Хью Росс. Антропный принцип план для человечества

АНТРОПНЫЙ ПРИНЦИП: ПЛАН ДЛЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Хью Росс


 Люди лезут ввысь.  Это всегда было, всегда будет.  Сначала холмы, потом горы, затем вершины, настолько высокие, что их называют «зонами смерти».  Это так высоко, как ноги могут нести их, но недостаточно высоко.  Поэтому люди изобрели воздушные шары, дирижабли, самолеты и космические корабли: чем выше, тем лучше.
 Поначалу масштаб высот заставлял людей чувствовать себя большими и сильными.  Затем они стали чувствовать себя маленькими, даже ничтожными в огромности космоса.  Сегодня, по иронии судьбы, те же самые силы, которые когда-то сбивали восприятие человечеством самого себя, теперь возвеличивают его за пределы самого смелого воображения, но не имеют никаких оснований ни для гордости, ни для смирения.  Эти силы, ненасытное любопытство и способность к исследованиям подняли людей к перспективе, называемой антропным принципом, который переносит их взгляд на край вселенной и за ее пределы.
 Антропный принцип гласит, что вселенная кажется «созданной» ради человеческой жизни.  Более чем столетние исследования в области астрономии и физики привели к этому неожиданному наблюдению: для появления людей и человеческой цивилизации требуются физические константы, законы и свойства, которые попадают в определенные узкие диапазоны - и эта истина применима не только к космосу в целом, но и к галактике, планетной системе и планете, которую занимают люди.  Если сформулировать этот принцип острее, изобилие физических доказательств указывает на то, что человечество является центральным аспектом космоса.
 Поддержка антропного принципа основана на непоколебимой и безошибочной линии данных: чем больше астрономы узнают о вселенной и требованиях к ней для человеческого существования, тем более серьезными становятся ограничения, регулирующие структуру и развитие вселенной для удовлетворения этих требований.  Другими словами, дополнительные открытия приводят ко все большему количеству индикаторов крупномасштабной и мелкой настройки.
 В 1961 году астрономы признавали только две характеристики Вселенной как «точно настроенные», чтобы сделать возможной физическую жизнь (1).   Наиболее очевидным было отношение постоянной гравитационной силы к постоянной электромагнитной силы.  Он не может отличаться от своей величины более чем на одну часть в 10 40 исключения возможности для жизни.  Сегодня число известных космических характеристик, признанных настроенными на жизнь, - любой мыслимый вид физической жизни - достигает 38. (2). Из них наиболее тонкной является плотность энергии пространства (свойство саморастягивающейся Вселенной).  Ее значение не может варьироваться более чем на одну часть в 10 120 и все же учитывает виды звезд и планет, необходимые для физической жизни (3). 
 Доказательства специфической подготовки к человеческому существованию проявляются и в характеристиках Солнечной системы.  В начале 1960-х астрономы смогли идентифицировать лишь несколько характеристик Солнечной системы, которые требовали точной настройки для человеческой жизни.  К концу 2001 года астрономы определили более 150 точно настроенных характеристик (4).  В 1960-х годах вероятность того, что любая конкретная планета во вселенной будет обладать необходимыми условиями для поддержания разумной физической жизни, составляла менее одной десятой тысячи (5).   В 2001 году эти шансы сократились до менее чем одного в таком количестве, что оно могло бы равняться бесконечности (10 -173 ) (6).   
 Изложение научных данных в поддержку антропного принципа заполняет несколько книг (7).  Религиозные убеждения авторов простираются от агностицизма до деизма и теизма, но практически каждый живущий сегодня астроном-исследователь соглашается с тем, что вселенная демонстрирует тонкую настройку жизни (8). 

