Австрийская литература
Аристократический характер носит поэзия Ульриха фон Лихтенштейна (рыцарский роман «Служение даме»,1255 и сборник песен «высокой» любви «Книга дамы»,1257). Эпигоны рыцарской поэзии выступают и в 14-15 вв.
В романах Генриха фон дем Тюрлин «Плащ» и «Корона» использованы сюжеты романов о короле Артуре. В 13 веке появляется сатирическая литература. Ее предшественником был поэт Штриккер (сборник шванков «Поп Амис». Венский бюргер Филипп Франкфуртер в 14 веке собрал шванки о попе Каленберге.
В это время появляется ряд произведений по историографии («Княжеская книга Австрии», «Австрийская хроника»).
С 14 века появляются народные театры (комедия о поэте Нейдхарте, комедии «О злых женах» и «Аристотель»). Драматург Иоганн фон Саац в драматическом диалоге «Пахарь и смерть» изображает спор человека со смертью, которая похитила его жену.
В эпоху Возрождения австрийцы знакомятся с итальянской культурой. В Венском университете создан кружок ученых поэтов во главе с К. Цельтисом («Представление о Диане»). В середине 16 века в Австрии появляется книгопечатание.
В 17 веке орден иезуитов подчиняет себе духовную жизнь страны. Представитель школьной драмы Н. Аванцинус в драме «Побеждающее благочестие» (1659) показывает борьбу за корону родоначальника Габсбургского дома. Католицизм и династию Габсбургов прославляют в ученой латинской поэзии Д. Фрейлих, в эпосе В. Х. фон Хохберг.
При дворе господствовал итальянский и испанский театр стиля «барокко». Для него была характерна пышность постановки и соединение пения, музыки и танца.
Популярностью пользовался У. Мегерли, сатирический писатель (сборники проповедей «Не забывай, Вена», «Вставайте, христиане»,1683). Драматург Венского театра Й. Страницкий использовал в комедии сказочно-бытовой комический образ Гансвурста, который напоминал Арлекина итальянской комедии масок. Влияние комедии Страницкого сохранилось в Австрии до 19 века. (Ф. Хафнер).
В эпоху Просвещения в Австрии (середина 18 в.) поэт А. Блумауэр был автором пародии на «Энеиду» Вергилия. Появляется охранительная литература (стихи Л. Хашки, трагедии Г. фон Айренгоффа). Представители австрийского сентиментализма – М.Денис, автор религиозных од, затрагивает другую сторону чувств людей. На нравы современной ему Вены сатирик Хафнер пишет прозаическое сочинение «Песни Гансвурста, или по-китайски, ничего более глупого не может присниться». Хофнер создает социальные комедии («Мегера, ужасная ведьма»,1764).
В 1-ой половине 19 века австрийская литература развивается в направлении романтизма. По призыву историка Й. Хоймара писатели стали брать сюжеты из отечественной истории (К. Пихлер, исторические романы «Графы фон Гоэнберг», «Осада Вены в 1683,1824). Романтическое направление представлено творчеством И. Фогеля, которого прозвали «отцом австрийской баллады» (сборник «Австрийский волшебный рог»,1834).
Австрийский романтизм приобретает национальный характер с выступлением австрийского драматурга Ф. Грильпарцера («Праматерь», «Сафо», трилогия «Золотое руно»,1825).
Конец 19 века в австрийской литературе характерен развитием натурализма. Натурализм характерен для романа «Долой оружие» писательницы Берты фон Зутнер. К писателям-модернистам можно отнести – А. Шницлера (роман «Дорога на простор»,1908; П. Альтенберга, автора сборника «Как я это вижу»; А. Рода-Рода (сборник «Яд и желчь»,1927)).
Лирик Г. Тракль («Стихотворения», 1913) передал мистический экстаз, ощущение близкой гибели. Романы Ф. Кафки оказали значительное влияние на декадентскую литературу Австрии («Процесс»,1925, «Замок»,1926).
Протест против войны и насилия звучит в романах С. Цвега («Иеремия»,1917, «Мария Стюарт»). О надвигающейся на Австрию фашистской опасности рассказывает роман Г. Цюрмулен «Наши дочери-нацистски»,1935.
РИЛЬКЕ
Райнер Мария Рильке (1875-1926) – австрийский поэт. В его поэзии совмещаются черты символизма, импрессионизма и неоромантизма. Наиболее значительные циклы стихов Рильке – «Часослов», написанный от лица монаха, «Книга образов», «Новые стихотворения». Поэту свойственно стремление вжиться в природу вещей. В его произведениях уничтожаются границы между вещами, природой и человеческими состояниями.
Из книги «Нищета и смерть»:
«Господь! Большие города
Обречены небесным карам.
Куда бежать перед пожаром?
Разрушенный одним ударом,
Исчезнет навсегда.
В подвалах жить все хуже, все трудней.
Там с жертвенным скотом, с пугливым стадом
Схож твой народ осанкою и взглядом.
Твоя земля живет и дышит рядом,
Но позабыли бедные о ней.
…И материнство прячется в каморках,
Где по ночам не затихает плач;
Слабея, жизнь проходит на затворках
Холодными годами неудач,
И женщины своей достигнут цели;
Живут они, чтоб слечь потом во тьме
И умирать подолгу на постели,
Как в богадельне или как в тюрьме»
Отрывок из произведения С. Цвейга «Мария Стюарт»:
«…Сдалась ли Елизавета на искусный маневр опытного дипломата? Поверила ли его притворному пренебрежению? Или же она ведет в этой комедии еще более непроницаемую двойную игру? Но только вот что удивительно: сначала лорду Леноксу, отцу Дарнлея, дозволено вернуться в Шотландию, а в январе 1565 года разрешение получает и сам Дарнлей. Елизавета не то из каприза, не то из коварства посылает ко двору противницы как раз самого опасного кандидата. Забавно, что ходатаем по этому делу выступает не кто иной, как граф Лестер – он тоже ведет двойную игру, чтобы незаметно выскользнуть из брачных силков, расставленных его госпожой. Четвертый акт этого фарса тем самым переносится в Шотландию, но тут искусно нарастающая путаница обрывается, и комедия сватовства приходит к внезапному концу, неожиданному для всех участников…»
Г. фон Тюрлин «Корона» Лист 1
Г. фон Тюрлин «Корона» Лист 2
Г. фон Тюрлин «Корона» Лист 3
Г. фон Тюрлин «Корона» Лист 4
Свидетельство о публикации №220042101155