Казаки, Козаки

Казаки, Козаки
Kozakowie


***

Компиляции

Примечание.
Наверняка часть описанных ниже персоналий не относится к роду по заданной в оглавлении теме и является просто однофамильцами.
При прочтении следует учесть, что некоторые адаптированные национальные латинские литеры, в частности польские, не отражаются в тексте.

Прим.
В наименовании шляхты польской есть понятие природной шляхты, то есть именованной по той земле, которая им дана и где живет их род. Отсюда и порой странные фамилии.

Прим.
Если фамилия имеет герб, он будет приводиться вне связи или отсутствия таковой с перечисленными персоналиями, поскольку были времена, когда принадлежность скрывалась, а было и наоборот - когда дворянское прошлое придумывалось. То есть герб присутствует только как дополнительная информация и не привязан ко всем носителям фамилии.

Прим.
В случае списков подобных ‘’Атемарской десятне’’ запись наподобие

‘’ двор Урозмаметя Мурзы Нурушева сына князь Максутова’’ персона в дальнейшем фигурирует и как Нурушев и как Максутов.

Прим.
Естественно носителями фамилии являются представители разных этносов, но в их перечне есть и татары, причем записанные и как татары и как кряшены.

Сейчас и в дальнейшем в случае подобных фамилий материал будет расширяться по результатам случайного нахождения, поскольку детальный точечный поиск биографий и фотоматериалов займет слишком много времени.

В первую очередь это то, что носитель этой фамилии это не всегда не татарин.

***

Прим.
Недавно в поисках родословных открыл сайт, где неожиданно увидел фото двоюродного брата. Спрашиваю у окружающих: ‘’С чего это вдруг Наиль очки стал носить и писать научные статьи?’’

Оказалось, что это не он, а(по словам автора) самый что ни на есть чистый казак. Сразу пришла мысль поискать не совсем чистых казаков… например с какими-нибудь неправильными черепами.

Наверное, он хотел сказать ‘’коренной’’, но в применении к казацкой лексике в этом слышится ‘’куренной’’, а это в свою очередь ведет к слову ‘’курень’’, которое так сказать не совсем ‘’чистое’’ в понимании автора.

В природе вряд ли что-то присутствует в чистом виде… ну, возможно, ртуть. Даже дистиллированная, вроде бы, дождевая вода недолго существует без примесей. Тем более это относится ко всем без исключения национальностям.

Рассматриваемая фамилия существует у множества вроде бы никак не связанных между собой родов. Этой связи(генетической) скорее всего и не должно было быть также как нельзя называть например всех пограничников или всех десантников кровными родственниками.

В татарском слово ‘’казак’’ означает разорившегося мурзу… или вернее человека с воинскими навыками лишенного улуса, земельного надела, хана… короче говоря своеобразного Ронина, который решил жить по собственному разумению покинув свой Юрт.

О национальном составе казаков информации немеряно и возможно в ближайшее время я верну на сайт серию статей, которая сейчас находится на доработке и классификации ввиду громоздкости собранного материала.

Пока же вот два случая интересных с точки зрения полюсов распространения этого термина… племени… рода… фамилии.





«Перапiс войска Вялiкага княства Лiтоускага 1528 года. Метрыка Вялiкага княства Лiтоускага. Кн.523. Кн.Публiчных спрау 1»

***

под редакцией к.и.н А.И.Груша, к.и.н М.Ф.Спиридоров, М.А.Вайтович.
На белорусском языке.
Твердый переплет, 444 страницы.
Тираж 700 экземпляров.

Содержит Книгу 523 Метрики ВКЛ.

Перепись приведена новым набором на основании копии, снятой в конце 16- начале 17 века, из фондов Национального Архива РБ.

Приведено описание рукописи, именной и географический указатели.

Аннотируется что предназначается для ученых, преподавателей и всех тех, кто интересуется историей ВКЛ и Белоруссии.

Принятые сокращения:
адв. – оборот
в-д - воевода, воеводство
кн. - князь
кнг. - княгиня
кнж. - княжна
марш. - предводитель дворянства (маршалок)
м-к - маенок (поместье)
мяшч. - мещанин
нам. - наместник
п. - пан
пав. - повет (волость, район)
памылк. - - вероятно ошибка, описка
т. - татарин, татары, татарка
хар. - хорунжий, хорунжество.

Напротив (возле) имени и фамилии указывается страница или ее оборот!

Козак, т. 116 адв.

