Кантемиры

Кантемиры

***

Компиляции

Прим.
Кантемир - по-татарски ‘’железная кровь’’. Не знающие татарский язык исследователи заменяли незнакомое им слово ‘’кан’’ на ‘’хан’’ и трактовали как ‘’железный хан’’.

Это не так страшно как если бы иностранные этимологи путали бы созвучные русские слова ‘’яйцо’’ и ‘’кольцо’’… тогда ‘’кольценосец’’ превратился бы в ‘’яйценосца’’.

Также в татарском языке смысл слова зависит от его расположения и ‘’железный хан’’ в переводе будет ‘’Темирхан’’. Это современное татарское имя.


***

Прим.
Некоторые из персоналий наверняка не относятся к татарам и являются только однофамильцами.

Прим.
Во вводной статье раздела указывается, что фамилии используются не только татарами.



Спи;сок тата;рских кня;жеских родо;в Росси;и.

***

Статья № 1126. Пункт № 3. предписывал содержать списки Департаменту Герольдии Правительствующего Сената: Список князьям и мурзам татарского происхождения, восстановленным в прежнем их достоинстве[3][4].

На основании этих списков официально на 1892 год утверждены в достоинстве татарских князей следующие рода:

Фамилии княжеские

В список вошли фамилии татарских родов, которые в царских жалованных грамотах, служебных и других официальных документах именовались князьями, но официально не утверждены:

Фамилии княжеские:

6. Князья Канбаровы (†)
7. Князья Канкуловы (†)
8. Князья Кантемиры (РИ) (†)
9. Князья Кара-Мурзины
10. Князья Касимовы
11. Князья (мурзы) Кекуатовы (Кейкуатовы, Кейкуватовы)[6] (тат.)

https://ru.wikipedia.org/wiki/



Кантемир

***

Кантемир - русский княжеский род, происходящий от богатого татарина, принявшего христианство в 1540 г. и поселившегося в Молдавии. О Константине Кантемире, сыне его князе Дмитрии  и внуках, князьях Антиохе  и Сербане , см. ниже. Из сыновей князя Дмитрия только старший, Константин, генерал-поручик (умер в 1776 г.), имел единственного сына, полковника Дмитрия, который, помешавшись на том, что он владетель Молдавии и Валахии, просидел в Ревельской крепости 17 лет.

С его смертью, в 1820 г., пресекся род князей Кантемиров. Наследство их по женской линии досталось князьям Шаховским  и Пассекам . В. Р.

http://www.rulex.ru/01110548.htm





Герб Кантемира

***
 
Михаил Медведев

Род Кантемиров, украшенный несколькими княжескими титулами и разнообразными потомственными почестями, имел сложный, многочастный герб, лишь одна из долей которого служила гербом рода как такового. Здесь эта часть воспроизведена отдельно. Две длани, соединенные в рукопожатии, в старой геральдике означают верность, тогда как облака, из которых возникают руки, указывают на небесную, божественную сущность этой добродетели



Кантемир-мурза

***

глава Буджацкой (Белгородской) орды
около 1603 — 1637
Предшественник: Араслан-мурза Дивеев
Преемник: Салмаша-мурза
 
Вероисповедание: Ислам, суннитского толка
Смерть: июль 1637
Стамбул

Род: Мансуры
Отец: Араслан-мирза Дивеев
Дети:
Хуссейн-мирза, Орак-мирза, Тортмаз-мирза, Джелал-мирза и Константин Кантемир

Кан-Темир (Кантемир, Кантимур) (ум. 10 июля 1637) — крупный татарский военный и политический деятель, основатель и первый предводитель Буджацкой (Аккерманской или Белгородской) орды. Один из беев ногайского рода Мансур. Вел свою родословную от знаменитого золотоордынского темника и основателя Ногайской орды Едигея (1352—1419) и его сына Мансура (ум. 1427).

Кантемир-мурза был сыном Араслан-мирзы и внуком знаменитого ногайского мурзы Дивея (ум. 1575), который совершал многочисленные набеги на южнорусские владения, участвовал в 1572 году в битве при Молодях и скончался в русском плену.

В начале 17 века ногайские племена, гонимые голодом из бедных по большей части мест Крыма, стали расселяться по белгородским степям, в южной части междуречья Днестра и Дуная. Во главе ногайских переселенцев находились мансуровские мурзы.

