Берёзы на поляне

    Пришло время, когда муж   заговорил о том, что им нужно обменять жилье. Алина поехала и внесла свои данные в картотеку и выписала кое-какие телефоны. Звонки не принесли положительных результатов. Радовало лишь одно. Изредка им звонили. И Алина ездила по адресам. Одна квартира ей понравилась, хотя было далековато. Но женщина, состоящая в разводе с мужем, сказала, что они вместе хотят посмотреть и квартиру, и комнату. С квартирой никаких проблем не было. А вот с комнатой произошла осечка. Мужчина отказался ехать.
     Был ещё один вариант. Квартира находилась недалеко от работы Николая. Его это радовало.
   - Неизвестно, сколько я проработаю, но хотелось бы иметь квартиру рядом с работой.
  Всё было обговорено, но владелец квартиры почему-то тянул. Время шло.
Один раз Алина поехала посмотреть предлагаемую квартиру, расположенную недалеко от престижного района. Её всё понравилось. Во второй поехала вместе с Николаем. Он пришёл в ужас.
   - Ты что не видишь, Гагочка, что тебя обманывают. Владелец квартиры сказал, что нужно ехать от метро. Это хороший вид. А если ехать с противоположной стороны? Трубы дымят. Это какое-то химическое производство, прямо под носом. А шумная трасса, где шныряют грузовики мимо дома, расположенного как раз на углу. И железная дорога под боком. Вид на гаражи. Хуже варианта трудно придумать.
   Стоял такой туман, шёл мокрый снег, удивительно, что  Николаю удалось  разглядеть эти дымящие трубы.
      Был еще вариант – на канале Грибоедова, у Спаса на крови.  Все прекрасно, если бы не одно «но», окна выходили во двор-колодец.
    Время шло. Супруги, казалось, уже начали терять надежду.И тут позвонил мужчина, предложив квартиру в хорошем районе. Алине этот вариант показался знакомым.
    -А ты помнишь, Коля, женщина звонила зимой? Говорила тоже самое. Но ты отказался, потому что обмен был через суд после развода.
    На этот раз поехали вместе смотреть квартиру, расположенную на бульваре, обсаженном великолепными пихтами. Николай решил обойти вокруг дома, но на пол пути увидели, что с балкона махал им рукой молодой мужчина, показывая, что нужно идти в обратном направлении. Конечно, они не послушали его и, зайдя за угол, увидели трубу ТЭЦ, невидимую со двора из-за рядом стоящего дома. Николай сказал:
    - Вот почему он не хотел, чтобы мы так шли. Но наличие трубы не пугает. Она дымит только зимой. Посмотри, рядом какой хороший парк.
Алину испугал вид пустой и ободранной квартиры. Но Николай, как мог, успокаивал её:
     -Были бы стены, а красоту мы наведём.
      Красоту Алина стала наводить, когда спустя годы, осталась одна. У неё сразу  же,  начались проблемы. То дверь не так закроет, приходится вызывать специальную службу, то ещё что-нибудь. А с жильцами с верхнего этажа просто сладу не было. Постоянно заливали квартиру. То, что они были «специалистами» по этому делу, Алина увидела сразу. Потому что еще в первый раз, когда они с Николаем пришли смотреть квартиру, то увидели следы протечек. Как только въехали, «опыт» повторился. И так продолжалось постоянно.
   Однажды, когда Алина жила уже одна, квартира чуть не сгорела. Так бы и случилось, если бы в квартире никого не было. Замкнуло провода. Перед этим Алина увидела во сне Николая. Как всегда, в  последние годы жизни, он лежал на диване, потом сел и говорит:
- Как я устал оттого, что кухню постоянно заливают.
Алина пошла к соседям, рассказала про этот сон, а также и про то, что они обещали мужу не лить на них воду. На что сосед, ещё активный старичок, лет восьмидесяти, ответил:
- У меня к вам претензий нет.
- Ещё бы у вас были ко мне претензии.
Следующие протечки они «камуфлировали» под естественные, утверждая, что вода проходит, во время оттепелей, по стене.
