Спор о споре

Будьте миллостливы,братцы,
Дайте чуточку подраться(поспорить)...

В среде людей можно заметить существенное различие их отношения к спору,
выраженное, для одних - позицией избегания всяческих споров, а для других, наоборот, - позицией всяческого стремления к спору(ярых спорщиков).
Подобные крайности в отношении спора, в своём глубинном понимании,видимо, являются следствием веры или неверия в то, что спором можно что-либо разрешить, что в споре рождается истина.
Но спорящие порой просто спорят, не задумываясь о той глубинной причине, которая их подталкивает ввязываться в спор. Подобное поверхностное отношение к спору порождает частенько превеликое множество безрезультатных словесных состязаний, отстаивающих какое-то своё мнение.
Т.о. спор, уклоняющийся от рождения истины, превращается в искусство любой ценой победить в словесной дуэли путем непреднамеренного или преднамеренного использования лишь ложных доводов(эристика, софистика или бытовой спор).

Эволюцию спора, исключающего спор об истине, можно выразить так:

В начале у меня не было проблем!
А теперь у меня нет ничего кроме проблем!

Сквозь призму взгляда всё искажено,
И в споре утонуть немудрено...

Не рождается истина в споре,
Что-бы там не твердили умы.
Кулаки вот уже наготове
И стакан припасённой воды.

Перепутались истина с ложью,
Загремели дебаты в тупик.
Покраснели заумные рожи,
Потеряв человеческий лик.

Аргументы забросив на полку,
Подтянув дорогие штаны,
Оппоненты грызутся как волки
На потребу веселой толпы.

Т.о. спорят как угодно и о чём угодно, только не о самом споре, споре как цели, а не только как средстве достижения победы собственных амбициозных взглядов.
Но что же такое спор как цель спора?
Ведь именно стремление и достижение этой цели в споре только и может родить истину или нечто подобное ей.
Ещё античные мыслители обращали внимание на то, что спор играет важную роль для выяснения истины. И подобным примером спора может быть спор "против академиков", в частности у Блаженного Августина, в его книге "Об истинной религии".
Подобный спор в своём целевом, глубинном предназначении есть философский спор.
Ибо, как говорит Августин, что ..."самой истины ты не увидишь, пока всецело не посвятишь себя философии", и далее предупреждавший ..."Берегитесь прийти к мысли, что вы в философии истины не узнаете или что она не может никоим образом быть познана".
Спор об академиках, укрывших под ложным положением то, что будто-бы истины постигнуть нельзя, был направлен против спора мнений(мнимого спора),уклонившихся от искания истины. Т.е. чтобы не было такого(чтоб не казалось), что всякими средствами можно достигнуть истины, академики и построили  сие лукавое положение(нельзя постигнуть истину). Иначе были бы все средства хороши для достижения цели истины, что было бы нелепо не только по отношению к поклонению истине, но и в отношении поклонения духу(свободе).

Казалось бы, мудрыми совсем не приветствуются пустые споры из-за слов(споры на словах или о словах), когда дело очевидно. Ибо ..."мудрому прилично быть не создателем слов, а исследователем вещей".  Однако, в "состязании третьем" книги Августина, некий Лиценций просит Августина прояснить то, что он "часто от Августина слышал, что ведущим состязание можно продолжать СПОР ИЗ-ЗА СЛОВ, когда для спора о предмете(вещи) не остаётся места".
Это говорит о том, что спор на словах не всегда бывает пустым спором, по сравнению со спором на деле, исследующим вещи.
Академики называли такой плодотворный спор из-за слов(на словах/о словах) ВЕРОЯТНЫМ или ИСТИННОПОДОБНЫМ. Т.о. спор не о предмете(вещи), а сам спор как предмет, в своём целевом предназначении уподобляется истине. Т.е. благодаря некоему противоречию в самой вещи, подобная возможность наличия спора лишь на словах(слова оказываются самим предметом) вполне нормальна, существует.

 Августин говорит: "Здесь большое противоречие не в словах, а в самой вещи. Они(академики) выбрали эти слова для того, чтобы, с одной стороны, скрыть свою мысль от более тупых, а с другой - дать понять более проницательным".

Что тут на это сказать. Как говорит пословица:
"В споре мудрецов - рождается истина,
А в споре дураков - рушится мир".

Есть в спорах бесплодность,
А есть плодовитость -
Сама безусловность
Как сердца привитость.

В понятии "споры"
Заметим, подумав,
Литую "связь-пары" -
Итог любомудров.

Ведь спор может спарить -
Связать чем-то общим.
Но может "ошпарить",
Когда ум заносчив.

Тогда бытность сердца
Всегда под вопросом,
Ведь мудрости дверцу
Не сыщешь "под носом".


Рецензии
у вас очень интересная статья, наводящая на полезные размышления.
Когда человек ищет истину, он не спорит, а исследует.А если человек хочет доказать свою истину,то возникает вопрос: " Ради чего?: Блага или самодовольства?" Предположим, что у него благие намерения, однако всем известно , что доброе не приходит с мечом, чтобы разрубить то, куда пришёл. Все войны на земле начинались с благими намерениями и приносили только горе и слёзы. Поэтому любой спор я считаю агрессией, даже если это не нападение, а защита, потому, что любая защита в какой-то момент переходит в наступление. Тем не менее, мы не всегда способны оградить себя от споров и ищем им оправдания. Я думаю, что если удаётся вовремя остановиться и признать поражение в споре, то таким образом мы побеждаем собственное самодовольство, что гораздо важнее, чем победа в споре.

Марина Тигра   25.04.2021 14:08     Заявить о нарушении
Спасибо, Марина! Ну, спор как агрессия это наверное тогда, когда "человек человеку волк", а когда "...друг", тогда взаимодействие не лишено споров в отношении поиска истины. Т.е. споры разные бывают.
Поэтому я и говорю, что...

Есть в спорах бесплодность,
А есть плодовитость...

Геннадий Макеев   26.04.2021 08:40   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.