К. Чуковский, Серебряный герб, рецензия

Право на образование

В моем возрасте и с моим читательским опытом, увы, довольно сложно встретить уже что-то принципиально новое. К сожалению, все чаще книжки вызывают чувство разочарования, "уже было". Поэтому читаю я или из-за языка, или из-за эпохи, или из-за того, что в книге есть над чем подумать (что встречается все реже). "Серебряный герб" я читала по первым двум причинам.
Это прекрасно написанная книга о детстве. Чудесный русский язык, пряный, южный, морской (действие происходит в Одессе). О детстве и юности, о взрослении. О школе и школьных товарищах, о первых литературных опытах. Об участи полуизгоя, не такого, как все (через что проходят практически все творческие люди).
Поневоле напрашивается сопоставление с другой автобиографической книгой, "В начале жизни" Маршака. Взросление, ученичество и путь в люди того тоже были сложными. Но Чуковскому повезло меньше, хотя в отличие от Маршака он был евреем только наполовину, но все-таки у Маршака был отец и в целом семья находилась в лучшем положении. А мать Чуковского, чтобы заработать на жизнь, была вынуждена зарабатывать стиркой и скрывать это совершенно недостойное занятие...
У Чуковского и Маршака много общего. Один еврей, другой полуеврей, и без обоих невозможно представить русскую литературу. Оба большие, мощные писатели, в первую очередь известные как авторы стихов для детей.
"Серебряный герб" произвел на меня сильное впечатление. И в первую очередь историей отношений со школой (да эта тема вынесена и в заглавие, ведь серебряный герб - это герб гимназиста). Герой Чуковского в результате разных событий лишается этого герба, его выгоняют из гимназии... Эта крах всего мира мальчика, крах его Вселенной! Что только он ни готов отдать, чтобы все исправить! Но никто не хочет брать его обратно, а у матери-прачки нет связей, чтобы ему помочь.
Естественно, я не могла не чертыхнутся: какой контраст с современной системой всеобщего образования! Да, кто о чем, а вшивый о бане... Но, ребята, какой же будет престиж у образования, если что ни вытворяй, как ни изгаляйся, по закону до 15 лет тебя не могут отчислить из школы? При таком подходе образование превращается в систему фейков и дрессуры, где задача учителя не научить, а сделать так, чтобы сидели тихо и не мешали вести урок. Львиная доля сил педагога, работающего в обычной, общеобразовательной школе, в этом случае будет уходить на то, чтобы просто заткнуть тех, кому это все ехало-болело и кто в любом случае, при самом лучшем раскладе не усвоит программу. Зачем это? Для чего? Не лучше ли дать этим ребятам возможность работать, не тратя нервы себе и окружающим? Ведь в школе они просто протирают штаны, не усваивают того, о чем там говорится. Пустая трата ресурсов, не нужная никому!
И система престижных школ, лицеев и гимназий, тоже не справляется с задачами образования, потому что запихиваются туда дети по принципу кошелька и амбиций родителей. Самим детям это не надо. Их натаскивают, готовят к экзаменам, а все, что касается воспитания личности и гармоничного ее развития, остается только на бумаге. Да, есть святые, герои труда, которые и в чудовищных условиях нашей школьной системы умудряются хорошо делать свое дело, но получается у них это вопреки, а не благодаря.
К сожалению, посмотрев на ситуацию в нашем образовании сначала с точки зрения учащегося, потом учителя, а затем и родителя, я все больше начинаю понимать адептов домашнего обучения. Мне этот выбор не близок, но я понимаю людей, которые принимают решение обучать детей самостоятельно. Они просто хотят оградить их от маразма.


Рецензии