых 7 лет! Девичья борьба за внимание юного киногероя ленты «Вам и не снилось» довольно быстро переместилась с экрана в реальность и приобрела поистине массовый характер.  Он очень нравился и сам влюблялся без конца. Его любило такое количество женщин, что он мог жениться на любой из них, и любая была бы счастлива.

Иногда Никита бывал резок. На невинный вопрос преподавателя института: «Скажите, а как Вы относитесь к речи ленинградцев?» он ответил: «А мне недосуг слушать ленинградцев, я езжу на поездах, живу в гостиницах, и меня не интересуют окружающие». Но Михайловский вовсе не задирал нос, бешеная популярность его просто смущала. Нападение – лучшая оборона. А еще, даже став студентом, Никита продолжал искать себя. В лубочных рисунках и срамных сказках, созданием которых он увлекался всю жизнь.  Друзья и педагоги были единодушны в оценке дарования Никиты: редкая природа чувств, а дар импровизации - как у Моцарта. «Доживи Михайловский до наших дней - это был бы очень большой актёр!»

Никита рано женился - на красавице Анастасии Сорочан. Она была и остается необыкновенно красивой женщиной. Она интересовалась всем: музыкой, модой, кино, политикой. Родилась дочь Соня. Но вскоре молодые расстались. Настя вовсе не хотела оставаться мужней женой, которая сутками сидит с ребенком, пока молодой муж мечется по съемкам и зарабатывает деньги. Соня Михайловская внешне очень похожа на отца – и пластикой, и речью. Ей, как и ее маме, интересно буквально все: кино, театр, графика. Сейчас Соня учится в Лондоне, ее нынешнее увлечение – проекты в области СМИ. Никита бы ею гордился. Но это – сейчас. А тогда… Мечта о своей семье с треском провалилась. Михайловский глубоко переживал свой развод и использовал любой момент для общения с дочкой. А еще Никита с головой окунулся в работу и увлекся режиссурой. Кинорежиссер Сергей Соловьев не принял его на высшие режиссерские курсы. «Никита, - спросил он, - Ну чему я тебя буду учить?» Тогда  Михайловский поступил к знаменитому театральному режиссеру Анатолию Васильеву. Туда же вслед за бывшим мужем пришла учиться и Анастасия.

На съемках очередного фильма Никита Михайловский познакомился с художницей.  Девушку звали Катя. Каждое утро Никита приносил ей букет полевых цветов. А Катя, хоть и знала его по фильмам, все больше открывала для себя этого странного человека… Вскоре Екатерина познакомилась с маленькой Соней и искренне привязалась к ней, они проводили вместе много времени. Никита понял: это та женщина, которую он ждал всю жизнь. Катя стала его второй женой. Мечта о собственной семье наконец осуществилась.
Он ждал такую женщину, которая бы заменила ему и любовницу, и жену, и друга, и маму.

Казалось, жизнь налаживается. С 1987 года Никита начал выставлять свои работы, а в 1990 году прошла его выставка в Лондоне. Вырученные средства Михайловские передали в фонд помощи детям, больным раком. После выставки прошло всего два месяца, Никита стал сильно уставать и объяснял это тем, что много работал. Диагноз «лейкемия» прозвучал как приговор. Михайловскому срочно требовалась дорогостоящая операция. Катя постоянно находилась рядом с ним. Александр Невзоров в эфире программы «600 секунд» рассказал о трагедии. Средства на лечение Никиты в Лондоне собирали всенародно. Никита и Катя улетели в Лондон. Короткие ремиссии в течение болезни внушали оптимизм, Михайловского даже начали готовить к операции по пересадке костного мозга. Однако улучшение было временным. Уже на последней стадии болезни Никита стал завсегдатаем видеопроката. Он использовал оставшееся ему время, чтобы пересмотреть весь мировой кинематограф. А еще он постоянно созванивался со своими любимыми друзьями. Интерес к жизни оставался у него до самого конца.

Никита не мог видеть могилу своей матери и никогда там не был. Алиса Михайловская так и осталась для него живой - самой молодой и прекрасной женщиной на земле – его мамой. 8 апреля 1991 года Никите исполнилось 27 лет, а через 13 дней его не стало. Никиту Михайловского похоронили на Комаровском кладбище под Санкт-Петербургом. Вскоре там появился крест, сделанный по эскизу его второй жены.

Что осталось после Никиты Михайловского? Десятки ролей в кино, сотни рисунков, писем, сказок – все они бережно хранятся в архивах близких друзей. Осталась чудесная дочь по имени Соня. Но это еще не все. Уже после смерти Никиты случилась сенсация: родные узнали, что у него есть еще и сын…   Случилось и еще одно маленькое чудо: сын и дочь Никиты Михайловского познакомились и стали неразлучными друзьями.

Попало в мои руки бережно сохраненное в архиве последнее письмо Никиты, адресованное его лучшему другу Евгению Калачеву.

«Я пишу теперь, кажется, во все столицы мира и стараюсь развеять преувеличенные слухи о моей смерти. По правде сказать, я лично только в Лондоне въехал, в чем дело. Дома меня держали в таком мешке неизвестности, что я и в ус не дул. Помирал себе тихо и все. И все никак не мог понять, почему не говорят диагноз, почему от ангины так плохо. Начиналось-то все с ангины. Длинная история, но смешная и в чем-то фантастическая. Все лечение в совке было устроено по-Гоголевски. Ну, ты себе можешь представить, один врач, вполне приличный еврей, на мой вопрос: «Когда будут лечить?» сказал: «Да знаешь, может само рассосется». Трындец. Но когда на Песочную привезли, я, конечно, смекнул что дело нечисто. Чем там пахнет, всем известно. Черноземом свежевскопанным. Но мне-то ничего не говорят. Профессор ладошкой похлопал, сказал, что надо долго лечиться. И убежал. А мне-то чего? От чего лечиться долго? Во, блин, думаю, влип. Но так ничего, бодрюсь. Ходить ни фига не могу, тахикардия такая, что глаза из орбит. Трындец. Представляешь, один раз попробовал встать, тут такое началось, думал хана, сейчас кони кину. Санитарка-звать-Тамарка прибегла, давай уколы колоть, но чуть спроси их, молчат. Как партизаны. Как один причем партизан. Придумали там какую-то «гомопоэтическую диспазию» и вешают ее мне на холодные уши. Умора. Я лежу - молчу. Вот вроде стал ходить помаленьку. Приходят, говорят: «В Лондон, старик, надо ехать». Я выцедил из себя подобие смеха. «Пошто, - говорю, - в Лондон? Вы что, предатели, нашим не доверяете?» Они говорят: «Доверяем, но тут, понимаешь, стерильности нет. Стерильности! В Лондоне все стерильно, шприцы, опять же одноразовые». Тут я заржал на всю их нестерильную палату. «Ну что, - говорю, - мужики, в Лондон, так в Лондон, запрягай». И вот я в Лондоне. Первый же врач, который меня смотрел, спрашивает: «Что с тобой мальчик?» Я: «Так, мол, и так». Он мне: «Стоп, стоп, у тебя лейкемия». Я офигел. И тут мне все открылось, и только теперь я въехал полностью, в какую я влип историю. Женя, трындец. Цены в этом Лондоне такие, что офигеть. Врач Котовский назвал свою цену – пятьдесят тысяч фунтов. Видишь, все письмо протрепался про эту фигню, ну просто пока денег нет, не могу тут спокойно жить. Они все с Москвой разбираются, но вот на днях должны вроде прийти семьдесят тысяч долларов. Напиши мне ради Христа, получил ли ты те письма и вообще, сволочи, пишите, фигли вам еще делать. Ваш Михайловский».


Рецензии