Скифы - древнегреческое наименование тюрков

Краткий анализ древних, средневековых И  современных материалов

ОБ ЭТНОНИМЕ «СКИФ»

Скифы – это древнегреческое наименование древнего народа, состоявшего из целого ряда племен, и господствовавшего в западных и центральных степях Евразии, как считается, начиная с IX в до н.э по IV в. н.э. Однако зарождение этого во многом загадочного народа относится к значительно более древним временам. Римский историк III в.  Марк Юниан Юстин в своем произведении «Эпитома сочинения Помпея Трога «История Филиппа», Книга II, пишет, что «между скифами и египтянами долго происходил спор о древности происхождения» и что в этом споре, предъявив неопровержимые научные доказательства, «скифы одержали верх над египтянами и с тех пор всегда считались самым древним народом».

Так называемые «классические скифы», известные по сообщениям древнегреческих историков, проживали в северном Причерноморье и равнинно-степных регионах Северного Кавказа, но скифы были также обитателями большой Центральной Азии, ахеменидские хроники именовали эту группировку скифов «сак» или «сака», а китайские современники называли  их этнонимом «сай». Считается, что именно скифы были одним их самых ранних народов, которые вели боевые действия, сидя верхом на конях, применяя лук и стрелы. Скифы содержали огромные стада лошадей, крупного и мелкого рогатого скота, и создали богатую курганную культуру, изготавливали прекрасные ювелирные изделия из золота и великолепное оружие из металла. Скифами основаны такие государства и государственные образования прошлого как Парфия, Ишкуза, Индо-Скифское царство, Причерноморское Скифское царство, Тавроскифия, Бактрия и некоторые другие.

Как известно, народы не возникают на пустом месте и не исчезают, поэтому попробуем в нашем кратком исследовании выяснить, к какому этносу относились древние скифы и на каком языке говорили. Пожалуй, начнем с самого названия этноса и откуда оно возникло. Древние ассирийские источники называют скифов I;g;zai или A;g;zai, которые в VII в. до н.э завоевали Переднюю Азию и основали государство Ишкуза. В фонетической интерпретации древних греков название «ишкуза» трансформировалось в слово «скуты» (;;;;;;), в современном английском языке название звучит как scyth (scythian), а в русском языке - «скифы». Как известно, по причине существования различных языковых групп, каждая из которых имеет свою устоявшуюся фонетику, названия стран или этносов в большинстве случаев могут искажаться, когда их произносят представители неродственных народов. Попробуем теперь обратиться к историческим источникам и выяснить, название какого древнего этноса имеет сходство с ассирийским и древнегреческим наименованиями скифов и их племен.

Общеизвестно, что тюрки являются древним народом, который в течение нескольких тысячелетий живет на территории Евразии и не только. Особенность тюркской цивилизации состоит в том, что тюрки всегда делились на большое количество племен, и вели подвижный полукочевой и полуоседлый образ жизни. Тюрки покоряли огромные пространства от Китая на Востоке до Европы на Западе. Древним прародителем всех тюркских народов был Огуз-хан, который, по мнению хивинского хана и историка XVII века Абу-л-Гази жил за четыре тысячи лет до времени пророка Мухаммеда (Да будет мир с ним!) («Родословная туркмен»). Потомки ближайших сподвижников и родственников Огуз-хана стали родоначальниками таких крупных тюркских племен как карлуки, канглы, кыпчаки, халаджи и агачари, о чем пишут Абу-л-Гази, а также живший в XIV-м веке известный историк и государственный деятель государства Хулагуидов Рашид ад-Дин («Сборник летописей»). Согласно произведениям этих историков, прямые потомки самого Огуз-хана стали родоначальниками двадцати четырех древнейших тюркских племен, которые стали известны как огузы или огузские тюрки; начиная с VIII-IX веков н.э. огузы начинают именовать себя туркменами.   Огузские тюрки издревле делились на два подразделения, ичогузов (т.е. «внутренних огузов») и дашогузов (т.е. «внешних огузов»), каждое из которых состояло из 12-ти племен («Книга деда Горкуда»).

