Мама, война!

Я и Андрей сидели на ступеньках крыльца. Облупленная краска досок не давала покоя, и мы ковыряли её ногтями.

- Сколько не мой это крыльцо, всё равно грязным смотрится. Красить надо... - печально вздохнула мама, которая тут, рядом с нами, расположилась и шоркала до блеска свои казаны песком.

- Да ну! И так нормально. - улыбаясь сказал папа, чистивший ещё с утра выловленных в протоке Енисея щучек.

Мама недовольно покачала головой и молча продолжила водить тряпкой по дну казана.

Было жарко, как это обычно случалось в июне. Все мы сидели в тени навеса над крыльцом, один папа морился на солнцепёке. Ему ни в коем случае нельзя было приближаться со своей рыбой к только что вымытым мной ступенькам крыльца. Вот он и грелся, загорал. Иногда пузыри с рыбной требухой валились на землю и он звучно давил их  тапком. А так было тихо, спокойно.

- Аааа, так сегодня же война началась! 22 июня! - внезапно прервал спокойствие папа.

- Как война..? - как-то настороженно спросила я.

- Ну, вот так! Без объявления, так сказать... С самого утра, вторглись фашисты на нашу землю.

- Именно сегодня? - не унималась с вопросами я. Мне было шесть и я ещё не знала подробностей тех далёких дней. Впрочем, я и не думала даже о далёких днях, ведь если сегодня 22 июня, как сказал папа, значит сегодня война и началась, размышлял детский мозг. Мне было совершенно невдомёк, что папа не имел в виду именно сегодняшний день - здесь и сейчас.

- Настоящая война? С самолётами и танками?
- Она!

Нарисованные самолёты с танками я видела  в огромной книге. Она лежала на столе у одного важного работника сельской администрации по фамилии Хохленков. Мама мыла полы в его кабинете. Книга была настолько красочна и интересна, что, когда я приходила маме "помогать", то разглядывала её, пока она не вымоет весь кабинет. Танки, пушки, женщина в красном одеянии с вытянутой вверх рукой! Фашисты, изображённые в виде каких-то змеев, свиней и прочей живности с глазами навыкат. Острые штыки ружей, забором выстроившиеся поперёк двух страниц и лозунги, написанные красными буквами, которые я уже бегло могла прочесть по слогам: "Только вперёд - ни шагу назад!", "Все силы на разгром врага!", "Родина-мать зовёт!", "Очистим нашу землю от гитлеровской нечисти!", "Водрузим над Берлином знамя победы!" и многие другие. Именно эта книга мне и показала, что такое война. Где маленький щуплый враг сидит на огромном дуле пушки и готов уже разлететься на куски, только этот исход не был нарисован, так рисовала моя фантазия... Хорошая книга! Мне она нравилась. Мама это знала и не беспокоила меня. Это был единственный кабинет, где я ей не помогала.

Этот день, 22 июня 1994 года, разделился на до и после. Первая его часть была безмятежной и подающей надежды на вечернее купание в Чёрной речке. Вторая же его половина прошла в ожидании нападения вражеских войск где-то со стороны улицы Октябрьской. Бурная фантазия изображала танковую вереницу, поворачивающую как раз на наш Кедровый переулок. Проезжающие мимо дома легковушки, заставляли меня содрогаться и холодный пот выступал от страха по всему телу. 

Тут в калитку зашла соседка тётя Наташа и сообщила маме, что открылся батут в Доме Культуры, билеты недорогие и, может, мы захотим пойти с её детьми попрыгать. Мама разрешила.

- Сегодня же 22 июня! Война же... - растерянно сказала я.
- Какая война, собирайся! - как-то обнадёживающе произнесла мама. По её тону я поняла, что всё нормально и война ещё где-то далеко, можно успеть сбегать туда и обратно.

Купленные 5 минут веселья на батуте, не смогли улетучить во мне переживания. Хотелось поскорее уже обуться и бежать домой к маме, с ней всё как-то спокойней.

- Ну как? Весело попрыгали? - интересовалась мама. - Что-то вы быстро.
- Так она бежала домой, как ошпаренная, я еле за ней успевал! - жаловался брат.
- Воооот! На жарёху хватит! - довольно прервал нас папа и вытер нож от рыбной чешуи о тряпку.

Мама радостно поблагодарила его, за то, что, как она любила говорить "сделал доброе дело". Андрей тоже восторженно что-то рассказывал о батуте, но я уже его не слышала. Я уже никого не слышала, потому что над нами, высоко-высоко пролетал вертолёт. Мне слышался только его шум, который поглотил всё вокруг.

- Мама, война! - закричала я и уткнулась ей в живот. Мои маленькие ручки вцепились за её ноги так крепко, как это было возможно. Копленые в течение этих часов рыдания, вырвались наружу и заставили всех замолчать и посмотреть в мою сторону.

Тут родителям стало ясно, что я их совсем не правильно сегодня поняла.
- Аня, нет никакой войны! - присев на корточки утешала мама.
- Война закончилась 49 лет назад... - прошептал папа, который тоже присел рядом. Ты всё не так поняла...

- Как же это хорошоооо!!! - рыдая в мамин халат, сквозь слёзы, совсем невнятно вымолвила я. Но, думаю, все поняли, что я сказала...


Рецензии