О рассказе Бориса Житкова Как я ловил человечков

Рассказ известного детского писателя Бориса Житкова «Как я ловил человечков» предназначен для детей дошкольного возраста и учеников 1-2 классов. Произведение  заинтриговывает юного читателя с самого начала повествования.

Маленький мальчик Боря приехал пожить к бабушке и увидел на полке над столом удивительный кораблик – небольшой, но совсем как настоящий. Там были мачты, верёвочные лесенки-ванты, крохотный штурвал и будочка с окошками - словно настоящий домик для матросов.  Впечатлительный мальчик был очарован моделью корабля. Но бабушка не разрешила ни поиграть с ним, ни даже прикоснуться: для неё это была «дорогая память». А Боря оказался заядлым фантазёром, мечтателем и вообще очень впечатлительным ребёнком. Он вообразил, что на корабле живут крошечные человечки, и их обязательно нужно увидеть, а лучше всего – поймать.
Мечта так захватила мальчишку, что он даже спать не мог: начал выслеживать человечков и выкладывать для них «приманку». Юные читатели, несомненно, тоже будут очарованы этой фантазией и загорятся желанием хоть одним глазком взглянуть на волшебных человечков, а значит, они с увлечением будут следить за всё новыми и новыми выдумками Бори, за его хитрыми способами выманить матросиков на палубу. А придумывать для человечков приключения наш герой очень горазд…

Знакомясь с иллюстрациями к книжке, например, художника  Г.Лавренко, ребята-читатели составят зрительные  образы  крохотных человечков. Они поверят, что матросики живые, и с замиранием сердца и тайным восторгом начнут следить за приключениями игрушечных человечков. И, возможно, предложат свои собственные варианты выманивания их на свет божий. Ах, как хочется малышам вместе с героем рассказа  увидеть чудесных человечков, рассмотреть их поближе, поиграть с ними! Вот это было бы счастье!

Конечно, маленький Боря искренне верит в сказки и чудеса, -  но у реальной жизни всё-таки есть свои правила и законы. А потому с юных лет надо учиться различать сказку и действительность, не пытаясь полностью погрузиться в мир грёз и мечтаний. Один-единственный раз Боря попытался вернуться в реальную жизнь, подумать о последствиях своей «ловли человечков». Но буйная фантазия оказалась сильнее рассудка, а малый жизненный опыт не позволил мальчику просчитать все последствия своих действий. К сожалению, умудрённой бабушки рядом не оказалось…
И вот – первый шок от содеянного: глубокое разочарование, затем  раскаяние, неудержимые слёзы, мысли о том, а каково же теперь будет бабушке… Читатели воочию видят, как ребёнок получает первый урок реальной жизни и обретает вполне зрелые ( а не младенческие) мысли о том, что нужно сначала подумать о последствиях, а потом уже что-то делать. Иначе не избежать слёз и раскаяния.
И, конечно, всем читателям жалко сказки, растаявшей, как дым. При этом можно спросить вашего ребёнка: а как Боря мог бы не разрушать, а сохранить эту сказку надолго, может быть, навсегда?


Рецензии