Пианино

        Пианино стоит в комнате Лейлы. Инструмент черного цвета украшен резьбой в виде растительного орнамента. Его надо протирать только сухой мягкой тканью, при попадании влаги чёрная матовая поверхность белеет и издаёт какой-то своеобразный аромат, как будто пахнет фабрикой, на которой его сделали. На внутренней стороне крышки над пюпитром надпись «Фабрика имени Молотова». Клавиши цвета пожелтевшей слоновой кости. Звук надтреснутый – пианино давно не настраивали. Внуки, приехав к Лейле в гости, играют на нём, им нравится этот звук, напоминающий старинный клавесин. У бабушки абсолютный слух, наверно, поэтому ей прекрасно даются языки, она преподаёт английскую литературу в университете, и она иногда садится за свой инструмент и исполняет «Полонез Огинского», «Турецкий марш», «К Элизе», «Времена года» …

         Апрель 1954 года, Фрунзе – столица Киргизской ССР. Шёл одиннадцатый год жизни на чужбине. Сосланные из родных мест представители разных кавказских народов, пережив все тяготы пересылки, голод, унижение, расставание с родиной без всякой надежды на возвращение, приспособились к жизни на своей второй родине, получили образование, устроились на работу, построили дома. Басханук и Ася, молодые супруги, после работы вместе со своей незамужней подругой, красавицей Софьей, идут на премьеру нового кинофильма «Верные друзья». По дороге к Софье подходит и пытается познакомиться навязчивый молодой человек, тоже кавказец, он ей явно не нравится, и девушка просит оставить её в покое, тот будто не слышит и продолжает настаивать на своём.
Его поведение Басханук счёл недостойным и даже оскорбительным для девушки и указал на это парню, достаточно резко. Тот ретировался.

      После фильма наша добрая компания решает посидеть в чайхане. Тёплый весенний вечер, тихая музыка, за чашкой чая молодые люди обсуждают фильм, смеются, вспоминают детство, родные места, в это время они уже могут радоваться, думая о родном Кавказе, и надеяться на то, что когда-нибудь они вернутся на родину.
- Асенька, я отойду на пять минут, - Басханук выходит по просьбе официанта во внутренний дворик, там его ждут какие-то люди, среди них тот самый навязчивый парень, которого он отшил недавно. Через некоторое время Ася слышит крик, выбегает во двор чайханы и видит мужа, лежащего на земле в крови, со вспоротым животом. Скорая помощь успевает вовремя, хирурги добросовестно делают своё дело, молодой и здоровый организм быстро идёт на поправку, и через неделю Басханук уже дома.

     Май, жаркий полдень, девочка, ей без малого шесть лет, играет во дворе дома в тени большой яблони. Девочке хочется пить, и она идёт домой. Проходя мимо большой комнаты, слышит какие-то голоса, заглядывает в приоткрытую дверь, там за столом сидят белобородые старики, на головах у всех папахи, старики о чём-то разговаривают с отцом девочки. Он замечает её любопытный взгляд из-за двери и делает знак, чтобы дочка ушла. Краем уха она успевает услышать фразу «цена крови». Девочка бежит на кухню, мама, стоя у плиты, готовит обед, рядом на полу, на коврике сидит младшая сестричка, возится со своей куклой. Девочка выпивает полную кружку воды и возвращается во двор. Через какое-то время мимо неё проходят белобородые старики, отец провожает их за ворота.

      Июнь, утро, сквозь полуприкрытые ставни в детскую комнату заглядывает солнце, девочки ещё в кроватках, малышка спит, а старшая прислушивается к звукам, она слышит, как к дому подъехала машина, раздаются чужие мужские голоса, в соседней комнате что-то стучит, грохочет, падает… Девочка представляет, будто по дому ходит слон и все крушит; потом слышит, как мама о чём-то спорит с отцом, повторяя её имя. Девочка вспоминает, что сегодня у неё день рождения, ей нестерпимо хочется выйти из комнаты и посмотреть, что же делается в доме и кто же этот огромный зверь, который зашёл сейчас в дом. Ей немного страшно, но любопытство пересиливает, и девочка всё-таки решается выйти из комнаты, тем более просыпается и начинает плакать младшая сестрёнка, они вместе, за руки идут к маме с папой. Открыв дверь, сёстры оказываются в соседней большой комнате, в центре которой стоит чёрное пианино, рядом с ним Басханук и Ася – папа с мамой. Девочка подходит к пианино, открывает крышку и нажимает на клавиши: - Ля-ля-ля…
Ляля, Лялечка – так ласково зовут девочку, сокращая её красивое имя Лейла: - С днём рождения тебя, дочка! - мама целует, обнимает девочку. Папа устанавливает пианино вдоль стены, между двух окон. Ставит рядом круглый крутящийся стул, девочка садится на стул, крутится на нём, смеётся, она не может поверить в то, что это пианино принадлежит ей, несколько раз переспрашивает:
- Папа, это мне? Насовсем?
- Конечно, дочка, это твоё пианино, это цена моей крови, - говорит отец загадочную фразу, после которой девочка вспомнила стариков с белыми бородами, которые приходили к отцу.