Буджацкие (белгородские) ногайцы, расселившись на новых степных территориях, стали совершать систематические опустошительные набеги на близлежащие польские и молдавские земли.

В Польше Кантемир-мурза получил прозвище «Кровавый Меч».

В январе 1606 года Кантемир-мурза во главе 10-тысячной ногайской орды совершил первый рейд на южные польские владения и стал разорять Подолье.

Польный гетман коронный Станислав Жолкевский собрал 10-тысячное польское ополчение и выступил против противника.

25 января в бою под Немировом поляки разбили крупный ногайский отряд, а 28 января в битве под Кальником разгромили «кош» (главные силы) Кантемир-мурзы. В битве погибло пять ногайских мурз.

В 1610 году Кантемир-мурза вместе с братом Богатырь Гиреем Дивеевым во главе 10-тысячного татарского войска совершил поход на южные земли Русского царства.

Мурзы Кантемир и Богатырь Дивеевым прибыли по приглашению московского царя Василия Шуйского и должны были оказать помощь в борьбе против польско-литовских интервентов и сторонников Тушинского вора. Ногайцы стали лагерем под Серпуховом.

Царь Василий Шуйский отправил к ним в лагерь русское посольство под руководством князя Бориса Лыкова-Оболенского с подарками. Посольство защищал небольшой стрелецкий отряд. Вероломные татары захватили царские дары, ограбили послов и вынудили стрельцев отступить в столицу.

В июле 1612 года Кантемир-мурза во главе татарско-турецкой армии оккупировал Молдавию и разгромил в битве под Сасовым Рогом польско-молдавское войско под командованием господаря Константина Могилы и старосты каменецкого Стефана Потоцкого. Молдавский господарь Константин Могила был взят в плен и отправлен в Крым.

В 1617—1618 годах Кантемир-мурза во главе буджацкой орды совершил два разорительных набега на южные польские владения.

В сентябре — октябре 1620 года в боях под Цецорой в Молдавии Кантемир-мурза с буджацкими татарами участвовал в разгроме 10-тысячного польского войска под командованием великого гетмана коронного Станислава Жолкевского. После победы крымско-татарская орда переправилась через Днестр и вторглась в южные польские владения. Крымцы и ногайцы разорили окрестности Львова, Галича, Ярослава, Вишневца, Дубно, Острога и Заслава, захватив более сто тысяч пленников.

Весной 1621 года Кантемир-мурза во главе буджацкой орды совершил новый разорительный набег на польские земли и опустошил Галицию. В сентябре того же 1621 года Кантемир-мурза отличился во время боёв турецко-татарской армии с польско-казацким войском под Хотином. Султан Осман II (1618—1622), лично командовавший турецкой армией в Хотинской битве, назначил буджацкого мурзу Кантемира бейлербеем (наместником) Силистрии. Крымский хан Джанибек Герай (1610—1623), недовольный усилением Кантемира-мурзы, безуспешно протестовал против этого назначения.

В июне 1623 года Кантемир-мурза во главе буджацкой орды, пройдя Галицию, прорвался вглубь польской территории и вышел к Висле, разграбив окрестности Тарнува и Сандомира в Краковском воеводстве.


В 1623 году новый османский султан Мустафа I (1622—1623) отстранил от власти крымского хана Джанибек Герая и посадил на ханский престол в Бахчисарае Мехмед III Герая (1623—1628).

В том же 1623 году между Османской империей и Речью Посполитой был заключен мирный договор. Однако Кантемир-мурза продолжал нарушать мир и совершать набеги на польские земли. В июле 1623 года великий визирь лишил Кантемира-мурзы должности силистрийского бейлербея, а новый крымский хан Мехмед Герай, собрав большое войско, выступил в карательный поход на Буджак.
Мехмед Герай планировал переселить Буджацкую орду на кочевья в кипчакские степи у Молочных Вод. Осенью 1623 года Кантемир-мурза был вынужден подчиниться и вместе с 30 тыс. ногайев перекочевать из Буджака в кипчакские степи.

Зимой 1623—1624 годов Кантемир-мурза во главе буджацкой орды опустошил обширную польскую территорию. Ногайцы дошли до Белзской и Холмской земель, Любельского и Сандомирского воеводств.