 Восстание против революции

 Этот взгляд на человечество как на центр космоса представляет собой историческое свержение идеи, коренящейся в революции Коперника.  В течение первых 15 веков христианской эры западная наука предполагала, что жители Земли, в частности люди, занимали центральное положение во вселенной.  Когда Николай Коперник возродил древнегреческое доказательство того, что Солнце, а не Земля, занимает центральное место в системе планет, включая Землю, появилась новая научная перспектива (9).  С точки зрения этого принципа Коперника возникло философское представление о том, что люди не занимают привилегированного или исключительного положения во вселенной.  В течение последних 400  лет этот принцип был господствующей парадигмой науки и общества.  И в течение последних 40 лет его распространение (иногда его называют принципом заурядности) становится все более широким.  Принцип заурядности утверждает, что человечество не является чем-то особенным и что человеческое происхождение и развитие, вероятно, имели место в миллиардах других мест в космосе.
 Антропный принцип, возникающий почти одновременно с принципом заурядности, категорически противоречит ему, обнажая недостатки коперниканского мышления.  Антропный принцип проводит очевидное и принципиальное различие: хотя место человечества во вселенной не является пространственно центральным, из него не обязательно следует, что место человечества ни в коем случае не является центральным или особенным.
 Мало кто еще понимает, что современные космологические исследования демонстрируют физическую вселенную без пространственного центра.  Вся материя и энергия находятся на трехмерной поверхности расширяющейся четырехмерной вселенной.  Так же, как все города Земли находятся на двумерной поверхности планеты, и ни один из них не может быть идентифицирован как географически центральный для всех других, также ни одна из галактик, звезд и планет не занимает центральное положение на космической трехмерной поверхности.
 В каком-то смысле антропный принцип возможен, потому что Коперник был прав.  Что делает местоположение человечества в космосе уникальным или особенным, так это то, что Земля находится вдали от центра любой астрономической системы, такой как галактика Земли.  Человечество живет в уникальном месте - и моменте - в космическом пространстве-времени, что позволяет не только возможность существования человека, но и возможность обнаружить, что человеческое существование представляет собой чудо, особый случай.
 Особое местоположение Земли дает людям особое окно в Солнечную систему, галактику Млечный Путь и саму Вселенную.  Почти в любой другой галактике или в любом другом месте в галактике для Земли, а также в любое другое время в космической истории вид на окружающую область будет настолько нестабильным и / или таким образом перекрытым, что форма, структура, размер и другие характеристики галактики и вселенной останутся неясными для любых разумных наблюдателей (10).   Земные существа наслаждаются особым видом на великолепие космоса.  Нигде больше и никогда во вселенной такая слава не была бы видна (11).   
 Важность антропного принципа трудно переоценить.  Он возвращает законность и респектабельность человеческому роду как достойному, даже первичному  предмету научных исследований.  Кроме того, антропный принцип способен вызвать изменение парадигмы, возможно, столь же глубокое, как любое изменение в человеческой памяти.

 Космическое ожидание
 
Еще в 1980-х годах физик Пол Дэвис пришел к выводу, что физическое доказательство замысла Вселенной и Земли для человеческой жизни можно по праву назвать подавляющим (12).   Сегодня ни один физик или астроном, который исследовал этот вопрос, не отрицает, что вселенная, галактика Млечный путь и солнечная система обладают неотразимыми признаками намеренного замысла человеческой жизни.  За последние 20 лет многие исследователи отметили, что, похоже, Вселенная "знала", что люди придут.
 Брэндон Картер, британский математик, придумавший термин «антропный принцип» (1974) (13),  отметил странное состояние вселенной, которая проводит около 15 миллиардов лет, «готовясь» к существованию, которое может выжить не более, чем 10 миллионов лет (оптимистично) (14).   Картер формализовал этот огромный дисбаланс между временем, необходимым для создания возможности человеческой жизни, и краткостью выживания вида (потенциального) как «неравенство антропного принципа» (15). 
 В ответ некоторые исследователи предположили, что человеческий вид может представлять собой аномалию, исключение из правила (например, позднецветущий или более хрупкий вид) среди многих возможных разумных форм жизни в других частях космоса.  Однако Картер и (позже) астрофизики Джон Барроу и Фрэнк Типлер продемонстрировали, что неравенство существует практически для всех мыслимых разумных видов при любых возможных условиях жизнеобеспечения (16).   Примерно 15 млрд. лет представляют собой минимальное время для подготовки к продвинутой жизни: 11 млрд. лет для формирования стабильной планетарной системы, одной с правильными химическими и физическими условиями для первобытной жизни и еще 4 млрд. лет для подготовки планеты в этой системе, чтобы создать один богатый слой с условиями, необходимыми для разумной жизни.  Даже это долгое время и сближение «просто правильных» условий отражают удивительную эффективность.
 Более того, физические и биологические условия, необходимые для поддержки разумного цивилизованного вида, не существуют бесконечно долго.  Они подвержены постоянным изменениям: Солнце продолжает светлеть, период вращения Земли удлиняется, тектоническая активность плит Земли снижается, а состав атмосферы Земли меняется.  Всего за 10 млн. лет или меньше Земля потеряет способность поддерживать человеческую жизнь.  Фактически, эта оценка временного окна пригодности для жизни человека может быть чрезвычайно оптимистичной.  По всей вероятности, близлежащее извержение сверхновой, климатическое возмущение, социальные или экологические потрясения или генетическое накопление отрицательных мутаций обрекают виды на вымирание когда-то раньше, чем через 20 тыс. лет (17).   
 Эти цифры показывают, что неравенство является крайним.  Время выживания для продвинутой разумной физической жизни составляет лишь миллионную часть времени, необходимого для создания условий, необходимых для ее выживания.
 Другой британский физик-математик, Роджер Пенроуз, был одним из первых, кто высказал философское заключение: чрезвычайно высокий уровень тонкой настройки астрономов и физиков убедительно указывает на цель, стоящую за вселенной (18).  То, что проект так сфокусирован на создании дома для человечества, подразумевает, что значительная, даже центральная часть цели для вселенной является антропной.  В частности, вселенная была создана для явного блага человечества.
 Учитывая огромные возможности, необходимые для создания и проектирования вселенной, цель для человечества должна быть действительно важной.  Кроме того, учитывая, что живучесть человека является космически краткой, это означает, что цель человечества может и должна быть достигнута сравнительно быстро.  Быстрое выполнение чрезвычайно важной цели для человечества - это послание Библии.  Никакое другое «откровение» не дает такого совершенного смысла всему, что наблюдает и переживает человечество.