       Когда Лейле исполнилось семь лет, она поступила в музыкальную школу, в класс фортепиано к замечательному учителю Даниилу Григорьевичу. Ученица оказалась способной, и даже талантливой. По выходным частенько Даниил Григорьевич приходил в гости. Учитель любил бывать в семье Караевых, ему нравился саманный дом, прохладный даже в самую жаркую погоду, фруктовый сад во дворе, гостеприимная улыбчивая Ася, и в семье к учителю относились как к родному, всегда были рады его приходу. Как правило, они с отцом играли в шахматы, беседовали, пили чай. Как-то вечером Ляля сидела рядом, прислушивалась к разговорам взрослых – отец рассказывал что-то о поездке в Москву, о каком-то письме к Хрущёву, об опасности, которая грозила отцу по дороге, и о Кавказе. Ляля знала, что там родина родителей, Кавказ ей представлялся как одна большая гора, на вершине которой притаилась «тучка золотая», об этом писал поэт Лермонтов, которого часто цитировала мама Ася.

      А через два года, в 1957 году, семья Караевых вместе со всем карачаевским народом вернулась на родину – ссылка, длившаяся четырнадцать лет, закончилась. Вместе с ними в Карачай прибыло чёрное пианино.

                ***

      Мне было шесть лет. Татьяна Петровна приходила к нам и занималась со мной музыкой. Стройная, темноволосая, кареглазая красавица с длинными музыкальными пальчиками, с закруглёнными, коротко подстриженными ногтями, этими пальчиками она мягко, но при этом сильно отбивала такт по чёрной крышке пианино или по моему плечу, напевая при этом «Как поошёл-то наш козёл».
Я больше всего во время этих уроков любила обниматься с Татьяной Петровной. Она сажала меня на колени и рассказывала что-то о глухом композиторе, влюблённом в Элизу, о гениальном мальчике Амадее, который в пять лет уже сочинял музыкальные пьесы. Много чего рассказывала Татьяна Петровна, и мне запомнились её мягкие и ароматные волосы, от них так вкусно пахло цветами. Когда мне исполнилось семь лет, я поступила в музыкальную школу, мы продолжали заниматься с моей любимой учительницей до тех пор, пока она не вышла замуж и не уехала в другой город.
      Потом была другая учительница, мы уже не обнимались, да и ученица я была не слишком прилежная. Ну не было у меня музыкальной памяти и слуха, и петь я не умела. Как-то раз во время урока пения, на котором нас было много, это был сводный хор музыкальной школы, преподаватель вдруг стала морщить нос, прикладывать ладонь к уху, махать рукой, при этом она подходила всё ближе и ближе ко мне, наконец остановилась:
- А ну-ка, девочка с косичками, выйди из ряда, это ведь ты воешь, как волк, и, пожалуйста, можешь больше не приходить. Так что от хора я благополучно избавилась. Сольфеджио и теорию музыки прогуливала почти постоянно, но на специальность ходила, хотя, конечно, были попытки бросить музыкалку, но мой протест не дал результата. Дома занималась из-под палки, в буквальном смысле слова.
Но пианино требовало моей «крови», приходилось отыгрывать необходимый минимум гамм, этюдов, разбирать пьесы, иногда мне даже нравилось играть, но чаще всего я жалела уши соседей и предпочитала музицированию чтение книг, тем более в нашем подъезде жили мои подруги Анжела Озова и Инна Кац, у которых со слухом и чувством ритма всё было в порядке, они тоже ходили в музыкалку  и прекрасно играли на пианино, я бы сказала, слишком часто играли.

       Когда дети выразили желание заниматься музыкой , я не возражала, им передались гены моей мамы, у сына и дочери прекрасный слух, чувство ритма, голоса хорошие, им так же, как и бабушке, хорошо даются языки. У них есть новое пианино и синтезатор, сын закончил музыкальную школу с отличием, дочь занималась с учителем, дальше учиться не захотела, сейчас осваивает укулеле. Я тоже иногда сажусь за пианино, играю какие-то простые вещи.
      В этом году будет шестьдесят шесть лет с тех пор, как Басханук купил своей дочери чёрное пианино с резьбой по дереву, с клавишами цвета слоновой кости.


Рецензии
Однажды прикоснувшись к клавишам именно такого чёрного пианино, я услышала от женщины, у которой работала моя мама, - у вашей девочки есть слух. А полюбила этот инструмент намного позже, да на всю жизнь.

Я бывала частенько, проездом в городе Фрунзе.

Хорошо, если какая-то вещь, предмет в доме хранят в себе удивительную семейную тайну или просто интересную историю. Очень нравятся такие рассказы. Спасибо, что поделились, Зулейха. Надеюсь, Ваша семейная музыкальная реликвия будет сохранена ещё на многие-многие годы.

С уважением,

Натали Фаст   18.04.2022 19:00     Заявить о нарушении
Спасибо, дорогая Наташа! Мне приятно, что Вы прочитали о моей семье. Пианино стоит у мамы в доме, она иногда играет на нём, и это очень здорово.

Зулейха   18.04.2022 21:15   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.