8. Моделинг
8. Моделинг…
Да-да… мне пришлось часть своей жизни посвящать «моделингу»… В 20-м веке ( сик!) на уровне областного Дома моделей эта работа неплохо оплачивалась, как я уже говорила в интервью… В 80-х годах сначала мне платили 50 советских копеек за каждую примерку… 5 платьев отшивают, соответственно примерочная сессия стоит 2 руб. 50 коп. Для сравнения я получала в качестве младшего научного сотрудника в НИИ 120 рублей в месяц ( если не было больничных и премий)… !20 руб. – это своеобразная база…
И 1 советский рубль за каждый выход на подиум… Как правило, за один показ было около 8-10 выходов… иногда больше… А вот т.н. «корпоративы» оплачивались гораздо выше…( иногда до 5 рублей за один выход…иногда и больше… в зависимости от уровня показа и заказчика, т.е. бюджета мероприятия) Это праздничные, выездные выступления на стадионах, городских площадках, на предприятиях и просто на театральных сценах во время каких-нибудь съездов партработников, в качестве «фэшн-вреза» в какую-нибудь концертную программу… Фэшн-шоу оплачивались по спец-тарифу, как и междугородние командировки… Позже появились выезды за рубеж в рамках Фестивалей российской моды за рубежом…
Преимущественно, в Европейских странах… Или в рамках показов российских модельеров, например, на Международных неделях моды, например, « Сибелес» в Мадриде… Или во дворцовых комплексах типа Сан-Суси… Фотосессии на Трокадеро, в парижских супермаркетах…в крупных европейских отелях, в Российских Центрах науки и культуры в Берлине, Париже, Брюсселе, Люксембурге, Вене, Мадриде, Дрездене, Милане… Или в Представительствах ООН…
Конечно, позже «открылись» суммы гонораров зарубежных моделей… Пресловутая фраза Линды Евангелисты « Меньше чем за пять тысяч долларов я с постели не встану»… Заработки Синди Кроуфорд, Наоми Кэмпбэл, Клаудии Шифер, Кристи Терлингтон… Стефани Сеймур, Евы Герциговой, Кейт Мосс, Хелены Кристенсен, Карлы Бруни… можно было только догадываться о суммах…
В СССР и позже в России всё совсем по-другому… Всё намного-намного «скромнее»… Более того, когда ты переходишь на уровень «третьего эшелона» модельеров, которые не входят в топ-список дизайнеров России, то говорить о заработках на модельном поприще не приходится… Тебя норовят использовать «просто так»…по дружески…в лучшем случае – скидка ( иногда существенная») на покупку изделия дизайнера… возможен подарок – шляпка, сережки, норковая сумочка, платье, аксессуар, перчатки… иногда просто «спасибо» и теплые дружеские объятия… опять же фотосъемка… красивые фото… В общем, почти сплошной бартер…
Даже сейчас, полгода спустя после окончания « Бьюти скул» Дома Моды Славы Зайцева ( это на старости лет… пардон-пардон… на зрелости лет)… после тридцати с лишним лет модельной практики, предложения на возрастные проекты с бартерным расчетом фотографиями… В общем, если «потешить гордыню или развлечьсясамой ( если делать нечего), то можно играть в эти фэшн-игры… Заработка особого они не приносят… только общение, которое в этой сфере деятельности весьма специфично…
Участие в возрастном проекте « Подиум зрелой красоты» гонораров, как и элементарной благодарности не принесло… Даже, когда ты подтягиваешь к Проекту персон первой величины… Странно, конечно… Но даже парковку на территории ДК ЗИЛ пришлось «выбивать» с трудом… Мерси, боку, девочки Настя и Катя… проводите «Подиум +» без моего участия… мы наигрались в эти игры…
И все же… есть некоторая специфика «моделинга», которой хотелось бы поделиться… Например, работа с фотографом на фотосессии…
Конечно, зарубежные супермодели, познавшие славу и известность весьма капризны на съемочной площадке… Они отказываются работать с фотографом, который, по их мнению, не соответствует их уровню…