 Цель, судьба и надежда
 
Выдающиеся астрофизики Лоуренс Краусс и Гленн Старкман недавно проанализировали окончательные последствия измеренного свойства саморасширяющейся Вселенной (19).   Они пришли к выводу, что Вселенная отныне будет расширяться все быстрее и быстрее.  Это экспоненциально увеличивающееся космическое расширение означает, что астрономы будут видеть все меньше и меньше Вселенной с течением времени.  Таким образом, знание вселенной будет со временем уменьшаться.  В конце концов, космическое расширение будет настолько быстрым, что разумные существа потеряют способность получать достаточную энергию для работы из теплового потока вселенной.  Все формы знаний, следовательно, обязательно уменьшатся.  Неизбежно, тепловой поток будет настолько мал, что все метаболические реакции прекратятся, и с их прекращением все возможности для физической жизни прекратятся.  «Сознание в конечном итоге теряется» (20).   
 Ответ Краусса и Старкмана - выражение отчаяния - выдает их предположение, что судьба человечества должна лежать в этой вселенной.  Важным аспектом библейского послания является то, что у Бога есть существование и план для человечества за пределами космоса.  Его план касается космоса, но не заканчивается  в нем.  В Ветхом и Новом Заветах Бог раскрывает Свой план по подготовке людей к раю, значительно превосходящему все, что может предложить Земля, - ибо это новое творение, полностью выходящее за пределы физики и измерений этой вселенной.
 Следовательно, библейская основа для цели, судьбы и надежды восполняет ограничения, даже предсказывает ограничения и прекращение вселенной.  Однако антропный принцип становится личным, если исходить из здравого смысла, что люди универсально и однозначно жаждут чувства судьбы и цели.  Люди остаются живыми не только благодаря мощному инстинкту выживания, которым обладают все живые существа, но благодаря уникальному и универсальному пониманию того, что они существуют по причине, выходящей за рамки простого физического выживания.

