Штрихи истории Тамбовского края

Штрихи истории Тамбовского края.
-------------------------------------------
Есть и были люди, для них изучение, исследование прошедших времён важнее, интереснее, чем прогнозы будущего.
Будущее-удел рассуждений, споров политиков. Экономистов, вождей разных рангов и убеждений. Будущее покрыто туманом, оно всё в области предположений.
Прошедшее – самое далёкое, оставляет следы и доступно научному познанию.
Яркой, незаурядной личностью в области культуры, истории и в первую очередь краеведения в последние два десятилетия 20 века в нашем крае был Иван Иванович Дубасов.
Это имя теперь мало кому что говорит. В своё время он оказал благотворное влияние на тамбовчан, на духовную жизнь молодёжи и людей преклонного возраста.
Талантливый педагог, мудрый, ироничный, лиричны литератор, организатор краеведения. Вся его жизнь, каждый час были посвящены занятиям краеведением. Им написано более сотни научных статей, о продолжил дело священника С.А.Березняговского (1797-1868), потомки этого человека были связаны с Уваровом. Теперь нелегко установить – кем приходилась ему моя учительница географии Валентина Васильевна Березняговская.
Наша Тамбовщина стала родиной одной из первых в России учёных архивных комиссий, им помогал, покровительствовал, поддерживал губернатор А.А.Фредерикс.
Архивные комиссии имели свой печатный орган. У нас издавались «Известия учёной архивной комиссии».
Иван Иванович Дубасов заявил на всю огромную Россию: « Именно русская провинция есть суть русской жизни!»
Это было кредо всей его научной деятельности и доказал он её правоту, им была создана 6-томная « История Тамбовского края». Своим появлением этого удивительного исторического труда обязан поддержке материальной и моральной Э.Д.Нарышкина – предпринимателя, богача, депутата Думы
Написав историю, Иван Иванович совершил научный подвиг, никем не повторённый и в наше время!
« Я мечтал изображать не биографии знаменитых людей, лиц и правителей, а самую жизнь  внутреннюю, будничную. Я полагал и полагаю, что тут-то именно и заключается сущность народной исторической жизни» – писал Иван Иванович.
Словно неподкупный летописец, верховный судья Дубасов изображает и осуждает невежество, бескультурье, алчность, малограмотность тамбовского дворянства, мздоимство. Пьянство.
Далеко не лестная характеристика его местному духовенству, немногие  из них служили образцом христианского смирения и благочестия.
Особый и неповторимый интерес представляют очерки Дубасова по истории русского сектанства. Наш край в силу исторических и географических обстоятельств стал местом распространения многочисленных сект: старообрядцев, духоборов, скопцов, хлыстов, молокан, субботников.
Вряд ли в каком другом научном труде можно прочитать ужасающие подробности жестокости, зверских расправ, пыток, казней во времена крестьянских выступлений под предводительством С.Разина, Е.Пугачёва – все они прокатились кровавым колесом по нашему краю.
Не было ни одного важного общественного события, которое сталось бы вне поля зрения краеведа И.И.Дубасова.
Иван Иванович, как праведный судья, давал нелицеприятную оценку и правительству, и дворянству, и народу. Поэтому с горечью писал в конце своей жизни: «Если же в моих « Очерках» теней оказалось больше, чем красок, то я ли виноват? Конечно, не я, а самая наша прошлая жизнь. Хвалить в своём отечестве то, что похвалы не заслуживает, или же намеренно умалчивать о положительно несовершенных фактах, это значит не любить родины, не желать ей совершенствоваться».
Как верно, как актуально и для нашего 21 века!
Уварово в те далёкие времена входило в Борисоглебский уезд, в свою очередь входивший в Тамбовскую губернию.
Заметим – уезд населяло более 350 тысяч человек!
Одним штрихом обозначим место нашего края, его отражение в очерках Ивана Ивановича.
Поистине бичом нашего края были пожары. Памятен в этом отношении год 1815, когда губернатор А.М.Безобразов объявил город Тамбов и губернию на военном положении. Кругом стояли солдатские караулы. Было время поголовной паники. Распространялись «подмётные» письма с угрозой поджога, полиция принимала меры, а дома, имения всё равно горели.
Подозревали ссыльных после восстания поляков, проистекали самосуды. Советник казённой палаты Гороховский – знаменитый взяточник и хищник своего времени, составил план и привлёк массу бедной учащейся молодёжи –цель: поджоги и грабежи…
В течении трёх недель пожарной паники губернатор почти беспрерывно, днём и ночью, находился в хлопотах. Спал два часа в сутки…
Осенью 1830 года в губернии начался холерный бунт. Первой жертвой холеры была жительница села Малые Алабухи, болезнь быстро распространилась по всей губернии. Люди ни в какую холеру не верили, часто священники в церквях призывали не верить властям и врачам. Для обеспечения карантина вынуждены были применить войска. В Уварове было открыто холерное кладбище.