Исходя из своего опыта, скажу, что это правильно…Плохое освещение на площадке, неумение или нежелание выставить свет, не чувствование модели, отсутствие взаимной симпатии могут погубить фотосессию… В модельном агентстве « Александр» ( одном из самых первых в России или даже самое первое) мне пришлось работать с фотографом, который два часа рассказывал, как он «высматривает» отрыв самолетов от взлетной полосы… Он часами проводить в мокрой траве, чтобы «поймать» этот сакральный для него момент… В результате его сверх увлеченности авиа-техникой, моя фотосессия, с моей точки зрения окончилась не удачно… Одна из последних Фотосессий в ДМ СЗ с премилым Павлом для меня также оказалась не удачной, на мой взгляд… Не чувствует тебя фотограф, хотя и милый человек… просто не твой человек… бессмысленно и работать с таким… Или, например, Игорь Смолкин, который сопровождал нас в европейских фэшн-вуаяжах… Формализм… Фотограф должен быть влюблен в свою модель… хоть чуть-чуть… также, как и журналист, который идет на интервью с Героем…
У меня был забавный случай с Ольгой Дроздовой ( кажется НТВ)…Я ехала три часа по снежной Москве на съемки телепередачи… Интервью со мной, как с поэтессой… Ну, не знаю…Я-то чувствовала себя ВИП-персоной… интервью делают со мной…Руководителям программы интересна я…
В результате… девочки – гримеры и обслуживающий персонал – всё понимают… Телестудия находилась где-то на задворках Дома Музыки ( МДМ) … Снежные завалы… пробуксовка машины… проблемы с парковкой… я вся измученная дорогой… Оля – вне себя от задержки… Она сидела в кресле с хорошо выставленным под неё светом…
На мне световики «тренировались»… В результате – свет «погубил» мой лук напрочь… морщины, которых практически нет стали явными… какие-то мешки под глазами… огромный нос… Боже… Боже… я не узнала себя в готовом ролике… Зато Оля на своем привычном месте с мягкими фильтрами – вся в шоколаде… и нервозность, которую она демонстрировала при общении была очень не профессиональна… Я «мягко» взорвалась:
- Оля, - сказала я ей вежливо, но решительно, - когда я иду на интервью, я люблю своих героев… Иначе разговора не получится… Вам придется полюбить меня на ближайший час… иначе я ухожу.
Надо отдать должное «звездная телеведущая взяла себя в руки»… Это было правильно с её стороны… Она «поняла». Иначе работа не была бы выполнена.
Я всегда уважала себя. Я не соглашалась на плохие условия работы… Например, во время декабрьской съемки на Трокадеро под шквальным ветром… среди морковок и редисок и французских багетов в супермаркете, не согласилась на обнаженку в стиле боди-арт с американскими фотографами даже за хороший гонорар… Я просто всегда уважала себя… и нисколько об этом не жалею… гораздо хуже потом стесняться плохих фото или несоответствующего антуража…
Я всегда выбирала, что я буду, а что не буду показывать… и если мне модель откровенно не нравилась, я не выходила на подиум в ней… Однажды, во время дня города, мне предстояло играть роль Родины-Матери… Темно бордовое бархатное платье с рукавами «летучая мышь», расходящиеся от горловины золотые лучи солнца… на голове должен был быть золотой тюрбан, увитый золотыми бусами… Но надо было убрать челку… мою любимую челку… Я стала капризничать… Но технолог Оля из Дома моды очень мягко убедила меня в том, что это необходимо для образа. Она сказала сакральные слова:
- Ты просто еще не знаешь себя… ты увидишь, как это будет классически классно… и я смирилась…
На «Сибелес» в Мадриде я пыталась диктовать свои условия по поводу прически… Я хотела голливудские волны… Но парикмахер-испанец сказал:
- Никак нет, мадам… это невозможно… все русские модели должны быть в одном образе, который утвердил Ваш директор… Вам придется смириться…и я вновь смирилась…
Но вот что касается начинающих моделей, то, конечно… надо беспрекословно выполнять команды профессионалов…
Вновь НО… во время фотосессии в ДМ СЗ, моим стилистом была Катя Ромашкина… Бесспорно, профи… но вот визажист мне «досталась» по очереди… девочка не в моем вкусе… И мои Смоки-айз были «удушающе ведьмическими»…