 Связь с Христом

 Те люди, которым нужны точные данные, чтобы подтвердить свое чувство судьбы, могут найти еих.  Теоремы общей теории относительности пространства-времени доказывают, что сущность, превосходящая материю, энергию, пространство и время, является причиной вселенной, в которой живет человечество (21).   Из всех богов, сил или принципов, которые люди предлагали на протяжении всей истории человечества для объяснения существования и действия вселенной, только Бог Библии согласуется с характеристиками причины, установленными в этих теоремах пространства-времени (22).   Только Библия предсказывает и объясняет антропный принцип.
 Верные своему любознательному и скептическому характеру, некоторые ученые и философы поставили под сомнение действительность антропного принципа и, безусловно, его значение для христианского мировоззрения и веры.  Стивен Хокинг и Карл Саган утверждали, что проект такого огромного космоса для такого бесконечно малого существа кажется расточительным, и поэтому несовместим с характером всезнающего, всемогущего Бога христиан (23).   Они предполагают, что такой Бог выполнил бы Свою цель предоставить человечеству дом, создав одну планету в одной планетной системе в относительно крошечном и недолговечном космосе.
 Этот аргумент не учитывает, однако, что цель определяет то, что человек (или Бог) делает в отличие от того, что он может сделать.  Учитывая физику вселенной, законы и свойства, для которых Библия раскрывает определенную Божественную цель, Вселенная имеет необходимый размер и возраст.  Вселенная, немного менее массивная или более массивная, чем то, что исследователи наблюдают, была бы непригодна для человеческой жизни (24).   В человеческой системе отсчета Божье обеспечение такой огромной вселенной, столь тщательно «обработанной» в течение миллиардов лет для блага человечества, делает убедительным утверждение о Его заботе о человечестве и Его целеустремленности.
 Некоторые скептики пытались тривиализировать антропный принцип, утверждая, что люди просто не будут здесь, чтобы наблюдать за вселенной, если только не случится крайне маловероятное.  Британский философ Ричард Суинберн ответил на это понятие простой иллюстрацией (25).  Он указывает, что выживший после расстрела расстрельной командой не припишет свое выживание счастливой случайности.  Скорее всего, выживший придет к выводу, что либо винтовки были заряжены холостыми, либо каждый из палачей промахнулся нарочно.  Измеренная тонкая настройка вселенной говорит нам, что Кто-то намеревался создать существование людей в течение определенного периода времени.
 Другой аргумент утверждает, что нет ничего примечательного в тонкой настройке вселенной, если существует бесконечность вселенных, каждая из которых имеет свой набор характеристик.  В этом случае случайность может диктовать, что хотя бы один из них проявит характеристики, необходимые для жизни человека.
 Ошибка в этом заключении представляет собой форму ошибки игрока.  Игрок может прийти к выводу, что обычная монета может упасть орлом 100 000 раз подряд, если он расскажет, что существует 2 100 000 монет (хотя он их не видит), каждая из которых подбрасывается 100 000 раз по 2 100 000 монетных монет.  По статистике, одна из этих монет могла выпадать орлом 100 000 раз.  Однако такое мышление считается ошибочным, потому что у игрока нет никаких доказательств существования других монет, монетного двора или других факторов.  При размере выборки один единственный разумный вывод - кто-то «закрепил» монету, чтобы она приземлилась на головы.  В случае с вселенной не может быть найдено никаких доказательств существования других вселенных.  Фактически, принципы относительности диктуют, что пространственно-временная оболочка вселенной, которая содержит наблюдателей, никогда не может пересекаться с оболочкой любой другой вселенной.  Таким образом, размер выборки для человеческих наблюдателей один и всегда будет одним, и вывод о том, что Кто-то определил или установил Вселенную для человеческого существования, остается убедительным.

 Проверка заключения
 
Антропный принцип требует проверки.  Скептик обычно не убежден в том, что тонкая настройка вселенной отражает нечто большее, чем удачный бросок монеты может более тщательно изучить вселенную, «монету».  Если антропный принцип и его значение для трансцендентного замысла ложны, исследования обнаружат уменьшающиеся доказательства для точной настройки, и существующие данные будут стерты новыми.  Если, с другой стороны, антропный принцип и его последствия верны, исследования приведут к возрастанию как количества точно настроенных характеристик, так и степени тонкой настройки.  Исходя из накопленных данных, ставить на антропный принцип представляется более безопасным, чем делать еще один вдох.  Антропный принцип подгоняет восхождение человечества на вершины Истины.