По всей Тамбовщине  из-за неумелых действий властей (часто в холерную больницу везли без разбору, нередко и пьяных. Протрезвев, они с животным ужасом выскакивали в окна, распространяли панику…). В губернии значительно возросло число сумасшедших…
В конце 30-х и в начале 40-х тамбовским губернатором был А.А.Корнилов, брат знаменитого адмирала.
Неурожаи то от морозов, то от засухи, града и ветров, вредителей. Богатые местные помещики крестьянам хлеб не продавали (им не на что было купить!).
Хлеб гнали за границу. Губернатор Корнилов принял решительные меры к помещикам. Он жёстко регулировал рынок во имя спасения простых людей.
Так что доводы современных сторонников рыночной экономики – что Россия продавала хлеб за границу, не есть аргумент в доказательства народного благосостояния. Хлеб продавали, а народ ел мякину и пух от голода…
При очередном губернаторе П.А.Булгакове в Борисоглебском уезде возник бунт крестьян. Их заставляли сажать картофель, пользу от него они ещё не знали, брали двойные подати (конечно, экономически «обоснованные»).
Никто не выступил в защиту бунтовщиков. Местные чиновники самоустранились. Губернатор применил войска, десятки крестьян погибли, чиновники получили ордена.
В 1855 году очередная война с Турцией. Создаётся ополчение. Помещик Бенкендорф, владевший землёй нашего Павлодара, снаряжает ополчение и вооружает его самым современным стрелковым оружием того времени. Ополчение пешком направляется в Крым…
Это было в традициях населения нашего края – Родину защищать! В 1812 году оно приняло самое активное участие в обеспечении воющей армии. К примеру, Н.П. Архаров выставил на свой счёт 500 конных ратников с провиантом на три месяца. Жертвовали и другие.
Впоследствии царём Архаров был назначен главным полицмейстером Москвы. Архаров твёрдой рукой навёл порядок, а полицейских в его бытность стали называть «архаровцами» Это слово живо и поныне, хотя и вкладывают в него нередко другой смысл.
В 1830 года в Борисоглебском уезде развелось видимо-невидимо кабаков., спаивающих и разоряющих крестьян, кабатчики раздавали водку и в долг, иногда на сумму до 1000 рублей.
Нашёлся борец за народное счастье, за правду, справедливость чиновник Казанский. Написал письма губернатору, шефу жандармов, министру финансов, государыне императрице (письмо ей необыкновенно лирично, слезу вышибает!).
Казанского кабатчики схватили, заточили в подвал, морили голодом, отстранили от службы…Не ищи правду!
В конце 17 века разбой стал в наших краях доходным промыслом. Дороги стали непроезжими, многие крестьяне превратились в грабителей. В Борисоглебском уезде свободно разгуливала партия в 40 человек под начальством бежавшего из Сибири каторжника. Развитию разбоев содействовало обилие беглых, скрывающихся в местных лесах. Из наших деревень целыми семьями бежали в Саратовские, Астраханские и Аккерманские степи…
В наших краях быстро стала распространяться церковная «ересь».
Хлыстовщина была обнаружена в селах Уварово, Грибановка, Перевоз.
Крестьяне говорили:»Наша вера воистину истинная и за неё умрём мы». Следы древней церковной «ереси» можно и теперь обнаружить в наших краях.
Состоялся суд. Осудили весьма строго, 75 человек посадили в остроги, где половина умерла от цинги, 410 человек переселили в Закавказье, где Россия уже много лет вела войну с горцами.
Наш край стоял на пути движения на Русь татар. Ещё в 1713 году Крымские и Кубанские татары, а с ними «вор и изменник Игнатий Некрасов» приходили под Борисоглебск и Тамбов, учинили великое разорение…»
Дубасов пишет, что десятки, а может быть сотни тысяч тамбовцев из наших сородичей, мужчин и женщин угоняли в полон,, многие не вернулись на родину.
Некоторые власти относились к вопросу о пленённых не с христианской, а с коммерческой точки зрения. Ведь с татарами вели переговоры о выкупе пленников. Не гнушались поживиться и на слезах…
В 1719 году в Воронежской губернии, в Борисоглебском уезде свирепствовала чума. Были выставлены карантинные заставы, иногда войска применяли оружие.