В июне 1624 года буджацкие ногайцы под предводительством Кантемира совершили новый разорительный набег на южные польские земли. Ногайцы прорвались до Малой Польши, где разграбили окрестности Сендзишува и Кросно.

20 июня 1624 года Кантемир-мурза потерпел поражение от польской армии под командованием польного гетмана коронного Станислава Конецпольского под Мартыновом.

Летом 1624 года, воспользовавшись борьбой за ханский престол между Мехмед Гераем и Джанибек Гераем, вторично назначенный Портой крымским ханом, Кантемир-мурза с буджацкой ордой перекочевал из Крыма в белгородские степи. Калга Шахин Герай, брат Мехмед Герая, совершил поход на Буджак, заняд крепость Белгород и заставил Кантемир-мурзу с ордой вернуться в Крым.

Весной 1626 года по приказу крымского хана Мехмед Герая буджацкий мурза Кантемир возглавил новый разорительный набег на южные польские земли и разграбил Подолье.

Весной 1627 года Кантемир-мурза с семьей и некоторыми родственниками бежал из Крыма в Буджак. Калга Шахин Герай отправил в погоню за ними тысячный татарский отряд.

Кантемир-мурза перебил двести, а пятьсот татар перешло на его сторону.

В ответ калга арествал и казнил семьи бежавших ногайских мурз.

Кантемир-мурза отправился из Буджака в Стамбул, где попросил султана изгнать крымского хана Мехмед Герая и посадить на ханский престол в Крыму Джанибек Герая.

В апреле 1628 года калга Шахин Герай с татарским войском опустошил буджацкие улусы и захватил пограничные турецкие крепости Килию и Измаил.

Под Бабадагом калга-султан Шахин Герай был разгромлен 30-тысячной армией под командованием Кантемир-мурзы.

Кантемир-мурза стремился избавиться из-под власти Крымского ханства и вернуться на свои старые кочевья в Буджак. В 1628 году крымский хан Мехмед III Герай и его брат, калга Шахин Герай, подняли восстание против турецкого владычества. Османский султан Мурад IV (1623—1640) в 1628 году назначил крымским ханом Джанибек Герая. 29 апреля 1628 года Кантемир-мурза с ногайским войском ворвался в Крым и осадил Бахчисарай, где укрылись хан Мехмед III Герай и калга Шахин Герай. В течение трех недель Кантемир-мурза осаждал ханскую столицу. В конце мая на помощь крымскому хану Мехмед Гераю прибыл запорожский гетман Михаил Дорошенко с казацким войском (от 4 до 6 тыс. чел.). В битве на реке Альма, под Бахчисараем, запорожские казаки разгромили ногайскую конницу Кантемир-мурзы.

Запорожцы, потеряв сражении своего гетмана Михаила Дорошенко и до 100 казаков, выбили Кантемира-мурзу из его табора и сняли осаду с Бахчисарая. Сам Кантемир бежал в турецкую крепость Кафу.

Крымский хан Мехмед III Герай с казацким войском осадил Кафу и стал обстреливать крепость из артиллерии. 21 июня 1628 года в Кафе высадился Джанибек Герай с турецким войском и 9 июня занял Бахчисарай, где вторично занял ханский престол. Братья Мехмед III Герай и Шахин Герай бежали в Азов, а оттуда перебрались в Запорожье. В 1628—1629 годах Кантемир-мурза на стороне крымского хана Джанибек Герая воевал против Мехмед III Герая и Шахин Герая, которые при помощи запорожских казаков пытались вернуть себе власть в Крымском ханстве. Турецкое правительство высоко оцентило услуги Кантемир-мурзы. Султан вернул ему титул визиря — "правителя берегов Чёрного моря и устья Дуная с Силистрией и Аккерманом.

Кантемир-мурза начал борьбу за власть с могущественными шириинскими беями, занимавшими первое место при дворе крымских ханов. В сентябре 1628 года с согласия Джанибек Герая Кантемир-мурза умертвил в Кафе родственников ширинского мурзы Азамата. Сам Азамат-бей спасся бегством из Крыма в Турцию, а сам Кантемир присвоил себе его двор и поселился в нём, раздав уделы ширинских мурз своим родственникам Мансурам.

