Судья судье рознь

Такие разные судьи
Леонид Банчик
«Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость» (Притчи 15:1).

Александр Пушкин вложил в уста Онегина фразу, ставшую крылатой: «Учитесь властвовать собою». Это касается всех людей, а верующих – в первую очередь. Ведь нас Сам Господь призывает к кротости и смирению. Мы рассмотрим два похожих отрывка из Писания, являющиеся яркой иллюстрацией важности кроткого ответа, весомости умения властвовать собой. Оба отрывка из книги Судей. Этот был один из самых сложных периодов в истории становления Израиля. Непокорный народ то и дело терпел поражения из-за своего мятежа против Бога. Основные события книги, словно одинаковые темы в музыкальной форме рондо (круг), плавно двигаются по кругу, повторяясь, и дополняя друг друга новыми подробностями:
1) Народ склоняется к идолопоклонству.
2) Божье наказание: завоевание разобщённых колен Израиля соседними народами.
3) Господь избирает судью, который объединяет всех и одерживает победу.
4) Короткое время спокойствия и почивания на лаврах.
5) Израиль вновь поклоняется истуканам, терафимам и прочим идолам.

В доме отца Гедеона был жертвенник Ваала, и этим всё сказано. Израиль находился тогда под игом мадианитян, потомков Авраама и Хеттуры. Господь избирает для спасения Своего народа, на первый взгляд, ничем не примечательного человека. Мне когда-то довелось присутствовать на проповеди одного мессианского руководителя из США, который упорно называл Гедеона «шлимазл», что в переводе с идиш означает «неудачник», «несчастный». Он надеялся таким образом понравиться слушателям, не понимая, что оскорбляет подлинного героя веры, рукой которого Господь спас Израиль (Судей 6:36)!
Да, Гедеон просил у Творца самых различных и даже противоположных знамений, что может вызывать у нас улыбку, но никак не ярлык «шлимазла». И прежде всего это «гибор хаяль» - «сильный муж, воин». Он не побоялся покончить с идолопоклонством в доме отца и воздвигнуть жертвенник Господу. С Божьей помощью он с тремястами бойцами одолел несметные полчища врагов (сто тридцать пять тысяч человек!), проявив при этом редкую смекалку и военную хитрость. Однако у Гедеона не было возможности преследовать бегущих мадианитян небольшим отрядом. И он отправил послов на гору Ефремову, чтобы братья по крови перехватили противников и поймали их князей. Ефремляне успешно справились с заданием, но после битвы высказали своё недовольство:   
«И сказали ему Ефремляне: зачем ты это сделал, что не позвал нас, когда шел воевать с Мадианитянами? И сильно ссорились с ним. Гедеон отвечал им: сделал ли я что такое, как вы ныне? Не счастливее ли Ефрем добирал виноград, нежели Авиезер обирал? В ваши руки предал Бог князей Мадиамских Орива и Зива, и что мог сделать я такое, как вы? Тогда успокоился дух их против него, когда сказал он им такие слова» (Судей 8:1-3).
Казалось бы, претензии Ефремлян справедливы: Гедеон должен был позвать их перед началом сражения, а не в тот момент, когда понял, что нуждается в помощи. Но им и невдомёк, что Гедеон, герой веры, действовал так, как велел ему Господь. Что же теперь ему делать с людьми, которые пришли «сильно ссориться»? Объяснить, что он исполнял Божью волю? Это вряд ли бы их убедило, скорее даже наоборот, привело бы к вооружённому конфликту. И Гедеон проявляет истинную мудрость и кротость. Он просто хвалит Ефремлян, перечисляет их заслуги и умаляет собственные, тем самым отвращая их неправедный гнев. Они пришли «сильно ссориться», а в результате богоугодных действий Гедеона «успокоился дух их против него».
Ещё об одном судье Израиля написано, что он был «гибор хаяль». Это Иеффай (Ифтах) Галаадитянин. В отличие от Гедеона он был незаконнорожденным сыном блудницы, изгнанным братьями из дома отца. И стал Иеффай предводителем  праздных (буквально «реиким» - «пустых») людей, то есть возглавил отряд разбойников (Судей 11:1-3). Но снова враги, на сей раз аммонитяне, ополчились против жестоковыйного народа, и оказалось, что нет у Израиля достойного лидера, кроме Иеффая. Он был вожаком пустых людей, а Господь наполнил эту пустоту Духом Святым (Судей 11:29), и под командованием Иеффая была одержана ещё одна важная победа. Впрочем, радость сокрушителя аммонитян быстро улетучилась. Из-за необдуманной клятвы Иеффай лишился дочери, а затем к нему, так же, как и к Гедеону, пришли Ефремляне…