Азербайджанский историк Р.Шукюрова в своем предисловии к русскому переводу исторического произведения «Огуз-наме», которое является частью вышеназванной работы Рашид ад-Дина, пишет: «Главные события, изложенные в дастане, происходят в промежутке между владычеством Огуз-хана и десятого хана Иналсыр Явкуя. Время это, берущее начало с VII в. до н. э., было весьма длительным и, согласно Рашид ад-Дину, жившему в начале XIV в., оно, начиная от Огуза, длилось около двух тысяч лет. Такое временное пространство можно принять с учетом того, что Рашид ад-Дин прекрасно знал иудейские традиции, согласно которым он и относил историю древних тюрок к VII в. до н. э., когда началось проникновение среднеазиатских племен на запад».  Здесь мы видим, что время событий (VII в. до н. э.), связанное с проникновением народа I;g;zai (A;g;zai) на территорию Передней Азии согласно ассирийским источникам, совпадает со временем завоевания древними огузами этой-же территории согласно «Огуз-наме».  В связи с данными историческими фактами, а также произведя несложный лингвистический анализ, можно с уверенностью утверждать, что ассирийское наименование скифов I;g;zai (A;g;zai) является слегка искаженным наименованием древнего туркмено-огузского племенного подразделения «ичогуз» (туркм. I;oguz) (закономерный ряд фонетических вариаций этнонима выглядит так: ичогуз – ишгуз (ишгузай) - ишкут – искут – скут – скиф). В современной историко-исследовательский литературе подобную версию впервые озвучил казахский ученый О.Сулейменов в своем нашумевшем произведении «АЗиЯ», ее поддержал известный туркменский ученый-историк О.Гундогдыев, а также другие историки.

СКИФСКИЕ ИМЕНА, ПЛЕМЕНА И ТРАДИЦИИ

При лингвистическом анализе скифских личных имен, о которых мы знаем в основном из древнегреческих источников, необходимо признать, что многие из них находят параллели в ономастике тюркских народов или же «расшифровываются» с помощью тюркских языков. Согласно известному древнегреческому историку Геродоту (V в. до н.э.), у вождя скифов Таргитая было трое сыновей, Липоксай, Арпоксай и Колоксай, в основе имен каждого из которых мы видим корень «окс». Известно, что античные авторы реку Амударья называли словом Окс, которое, согласно мнению ряда современных историков, означает этноним «огуз». Вероятнее всего корень «окс» в именах сыновей Таргитая также означает «огуз».

Обратимся к статье О.Гундогдыева «Язык «царских скифов»», опубликованной в сборнике «Прошлое туркмен», чтобы попробовать определить этимологию других скифских имен: «Тугдамис (Архив Ашурбанипала) - Тогтамис (“родившийся”); Токсарис (Лукиан) - Токсары (Токсурмыш, Тогурмыш, Арсары, Ансары); Испака (VII в до н.э.) - Испакан (“идущий по следу”); Антир (Помпей Трог) - Унтэр (отец-небо), Индыр (“высокий”); Бабай (Иордан) - Баба (“отец”, “дед”, “предок”); Базук (I в. до н.э.) - Бозок (подразделение огузов), Анахар (Цицерон) - Янгир (“душегуб”); Атей - Ата (“отец”); Скунха (надпись Дария I) - Куунх (“славный”, “именитый”), Картасий - “брат скифского царя” (Курций Руф) - Кардас (Гардаш - “брат”); Мадий (Страбон) - Модэ, Мадиун (“богатырь”) и т.д.». В дополнение к сравнительному анализу О.Гундогдыева, хотелось бы отметить, что скифское имя Тугдамис соответствует тюркскому имени Тогтамыш. Имя Токсарис мы можем разделить на две составляющие: «токс» – докуз («девять» на тюркских языках) и «сарис» - сары («желтый» на тюркских языках). Этноним докуз является распространенным среди тюрков, известен союз тюркских племен IX в. под названием «докуз-огуз» - девять огузских племен, а также родовое подразделение докуз в составе туркменского  племени олам (С.Атаныязов «Словарь туркменских этнонимов») и таких тюркоязычных народов как башкиры, гагаузы, казахи, алтайцы, каракалпаки, кыргызы, узбеки, ногайцы, тувинцы и др. (Р. Кузеев «Происхождение башкирского народа: Этнический состав, история расселения»)  Этноним «сары» в форме сарык (туркм. saryk) встречается у туркмен в качестве названия отдельного крупного племени (С.Атаныязов), а также у башкир, тувинцев, казахов, каракалпаков, кыргызов, казахов, уйгуров и узбеков (Р. Кузеев). Скифское имя Базук, как отмечено выше, соответствует одному из двух традиционных подразделений огузов «бозок». Издревле 24 огузо-туркменских племени делились на две фратрии: учоков (туркм. ;;ok) и бозоков (туркм. bozok),, каждое из которых состояло из 12 племен, при этом бозоки составляли правое крыло в огузо-туркменском войске, а учоки – левое (Рашид ад-Дин «Сборник летописей», Абу-л-Гази «Родословная туркмен»). 

