Ленинград. Что немцы собирались сделать с городом

Значение  захвата Ленинграда для немцев было очень велико по нескольким причинам. Он был колыбелью революции и центром большевизма. В нём была значительная промышленная база СССР, в том числе уникальные военные производства. Он был столицей великой Российской империи с многочисленными культурными памятниками и ценностями. Ленинград  был и базой грозного для немцев Балтийского флота, который вместе с береговыми сооружениями и оружием им хотелось заполучить для борьбы с Англией. 
Покорив Ленинград, они бы тут же покончили и с нашими северными портами в Мурманске и Архангельске и лишили нас поставок техники, оружия, боеприпасов, продовольствия, сырья, оборудования, медицинских средств и прочего  из Великобритании. И использовали бы освободившуюся пехоту на других фронтах.

К началу войны для наступления  на Прибалтику, Ленинградскую  область  и окрестности  была создана группа армий «Север».  Командовал ею генерал-фельдмаршал Вильгельм фон Лееб.    
В неё входили: 16-я (командующий – генерал-фельдмаршал  Буш) и 18-я (командующий – генерал-полковник  Кюхлер) полевые армии, 4-я танковая группа (командующий – генерал-полковник  Гёпнер), 1-й воздушный флот (командующий – генерал-полковник  Келлер). Первоначально  численность войск этой группы составляла 793 тысячи человек. И она обладала большим количеством техники: более 600 танков и тысячи орудий.   
Для её усиления  были дополнительно выделены артиллерийские, пушечные, мортирные, миномётные, зенитные дивизионы, железнодорожные батареи и бронепоезда и другие части.
1-й воздушный флот   насчитывал  430 боевых самолетов, в том числе 270 бомбардировщиков и 11О истребителей. (Есть информация и о 1000, вероятно завышенная)
Группу «Север» поддерживал и военно-морской флот.

В начале августа, немцы упёрлись в лужскую оборонительную линию, протянувшуюся более двухсот километров от моря к Новгороду, и задержала она их на месяц.   
Но подготовившись и выявив наши слабые места, 8-13 августа 1941 года они прорвались на нашем правом фланге и ринулись: к   Красногвардейску, ко второй линии рвов и дотов, и к Финскому заливу, к Стрельне, Урицку. Километров пять - семь оставалось до Кировского завода. Пробились и к Пулковским высотам, с которых хорошо просматривался город, к центральной дороге на Ленинград.
И одновременно - к Новгороду.  И взяли его.  Потом повернули к Ладоге.  2 сентября захватили Мгу, железнодорожный узел, и связь Ленинграда со страной по суше прервалась.
У Ивановского вышли  к Неве.   И пошли вдоль неё на Ладогу, на соединение  с финнами. 
8 сентября 1941 года захватили  Шлиссельбург. Началась блокада по суше.

Военные действия непосредственно против Ленинграда вела 18-я армия. Чем она располагала?
«Участок от берега Финского залива до Невы у Ивановских порогов занимали пять пехотных дивизий 50-го и 28-го армейских корпусов. Часть берега Финского залива от Урицка до Петергофа и часть западного фаса Ораниенбаумского плацдарма занимал 38-й армейский корпус (до сентября 1941 года, А.Т.). В его составе были две пехотные дивизии и боевая группа, созданная на основе батальона сопровождения Гитлера. Западнее него находились ещё две дивизии 26-го армейского корпуса». – В.Мосунов.  По его же информации: Ленинград блокировали войска численностью около  160 тысяч человек; в пехотных дивизиях не хватало 28 тысяч человек, это   с учётом пополнений. Эти потери были для них значительны , но  по сравнению с нашими -небольшие.

С самого начала   наступления на Ленинград немцы были достаточно хорошо проинформированы о состоянии на фронте и в  городе. Они использовали в качестве источников данных допросы военнопленных и перебежчиков, агентурную информацию, радиоперехваты и множество советских трофейных документов. 
Донесения  были обширные и охватывали:  оборонительные мероприятия, ситуацию в Красной Армии, положение со снабжением, настроение горожан и военнослужащих;   расположение, использование и состояние складов и военных заводов,   произведённые разрушения, проведение  минирования объектов в городе,  деятельность партийных органов и прочее. 
Кроме военной разведки   информацию собирала и служба безопасности СД -
Sicherheitsdienst des Reichsf;hrers-SS (SD).  Информация для принятия решений отправлялась высшему командованию в Берлин.