В 1725 году Пётр  1 скончался. Для русской земли наступили худые времена. Власть ослабела, край был оставлен без правительственного призора.
О нём не заботились, только налоги собирали…
Началась пугачёвщина, жестокая, кровавая. В Борисоглебском уезде крестьяне самовольно захватили помещичьи земли. Помещиков убивали, не щадили их жён и детей. Начались грабежи, в первую очередь кабаков.  Пугачёвщина направлялась через наш край по Хопру, Вороне к Воронежу. Среди мятежников находилось не мало пленных турок.
В наши края прибыли войска для борьбы с мятежниками, для устрашения народа. Во всех сёлах были установлены виселицы.
Ужасы дикого восстания сменились не менее свирепыми военными расправами…
 Особенно пострадало духовенство. Многие из них под страхом смерти хлебом-солью встречали мятежников.
Через Хопёр и Ворону прошли бунтари Булавина.
Дубасов пишет: «Из каждого городка, села половина жителей шла за атаманским войском, а половина оставалась дома…»
Кто только не проливал кровь народную на нашей земле!
« Калмыцкая ватага, примерно  в тысячу человек, пробралась в нынешний Борисоглебский уезд, калмыки многих жителей побили и покололи, хутора и слободы пожгли…»
На пути движения татар воздвигался защитный вал, а в нашем уезде имелось много сторожевых курганов, их ещё и сейчас можно приметить, хотя многие уже распаханы..
« Кроме того- пишет Дубасов – в Мало-Алабухской волости в 1868 году вырыто было на одном поле множество человеческих костей, находившихся в земле со времён какой-то татарской войны…».
Местность по течению реки Вороны называлось Червлёным Яром и служила границей между Рязанским княжеством и Ордою.
Осень и зима 1774 года отличалась небывалою лютостью, в последних числах октября была такая морозная и сильная метель, что после на трактах Тамбовщины нашли замёршими 72 человека, 1795 лошадей, 1593 коровы, много овец, свиней…
А в 1775 году очередной голод.
Особые главы Дубасов посвящает чиновничеству.- оно в те давние годы было настолько изобретательно в получении взяток, что удивляет находчивостью.
К примеру, один из « беспредельщиков» тех времён гроб с умершим бродягой приказал вносить в избы крестьян, чтобы избавиться от « подарка», откупались взятками.
«…край наш не без основания назывался разбойным. Вся наша история, начиная с 14 века, полна одними и теми же сказаниями о ворах и разбойниках. Наши древнейшие русские поселенцы, бортники и утеклецы ( бежавшие от помещиков), и смутно нам известные жители исторического Червлёного Яра (берега Дона, Хопра и Вороны) тоже, вероятно по местным условиям, не чужды были воровства и разбоя…»
Были и выдающиеся люди. В Преображенском соборе Тамбова и теперь можно видеть гробницу епископа Питирима.
«Бедный материально и совершенно исключительный епископ Питирим обильно восполнял свою внешнюю нищету внутренним  и нравственным богатством и таким образом имя его является нам в ореоле апостольской славы…»
«Управлял он Тамбовской епархией с февраля 1685 года по июль 1698 года. Преемником его был епископ Игнатий, управлял он только полгода и сослан царём Петром на Соловецкие на вечное житьё за невнимание к царским указам, а в августе 1699 года ( год основания Уварова) отлучили на Московском соборе от церкви и закрыли епархию… Отсюда мы можем заключить, что вины нашего третьего владыки были немалые…» - пишет Иван Иванович.
«В конце царствования императрицы Елизаветы Петровны Тамбовская епархия была восстановлена, и летом 1758 года к нам прибыл епископ Пахомий, оставивший о себе самую тяжёлую память. Это был человек слишком заметный по жестокости даже в те суровые времена. Он сёк священников плетьми и заковывал их в ручные и ножные кандалы, а сыновей и дочерей их нередко дарил или продавал своим приятелям…»
В 18 столетии в пределах Тамбовского края(тогда он был значительно больше теперешней нашей области) жителей было 500 000 и более 400 церквей…
Любители истории, увлечённые краеведением, много полезного для себя прочитает в книге И.И.Дубасова «Очерки истории Тамбовского края»
Когда то писатель – историк Ян сказал: « Бывают книги, которые читают три дня, а помнят всю жизнь!».
Прямо относится к книге Ивана Ивановича Дубасова.
В Тамбове на улице Советская, на здании почтового управления установлена мемориальная доска в его память.
 Май 2006 года.Май 2021 года.


Рецензии