Еще раз обратимся к древнегреческим источникам и проведем сопоставление названий скифских племен с названиями тюркских огузских племен, как это сделал О.Гундогдыев в той-же статье: «Среди 24 огузских племен ученые уже выявили несколько “скифских” племен: асы-языр, пасиан-печенег, тохар (дах) - дюкер (С.П.Толстов), кай (кави) - кайы (ковуи русских летописей) (А.Бекмурадов), амюрги (киммерийцы) - имр, эймюр, емрели (Г.И.Карпов). Мы попытаемся продолжить этот список: скифо-сарматское племя овсур (арм. и груз. хроники IV-Vвв.) - огузское племя авсар (афшар), баит (Птолемей) - огуз. баят, абии (Арриан) - огуз. аба (ава, ыва), гаргар (Страбон) - огуз. каркыр, барды (марды) - Помпоний Мела и гуннское племя бардор - огуз. баядер (баяндер), sariges (Овидий Насон) - сарык (туркм.) и огузское племя чарыклуг (переход “с” в “ч” в слове чарык-сарык оправдано А.П.Поцелуевским), согдийцы – согды – огуз. племя чогдур (согдур, човдур), прикаспийские скифы-иберы (Помпоний Мела) - огуз. ябир (Абулгази). На южном берегу Черного моря находится мыс под названием Каркин. Этот топоним прочно связывают со средневековым огузским племенем каркын.». Указанные здесь О.Гундогдыевым племена языр, печенег (бечене), дюкер, кайы, эймюр (эймир), афшар, баят, баяндер (баяндыр), ыва (йива), човдур и каркын присутствуют в составе 24-х древних огузо-туркменских племен, упомянутых, как сказано выше, в «Сборнике летописей» Рашид ад-Дина (глава «Легенды об Огуз-хане. Племенное деление туркмен») и «Родословной туркмен» Абу-л-Гази, а также в исторических трудах османского историка XV в. Али Языджы-оглы «Тарих-и Ал-и Сельджук» («История сельджуков»), туркменского историка XVI в. Салар Баба Гулалы оглы Харыдари («Всеобщая история») и османского историка XVI в. Мехмета Нешри «Китаби Джихан Нума».

Попробуем определить этимологию и некоторых других скифских племен. Известные древнегреческие историки Геродот (V в. до н.э.) и Страбон (I в. до н.э. – I в. н.э.) упоминают о скифском этносе alazones ~ alizones, обитавший близ Чёрного моря к западу от реки Днепр. Основа термина alazones представляет собой адаптированную древними греками форму тюркского названия древнего огузо-туркменского племени халач или халадж (туркм. hala;) и входит в закономерный ряд фонетических вариантов этнонима: alaz ~ aladj ~ alat; (ala;) ~ ala; ~ hala;. О том, что халаджи являются древним огузо-туркменским племенем пишут Махмуд аль-Кашгари («Словарь тюркских наречий»), а также Абу-л-Гази и Рашид ад-Дин в своих упомянутых выше работах.

Геродот также пишет и о скифском племени агафирсов, а более поздние античные авторы I-IV вв. Плиний, Клавдий Птолемей, Помпоний Мела, Юлий Солин и Аммиан Марцеллин упоминают о племени с похожим названием, поэтому существуют различные фонетические вариации произношения данного этнонима: акаджер, акациры, аказиры, акатиры и другие. Одним из главных племен тюрков-гуннов (IV в.) были акациры, а известный немецкий историк-востоковед XIX-XX вв. Й.Маркварт отождествляет акациров с тюркским племенем «агачэри» (агачари), упоминаемым, как отмечено выше, Рашид ад-Дином, как одно из огузских племен, при этом название племени означает «лесные люди». Целый ряд средневековых авторов указывает на то, что огузы начинают именовать себя туркменами, в основном, с началом принятия новой религии ислам, поэтому в средние века агачари уже известны как туркменское племя (туркм. aga;;ri) (С.Атаныязов «Словарь туркменских этнонимов»). Представляется очевидным, что скифы-агафирсы (акациры, акатиры) и огузо-туркменское племя агачари есть одно и то-же племя.

