Беглец - разбойник

ЛЕГЕНДА О РАУЛЕ

Часто наши современники, оказавшись не в силах объяснить действия исторических персонажей, говорят, что они были не образованы, обладали сословными предрассудками и поэтому ошибались. Редко кому приходит в голову мысль, что в свое время прошлое тоже было современностью. В сущности, современность - мнима, а история - реальна.
Лет сто назад жил в наших краях мужик по имени Рауль. От своих современников тем только отличался, что был высокого роста, светловолосым, обладал обширным умом и здравым смыслом. Но, как в песне поется: «Была любовь, да счастья не было». Повальный мор на скотину не обходил и его двор, огневица прикинется от тумана болотного, дети животом изводятся, как и соседские.
Большое село с пристанционным смотрителем и ямской конюшней расположилось на перекрестке старинных почтово-промышленных трактов. Исстари здесь жили люди многих национальностей. Среди предков Рауля имелись как русские, так и удмуртские корни.
Дом его стоял на склоне холма и кыргызском околотке и совсем рядом со старинным православным кладбищем. Дом и хозяйственные строения полностью выгорели в огне страшного пожара начала 20 века. Отстроился заново, углубил и расширил подвал, доставшийся в наследство от деда.
Хозяина считали гостеприимным. Гостей всегда принимал с ласкою, угощал с радостью и провожал с благословением. Несмотря на имевшийся при станции ночлежку, торговцы издалека предпочитали останавливаться у Рауля. Было где товар хранить и погулять за обильным столом вcласть. Еще одно немаловажно: гостей Рауля не обижали засевшие в лесах разбойники. Отсюда шла молва, что хозяин был связан с ними крепко.
За всеми этими делами Рауль, сын торговца Фахрутдина, не забывал о самом важном. Если кузнеца ждет домница, то Рауля земля. Наступает срок и она зовет его властно и грозно. Пахал и сеял он всегда в срок - не жалея сил, от души. Излишки самолично вывозил на базар, любил ярмарочную суету.
Слабостью его были лошади. Каких только коней он не перевидал на своем веку! Однажды с ним произошел случай, о чем старики рассказывали с восхищением. Возвращался Рауль из Бугульминской ярмарки*, совершив удачную сделку, и навеселе. Очнулся от своих дум лишь тогда, когда его обогнал монастырский конь с дородным настоятелем отцом Сергием. Задело сие самолюбие «купца». Ловким щелчком сыромятных вожжей по крупу своего коня дал понять, что этого допустить нельзя.
С переменным успехом лошади проскакали верст 10 до самых монастырских ворот. Выносливый конь монаха оторвался от мужика на сотню саженей. Разгоряченный Рауль, соскочив с возка, подошел к здоровенному монаху в рясе до пят и заявил, что хотел бы стать владельцем лошади. «Баш на баш, с доплатой сверх баш», - рявкнул он служителю. Такие сделки и в старину с кондачка не решались. Отказал настоятель мужику и в шутку произнес: «Сумеешь выкрасть - обменяем».
Гордый Рауль не вынес насмешки. На ночь глядя нагрузил телегу ненужным хламом и, вброд переправившись через Дымку, направил лошадь в сторону монастыря** . Когда в обители все стихло, а прикормленные монахи спокойно задремали, натаскал тряпье и бумагу в каменный коридор келий. Подпалив сей мусор, затаился за углом конюшни. Пламя, освещая всю округу, взметнулась ввысь. Гул колоколов в неурочный час разнесся по полям и лесам. Обезумевшие от страха люди метались по двору, отбрасывая на Рауля огромные тени. Убедившись, что пожар конюшне не угрожает, сторож поспешил на помощь братии. Без лишнего шума конокрад вывел приглянувшегося коня, привязал к оглоблям и окружным путем направился домой: «пусть все знают, что Рауль слов на ветер не бросает.
Маленький мир лучше всякой войны. Эта поговорка дошла до нас из далекой старины. Да и шутка, хотя и злая, не нанесла монастырю ущерба. Зачем ссориться с местными мужиками?
Прибывшим монахам Рауль отдал своего лучшего коня и доплатил сверху.
Без всякой запинки, будто случилось это вчера, поведал бабай еще один случай из жизни Рауля. Отец его Нагим, сулеймановский мишарин, поселился в поселке Камышла. Мужики доверили ему мугазей, где хранили семена для всей общины.
Даже в неурожайные годы Нагимулла собирал хороший урожай, ибо придавал большое значение подбору семян. В поисках добротной семени посещал все базары округи, знал, когда, у кого и по какой цене их приобрести. В большом общественном амбаре хранил сотни пудов ржи, овса и пшеницы. Однажды вслед нагимовскому тяжело нагруженному возу во двор Нагима проскочил на легкой пролетке Рауль, подозвал к себе и показал прикрытый пологом тюк заморского сукна. «Схорони», - произнес он и без спроса занес тяжелый тюк в амбар. Нагим с женой драгоценный товар зарыли в зерно.
Вскоре люди начали забывать о разбойном нападении на торговый обоз Абдулинского купца Хамит-бая и Рауль забрал добычу обратно, щедро вознаградив ставшего другом Нагима.
На долю простого человека иной раз выпадает столько, что приходится удивляться, как он все вынес, как выстоял.