Учитывалось и отношение к людям в нашей армии, в частности анализировались захваченные трофейные письма, задержанные советской военной цензурой. Немецкой разведкой отмечались пессимизм в отношении перспектив войны, негативное отношение к политрукам и евреям, даже такие факты, как отсутствие взаимопомощи на поле боя и оставление раненых. 
Информацию о состоянии Красной Армии  предоставляли, оказавшись в плену, даже наши генералы. (Далее подробности из сборника документов - книги Н.Ломагина «В тисках голода».)

Так «генерал-майор Кирпичников в конце сентября 1941 подробно рассказал о расположении важнейших объектов, связанных с управлением защитой Ленинграда, а также мероприятий, проводившихся командованием фронта в первые два с половиной месяца войны. Он дал общую характеристику важнейших полевых укреплений, сообщил  боевой состав советской авиации, находившейся на финском фронте, передал тактико-технические данные нового тяжёлого танка КВ.
Генерал-майор Д.Закутный, бывший командир двадцать первого корпуса, в конце июля 1941 г. дал подробные показания о состоянии Красной Армии, о недостатке вооружений, отметил катастрофическую нехватку командного состава (уровень батальона и полка) и младшего командного состава… Затронул ряд важных политических вопросов».

В связи с возникшей ситуацией с Ленинградом, помимо информации о положении в Красной Армии на фронте и в осаждённом городе, немцы при составлении планов действий учитывали и  настроения в собственных войсках.   А причины были.   
Высшее командование Вермахта беспокоило сочувствие военнослужащих к толпам голодных и истощённых гражданских людей.
Серьёзного внимания требовал и вопрос отношения немецких солдат к стрельбе в них, уничтожения населения, покидающего осаждённый  город.
Кроме морально-психологических причин, были проблемы, связанные с возможным усилением противодействия в тылу  и ростом количества партизан,   с распространением ожидаемых инфекций, и главным образом, с обеспечением беженцев питанием, а его было мало и для армии. В войсках понимали, «невозможность прокормить миллион человек без ущерба для Германии».

В одном из донесений отмечалось, что на солдат, занимающихся строительными работами на дороге Красногвардейск - Псков, удручающее впечатление оказывал вид многотысячного потока  беженцев, главным образом, женщин, стариков и детей. «Не известно куда они двигались и чем питались…По-видимому, рано или поздно эти люди погибнут от голода».

В дневнике боевых действий 18-й армии 24 октября значилась  как беспокоящая войска проблема, что делать с изголодавшимся населением в случае капитуляции Ленинграда. И при попытках задержки  пытающихся вырваться из города.
«Создалось впечатление, что эта проблема очень беспокоит войска».
Так командир одной из дивизий выразил сомнение, что у войск хватит выдержки стрелять в женщин, детей и безоружных стариков.
Предлагалось беженцев, приближающихся к линии фронта, обстреливать на значительном удалении.
В ноябрьском донесении командующего  группы армий «Север» была просьба о разрешении эвакуации около 50 тысяч жителей из района боевых действий, так как «гибнущее от голода на глазах у армии население отрицательно влияет на дисциплину и моральное состояние войск».  Ген.-фельдмаршал Кейтель полагал,  что женщин и детей надо отправить на восток.

Что делать с Ленинградом – однозначного мнения и решения в первые месяцы войны не было.
По исследованию Юрия Лебедева, автора книги «По обе стороны блокадного кольца»,
согласно документам  Вермахтом  еще в июле 1941 года были разработаны планы по захвату Ленинграда и проработаны вопросы, связанные с управлением захваченным городом.  Захватить его немцы собирались быстро. Уверенное в падении Ленинграда командование 18-й армии 15 сентября уже подготовило  «Инструкцию по обращению с населением города».
Активно работала немецкая служба пропаганды.

 При распределении обязанностей новых управленцев учитывали, в первую очередь, производство, «драгоценные достояния», произведения искусства, архивы, библиотеки. Была разработана форма пропуска   для передвижения жителей по Ленинграду. Ппозаботились  даже о снегоуборочной и дорожно-строительной технике.   Комендантом Ленинграда  собирались сделать командира 50-го армейского корпуса 18-й армии  генерала Линдеманна. Его части вместе с полицейской дивизией «СС» должны были войти в город первыми. 
Задачи для этой ударной группировки прописаны в журнале боевых действий 18-й армии за 13.9.1941 г., в частности, одна из них: «В первую очередь, самыми боеспособными силами проникнуть в город через максимально большое количество улиц. Войсковые подразделения должны были сразу же задействоваться для поддержки полицейских сил с целью проведения систематических зачисток, и лишь после этого постепенно отводиться из города».