а Еще платье, которое подобрала Катя под шикарный плащ-накидку… Оно было демократичной длины «ниже колена»… Мне не удалось в результате сделать образ острым… чуть-чуть пикантным за счет «секси» длины подобранного мной платья… И я смирилась вновь… Мне было неудобно в этом платье для леди «средних лет»… Я принесла с собой для фотосессии мои проверенные на подиумах Европы секси-шпильки с пикантным подъемом стопы и ремешком вокруг лодыжки… Они фиксируют ногу и делают подъем ноги весьма вычурным… в хорошем смысле…
Но Катя Ромашкина и тут позаботилась обо мне и подобрала классические «черные лодки» моего 40-го размера… В результате… мне было не удобно стоять…а соответственно, принимать необходимые позы… вещи были, как с чужого плеча… Катя старалась, как могла… мы включили классическую музыку… Катя «раздувала» вентилятором складки черного плаща « волшебницы Бастинды»… Но в результате я не смогла войти в образ… Мне было не удобно… а еще, дорога была весьма напряженной в то утро… когда ты за рулем, ты всё равно испытываешь напряжение… поэтому… когда вы идете на фотосессию, надо учитывать все нюансы образа, обязательно высыпаться… и, возможно, принимать успокоительные, если не можете расслабить лицо…
Конечно, надо подчиняться решениям режиссера или постановщика съемки… Чаще всего, очень многое зависит от фотографа, у которого либо есть своё видение процесса, либо нет… и вот тут необходимо вдохновение… Очень хорошо, если фотограф в Вас заинтересован… это не просто «отписка» дежурная для него… а процесс творчества… и вот тут я предпочитаю людей творческих… когда удается заинтересованное совместное Творчество… а иначе скучно… всем… и работа не будет радовать… никого…
Конечно, надо быть очень чуткой к требованиям фотографа… настроиться на одну волну с ним… в идеале, это должна быть совместная подстройка…Надо убедиться, что вы друг друга понимаете адекватно… непонятливая или невнимательная модель вызывает раздражение…а хмурый фотограф «губит» съемочную картинку… невозможно доверить себя «хмуровику»… получится что-то «несъкдобное»…или формальное… вернее, формализованно-бездушное…
Надо войти в предлагаемый образ… как-то внутренне представить его, надеть на себя… фотомодель сродни актрисе… очень важен внутренний настрой… такая примерка образа… не только внешне, но желательно и внутренне… в этом плане, конечно, помогает музыка… но её надо слушать и слышать…
Нюансы очень важны… от этого зависит выразительность создаваемого образа… Очень важно, чтобы визажист и парикмахер понимали это… Желательно, чтобы режиссер или руководитель съемки объяснил это мастерам, которые будут прикасаться к вашим волосам и лицу…
Фотограф готовит декорации и выставляет свет… Ах, как важно, чтобы свет был выставлен правильно… иначе, реальная красавица может превратиться в чудовище…и наоборот… В моей последней фотосъемке свет был абсолютно тупой… в ДМ СЗ Павел пошел по стандартному пути… не прочувствовал меня… мои особенности.. к такому фотографу лучше не ходить… с таким лучше не работать… ведь все образы остаются для истории… не только для личной…
Когда образ готов, готов макияж, одежда… надо убедиться, что вам в нем удобно… надо войти в образ…подвигаться…покрутиться перед зеркалом… предварительно… погримасничать… если предполагается динамичная съемка, то необходимо почувствовать музыку, потанцевать перед зеркалом… почувствовать себя на «шпилях» или в той обуви, которая предлагается для съемки… тогда движения станут естественными и пропадет скованность… не надо бояться повредить одежду… но и не «переусердствовать»…
Обязательно внимательно выслушать фотографа перед тем, как встать в кадр… Но иногда фотограф сам ждет импровизаций модели… Вот тут надо включать собственное вдохновение… иначе – скучно… Конечно, модель должна уметь позировать… Надо хорошо изучить себя… просто знать себя, в каких ракурсах ты более фотогенична…какое выражение лица более удачно… конечно, это приходит с опытом… и, несомненно, надо любить играть… исследовать себя в различных состояниях… И, конечно, понимать тот факт, что на съемках работают специалисты, которые знают то, что им хочется получить «на выходе»… Особенно, если в воздухе пахнет гонорарами, тогда необходимо быть чутким, как вышколенная собака, но не слишком прогибаться под «клиента» и не поджимать хвост от желания «заработать» свои деньги… попросту, надо получать удовольствие от процесса… полюбить себя и своего «заказчика»…, чтобы отработать задуманный им сюжет…