Янкович Казак, т. Абрагiмава сцягу 117 адв.

http://forum.secret-r.net/viewtopic.php?f=1&t=1361&p=88862



Козак Бекир Абдураманович

***

1893 г. р., м. р. Ялтинский р-н, татарин, из крестьян, б/п, женат, неграмотный, место жит. до ареста Ялтинский р-н, сторож совхоза им. Красина, арест. 04.11.1937 г. Ялтинским ГО НКВД Крыма, ст. 58-10, 13 УК РСФСР: контрреволюционная агитация, осужден 04.12.1937 г. Тройкой НКВД Крыма к расстрелу с конфискацией имущества, расстрелян 08.02.1938 г., реабилитир. 29.06.1989 г. Прокуратурой Крымской обл., ГААРК, ф. р-4808, оп. 1, д. 014935.
Источник: Книга памяти Автономной Республики Крым

http://lists.memo.ru/index11.htm



Козак Юнус Умер

***

1891 г. р., м. р. Ялтинский р-н, татарин, из крестьян, б/п, женат, обр. низшее, место жит. до ареста Ялтинский р-н, десятник лесхоза, арест. 05.11.1937 г. Ялтинским РО НКВД Крыма, ст. 58-7, 10 УК РСФСР: контрреволюционная пропаганда, осужден 04.12.1937 г. Тройкой НКВД Крыма к 10 годам ИТЛ, реабилитир. 30.05.1989 г. Прокуратурой Крымской обл., ГААРК, ф. р-4808, оп. 1, д. 014403.
Источник: Книга памяти Автономной Республики Крым

http://lists.memo.ru/index11.htm






"В период правления "белых ханов"

***

Татары-казаки

…Вторую группу составляли так называемые татары-казаки (служебное боярство). Они происходили из простых воинов, которые лрибывали в Речь Посполитую в обозах ордынских султанов и мурз. Они получали небольшие участки земли и несли за это не только воинскую службу, но и исполняли большие обязанности в пользу великого князя и его царедворцев. К ним относились транспортная, курьерская, полицейская, караульная и охотничья службы, а также строительные работы. Так, например, татары-казаки из пригорода Вильно выполняли курьерскую, транспортную, караульную и охотничью службу. Казаки с Сорок Татар привлекались в качестве курьеров и охотников, кроме того, они чинили дороги и мосты.

В течение первой половины XVI столетия короли постепенно освобождали татар от выполнения курьерских услуг. Такой привилегии, в частности, удостоились татары-казаки Рудамина и Немежа в 1540 году от Зигмунта Старого.

Очень часто королевские управляющие привлекали к выполнению обязанностей служебных бояр, богатых татар, что квалифицировалось последними как злоупотребление властью. Об этом свидетельствуют их жалобы на имя короля.

В 1503 году, например, гродненские татары жаловались в своем письме к королю на старосту князя Холшаньского за привлечение их к выполнению караульной и полицейской службы, к сбору налога скупцов, приезжающих в Гродно.

Татары-казаки несли военную службу в родо-племенных хоругвях, однако создавали внутри них свои подразделения.

В списках литовского войска (1528 г.) при каждой татарской хоругви числились особые отряды служебных бояр. В последующем они уже не встречаются, так как последние переходят в разряд богатых татар.

http://www.misharlar.ru/ttrpolsk.html
http://www.nobility.by/forum/index.php?topic=802.0

***

…«Поле не чисто от азовских казаков», — читаем мы постоянно в донесениях послов и пограничных воевод государю. Татарские казаки, так же как русские и украинские, не признавали над собой власти ни одного из соседних государей, хотя часто поступали к ним на службу.

Так, отряды татарских казаков состояли на службе у Москвы и Польши. Король Сигизмунд-Август призывал к себе белгородских (аккерманских) и перекопских казаков и посылал им жалованье. Но чаще всех привлекал их себе на помощь крымский хан, имевший постоянно в составе своих войск казачьи отряды.

Татарские казаки были в военном, бытовом и экономическом отношении самостоятельной организацией, так что польские летописцы, зная четыре татарские орды (Заволжскую, Астраханскую, Казанскую, Перекопскую), причисляли к ним иногда пятую Казацкую [6].

В Белоруссии, Польше, Литве служили казаки-мусульмане, так называемые литовские татары, потомки ордынцев, служивших у Гедимина и Витовта. Это были татары-казаки (служебное боярство). Они происходили из простых воинов, которые прибывали в Речь Посполитую в обозах ордынских султанов и мурз.

Они получали небольшие участки земли и несли за это не только воинскую службу, но и исполняли обязанности в пользу великого князя и его царедворцев. К ним относились транспортная, курьерская, полицейская, караульная, охотничья службы, строительные работы. …
В течение 1-й половины XVI в. короли постепенно освобождали татар от выполнения курьерских услуг. Такой привилегии, в частности, удостоились татары-казаки Рудамина и Немежа в 1540 г. от Зигмунта Старого. Часто королевские управляющие привлекали к выполнению обязанностей служебных бояр, богатых татар, что квалифицировалось последними как злоупотребление властью.