Десятилетия спустя соседка приносила подарки: шампанское, конфеты, и ставида все под дверью квартиры  со смежными комнатами, разделяемыми большой створчатой стеклянной дверью, которая раздвигалась, и образовывалось довольно большое помещение. Когда Алина попала в квартиру, той двери уже не было, и вместо неё стояла маленькая дверь, которая очень не нравилась Алине, как, впрочем, и все остальные.
 И когда Алина стала жить одна, она хотела поменять двери. Но её подруга  вот что заявила  на этот счёт:
      - Мне мой дядя сказал: «Сколько бы ты не меняла мебель, но если ты одна и рядом с тобой никого нет, это тебя не спасёт. Не спасет ничего: ни новая мебель, ни новые двери».
       В конце концов выбор квартиры, это был ее выбор. А выбор исходил из законов того времени. Один из них - ,норма квадратных метров, из-за которой они переехали в квартиру со смежными комнатами. Алина понимала, что когда-то она останется одна в квартире с изолированными комнатами, к ней кого-нибудь подселят. А, нажившись в коммунальных квартирах, где  её не раз убивали, она не хотела больше попасть в коммуналку. 
    Многие были удивлены, почему они живут не в сталинском доме, где квартиры с высокими потолками и много простора. Со временем они бы переехали  в такую квартиру, средства позволяли, но здоровья у Николая уже не было.
Они часами ломали голову, что делать с деньгами, которые скоро, как  Николай предчувствовал, должны превратиться в пыль. Но так ничего толкового придумать так и не смогли. Купить золото? Оно ничего не стоило. Антиквариат? Но тогда ещё не было антикварных магазинов. Это позднее они стали расти как грибы  в лесу после дождя. Положить в банк? Что это такое, они смогли убедиться на собственном опыте.
   Алина прекрасно понимала свои перспективы. Николай как-то рассказывал о смерти одного профессора. Не успели ещё вынести тело, как в комнату вселили жильцов.
   Не упоминая эту историю, она сказала Николаю:
   -У тебя учёная степень. Если мне на голову кирпич свалится, у тебя комнату не отнимут. А у меня степени нет. Упади кирпич на тебя и не жить мне в отдельной квартире. Квартира мгновенно превратится в коммуналку.
   Николай очень сожалел, что у Алины нет степени. И винил себя в том, что у него не было времени заняться её научной работой.
       Настал день переезда, когда Алина приехала на свою новую квартиру. Села в углу на паркетный пол в дальней комнате и стала ждать. Пришлось ждать долго. Наконец Николай приехал, и грузчики стали носить вещи. С трудом внесли они старинный платяной шкаф. Мать Алины потом настаивала на том, чтобы она его выкинула. На что Алина ей говорила, что это антиквариат и подобные шкафы можно увидеть только в кино.
  Словари Ларусс Николай с Алиной через несколько дней перенесли на руках и правильно сделали, потому при переезде несколько коробок пропало бесследно. Нелегко было перевозить словари. Пришлось сделать несколько ходок. Один раз, уже почти подойдя к дому, проходя по поляне, они остановились, присели прямо на траву. Николай выпил пива, купленного тут же, стоявшем неподалеку, в ларьке.
   Теперь эта сцена кажется патриархальной. Уже давно нет ни ларька, ни поляны с берёзами. На этом месте построен громадный дом во время уплотнительной застройки. Но иногда Алина, проходя рядом, вспоминает, как она стояла, держась за берёзу, чтобы не упасть. Ей казалось, что берёза вдохнула в неё силы, когда она возвращалась от врача из поликлиники с бумагой, разрешающей не возить Николая в морг, а хоронить прямо из дома.
Когда Алина  везла Николая после отпевания  в Никольском соборе на кладбище, она попросила водителя автобуса притормозить возле дома, где жил покойный, чтобы Николай смог попрощаться. Шофёр промолчал. Но Алина по выражению его лица поняла, что это ему делать совсем не хочется. Остановка получилась сама собой. Загорелся красный свет светофора.


Рецензии