Да, конечно, фотографы любят моделей, которые умеют владеть своим телом, которая знает, какой профиль у неё лучше и какая улыбка более красива на фото… надо уметь войти в себя и в образ одновоеменно… Актерские способности в модельной карьере желательны… артистичность приветствуется ( в той мере, в которой это необходимо)… Вот киношники моделей снимать не любят… статичность… их пугает статичность моделей… отсутствие внутренней эмоциональной подвижности…
Конечно, очень важно уметь подчеркивать свои достоинства и прятать недостатки… Несомненно, этому надо учиться… это приходит с опытом… Надо испытывать настоящий, подлинный интерес к тому, что вы делаете… и по-хорошему любить себя… Готовых рецептов нет… Например, знаменитая Верушка… Она была готова к любому эксперименту… в том числе и с Сальвадором Дали… Это не просто… Надо обладать необходимой степенью внутренней свободы и полностью доверять Гению мастера… Но таких случаев не так много… и надо быть готовой к экспериментам… А это не всегда возможно, если вы зажаты в рамках «светских приличий» или «испанского церемониала»…
Например, я, совмещая карьеру ученого, преподавателя престижного ВУЗа, журналиста, поэта, писателя и модели всегда должна была не переступать грани светских приличий… Я всегда берегла свою репутацию… Фривольная фотосъемка, как и слишком откровенные наряды испортили бы мою репутацию в качестве педагога… Научные круги весьма консервативны… поэтому я старалась не выходить из образа аристократичности, элегантности и классики…
Хотя, стилист « Модного приговора» Катя приговорила меня к стилю « Вамп», что подтвердили и Катя Ромашкина, и Катя Пантелеева ( ДМ Славы Зайцева), мои приятельницы-дизайнерши Ирина Белопухова. Вера Черепова, Валентина Мельникова, Нина Куликова и Николай Наумов всегда предлагали мне образ элегантной экстравагантности… А Ира лепила из меня образ голливудской актрисы прошлого ( уже ) века… вот так… у каждой модели есть своё амплуа…
Как-то в Берлине наши модельеры привезли что-то супер-модерновое…новые технологии… светящиеся шорты, блузоны… Я сразу почувствовала, что это не моё…
на « Сибелес» я отказалась показывать платья, сплетенные модельершей из Красноярска из бельевых веревок… Платья- сети, украшенные болотными лилиями… тоже плетеными…ю и такие же танкетки… В зале сидел наш дипкорпус… представляю, если бы я полуголая вышла на мадридский подиум… хотя мы с Татьяной накануне вместе ездили в Толедо и в Эскориал… у нас был совместный пикник на балконе Эскориала… Таня уговаривала меня показать её творения, как могла… Но я осталась непреклонна в своем решении…
Красноярская Танюша мне всё же по своему «отомстила»… После возвращения в отель, она пригласила меня в номер под предлогом показать платья… Угостила каким-то белым испанским вином с солеными испанскими оливками.. я из вежливости пригубила бокал и съела несколько оливок… Непрофессионально, конечно, с моей стороны…В результате, на следующий день у меня возникли отеки под глазами… соленые оливочки – не прошли для организма даром… внешний вид был не самый лучший… о чем это говорит? О том, что у модели должны быть самодисциплина… расслабляться не стоит, если предстоит ответственный показ или фотосессия… Кстати, я всегда заботилась об этом… в молодости за неделю перед показом, я садилась на строгую диету, а если силы воли не хватало, то пожинала «плоды» своих излишеств в виде того, что мои коллеги по подиуму выглядели лучше меня… и надо ли говорить, как портилось у меня настроение?