«Ефремляне собрались и перешли в Севину и сказали Иеффаю: для чего ты ходил воевать с Аммонитянами, а нас не позвал с собою? мы сожжем дом твой огнем и с тобою вместе. Иеффай сказал им: я и народ мой имели с Аммонитянами сильную ссору; я звал вас, но вы не спасли меня от руки их; видя, что ты не спасаешь меня, я подверг опасности жизнь мою и пошел на Аммонитян, и предал их Господь в руки мои; зачем же вы пришли ныне воевать со мною?» (Судей 12:1-3).
Ефремляне «сильно ссорились» с Гедеоном, а теперь уже конкретно угрожают Иеффаю сжечь его вместе с домом. Был ли выбор у Иеффая? Конечно, был. Ведь Ефремляне могли напасть неожиданно. Если они вели переговоры, значит, вероятно, втайне рассчитывали угрозами получить от Иеффая часть военной добычи.
Апостол Павел написал очень важные слова:
«Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Римлянам 12:18).
 Судья Иеффай не сделал никакой попытки помириться с коленом Ефрема. Он выдвинул контробвинения, и мы не знаем, верны они или нет. Зато мы знаем точно: итогом этой ссоры стала первая в истории Израиля гражданская война и гибель сорока двух тысяч Ефремлян, в то время как кроткий ответ мог отвратить гнев.
В 1 веке до Р. Х. в Иерусалиме были две соперничающие религиозные школы, которыми руководили Гиллель и Шаммай. Оба были не только учителями закона, но и судьями. Гиллель даже стал «наси» - главой высшего суда Израиля и основателем целой династии руководителей Синедриона. Наверное, поэтому в Иерусалиме из двух параллельных улиц Гиллеля и Шаммая первая гораздо длиннее.
 Но главное – не то, что Гиллель был большим начальником. Он отличался кротким нравом, а Шаммай буйным. Гиллель на своих уроках всегда вначале излагал точку зрения соперника, а Шаммай насаждал только собственное учение. Как-то пришёл к Шаммаю один язычник и сказал, что примет еврейскую веру, если Шаммай научит его всему закону Божьему, пока он будет стоять на одной ноге. Возмущённый таким нахальством Шаммай взял в руки мерительную палку и прогнал заносчивого гостя. Тогда тот пошёл к конкуренту. Гиллель не стал его прогонять, а сказал коротко и ясно: «Не делай ближнему того, чего не желаешь себе». Эти слова привели посетителя к вере в Бога Израиля. Вот так, проявив кротость в благовестии, мы можем обрести для Господа новую душу.
 Гиллель перефразировал то, что написано в апокрифической книге Товита: «Что ненавистно тебе самому, того не делай никому». Христос окончательно сформулировал эту мысль для нас и сделал её заповедью:
«Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Матфея 7:12).
Мы хотим, чтобы с нами поступали, как Гедеон, а не как Иеффай; как Гиллель, а не как Шаммай. И для этого нам самим нужно стремиться быть кроткими и смиренными, такими, как наш великий Судья, как наш Спаситель:
«Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Матфея 11:28-29).


Рецензии
Здравствуйте. Это не первое ваше эссе, которое я прочитал. Понятно, для неподготовленного читателя оно сложное. И все же. Мне понравилось.Хотя, согласитесь, жизнь сложная штука, и не всегда по Писанию. В связи с "учитесь властвовать собой" вспомнился случай: у нас на курсе лекции по атеизму читал лет 50-ти, толстенький, с добродушны выражением лица преподаватель, понятно, как его приняли вначале, и тут он вдруг выкрикнул, и то, как он это сделал было несерьезно и смешно, но, тем не менее, все замолчали, и эта лекция и другие прошли в гробовой тишине, он "властвовал" над аудиторией. С уважением, А.Терентьев.

Терентьев Анатолий   25.07.2021 20:04     Заявить о нарушении
Спасибо, Анатолий, за Ваш отзыв. В жизни, конечно всё бывает по-разному. Для меня очень важно, что Гедеон смог тогда потушить пожар, а поступок Иеффая привёл к многочисленным жертвам. Это пример для политических лидеров на все времена.

Банчик Леонид   25.07.2021 21:22   Заявить о нарушении