* Бугульминская ярмарка. Проводилась три раза в год - в марте, июле, октябре - и длилась соответственно 3, 8, и 14 дней.
** Александро-Невский монастырь в 15 верстах от уездного г. Бугульмы.

Шумит и гудит славный Кандызский базар. В ряд стоят нагруженные товаром телеги и рыдваны. И вот проносится слух, что приехал Абдулинский карак Ахмай. Его люди пошли по рядам, взыскивая мзду. Замешкавшегося мужика вытягивают вдоль спины коротким кнутом из бычьей кожи, да так, что бедный, извиваясь, валится на колени. Решил Рауль покончить с этим и рассчитаться с пришлыми людьми. Оповещенные заранее Саитом* ватага молодежи, держа в руках кистени, перегородили лиходеям дорогу...
В ожесточенной схватке вверх одержали раулевцы, на помощь им пришли местные мужики. Вырвавшись из озверевшей толпы, абдулинцы бросились за околицу, где оставили своих лошадей.
Серьезную рану получил и Рауль. Острым ножом ему полоснули грудь, да еще получил сильный удар по голове.
Кому суждено быть казненном на плахе, в воде не утонуть. Остался жив и Рауль. В народе о нем пошла добрая молва как о заступнике.
... Звеня кандалами движется колонна арестантов по тракту. Путь их лежит в уездный город Бугульму, где размещаются этапная тюрьма и здание словесного суда. Не без причины их поджидают вооруженные люди Рауля. Возможно, среди закованных в цепи людей есть близкий ему человек. Дождавшись остановки на отдых, стражники из мусульман приступили к намазу, а напавшие джигиты обезоружили охрану и освободили арестованных.
Большой скандал все же прошел незамеченным, так как совпал с революционными событиями 1917 года. Был ли среди арестованных бунтовщик-революционер, установить не удалось. Но действия Рауля и его товарищей установившейся властью были объявлены революционными.
На этом легенда не заканчивается, а лишь продолжается. Однажды во время обеда в дом Рауля заглянул его товарищ по службе в царской армии. Здесь и произошел короткий спор и выяснение отношений. Разъяренный хозяин выскочил из-за стола и, схватив в охапку друга, посадил в лохань. Хрястнувшие кости и выскочившие из орбиты глаза свидетельствовали, что этот человек уже не жилец. Пока страшная весть не разошлась по всем околоткам станции и не подняла народ, Рауль быстро собрал вещи, прихватил винтовку с патронами, оседлал коня и ускакал подальше. Так в одночасье он потерял не только семью, дом и многих друзей. Остался верным лишь испытанный друг Саит. Через него Рауль поддерживал связь с семьей, получал хлеб, соль и спички.
Бросившийся в погоню отряд милиции, вызванный из
с. Рыково, вернулся ни с чем. И пошла жизнь наперекосяк. Разное бают старики о Рауле. Все они правдоподобны и сходятся в одном. Не обижал лесной человек односельчан и бедных людей. На то были причины. Пропитание добывал в отдаленных местах, как это делает матерый волк, чтобы не навести след на логово.
Стал осторожным и хитрым. Ни разу не попался во время облав, не напоролся на устраиваемые братьями убитых засады.
Совершаемые в разных концах Бугульминского кантона кражи трудно было приписать одному Раулю. Злодейство его объясняли кровной местью, терпение к беглецу проявляло и власть.
Тосковал, видно, Рауль по семье и к привычной крестьянской работе. В лунную ночь видели его на неубранном клине хлеба. Наутро обнаруживали связанные и сложенные в копну снопы. С большой осторожностью изредка посещал семью, трепетно ласкал детей и жену.