Хазарский каганат (VII-X вв.) был крупной тюркской евразийской империей раннего средневековья, а его центр, древний город Самандар, на раннем этапе существования государства располагался на территории современного Дагестана, впоследствии столица империи переместилась в низовья реки Волга (древний город Итиль). В период своего наибольшего могущества Хазарский каганат включал в себя территории Северного Кавказа, Нижнего и Среднего Поволжья, Приазовье, часть Крыма, северо-западную часть современного Казахстана, лесостепи и степи Восточной Европы вплоть до р. Днепр. Основателями государства были хазары, которые впервые упоминаются средневековыми авторами после гуннского завоевания Восточного Предкавказья в IV в. Согласно известному советскому ученому-тюркологу С.Кляшторному («Азиатский аспект ранней истории хазар») хазары были тюрками-огузами и проживали на территории Западно-Тюркского каганата (VII в.), в котором правили тоже огузы (из династии Ашина). Впоследствии, хазары стали известны как туркменское племя каджар (туркм. gajar), о чем пишет известный советский историк-тюрколог и крупный специалист по истории Турции и Османской империи Д.Еремеев («К семантике тюркской этнонимии»). Каджары, в качестве рода, также входят в состав туркменских племен алили, йомут, олам и гёклен (С.Атаныязов «Словарь туркменских этнонимов»). Учитывая, что наименование «хазар» становится известным после нашествия гуннов, среди которых основным племенем были акациры, а также тот факт, что родоплеменные названия как правило не исчезают, а передаются следующим поколениям, очевидно, что этноним «хазар», название которого входит в закономерный ряд фонетических вариантов огузо-туркменского этнонима агачари: акаджер – каджар – хазар, является более поздним и несколько искаженным вариантом произношения наименования скифо-гунно-огузского племени агафирс (акаджер)-акацир-агачари.

Одним из скифских племен, упоминаемых Страбоном, является племя сакараулы, в основе имени которого мы видим наименование «сак». Скифы-сакараулы участвовали во II в. до н.э. в завоевании Греко-Бактрийского государства, которое располагалась на территории современного Туркменистана и сопредельных  стран, а известный русский историк-востоковед и этнограф XIX-XX вв. Н.Аристов отождествляет туркменское племя сакар (туркм. sakar) со скифами-сакараулами («Живая старина»).  Д.Еремеев этимологизирует название племени сакар таким образом: «сак» - название древнего племени и «ар» - на тюркских языках означает «человек», «мужчина» («К семантике тюркской этнонимии»). Если обратиться к названию племени в древнегреческой трактовке, «сакараул», то окончание «аул» можно этимологизировать через туркменское «огул» - сын, т.е. «сакараулы»  - «сыновья сакских мужчин», что является вполне традиционным окончанием в тюркской этнонимии, к примеру, в окончании названий многих средневековых туркменских династий, основавших малые государства-бейлики (беглики) на территории Анатолии, фигурирует слово «огуллары» (сыновья): бейлик Чабаногуллары, бейлик Хамидогуллыры, бейлик Гермияногуллары и др. Одним из главных доказательств тюркского происхождения саков является информация о зарождении туркменского племени сакар, которое, согласно  Абу-л-Гази, ведет свое происхождение от Габаджыка, одного из прямых потомков Огуз-хана («Родословная туркмен»). Наименование «сак» присутствуют в названиях туркменских родов сакарлы (племя арсары), сакаргалык (племя баят) и сакгар (племена ата и гёклен), а также в этнонимии таких тюркоязычных народов как казахи, кыргызы, узбеки, азербайджанцы (С.Атаныязов «Словарь туркменских этнонимов»).

Племя тохаров относилось к центральноазиатским скифам (сакам), об этом пишет позднеэллинистический ученый астроном, математик и географ Клавдий Птолемей (II в. н.э.), в своем многотомном труде «Руководство по географии». Древние китайские авторы называли тохаров термином «юэчжи». Тохары основали Кушанское царство, которое существовало на юго-западе Центральной Азии (территории современных Туркменистана, Узбекистана, Афганистана), а также Пакистана и Северной Индии в I-III в. н.э. Известно, что тохары - Кушанские цари носили древний тюркский (огузский) титул «ябгу», а известный советский историк, археолог и первооткрыватель древнехорезмийской цивилизации, член-корреспондент Академии наук СССР С.П.Толстов в своей работе «Города гузов» отождествляет название тохаров с огузским племенем тюгер (варианты произношения названия: дюгер, дукер, тувер, догер, тагар и др.), входившим в состав древнейших 24-х огузо-туркменских племен – прямых потомков Огуз-хана (Рашид ад-Дин,  Абу-л-Гази, Али Языджы-оглы, Салар Баба Гулалы оглы Харыдари, Мехмет Нешри). Такое отождествление выглядит более чем верным, так как на монетах кушанских царей, найденных во время археологических раскопок, изображена тюркская тамга в виде четырехзубца, что соответствует тамге огузо-туркменского племени тюгер, приведенного в труде Абу-л-Гази. Этноним тюгер в форме тагар и тувер присутствует в названиях родов таких туркменских племен как гарадашлы (С.Атаныязов), а также теке, арсары, човдур, баят, шых и игдыр (О.Гундогдыев «Сако-массагетское объединение племен»).

