Хозяйственная деятельность в усадьбе

Прежде гуляя по усадьбе, мы видели с вами многообразие различных построек хозяйственного и жилого назначения. Это и мастерские и дома для прислуги, кладовые, караулки, мастерские, конюшня, каретный сарай, учительский корпус, кузница, вотчинные больница и училище, баня, два скотных двора, оранжереи, теплицы для цветов, парковые павильоны, всего не перечесть. Более 800 человек заняты обслуживанием орловского имения князя.

Как удается князю управлять таким количеством подчиненных в такой огромной усадьбе? Загадка? Вовсе нет. Князь с удовольствием согласился поведать нам о том, как он организовал хозяйственную жизнь в усадьбе и секретах своего успеха.

- Здравствуйте, Алексей Борисович, вы управляете имением в одиночку или есть люди, которые составляют администрацию имения.
-Здравствуйте. Практически в одиночку, но администрация конечно есть. Она состоит из главноуправляющего главной вотчинной конторы. Однако все действия производит в соответствии с моими предписаниями и постановлениями. Лично мне доставляют и отчеты по имению. Это недельные, ежемесячные, полугодовые и годовые отчеты. Так я могу быть уверен, что ничего не ускользнет от моего глаза.
Стоит сказать, что иногда эти отчеты столь огромны, что отправку по почте приходится платить по несколько десятков рублей. Эти ведомости содержат абсолютно все: от самой ничтожной малости до самой важной вещи.

- Во всем должен быть порядок, тогда и управлять легко. Я создал правила, которые подчиненные должны соблюдать. Правила эти, на мой взгляд, совершенно разумны. Если Вам что то нужно, то Вы составляете требование, доставляете в главную вотчинную контору, там его утверждают и Вы отправляетесь к тому ключнику у которого хранится то, что Вам нужно. Все просто. В конце дня ключник приходит к помощнику бухгалтера, показывает ведомости, а помощник сверяет их и вносит в приходно – расходную алфавитную книгу. Контроль очень важен. Я всегда говорю крестьянам и дворовым людям: «Если я взыскиваю за малость, то что должны ожидать, когда я взыщу за большое». Мои замечания и взыскания мало кому нравятся, я знаю, но заставляют начальство да и простых людей быть осмотрительнее, ибо знают за все придется держать ответ. Взял 10 гвоздей отчитайся, куда их дел. Нужна новая вещь принеси хоть обломок старой.

Целые кладовые в имении набиты старыми изломанными и не к чему не годными вещами. И всему этому ведется счет, все это отражается в ведомостях. Скажете, что это глупость, безрассудство скопидомство. Не знаю, что вам ответить. Таков у нас порядок, таков закон, все привыкли и действуют в соответствии с этим порядком. Никто не может действовать самовольно, свыше данной ему власти. Все имение, как паутина, а центр ее – князь. Он знает все и даже то, что знать и не следовало бы.

- Алексей Борисович, расскажите немного о производстве. Какое производство вы считаете целесообразным и оправданным в своем имении?
- У нас есть суконная, коверная, кружевная и швейные фабрики. Три последние работают для дома и его нужд. Суконная фабрика работает отдельно и, честно говоря, не всегда радует своими оборотами, а иногда и вовсе приносит убытки. Я подумываю ее и вовсе закрыть.
Кроме фабрик в усадьбе имеются заводы винокуренный, конский и овчарный, на нем содержится до 3000 голов овец и до 1000 голов рогатого скота. Есть и скотные дворы с прекраснейшими коровами. Признаюсь, я страстный охотник до коров. За одну из этих коров я заплатил целую 1000 рублей. Но разве оно того не стоит? Вы только взгляните на них. Простите, мы немного отвлеклись, да… В роще на берегу крутого оврага я устроил пасеку. Роща эта в стороне и с усадьбой не соединяется, поэтому пчелы никого не беспокоят. Очень дорого моему сердцу садоводство. Есть у меня фруктовые сады, рощи, обращенные в сады ботанические, рассадники для деревьев, огороды. В померанцевой оранжерее выращиваются папельмосы. Эта оранжерея прекрасна.

Что и говорить, картина заставляет затаить дыхание от увиденного. При 20 градусах мороза, цветут цветы, зеленеют липки, порхают и поют птицы. В отдельном каменном корпусе растут персиковые, абрикосовые, сливовые и вишневые деревья. Две большие теплицы с ананасами. При них воздушные парники с арбузами и дынями. Это ли не чудо?

- Ежегодно в имении изготавливаем жженый кирпич и сырцовый без обжига, используем его для холодных строений без печи, заборов и кладке по глине. В двух хозяйствах устроены ветряные мельницы. Одна из них каменная дает разного хлеба от 50 до 60 четвертей в сутки. Есть так же крупчатки и маслобойный завод.

Для хозяйственных нужд устроил я в имении множество мастерских: столярных, малярных, слесарных, стекольных – на всеслучаи жизни. Делают в мастерских и мебель из дуба, реставрируют старые экипажи. Все в имении организовано так, что бы было полезно себе и кроме того приносило прибыль. Главный же наш доход составляет продажа зернового хлеба, пшеницы, пеньки, гречихи. Еще мы поставляем в казну вино и это тоже существенная часть дохода.

Для топки кухонных печей и завода, каждую весну и осень заготавливается болотный торф. Губерния наша, сами знаете, безлесная, так что тот лес что есть, стараюсь сохранить.
В одном из мест на болоте добываем торф, который затем сжигаем и образовавшийся красный порошок, используем для посыпки дорожек садов, а частично на краску железных и деревянных крыш.

-Алексей Борисович, в усадьбе так много строений, ведется ли им какой то учет?
- Конечно. Для всех строений есть у меня альбом, в котором для каждого здания имеется план, а иногда и фасад. Рисунки выполнены красками.
-Да, правду о Вас говорят люди, у князя Алексея Борисовича недостает только зеленой лошади и птичьего молока.
- Что поделать, в экономии должно быть все то, что может служить ее пользе.

А польза в этом всем несомненная. Всякий здесь живет- от крестьянина до чиновника – как у Христа за пазухой, всякий обеспечен, и никто столько ни заботился ни о чем, как сам почтенный хозяин. Иначе вся гармония экономики исчезнет безвозвратно.

Р.s.: А в следующий раз мы отправимся с вами на базар, погуляем меж рядов с товарами, порадуемся и повеселимся вместе со всеми собравшимися, а может и найдем что то интересненькое для себя.

До встречи на страницах альманаха!


Рецензии