А вот какая информация есть в немецких документах, опубликованных Н.Ломагиным.
При подходе к городским окраинам  на основании указаний фюрера 28 августа 1941 года  начальник Генерального штаба Гальдер приказал группе армий «Север»:
«1.  Окружить Ленинград кольцом как можно ближе к самому городу, чтобы сэкономить наши силы. Требование о капитуляции не выдвигать.
2.  …После подавления сил ПВО и истребительной авиации противника, подлежат разрушению водопровод, склады и электростанции. Военные объекты и вооружённые силы противника подлежат уничтожению артиллерийским огнём.  Любая попытка населения выйти из кольца должна пресекаться, при необходимости – с применением оружия.
Также приказывалось: уничтожить 8-ю армию западнее Петергофа, войска Красной Армии южнее Ладожского озера и соединиться с финнами западнее Ладожского озера. 
3. … поставить перед финским военным командованием задачу, чтобы… финские войска осуществили окружение Ленинграда с севера и северо-востока…»

Из  дневника боевых действий 18-й армии следует, что на 15 сентября 1941 года решения фюрера, что делать с городом ещё не было: «принимать ли его капитуляцию, замкнуть ли в кольцо или уморить голодом». Окончательное решение собирались принять после вступления частей в город.
Относительно Ленинграда сохранялся принцип в город не вступать и его не кормить.

В докладной записке Главного штаба сухопутных войск о Ленинграде от 21 сентября 1941 года
предлагалось окружить Ленинград плотным кольцом и с помощью артиллерии и авиации разрушить его, насколько возможно, с учётом остающихся незначительных сил авиации. Выпустить женщин, детей и стариков через специальные пункты в кольце окружения, а остальных обречь на голодную смерть. Рассматривался  вариант  выпуска стариков и детей  через Волхов «в тыл русских» или рассредоточение нежелающих уйти в сельской местности.

Были и такие идеи: после полного окружения города вместе с финнами, отойти за Неву и передать город финнам. Те неофициально согласились на границу по Неве с условием «Ленинград должен исчезнуть».
И ещё: весной, после зимы,  довершившей участь остатков горожан, войти в город и отправить всех, кто останется в живых, в глубь России или в плен, а город «сравняем с лицом земли и передадим территорию к северу от Невы финнам».
А в пропагандистских целях заявить миру, что Сталин превратил город со всем населением в военный объект с соответствующим отношением к нему. И подготовить, как явно неприемлемое, предложение Рузвельту по спасению не желающих сдаться в плен.  С обеспечением продовольствием или вывозом в «его полушарие».

Разрабатывались пропагандистские программы и для ленеинградцев, направленные против большевиков  и евреев. Важной задачей, помимо политических и коллаборационистских, было к приходу немцев сохранить оборудование и станки.
Лееб хотел войти в историю как завоеватель русского Петербурга и – «колыбели революции» - большевистского Ленинграда. Он готовился нанести решающий удар со стороны Пулкова и ликвидировать ораниенбаумский плацдарм. И ему немного не хватило времени и сил.  Даже Жуков и Сталин уже думали, что Ленинград не удержать.

Но события развивались не по сценарию немецкого командования.  В сентябре на участке 16-й армии южнее Ладоги гитлеровцы встретили ожесточённое противодействие.  Финны остановились на Кольском полуострове и дальше не пошли. На пути к Москве упорно стоял Смоленск.
Блиц-криг под Ленинградом не получился.
И фюрер приостановил активные действия.
По мнению немецкого историка Хассо Стахов: «Ленинград не имел ни малейшего шанса. Казалось, его судьба решена. Однако в какой-то момент Гитлер решил, что Москва и Украина более значимы, чем Ленинград, и город был спасён».
 
Гитлер отозвал  танковый корпус и воздушный флот к Москве, оставив небольшое количество самолётов. Фельдмаршал Лееб как можно дольше старался оттянуть отправку техники, но 23 сентября  завершилось последнее  немецкое наступление на западном участке, которое  Вильгельм фон Лееб предпринял на свой страх и риск. 25 сентября — командующий Группой армий «Север»   доложил в Ставку Верховного главнокомандования, что без дополнительных подкреплений Ленинград взять не может.
В декабре 1941 года он был отстранён от командования и отправлен в резерв. Командующим группой армий «Север» стал генерал-полковник Георг фон Кюхлер, до этого командующий 18-й армией.

12.10. 41 фюрер подтвердил запрет приёма капитуляции Ленинграда, даже если она будет предложена. Аргументировалось это решение,  кроме проблем со снабжением, опасностями от минирования города, неоправданными потерями при защите города до последнего человека и угрозами тяжёлых эпидемий.
Небольшие незаграждённые участки для  выхода жителей в глубь России приветствовались. Надеялись на хаос, который создадут в России потоки беженцев.
 