В вышеупомянутом произведении Марка Юниана Юстина, автор также пишет, что одним из государств, основанных скифами, является Парфия: «Скифам трижды удавалось добиться господства над Азией, а сами они либо оставались не затронутыми чужим владычеством, либо же оказывались не побежденными…Парфянскую и Бактрийскую державы они сами основали.». Как известно, Парфянская империя была крупным и сильным государством, основанном в III в до н.э., и просуществовавшим до III в. н.э. Государство было основано скифским (дахо-массагетским) племенем парнов (по имени племени и получило название парфянское государство), жившим на территории современного Туркменистана. Имя основателя царской династии Парфянской империи – Арсак; оно этимологизируется через туркменский язык как «ар» - мужчина и «сак» - название племени (туркм. ;rsak). Известный советский и российским историк, археолог и этнолог Л.Гумилев прямо называет парфян древними туркменами, отделяя их от другого народа региона  - персов, приведем некоторые из его цитат:  «Особое происхождение у туркменов. Они в древности были известны как парфяне, которые в 250 г. до н. э. выгнали македонцев из Ирана, захватили его целиком, но с персами не слились, составили слой, близкий к феодальным аристократам. А персы были дехканами и составляли пехоту.» («Почему он выбрал Авеля»). «Парфяне — это примерно наши туркмены. Все помнят стихи Пушкина: «Узнаем парфян кичливых/По высоким клобукам». Так вот, туркмены до сих пор носят высокие шапки. Это парфянская одежда. Народ этот был очень немногочисленный, но весьма боевой и воинственный. Они создали систему подлинно аристократическую, наиболее близкую в политическом отношении к феодальным системам» («Теоретический курс этнологии»).

Если провести сравнительный анализ обычаев и быта древних скифов и тюркских народов, то и здесь мы обнаруживаем большие параллели. Приведу отрывки из той-же статьи О.Гундогдыева, который ссылается на известного советского и российского археолога и этнографа карачаево-балкарского происхождения И.Мизиева: «…Доение кобылиц при помощи костяной трубочки в виде флейты (скифы и современные алтайские тюрки), способ варки мяса в желудках животных (скифы и современные казахи, балкарцы и др.), гадание на прутьях (скифы и балкарцы), обычаи сопровождения лошадей с выставлением статуй (скифы и огузы), снятие скальпов с врага (скифы и огузы), изготовление чаш из черепа врага (скифы и печенеги, гунны и др.), плата за принесенные головы врагов (скифы и огузы, монголы и тд.), употребление кумыса (скифы и огузы, гунны, тюрки, казахи, кыргызы и др.), установка каменных баб на могилах предков (скифы и огузы, кыпчаки, кыргызы и т.д.), военная тактика с применением ложного отступления, лавы и т.д. (скифы и все тюрки), применение юрт - стационарных и передвижных (скифы и все тюрки), изготовление войлочных изделий (скифы и все тюрки) и т.д.». Практически полное совпадение обычаев и различных традиций скифов и тюркских народов является одним из доказательств принадлежности скифов к тюркским этносам.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ ОБ ЭТНОЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ СКИФОВ

Проведя этнический, лингвистический и этнографический анализ древних скифских племен,  хотелось бы также обратиться к древним и средневековым источникам, чтобы понять, что думали ученые люди тех времен об этнолингвистической принадлежности данного народа, ведь как верно отметил известный татарский филолог и исследователь истории происхождения тюркских народов М.Закиев «самый надежный источник определения этноса скифов – это мнения их современников, которые знали о них не косвенно, а непосредственно.» («Глубокие этнические корни тюркских народов»).

Начнем с византийского автора Феофана Византийца: «Между тем скиф Аттила, сын Омнудия, человек храбрый и гордый, удаливший старшего брата своего Вделу, присвоил одному себе власть над скифами, которых называют также уннами, и напал на Фракию». Как мы видим, автор ставит знак равенства между скифами и гуннами (которых он называет «уннами). Как известно, тюркоязычные гунны (или хунны) основали крупную империю в Восточной части Центральной Азии в III в. до н. э., которая просуществовала вплоть до III в. н.э. Основателем империи был Мете-хан («шаньюй Модэ» согласно китайским источникам), который объединил 24 хуннских (гуннских) племени. Очевидно, что 24 племенни гуннов – это двадцать четыре древних огузо-туркменских племени, а название народа гуннов можно этимологизировать через имя Гюн-хана (туркм. G;n-han), старшего из шестерых сыновей Огуз-хана (С.Атаныязов «Словарь туркменских этнонимов»). После распада своей империи, гунны мигрировали в IV в. н.э в западном направлении, завоевали Центральную и Восточную Европу и разрушили Римскую империю. Именно об этой группировке гуннов и пишет византийский автор.