Летом 1629 года Кантемир-мурза удалился из Крыма в Буджак.

В августе 1629 года крымский хан Джанибек Герай (1628—1635) организовал большой поход на южные владения Речи Посполитой. 20-тысячная татарска орда под предводительством калги Девлет Герая и Канетемира-мурза вторглась на Украину. Крымские и буджацкие татары стали опустошать Подолию.

Крымцы и ногайцы начали разорять близлежащие местечки и селения, убивая и пленяя местное население. Великий коронный стражник Стефан Хмелецкий с польскими хоругвями и гетман Григорий Чёрный с казацкими полками уничтожали отдельные татарские и ногайские отряды, рассеявшиеся для грабежа и захвата пленников.

9 октября 1629 года в битве при Гнилой Липе поляки и украинские казаки наголову разбили главный семитысячный татарский «загон» под руководством сына Кантемира. Победители перебили большинство татар и освободили десять тысяч пленников. В этом неудачном походе крымские татары и буджацкие ногайцы потеряли убитыми и пленными до пятнадцати тысяч человек. Среди убитых находился Мамбет-бей, сын Кантемира, а брат последнего Гадлей-мурза был взят в плен.

В 1635 году османский султан Мурад IV отстранил от престола Джанибек Герая и назначил новым крымским ханом Инает Герая (1635—1637).

Инает Герай отказался участвовать в турецкой войне с Персией и поднял восстание против османского владычества.

Кантемир-мурза отказался поддержать крымского хана Инает Герая в его борьбе с Османской империей. Кантемир просил султана Мурада IV отстранить от власти Инает Герая и назначить нового хана.

Весной 1637 года крымский хан Инает Герай, собрав большое войско и соединившись с вспомогательным отрядом запорожских казаков, совершил карательный поход на Буджацкую орду. Кантемир-мурза потерпел поражение от превосходящих сил крымского хана, и вместе с семьей бежал в турецкие владения.

Крымцы опустошили буджацкие улусы, захватив семьи и имущество бежавших мурз. Ногайские мурзы Урак-мурза (Петр Урусов) и Салмаша-мурза, зять и брат Кантемира, перешли на сторону Инает Герая и вскоре организовал заговор против ханских братьев. У устья Днепра ногайцы вероломно напали и умертвили калгу Хусам Герая и нурэддина Саадет Герая.

В июне 1637 года султан Мурад IV отстранил от престола Инает Герая и назначил новым крымским ханом Бахадыр I Герая (1637—1641). Противники Инает Герай и Кантемир-мурза были вызваны в Стамбул, где оба были удавлены по распоряжению султана.

От Кантемир-мурзы вёл своё происхождение молдавский княжеский род Кантемиров.

https://ru.wikipedia.org/wiki/-



Кантемир Константин Федорович

***

Кантемир (Константин Федорович) -  молдавский господарь конца XVII в., умер в 1693 г. После смерти отца, убитого турками, бежал в Польшу, где служил в войсках королей Владислава и Казимира: позже перешел на службу в Валахию, затем в Молдавию. В 1672 г. спас гарем султана Магомета IV, которым чуть не завладели поляки после Хотинской битвы. За это, после низложения Димитрия Кантакузена, Кантемир назначен был господарем Молдавии. Во время нашествий Яна Собесского, в 1685 и 1686 годах, Кантемир отказался примкнуть к нему открыто, но тайно помогал ему, когда Собесский принужден был отступить после Боянской битвы. Кантемир имел редкое для молдавских господарей счастье умереть на престоле, после 8-летнего управления. См. Беера (или Байера), "История о жизни и делах князя Константина Кантемира" (Москва, 1783).

http://www.rulex.ru/01110548.htm




Кантемир  Дмитрий 1673 - 1723

***
 

Дмитрий Константинович Кантемир одно из важнейших имен в культуре 18 века, увы, почти забытое, молдавский господарь, друг и сподвижник Петра I.

На самом высоком уровне он объединил в себе османскую, европейскую и русскую культуры. В широком смысле — Восток и Запад.