Об этом свидетельствуют их жалобы на имя короля. В 1503 г., например, гродненские татары жаловались в письме королю на старосту князя Холшаньского за привлечение их к выполнению караульной и полицейской службы, к сбору налога с купцов, приезжающих в Гродно.

Татары-казаки несли военную службу в родоплеменных хоругвях, однако создавали внутри них свои подразделения. В списках литовского войска (1528 г.) при каждой татарской хоругви числились особые отряды служебных бояр.

Историк Я. Гришин приводит такие знатные фамилии польско-литовских князей, командовавших казачьими дружинами, как Ассанчуковичи, Баргынские, Завицкие. Кадышевичи, Карачевичи, Корыцкие, Крычиньские, Ловчицкие, Лостайские, Нурковичи, Острыньские, Пуньские, Смольские, Ширинские, Тальковские, Тарашвиские, Уланы, Юшыньские [7].

В его списке отсутствуют некоторые известные фамилии, например Глинские, Сулькевичи, Соболевские, Бей-Булак-Балаховичи, Туган-Барановские, Юсуфовичи, Эдигеи и т. д. Несмотря на то что фамилии звучат на польский лад, хотя и видны тюркские корни (Ассанчуковичи, Баргынские, Карачевичи, Ширинские), имена у польско-литовских татар-казаков были вполне мусульманскими — Абдрахим, Асан, Азубек, Ахмет, Малик, Солтан, Хабил, Хусейн.

Литовская метрика XVI в. также сохранила имена казаков-мусульман: Чобанъ Акга Яходча, Кгонкгене Акга Менашъ, Кульчанъ Дчекишъ, Мустуфа Акга Бокаичикъ, Дчарликгады Акга Бай Сеит, Сипътеркганъ Акга Тюкгеи, Акгаолла Акга, Карая Акга, Бакгаи Акга Аличелебеи, Дчанышъ Саврибашъ, Босанъ Алии Бишъ, Аллабердыи Мусса, Магметъ Скинъдер Киркъ и т. д.) [8]…

http://milli-firka.org/----/




Казак

***

Рахмет Байтасов Радлинский.
https://deskgram.net/p/1836419178924573100_3134560184

На фото. ‘’Казак Кристина (1990г.р.).
Окончила Белорусскую государственную академию искусств.
Актриса Национального Академического театра им. Я.Купалы и "Центра визуальных искусств".

Кристина, скорее всего, просто однофамилица татар Казаков, хотя, в этом случае непонятно, откуда у белорусов фамилия Казак (Козак).

С. Дзядулевич пишет, что Козаки (Kozakowie) имеют общее происхождение с Казакевичами и были приписаны к уланской хоругви.

Их предок Янко, отец Монтуша, который в 1522г. как "Монтуш Козак" получил две пустоши и три службы людей в Кревском повете (позже Ошмянский ).

Сыновья Монтуша: Васко, известный по земской описи 1528г. и Касым , в 1559г. совладельцы деревни Козаки (Козяки) в Ошмянском повете.

Сын Касыма Андрушко Козак, в 1570г. владелец части деревни Козяки, стал непосредственным родоначальником Казаков.

Его потомки, сын Милкоман и внуки - Фурс , Смаил и Мустафа , стали называться Казаками.

К этому роду принадлежал неизвестный по имени Казак, в 1730г. товарищ в легкоконном полку дивизии булавы полной и, видимо, его сын Асан, фигурирующий в актах Литовской метрики около 1778г.

С. Дзядулевич пишет, что ему не удалось собрать больше информации об этом роде.

Фамилия Казак иногда встречается среди белорусов.

В частности, непосредственным начальником моего отца, одно время был главный ветеринарный врач Ивьевского района Дмитрий Иванович Казак.

В конце 1980 - начале 1990гг. руководителем Хойникского райпотребсоюза Гомельской области, был Иван Иосифович Казак, взявший "шефство" надо мной в 1988г., когда я приехал работать в район по распределению.
К сожалению, Иван Иосифович рано ушел из жизни (сказалась работа в Чернобыльской зоне).’’

https://deskgram.net/p/1836419178924573100_3134560184






Ирчи Казак (Казак Татарханов)




Ирчи Казак

***

Ирчи Казак
кум. Йирчы Къазакъ
Дата рождения
1830
Место рождения
село Муслим-аул, Тарковское шамхальство
Дата смерти
1879
Место смерти
Дагестанская область, Российская империя
Род деятельности
поэт, прозаик
Жанр
стихотворение, поэма
Язык произведений
кумыкский

Памятник Ирчи Казаку в Махачкале

Ирчи Казак (Казак Татарханов) (ок. 1830, Муслимаул, Тарковское Шамхальство — ок. 1879, Темир-Хан-Шуринский округ, Дагестанская область, Российская Империя) — классик дагестанской литературы, кумыкский поэт, зачинатель кумыкской литературы.