Феофан Византиец также к тюркам относит и древнее племя массагетов (согласно Геродоту, они были одним из скифских племен): «На востоке от Танаида живут турки, в древности называвшиеся массагетами. Персы на своем языке называют их кермихионами» («Византийские историки»). О том, что массагеты являются тюркским племенем, также писал и византийский писатель и хронист V-VI в. Прокопий Кесарийский: «Эган был родом из массагетов, которых теперь называют гуннами.» («Война с вандалами»).  Как известно, массагеты в древности были обитателями центральноазиатских степей, и многие современные народы Центральной Азии, прежде всего туркмены, являются их прямыми потомками.  Об этом пишет академик С.П.Толстов: «Вся совокупность данных, которыми располагает на сегодняшний день наука, позволяет с уверенностью утверждать, что основу этнографического массива туркменского народа составляют древние дахо-массагетские и сармато-аланские племена Арало-Каспийских степей.» («Основные вопросы древней истории Средней Азии»); «Если мы учтем, что массагетский этнический пласт наиболее крупную роль сыграл именно в туркменском этногенезе, а в теке (крупное туркменское племя – М.Б.) мы можем видеть почти прямых потомков дахов, то это сохранение хеттского комплекса одежды у туркмен рядом с отмеченными нами хетто-фракийскими параллелями древнего хорезмийского костюма может существенно подкрепить наш тезис.» («Древний Хорезм: Опыт историко-археологического исследования»). На это также указывает и И.Мизиев: «…Современная наука установила полное тождество массагетов и туркмен» («История карачаево-балкарского народа с древнейших времен до присоединения к России»). В отношении упомянутого выше С.П.Толстовым скифских племен «дахов», известный французский историко-географ В. де Сен-Мартен считает, что их название есть древний вариант произношения наименования туркменского племени «теке» (туркм. teke) («Исследования древней географии и этнографии Азии»). Что касается самого этнонима «массагет», то вероятнее всего он является искаженным древнегреческим названием одного из тюркских огузских племен или же союза огузских племен.

Для позднеантичного дипломата, историка и писателя V в. Приска Панийского  вполне очевидно, что тюрки-гунны и скифы есть один и тот-же народ, поэтому он употребляет этнонимы «скиф» и «гунн» как синонимы: «При императоре Феодосии младшем унский царь Аттила, собрав свое войско, послал к императору письмо с требованием, чтобы к нему немедленно были высланы беглецы и взносы дани, которые не были выданы под предлогом этой войны, а для улажения вопроса о будущей дани были присланы к нему послы для переговоров; он прибавил, что если римляне будут медлить или готовиться к войне, то он даже при желании не в состоянии будет удержать скифские полчища» - «Когда скиф Баламер (царь гуннов второй половины IV в. - М.Б.) нарушил мир и опустошил многие римские города и земли, римляне отправили к нему послов, которые упрекали его за восстание и условились вносить ему ежегодно триста литр с тем, чтобы он не совершал больше набегов; ибо он говорил, что его полчища подняли войну вследствие недостатка в продовольствии» ("Готская история").

Византийский писатель и историк Феофилакт Симокатта, живший в начале VII века, в своем обширном труде «История» писал: «Изгнанный из своего царства, он (Хосров) покинул тесифон и, переправившись через реку Тигр, колебался, не зная, что ему делать, т.к. одни советовали ему направиться к восточным скифам, которых мы привыкли называть тюрками, другие же уйти в кавказские или Атропейские горы и там спасать свою жизнь». Менанд Протектор был византийским дипломатом и историком VI в., а также  автором произведения «История: о посольствах тюрков к персам и византийцам в 568 г.», в котором он тюрков называет скифами: «...Когда это второе тюркское посольство прибыло к персидскому двору, король вместе с персидскими министрами и Катульфусом пришли к заключению, что было бы крайне нецелесообразным для персов входить в дружеские отношения с тюрками, поскольку во всей расе скифов нет никого,  кому можно было бы доверять...» Также автор отождествляет тюрков с древним этноним «сака», которым, как отмечено выше,  называли в древности центральноазиатских скифов: «Теперь Юстин, после того как тюрки, называвшиеся в древности сака, послали (людей) чтобы заключить с ним договор, решил тоже отправить к ним посольство...».

Византийская принцесса и историк XI-XII вв. Анна Комнина в своем историческом повествовании «Алексиада» называла скифами такие тюркские племена и народы как печенеги (огузо-туркменское племя бечене), узы (огузы) и куманы (племя кыпчак). Также огузов (узов) А.Комнина иногда именует гуннами, а иногда савроматами (т.е. сарматами), одновременно она в качестве синонимов употребляет и другие тюркские этнонимы — уз, печенег, куман. Любопытно такое свидетельство Анны Комниной: «Одно из скифских племен (советский и российский филолог-византинист Я. Любарский доказал, что  это огузы-печенеги - М.Б.), которое подвергалось постоянным грабежам со стороны савроматов (т. е. узов-огузов-М.Б.) снялось со своих мест и спустилось к Данувиц». Об этом пишет в своей книге «Этногенез турок» Д. Еремеев.

Византийский философ, богослов и историк Никифор Грегора, живший в XIII-XIV вв. отмечал, что древний тюркский народ булгары ранее именовался скифами: «Теперь я объясню, откуда получила имя Болгария. Есть страна по ту сторону и севернее Истра, а река через нее протекает Волга, от нее и сами коренные жители получили название болгар, а сначала были они скифы. Перешли они реку Истр в громадном количестве и распространились по обеим Мизиям» («История Византии»).

Обратимся к более поздним источникам, которые писали о скифах и упоминали их этническую принадлежность. Нидерландский писатель XV-XVI  вв. Альберто Кампензе в письме к папе римскому Клименту VII, написанному в 1523 или 1524 году, отмечает: "На востоке от Московитян живут Скифы, ныне называемые Татарами, народ кочевой и с давних времен славящийся своим воинственным характером". Посол Великого княжества Литовского в Крымском ханстве  и мемуарист-этнограф XVI века Михалон Литвин в 1550 году писал: "Хотя татары (tartari) считаются у нас варварами и дикарями, они, однако, хвалятся умеренностью жизни и древностью своего скифского племени, утверждая, что оно происходит от семени Авраама, и они никогда ни у кого не были в рабстве, хотя иногда бывали побеждены Александром, Дарием, Киром, Ксерксом и другими царями и более могущественными народами". Английский поэт и дипломат XVI-XVII вв. Джайльс Флетчер в своем сочинении «О государстве Русском», описывая крымских татар, отмечал: "Это тот же самый народ, который греки и римляни называли иногда скифами-номадами, или скифами пастухами". Профессиональный французский капитан Жак Маржерет был на русской службе начиная с 1600 г. В 1607 году опубликовал книгу «Состояние Российской державы и Великого княжества Московского», в котором отождествляет скифов с татарами: "Словом "скифы" еще и сегодня называют татар, которые прежде были повелителями России...".  Французский автор XVII-XVIII вв. Антоний Галланд в своей работе “История Тартарии” (Histoire de la Tartaria), написанной в 1703 г. и изданной в 1780 г. отмечает, что «Латиняне, следуя грекам, называют [их землю] Скифией. Но сегодня мы называем ее Тартарией. Населяющие ее магометане называют Тюркистан, потому что все народы этой страны тюрки. Но они, как и прежде, сохраняют имя Туран. Скифия, Тартария, Тюркистан и Туран – это название одной страны, где проживает один народ - тюрк». Английский историк-китаевед XIX-XX вв. Эдвард Х.Паркер досконально изучил историю тюрков и в своей книге «Тысяча лет из истории татар» пишет: «Скифы, гунны и тюрки были различными стадиями исторического развития одних и тех же племен...». Советский историк О.Туманович, исследовавший многие источники (включая первоисточники) по истории скифов, в своей книге «Туркменистан и туркмены» пишет: «Происхождение скифов (саков, сколотов) единым не является, и предположительно, что руководящая масса скифских народностей -  чисто тюркского происхождения, а покоренная, земледельческая часть – арийского. Таким образом, можно считать, что тюрки начали проникать в Среднюю Азию (в общей массе саков) еще задолго до Хр. эры».


СКИФЫ-ТЮРКИ

В своем произведении «О происхождении и деяниях гетов» готтский историк VI в. Иордан пишет: «Когда там выросло великое множество люда, а правил всего только пятый после Берига король Филимер, сын Гадарига, то он постановил, чтобы войско готов вместе с семьями двинулось оттуда. В поисках удобнейших областей и подходящих мест [для поселения] он пришел в земли Скифии, которые на их языке назывались Ойум.». Топоним Ойум можно этимологизировать через туркменский язык как «ой» (туркм. ;;) - дом и «ум» (туркм. ;m) - окончание, означающее принадлежность первому лицу, т.е. название скифской земли Ойум (туркм. ;;;m) означает «мой дом».

В легенде, записанной Геродотом, сообщается, что вождь скифов Таргитай со своими сыновьями жили в горах Алтунтаг и кочевали в области Мустаг. Название горы легко этимологизируется через тюркские языки: «алтун» (или на туркм. altyn) - золотой, «таг» (или на туркм. dag) - гора, т.е. «золотая гора». Название области Мустаг также является тюркским топонимом и «расшифровывается» как «мус» или «буз» - лед, и «таг» - гора, т.е. «ледяная гора». Более того, данный топоним в форме Музтау по-прежнему имеется как название горы в Алматинской области Казахстана и на Алтае (А.Бисебаев «Древнетюркские топонимы саков и скифов в сочинениях античных авторов».)

Если мы рассмотрим данные антропологических исследований, то научно установленным является факт принадлежности современных туркмен к долихоцефальному европеоидному расовому типу, о чем пишет в своей книге «Антропологический состав населения Средней Азии и этногенез ее народов» советский антрополог и биолог, доктор биологических наук  Л.В.Ошанин. Он также подчеркивает, что туркмены – практически единственный по средним показателям долихоцефальный (или длинно-узкоголовый) народ в Средней Азии, и в этом известный ученый видит родство туркмен со скифами и сарматами. «Все сказанное не оставляет сомнения в том, что долихоцефальная европеоидная раса, и поныне явно преобладающая среди туркмен, является расой местной, автохтонной, видимо, здесь, на территории Закаспийских степей, сформировавшейся. Первоначально, она входила в состав местных древних племен Закаспия, носивших общее название сакских (скифских) племен». Теория о том, что именно скифо-сарматские племена (которые, как отмечено выше, были тюркскими племенами) составили древний пласт в этногенезе туркмен также разделяется такими  известными учеными как уже упомянутый выше С.П.Толстов, советский географ Н.Г.Маллицкий, советский историк-востоковед, член-корреспондент Академии наук СССР А.Я.Якубовский, советский ученый-антрополог В.Я.Зезенкова.

Чтобы поставить окончательную точку в вопросе этно-лингвистической принадлежности древнего скифского народа, обратимся к результатам современных ДНК-исследований. Ученые Института цитологии и генетики Российской академии наук совместно со специалистами из Германии, США и Франции провели крупнейшее генетическое исследование носителей скифской культуры со всей Евразии, чтобы выяснить к каким этническим группам относились скифы. Результаты исследований, опубликованные в 2017 году, показали, что генетически скифы востока и запада большой Центральной Азии, а также Восточной Европы были очень близки друг к другу, а их современными потомками являются в основном тюркские народы, проживающие в Центральной Азии, на Кавказе и в Сибири.

Резюмируя наш краткий анализ материалов с целью выяснения этнолингвистической принадлежности древних скифов, можно с уверенностью констатировать следующее:
- Анализ этнонимии скифских племен убедительно демонстрирует их принадлежность, в частности, к тюркам-огузам (туркменам), а обычаи и быт скифов тождественны традициям большинства современных тюркских народов;
- Авторитетные средневековые и более поздние историки, летописцы и авторы в своих произведениях, где упоминают этническую принадлежность скифов, называют их тюрками или относят к тюркскому кругу народов;
- Данные антропологических исследований позволяют однозначно заявлять о том, что древние скифские племена Центральной Азии являются прямыми предками, как минимум, современных туркмен;
- Проведенные масштабные современные ДНК-исследования подтверждают, что древние скифские племена (по большей части) были на самом деле тюркскими (тюркоязычными) племенами.

М.Байрамов,
Ашхабад, Туркменистан


Рецензии
ДНК-генеалогия полагает, что скифы имели гаплогруппу R1a-z280, родственную гаплогруппе русов - R1a-z93. Сегодня в Британии преобладает гаплогруппа так называемых кельтов - R1b. Ее около 90%. Гаплогруппа же скифов и русов вытеснена на периферию Британии и на острова: Оркнейские, Шетландские. Где около 20-25 % арийских потомков.

Геннадий Палеолог   23.12.2020 13:40     Заявить о нарушении