1. Robert H. Dicke, "Dirac's Cosmology and Mach's Principle," Nature 192 (1961), 440-41.
2. Hugh Ross, "Fine-Tuning for Life in the Universe," Appendix C, Lights in the Sky and Little Green Men (Colorado Springs, CO: NavPress, 2002), in press.
3. Lawrence M. Krauss, "The End of the Age Problem and the Case for a Cosmological Constant Revisited," Astrophysical Journal 501 (1998): 461-66.
4. Hugh Ross, "Probability for a Life Support Body," Appendix B, Lights in the Sky and Little Green Men (Colorado Springs, CO: NavPress, 2002), in press. It is also posted on the Reasons To Believe Web site at www.reasons.org.
5. I. S. Shklovskii and Carl Sagan, Intelligent Life in the Universe (San Francisco: Holden-Day, 1966), 342-61.
6. Ross, "Probability for a Life Support Body," Appendix B, Lights in the Sky and Little Green Men.
7. John D. Barrow and Frank J. Tipler, The Anthropic Cosmological Principle (New York: Oxford University Press, 1986); F. Bertola and U. Curi, eds., The Anthropic Principle (Cambridge: Cambridge University Press, 1993); Paul Davies, The Cosmic Blueprint (New York: Simon & Schuster, 1988); Michael J. Denton, Nature's Destiny (New York: The Free Press, 1998); George Greenstein, The Symbiotic Universe (New York: William Morrow, 1988); Hugh Ross, The Creator and the Cosmos, 3d ed.(Colorado Springs, CO: NavPress, 2001); Peter D. Ward and Donald Brownlee, Rare Earth (New York: Copernicus, 2000).
8. Quotes from nineteen astronomers who have done research on the anthropic principle may be found in Hugh Ross, The Creator and the Cosmos, 3d ed., 157-60.
9. Hugh Ross, The Fingerprint of God, 2d ed. (Orange, CA: Promise, 1991), 12-13, 20.
10. Raymond E. White III and William C. Keel, "Direct Measurement of the Optical Depth in a Spiral Galaxy," Nature 359 (1992), 129-30; W. C. Keel and Raymond E. White III, "HST and ISO Mapping of Dust in Silhouetted Spiral Galaxies," American Astronomical Society Meeting, 191, no. 75.01, December, 1997; Raymond E. White III, William C. Keel, and Christopher J. Conselice, "Seeing Galaxies Through Thick and Thin. I Optical Opacity Measures in Overlapping Galaxies," Astrophysical Journal 542 (2000): 761-78; Ross, The Creator and the Cosmos, 3d ed., 178-79.
11. Guillermo Gonzalez, "The Measurability of the Universe: A Record of the Creator's Design," Facts for Faith 4 (Q4 2000), 42-48.
12. Paul Davies, The Cosmic Blueprint (New York: Simon & Schuster, 1988), 203.
13. Brandon Carter, "Large Number Coincidences and the Anthropic Principle in Cosmology," Proceedings of the International Astronomical Union Symposium, No. 63: Confrontation of Cosmological Theories with Observational Data, ed. M. S. Longair (Dordrecht-Holland/Boston, U.S.A.: D. Reidel, 1974), 291-98.
14. Brandon Carter, "The Anthropic Principle and Its Implications for Biological Evolution," Philosophical Transactions of the Royal Society, Series A 370 (1983): 347-60.
15. Carter, "The Anthropic Principle,"347-60.
16. John D. Barrow and Frank J. Tipler, The Anthropic Cosmological Principle (New York: Oxford University Press, 1986), 556-70.
17. Adam Eyre-Walker and Peter D. Keightley, "High Genomic Deleterious Mutation Rates in Hominids," Nature 397 (1999), 344-47; James F. Crow, "The Odds of Losing at Genetic Roulette," Nature 397 (1999), 293-94; Hugh Ross, "Aliens from Another World," Facts for Faith 6 (Q2 2001), 30-31.
18. Roger Penrose, in the movie A Brief History of Time (Burbank, CA: Paramount Pictures Inc., 1992).
19. Lawrence M. Krauss and Glenn D. Starkman, "Life, the Universe, and Nothing: Life and Death in an Ever-Expanding Universe," Astrophysical Journal 531 (2000): 22-30.
20. Krauss and Starkman, p. 28.
21. Stephen Hawking and Roger Penrose, "The Singularities of Gravitational Collapse and Cosmology," Proceedings of the Royal Society of London, Series A 314(1970), 529-48; Jacob D. Bekenstein, "Nonsingular General-Relativistic Cosmologies," Physical Review, D 11 (1975): 2072-75; Leonard Parker and Yi Wang, "Avoidance of Singularities in Relativity Through Two-Body Interactions," Physical Review, D 42 (1990): 1877-83; Arvind Borde, "Open and Closed Universes, Initial Singularities, and Inflation," Physical Review, D 50 (1994): 3692-702; Arvind Borde and Alexander Vilenkin, "Eternal Inflation and the Initial Singularity," Physical Review Letters 72 (1994): 3305-8; Arvind Borde and Alexander Vilenkin, "Violation of the Weak Energy Condition in Inflating Spacetimes," Physical Review, D 56 (1997): 717-23.
22. Ross, The Creator and the Cosmos, 3d ed., 101-18.
23. Stephen Hawking, A Brief History of Time (New York: Bantam Books, 1988), 126; Hugh Ross, "The Haste to Conclude Waste," Facts & Faith 11, no. 3 (1997), 1-3. This is a commentary on the 1997 movie Contact based on Carl Sagan's 1985 novel by the same name.
24. Ross, The Creator and the Cosmos, 3d ed., 51-54, 150-51.
25. Richard Swinburne, "Argument from the Fine-Tuning of the Universe," Physical Cosmology and Philosophy, ed. John Leslie (New York: Macmillan, 1991), 165.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии