Откуда родом Борис Моисеев

    Телепроект 2007 года

Борис Михайлович Моисеев родился 4 марта 1954 года в Могилеве. После окончания школы уехал в Минск, где окончил хореографическое училище. Работал в Харьковском академическом театре оперы и балета имени Лысенко: вначале артистом балета, затем хореографом-постановщиком. Работал главным балетмейстером литовского театра «Тринитас». Создал танцевальное трио «Экспрессия», которое работало в «Театре песни» Аллы Пугачевой, в клубах Франции, Италии, США. Начал сольную карьеру, создал собственный театр. Российский поп-певец, танцовщик, хореограф. Заслуженный артист России.

1.

Я родился в марте. Город моего детства - Могилев.Я родился в городе, который был неоднозначен в истории Белоруссии, в истории войны. Это город, который очень долгое время держал оборону. Этот народ славится своей неописуемой скромностью и деликатностью. 
Мы очень бедно, скромно жили в коммунальной квартире. Но в то время люди могли сопереживать и помогать друг другу. У мамы не было стеснения прийти к соседке и попросить денег, чтобы содержать семью. Моей маме было очень трудно, она единственная в семье работала. Отца не было. Он бросил семью во время войны. Маму обвинили на заводе в воровстве, у нее были неприятности с властями. Она работала по 12, 16 часов в сутки. И часто брала меня с собой. Она работала на кожевенном заводе, где очень тяжелая обработка кожи. Однажды мама меня завернула в одну из кож, и я чуть не попал в большой барабан, где красят кожу.
         Меня воспитывал двор – огромная семья. Мы жили в подъезде военных, так как мать принимала не последнее участие в войне, ей дали комнату в огромной коммунальной квартире, где жило 5 семей. Люди были добры друг к другу, мама многим помогала. Она очень хорошо готовила, и люди просили ее готовить пироги, вкусные вещи для праздничных столов, и она это с удовольствием делала. Она была очень добрая, сердечная женщина. К ней приходили тетки со всего двора, чтобы слушать советы: как жить, как любить.


2.


Я давал концерты в подъезде. Я пел репертуар Кобзона, а еще очень много занимался организационной работой. Я всегда хотел быть начальником, лидером, быть впереди. И дети меня любили и участвовали в моих шоу, в моих маленьких дворовых концертах.
У меня детство прошло без игрушек. Во-первых, это было дорого, и мать старалась скорее покупать продукты и одевать нас, чем баловать игрушками. Мы были три мальчика, и не очень нуждались в куколках, в платьишках. Мы больше нуждались в хлебе, в еде, в одежде.
         Моя тетка жила в Петербурге, и каждое лето, когда она приезжала в Могилев, привозила одежду от моего двоюродного брата, ту, которую он не доносил, я донашивал. И конфеты. Я по сегодняшний день люблю эти конфеты - карамель с повидлом. Она так и называлась - «Ленинградская».
         Школа для меня была театром. Я что хотел, то и вытворял. Я совершенно не учился. Я только выступал на всех праздниках, в разных ипостасях – я и певец, и танцор, и руководитель – маленьким ребенком я уже руководил кружками. Я и пионервожатый, я не занимался учебой. Школа была напротив моего дома. Я выходил из дома в 8 утра, когда уже начинался урок. Я любил опаздывать, любил, чтобы на меня обращали внимание. И было совершенно неважно – на меня кричали, не кричали, ругали, не ругали. Я приходил после учителя. Старался быть хорошо одетым: школьные пиджачки, форма у меня превращались в дизайнерскую одежду. Я перешивал пиджаки, мог носить кашне. Такой я был свободный ученик. И школа это принимала, и учителя на меня сильно не реагировали. Я заявлял всем и всегда: «Я буду артистом, и мне ваша математика не нужна».


3.


Я сам пошел в балетное училище, но нужно было все время экономить. Мать мне давала 5 копеек на автобус, я собирал эти деньги, чтобы купить подарок маме или себе. Приходил заниматься во Дворец культуры рано лишь потому, что было светло. Я боялся темноты, а нужно было идти через кладбище. Или ты идешь через кладбище, или ты едешь на автобусе. Я шел днем через кладбище, а потом мы с мальчишками шли через кладбище вечером, чтобы не платить эти 5 копеек, а собирать. И когда я собрал 80 копеек, я пошел в магазин «Галантерея», и купил парфюм «Быть может» - маленький флакон, который стоил совсем мало денег. А мама мне за это из заводской столовой принесла 2 пирожка с повидлом. Я стоял на углу дома, зная время, когда она придет. Чтобы быстро съесть два горячих пирожка, не дойдя до дома. 
         Я пугал всех, что иду топиться. Я пугал маму, чтобы она меня жалела, чтобы не ругала за двойки. Двоек у меня было очень много. И один раз я попытался топиться с огромным тазом. Почему с тазом – и сегодня не могу понять. После этой попытки утопить себя, я больше никогда не подходил к Днепру. Я могу быть на море, но никогда не пойду плавать. Потому что я тонул, я знаю, что это такое.


4.


Главный праздник был, конечно, 1 мая. И я обязательно ходил с мамой на парад. А вечером, когда городская самодеятельность давала большой гала-концерт, я всегда принимал в нем участие. Была знаменитая оперетта «Севастопольский вальс», на эту музыку мы танцевали матросскую сюиту. И мне доверили станцевать в этом номере соло. Мне было лет 6. Я вышел, споткнулся и улетел в оркестровую яму. Так началась моя карьера на сцене. 
         В детстве слова «любовь» у меня в мозгах не было. Любовь проходила мимо меня. Сколько я себя помню, кроме карьеры, кроме сцены, я ничего не мог себе разрешить. Это такой был эгоизм по отношению к самому себе. Я никогда не стремился влюбляться. У меня была сильная, вечная и, наверное, до конца дней, любовь к моей стране, к моему городу, к моей матери. Это моя главная любовь.
Наш дом послевоенный и достраивали его немецкие пленные, которые там же жили. И там были огромные крысы. Единственные животные моего детства. У нас никогда не было кошек и собак. Но когда однажды мы с мамой принимали невесту брата, она впервые пришла к нам в дом, мы вели светскую беседу, и вдруг, откуда ни возьмись, из темной комнаты приходит крыса. Она вышла на центр комнаты и смотрит на нас. Мама была в шоке, я закричал. Мама взяла подушку, кинула в эту крысу, и крыса погибла. Но мне ее так стало жалко, что я попросил маму, она сложила ее в обувную коробку и мы всем двором хоронили крысу на кладбище, через которое я ходил учиться танцевать.
         Старший брат уехал в Клайпеду учиться в мореходном училище, когда я был совсем маленьким. А средний брат тоже уехал учиться в Екатеринбург, потом в Москву. Детство мое не прошло среди братьев. Как-то все рано разбежались, разлетелись.


5.


Я получал образование на улице, я был уличный мальчик, ходил домой только спать. Я даже не поднимался наверх. Мне всегда было лень. Я маме кричал снизу, она мне сверху спускала в контейнере кушать. Все хотели схватить мою еду, и я прыгал выше всех. После этих прыжков за едой меня прозвали «Птичка». Эта кличка у меня осталась и в училище, и в театре.
          Я боялся мальчишек и немножко сторонился их. Я боялся обид, ведь меня некому было защищать. Я дружил с девчонками, у меня было много подруг. У меня был большой ансамбль песни и пляски из девочек. Мы вместе готовились, вместе выступали, вместе кушали. И однажды на Новый год, когда мать украсила огромную елку шарами и гирляндами, ко мне пришли девчонки – и соседские, и мои родственницы. И мы думали – что же делать, нужно играть Новый год, надо готовить костюмы. Зайчиков, белочек, Деда Мороза, Снегурочку. А мама заготовила вишневую настойку. Я всем девочкам налил по хорошему стакану настойки, и мы дико напились. Тут елка рухнула, и из осколков игрушек мы сделали себе костюмы. Наступил вечер, пришла мама, принесла мне в подарок красивую ночную сорочку и конфеты. Я ничего не получил, а получил угол. Я стоял коленками на горохе. А потом, когда наступил вечер, она меня простила, обняла и взяла к себе в кровать. А это для меня был самый большой приз, удача, чтобы я спал с любимой мамой.


6.


Я хотел быть артистом, так и случилось. Вначале я учился в Могилеве. Это было частное балетное училище. Мама мне шила балетные туфельки. Я был очень внимателен к фильмам. Я помню все первые концерты, которые видел в жизни. У нас долго не было телевизора, он появился в начале 70-х. У нас не было денег. Я в основном слушал радио. И в одной из программ радио «Маяк» я услышал интересную историю про певца Робертино Лоретти. Был такой знаменитый мальчик, который пел знаменитую песню «О, соле мио!» Я слушал о нем  программу: он родился в Италии, в очень бедной семье, он сам всего достиг. Прошло много лет, я был членом жюри одного конкурса, и вдруг туда приезжает Робертино Лоретти. Я ему говорю: «Вы в детстве были мой кумир №1, и благодаря вам я стал артистом». Он был очень тронут. Он не ожидал такого.
         Когда мне стало 14 лет, я уехал в Минск. Меня приняли в училище, и я знал, что мое детство кончилось. Поезд из Могилева в Минск приехал очень рано, часов в 5 утра. У меня был меленький чемоданчик. Я уснул. Пока я спал, чемоданчика не стало. А там были документы, одежда для хореографии, небольшие деньги. Так пришел в большую, взрослую жизнь.


Рецензии