Вот темной ночью, крадучись, Рауль подбирается к дому. Верного коня оставляет в мелколесье. По первому свисту он прискачет на зов хозяина. На тихий стук по стене дома, не скрипя дверьми, выходит жена. В руках приготовленный сверток с самыми необходимыми вещами, продукты. Сильные руки Рауля сжимают дрожащие руки жены, преодолев стыд за проявленную слабость, с нежностью вытирает ее слезы...
Впрочем, об этом можно лишь догадаться. Такие встречи коротки и редки. Не раз одолевали Рауля мысли сдаться в руки власти, но страх за содеянное и угрозы родственников убитого страшили его. Скрывался он в разных местах и не только в лесу, имел лежбища в Гремячинском и Огородниковском карьерах, где в старину добывали известковый камень для обжига. Но последним пристанищем стал темный лес между селами Дымская и Семыкино.
Отстреливался он до последнего патрона, а потом от наседавших отбивался дрыном. Покалечил многих, но и сам был смертельно ранен. Истекавшего кровью, обессилевшего Рауля окружили со всех сторон, но добивать ни у кого рука не поднялась.
... Рауль лежал, уставившись глазами на ночные, ярко сияющие на осеннем небе звезды. Никому неведомо, что ему мерещилось вдали. Умирал разбойник долго и мучительно, пощады и помощи не просил.
Жизнь этого, вынужденно покинувшего жилище человека, нельзя мерить обычными мерками. Он переступил закон и нормы человеческого общежития. Поплатился за это головой. В отличие от истинно верующего в Бога человека, он переносил страдания не за добрые дела, а за плохие. Своими действиями заставил вооружаться людей против себя. Духовная пустота не давала ему ни минуты покоя, он был полон гордыни и злонравен.
Противоречивая память о нем, спресованная временем, останется в легендах.
... Стою под вековым дубом вблизи старинной дороги, заросшей высохшим подорожником. Глубокая осень нового столетия. Все как сто лет назад, но не слышны выстрелы и не пахнет кровью.
* Саит - верный друг Рауля, лицо достоверное. После гибели Рауля сбежал в Среднюю Азию.

С восточной стороны ствола на уровне груди заметно выделяется покрытая темной корой утолщение. Старые люди помнят и надпись на стволе: «Карак Рауль кабере», что примерно переводится как могила разбойника Рауля.
Из старинной легенды кое-что иногда бывает непонятным. Случается это от того, что мы недостаточно знаем нравы и обычаи того времени. В этом нам помогают долгожители. Одному из моих собеседников скоро исполнится 90 лет. Родился он в начале ХХ века и доживает свой век в 21 столетии. Как мы уже отметили, родственные связи Рауля с удмуртами установить не удалось. Но бабушка Ахмета Нагимовича Галиуллина по матери была по национальности удмуртка. Не знают земляки и родственники ставшего легендой Рауля, что о нем удмурты поют песни, ставшие народными. В 1970-х годах на больших сценах города Ижевска шел спектакль «Учитель», где главным героем был Рауль. Не раз спектакль транслировали на телевидении.
Более того, основатель удмуртской поэзии, уроженец села Потапово-Тумбарла, Можгин Михаил Григорьевич написал по сюжету легенды балладу «Беглый». Ставшая классической поэма изучается во всех удмуртских школах. Разговор о незаурядном поэте Можгина М.Г. пойдет в следующей главе повествования.


Рецензии