Вообще, конечно, модели надо проводить больше времени перед зеркало… вот так, как обезьянка… крутиться, гримасничать…изучать себя… не лениться… а для этого, надо, конечно, себя любить… испытывать искренний интерес к себе и понимать, что это твоя профессия… вот такая, как есть, но профессия, и конечно, «хлеб»… т.е. гонорары…
Гонорары… надо не стесняться обговаривать размер гонораров… при необходимости, подписывать контракт на участие в съемках… хорошо понимать, ради чего весь этот «спектакулюс»…
Если сумма гонорара не устраивает, я, например, даже не заморачиваюсь… и в этом плане, пример Линды Евангелисты правильный и его можно взять « на вооружение»… Если, конечно, нет других мотиваторов…
Еще, конечно, надо изучать тестовую съемку… какая улыбка не удачна… какой поворот головы выглядит лучше, привлекательнее… ведь задача – получить красивую картинку… если, конечно, у авторов съемки нет целей снять монстра: чем хуже, тем лучше… Но я, например, никогда в таком проекте принимать участия не буду… Экстравагантность – не мой «конь»… Мне просто не приятно участвовать в бредовых проектах с инфернальной начинкой… Но это личное дело каждого…
Все удачные позы, кадры, повороты головы надо запомнить, включить в свой арсенал и взять на вооружение… Собственно, это и есть профессионализм… Создание привлекательного образа…
Конечно, важно уметь владеть собой, своим телом… вот тут, несомненно, пригодятся все спортивные и танцевальные навыки… а также знание специфики фотосъемки:
Например, если фотограф снимает с нижней точки, то получится эффект длинных ног… Кому не хочется оптически удлинить ноги? Если носки туфель направлены в сторону объектива, то длина ног также увеличивается… Тоже хорошо!
А вот если ближнее плечо выше дальнего и к тому же еще и закрывает подбородок, то скорее всего, кадр получится неудачным…. Надо четко контролировать свою осанку… и чутко слушать внешние звуки… например, во время щелчка фотоаппарата хорошо слегка напрягать шейные мышцы…
Положение сидя… желательно, чтобы обе ноги были сведены вместе…или заброшены одна на другую… при этом лодыжки и колени ног должны соприкасаться... Не стоит делать ножки «веером»…
Не надо нацеливать ступню на камеру… просто потянуть носочек в сторону или к полу… При этом надо следить, чтобы ближе к объективу были все же колени, а не ступни ног….сами понимаете… Один из последних снимков Татьяны Навки в Инстаграме… вроде бы и эффектно.. но очень костлявые коленки…и ножки вразлет «напрягают» девственное воображение…
Сцеплять пальцы рук надо умеючи… это «удел» опытных моделей… а еще поза, когда рука подпирает подбородок весьма «опасна»… Не стоит показывать в кадре тыльную сторону ладоней… Когда руки на корпусе, кисти рук надо располагать под некоторым углом к фотоаппарату… Если хочется поиграть волосами, надо развести локти в сторону, не нацеливая их в фотообъектив… Это маленькие нюансы, которые надо просто знать…
Если съемка проходит в полный рост, надо умудриться втянуть живот и чуть-чуть вытянуться вверх… при этом тело должно испытывать некоторое приятное напряжение… Возможно, появится некоторая неестественность, но это лучше, чем когда модель сутулится… хотя… современная молодежная съемка предполагает и эту юношескую угловатость… так что всё зависит от задачи, которую ставят перед моделью руководителя и заказчики съемки…
Наклоняясь, надо слегка прогнуть спину, чтобы выглядеть более эстетично…
Менять позу и делать повороты туловища желательно плавно, не резко… с сохранением образа и эмоционального состояния… Но в любом случае, надо понимать, что хочет фотограф…
Например, если фотограф работает быстро, то стоять перед камерой в одной позе нерационально…
Предположим, уже выставлен свет и началась работа… Щелчок камеры и вспышка, если работа идет со вспышкой ( хоть это и неудобно для модели) сигнализирует о том, что надо поменять позу, поворот головы, улыбку и взгляд… Состояния как бы перетекают из одного в другое… Хорошо, если модель и фотограф хорошо понимаю друг друга… В данном случае работает схема: щелчок камеры – вспышка – смена позиции… Каждую позу надо слегка зафиксировать… Щелчок камеры – сигнал для модели к фиксации позы и состояния… При этом фотограф может рекомендовать сменить позу, если она не удачна… ему виднее… тем более, цифровые камеры позволяют видеть результат сразу… Хорошо, если фотограф включился в процесс и дает рекомендации, куда повернуть голову, как улыбнуться, как перестроить руки…
Конечно, это лишь общие ориентиры… модель должна работать сама… если внутри есть понимание образа и вдохновение, получаются интересные кадры… как важно находить точки соприкосновения с фотографом… лучше, если все получают удовольствие… это вдохновляет на самораскрытие… поэтому надо стараться установить тонкий контакт… контакт на тонком уровне… взаимопонимание…а если не получается… хм… вот тут придется принимать решение… уйти… или остаться?
В работе должны быть легкость… надо принимать только те позы, которые удобны и понятны самой… приемлемо упражнение: набрать воздух в легкие, выдохнуть… расслабить плечи, чтобы тело было естественным…вот тогда получится хороший кадр…
И конечно, воображение модели – в помощь… перед съемкой, надо придумать себе образ или роль… можно из вообрааемого фильма… с конкретным сюжетом…в соответствии с одеждой и макияжем… ведь фотосъемка – это актерская игра… а не простая смена поз…
И да… не стоит комплексовать и чувствовать себя зажатой… никто не рад вашим ошибкам… у съемочной группы масса забот… у каждого участника – свои задачи… модель – только часть общей игры… и вас снимают отнюдь не для того, чтобы показать миру вашу красоту ( хотя вы так думаете… или вам так хочется думать)… заказчику необходим рекламный образ… или образ для журнала… для создания определенной картинки… и ваша конкретная природная красота тут не при чем… нужен образ… и создать его – ваша задача… если, конечно, она оплачивается достойно… а иначе зачем?
Впрочем, у каждого могут быть свои цели… принимать участи в процессе или нет? Но не надо забывать, что работа модели, как и другая работа… просто работа… и её надо выполнять профессионально… не ради участия… или развлечения… хотя… это ваш собственный выбор… ради чего вы выходите на подиум… и если вас не покупают, т.е. не оплачивают ваш труд достойно, то воспринимают просто как раба… не более того… вот…
28 09 17, Мск.
пс. Странный текст в мой день рождения.. Но… у меня температура… похоже, грипп… болит горло… насморк…десятый день после операции… проблемы с заживлением швов… Но мне хорошо… по своему мне очень хорошо… и звонок в Италию моей крестной маме… и поздравили меня только самые близкие… с кем мне действительно хорошо… и меня это радует…
Просто радует…и подарки от очень близкого мне человека… роскошные букеты роз, которые доставили домой посыльныее рано утром… и… впрочем… это секрет… хотя намек есть в Инстаграме… вот так… сегодня я была на приеме у хирурга… а сейчас в 19-56 по мск вр написала этот текст… Вот такой странный ДР… своеобразное резюме…
Письмо 756. 28 09 17. Моделинг
Свидетельство о публикации №220042102125