Ирчи Казак родился в семье бедного крестьянина Татархана в селении Муслим-аул.

Мальчик рос одарённым: обладал хорошим голосом, прекрасно пел народные песни и сам постепенно приобщался к поэтическому мастерству. Народ дал поэту имя — Йирчи — певец, под которым он стал известным.

Кумыкский шамхал пригласил популярного в народе певца к себе во дворец в качестве придворного певца и поэта. Во дворце шамхала Ирчи Казак провел несколько лет. Сочинял любовные, философско-дидактические стихи и песни, отличавшиеся богатой образностью, музыкальностью.

Во дворце шамхала жил его конюх Атабай, с которым Ирчи Казак подружился. Атабай влюбился в одну из рабынь, которых у шамхала было много. Ирчи Казак с Атабаем сговорились и похитили её. Беглецов поймали, избили, вернули во дворец и отдали под суд. Его вместе с другом сослали в Сибирь, откуда он присылал послания в стихах, рисующие мрачные картины тяжёлой жизни ссыльных.

Стихи быстро распространялись на родине поэта. Наиболее яркие из них: «Как я мог предвидеть коварство ханов?», «Попали в железный капкан», «Не стыдите за жалобу» и др.

После ссылки он возвращается на родину, но жить в родном ауле ему не разрешают. И он живет в Терской области, Хасавюртском округе в с.Ботаюрт.

После ссылки его творчество приобрело ярко выраженный обличительный характер. Он клеймил князей и беков (стихотворения «Счастье», «Иные времена» и др.). В пору расцвета своего таланта поэт был предательски убит. Однажды ночью в его дом постучались, он вышел на зов неизвестных людей и больше не вернулся. Длительные поиски не дали никаких результатов.

Впервые в дагестанскую поэзию он вводит образ ссыльного горца, изображает его трагическую судьбу, волнения, тревоги. Ибо для дагестанца, у которого обостренно чувство родного дома, родного очага и привязанность к ним, разлука с родиной, близкими, друзьями была жестокой пыткой. Поэт не только выражает мир своих чувств, но детально, подробно описывает чужие, незнакомые ему места, переживания подобных ему ссыльных. Ирчи Казак — большой мастер стиха, певуч и ладен язык его произведений. Его творчество оказало большое влияние на дагестанскую поэзию.

Когда команду мы не понимали,
Нас били и дерьмом нас обзывали.
Поймете наше горе вы едва ли,
За нас молитесь, братья дорогие.

или

Если настойчиво, страстно и смело
Жаждешь врага своего одолеть,
Если воюешь за честное дело,
Крови своей ты не должен жалеть.

Стихи[править | править код]
Сохранилось очень мало произведений Ирчи Казака.

«Асхар-Тау»
«Каким должен быть мужчина»
«Удача»
«Не все мужчины — мужчины»
«Как я мог предвидеть коварство ханов?»
«Попали в железный капкан»
«Не стыдите за жалобу»
«Осень голубая, как марал…»

Сочинения

«Йырларындан бирлери» Махачкала, 1957
«Йырлар Махачкала» 1966; в рус. пер. — «Иные времена». Стихотворения, Махачкала, 1960;
«Стихотворения» в кн.: Дагестанские лирики, Л., 1961.

Литература

Мусаханова Г. «Очерки дореволюционной кумыкской литературы». Махачкала, 1959, с. 15—40
Султанов К. «Поэты Дагестана» Махачкала 1959, с. 3—19.
Память об Ирчи Казаке[править | править код]
Улицы в городах Дагестана Махачкале, Кизилюрте, Хасавюрте, Каспийске, Дербенте, Буйнакске, Дагестанских Огнях, в сёлах и посёлках республики.
Памятник в Махачкале на пересечении улиц Ирчи Казака и Ярагского[1].

Примечания

‡РИА «Дагестан». К 180-летию Ирчи Казака в Махачкале открыли памятник Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine

Ссылки

Ирчи Казак — статья из Большой советской энциклопедии.
Ирчи Казак стихи на СтихиПоэта.ру
Ирчи Казак. Поэтическое наследие

https://ru.wikipedia.org/wiki/


Рецензии