От чего сие?

Вот и запахло весной! И как всегда в это время года становится актуальной тема мусора и грязи, которые каждый год всплывают на поверхность после непродолжительной зимы... И каждый год я вспоминаю монолог из романа Алексея Толстого "Пётр Первый". Постараюсь вкратце изложить суть этого разговора, который произошёл между молодым ещё Петром и волонтёрами во время посещения Голландии...
  "Сном наяву казалась эта страна, дивным трудом отвоёванная у моря. Здесь чтили и холили каждый клочок земли.... Не то что у нас в дикой степи!.. Пётр говорил волонтёрам, дымя глиняной трубкой на носу барки:
  -На ином дворе в Москве у нас просторнее... А взять метлу, да подмести двор, да огород посадить зело приятный и полезный-и в мыслях ни у кого нет... Строение валится, и то вы, дьяволы, с печи не слезете подпереть-я вас знаю... До ветру лень сходить в приличное место, гадите прямо у порога... Отчего сие? Сидим в великих просторах и нищие... Нам то в великую досаду... Глядите-здесь землю со дна морского достали, каждое дерево надо привезти да посадить. И устроен истинный парадиз..."
  Спустя триста лет, прошедших после правления Петра Первого, мне тоже хочется задать такой же вопрос: "От чего сие?"
  Этот вопрос я задавал себе, когда  будучи подростком в восьмидесятые годы ездил на каникулы в одну из стран Прибалтики, которая тогда ещё находилась на территории Советского Союза. Когда мне приходилось бывать в этой стране, то у меня было ощущение какой-то заграницы с опрятной чистой культурой... Я до сих пор вспоминаю эти аккуратные домики с ухоженными газонами и с невысокими заборчиками, где царила идеальная чистота... В одном посёлке, где я был несколько раз, каждый год проводился конкурс за самый чистый и красивый двор в этой местности.... Победителю выдавалась большая чеканная медаль, которую потом вешали на этот же дом, а самому неухоженному дому в подарок дарили мыло, что считалось невиданным позором... Хотя с тех пор прошло много лет, я не удивляюсь почему Прибалты до сих пор недолюбливают русских... Для них мы так и остались дикарями и свиньями, которые гадят везде и даже в своих дворах и подъездах...
  И до сих пор каждый раз когда мне приходиться бывать в некоторых странах Европы, я всё также задаю себе вопрос: "От чего сие?"


Мои стихи по этой теме:
https://stihi.ru/2018/04/23/8322


Рецензии
Интересно, ведь именно этот монолог Петра, я часто приводил другим, в качестве примера нашей бескультурности и бесхозяйственности. И точно так же поражался порядку и чистоте в Прибалтике, когда попал туда впервые в 1975 году. А поездки по Австрии, Германии, Франции, Щвейцарии и т.д. окончательно убедили меня в том, что нам до европейцам ещё очень далеко...

Олег Каминский   09.05.2020 21:14     Заявить о нарушении
Благодарю...
К сожалению, исторические параллели иногда напрашиваются сами собой...

Сергей Алекс   09.05.2020 21:51   Заявить о нарушении
В моем детстве я часто гостила у бабушки. Так вот она и мой дедушка как раз и занимались тем, что поддерживали вокруг себя красоту и порядок. А что из этого вышло - можно прочесть в рассказе "Бабушкин скверик, или куда исчезли деревья"...

Галина Пухова   03.06.2020 01:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.