В дневнике боевых действий 18-й армии № 4А от 4 ноября 1941 «Возможности обращения с гражданским населением Петербурга» говорится, что немцы готовы отпустить население « в направлении севера Невы на Шлиссельбург, далее через понтонные мосты, потом вдоль Ладожского озера».
Они готовы были это сделать при условии, что «русские должны заявить, что они готовы отпустить население из города» и  что «части, находящиеся в Петербурге, и 8-я армия, а, возможно, и гарнизон Кронштадта, капитулируют».

Из другого документа: «Если русские не позволят вывести население из Петербурга, у нас будет хорошей пропагандистский материал против советского режима».
Вообще немцы считали Ленинград  военной крепостью со всеми вытекающими последствиями.  Убивать мирное население голодом они не  собирались. Бомбёжки улиц и авиаобстрелы с октября носили скорее запугивающий, террористический характер. От них за всю блокаду  было  убито 5,7 тыс. и ранено 20,5 тысяч мирных граждан.  А от голода и холода погибло около миллиона.  В голодных смертях немцы обвиняли Сталина. О действиях наших властей - в следующей публикации.
Судя по фактам, - они и поставку продовольствия, и эвакуацию по Ладоге не перекрыли. Если бы такая, даже секретная задача стояла, они бы лёд на Ладоге регулярно уничтожали артиллерией и авиацией, что в последствие делали на Волге в Сталинграде.

По мнению В.Мосунова, после сентября 1941 года немцы одной пассивной  обороной не ограничились. 
Но серьёзное нападение на Ленинград было предпринято только летом 1942 года, после завершения осады Севастополя. Надеясь на победу над Сталинградом, в сентябре 1941 года, Гитлер планировал дополнительно  перебросить под Ленинград  авиацию и новые пехотные дивизии.
«Согласно окончательному плану наступления, которое получило название «Северное сияние» (нем. «Nordlicht»), немецкие войска при массированной поддержке авиации и артиллерии должны были прорвать силами трёх армейских корпусов советскую оборону и выйти к южным окраинам города. После этого два армейских корпуса должны были повернуть на северо-восток, с ходу форсировать Неву, обойти город с востока, соединиться с финскими войсками на Карельском перешейке и, перерезав таким образом Дорогу жизни, полностью лишить Ленинград связи с «большой землёй». Немецкое командование в этом случае надеялось добиться захвата города быстро и без тяжёлых уличных боев». (Э. Манштейн. Утерянные победы).
 
С августа  по октябрь 1942 года Волховский и Ленинградский фронты предприняли Синявинскую наступательную операцию. Успеха она не имела, но операция «Северное сияние» не удалась.


Рецензии
Но есть факты, что фашисты бомбили лёд в те минуты, когда по Ладоге пытались пройти грузовики с людьми. Все погибали. Лёд в тех местах оставался на какое-то время разбомбленным. Дальнейшее движение приостанавливалось. Это противоречит
сообщениям о том, что фашисты якобы хотели выпускать население из Ленинграда.
Один хотел, другой не хотел...

Хочу зафиксировать здесь один интимный факт: что происходило с женщинами и девушками, а именно: от голода, стресса и прочих мучений у них прекратилась менструация на многие месяцы. Это рассказала мне одна ленинградка, пережившая блокаду.

(Возможно, это бывало и в действующих армиях)." У войны не женская физиология "...

(Поскольку мне не придётся нигде написать на эту тему, фиксирую её здесь.)

Жарикова Эмма Семёновна   16.05.2020 03:18     Заявить о нарушении
Эмма Семёновна,Дорогу жизни они, конечно, бомбили. И проваливались машины, и погибали при налётах. Но там главным было доставить с Большой земли оружие, боеприпасы, горючее, продовольствие, солдат. А на обратном пути - эвакуируемых. Если верить нашим источникам, из Ленинграда вывозили и боеприпасы. И немцы противились доставке сил для армии.
А если бы смогли - они бы основательно взрывали лёд на Ладоге, чтобы полностью оборвать пути доставки. Интересы гражданских были, конечно, на последнем месте и у немцев и у наших.
Сталин вообще сначала был против ледовой дороги.

А по положению блокадников я собрал максимально сжатую информацию в "Ленинград. Осень-зима 1941 год. Голод и народ" http://proza.ru/2020/02/25/642. Очень тяжело и голодно было и в оккупированной зоне и в зоне боевых действий.

Спасибо за отклик и информацию.
С уважением, Александр

Александр Сергеевич Трофимов   14.05.2020 15:39   Заявить о нарушении
Извините, я уже не в силах читать такие документы. Сердце не выдержит.

Жарикова Эмма Семёновна   14.05.2020 20:45   Заявить о нарушении
Думаю - да, не стоит...

Александр Сергеевич Трофимов   15.05.2020 07:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.