В Константинополе он жил, по его собственным словам, в «очень элегантном дворце, который весь дышал красотой». Спроектировал этот дворец он сам, а в округе Константинополя построил несколько церквей в византийском стиле. В Санкт-Петербурге постройкой его дворца занимался юный Растрелли, на которого Кантемир с его опытом, вкусом и знанием, в том числе в архитектуре, не мог не оказать влияние. Он создал нотацию для турецкой музыки, основанную на арабском алфавите. Он — автор гимна османской империи, создатель песен, некоторые из которых стали турецкими народными. Также он создавал и новые музыкальные инструменты.

Дмитрий Кантемир — основоположник татарского книгопечатания. Его «история Оттоманской империи» была настольной книгой всех европейских дипломатов.

Теологические, естественнонаучные, философские, исторические, художественные произведения Дмитрия Кантемира, многие из которых были написаны в Санкт-Петербурге, ждут своего исследования, перевода, переиздания.

На здании библиотеки Сент-Женевьев в Латинском квартале в Париже его имя было выбито рядом с именами Ньютона и Лейбница. Вспомним, что Кантемир был ещё и выдающимся геральдистом.

http://www.rulex.ru/01110548.htm



Кантемир Константин Федорович

***
 
Кантемир (Константин Федорович) - отец предыдущего, молдавский господарь конца XVII в., умер в 1693 г. После смерти отца, убитого турками, бежал в Польшу, где служил в войсках королей Владислава и Казимира: позже перешел на службу в Валахию, затем в Молдавию. В 1672 г. спас гарем султана Магомета IV, которым чуть не завладели поляки после Хотинской битвы. За это, после низложения Димитрия Кантакузена, Кантемир назначен был господарем Молдавии. Во время нашествий Яна Собесского, в 1685 и 1686 годах, Кантемир отказался примкнуть к нему открыто, но тайно помогал ему, когда Собесский принужден был отступить после Боянской битвы. Кантемир имел редкое для молдавских господарей счастье умереть на престоле, после 8-летнего управления. См. Беера (или Байера), "История о жизни и делах князя Константина Кантемира" (Москва, 1783).

http://www.rulex.ru/01110548.htm




Кантемир Антиох Константинович
молд. Antioh Cantemir

***
 
Дата смерти:
1726
Место смерти:
монастырь Голия

Отец:
Константин Кантемир
Супруга:
Катрина
Дети:
Дочь •Анна,
сыновья •Дмитрий и Константин


Константин и Антиох Кантемиры
Антиох Константинович Кантемир (молд. Antioh Cantemir; ? — 1726, монастырь Голия) — сын Константина Кантемира, брат Дмитрия Кантемира и дядя Антиоха Кантемира, дважды господарь Молдавского княжества: с 8 (18) декабря 1695 по 12 сентября 1700 и с 12 февраля 1705 по 20 (31) июля 1707.

Вместе с братом Дмитрием участвовал в заговоре против Константина Дуки, который захватил трон после того как Дмитрий Кантемир был смещён по приказу Османской империи. В отличие от своего отца Антиох установил дружественные отношения с Речью Посполитой. Он также планировал заключить антиосманский союз с Россией, который был заключён уже во время правления Дмитрия.

Во время правления Кантемира состоялся международный конгресс в Карловицах в 1699 году, на котором был заключён Карловицкий мир. Польша добивалась передачи ей Молдавии, а Австрия — Валахии, однако они не смогли договориться, и княжества остались под властью Турции, хотя ряд пунктов договора улучшили их положение. Так как турецкие гарнизоны ушли из Подолии и крепости Каменец, через Молдавию перестал проходить путь турецких войск к местам своей дислокации. Польша освободила некоторые молдавские крепости (Нямец, Сучаву и другие). Татары должны были покинуть земли южнее Кишинёва, захваченные после 1683 года.
Хотя Антиох Кантемир в период своего второго правления сильно поднял налоги, он пользовался популярностью в народе и память о нём сохранилась как о справедливом и добром правителе.

Семья

Жену Антиоха звали Катрина.
У них было трое детей: дочь Анна и сыновья Дмитрий и Константин.




Правители Молдавии

***

Все родоначальники древних предков Кантемиров - молдавской господарской династии - были мусульманами и не могли иметь ни греческих, ни славянских, ни романских имен, пишет в своей книге «Эпоха и новая трактовка родословия Кантемиров: конец XIV – первая половина XVII в.в.» Фёдор Ангели.

«Нет народа без дивной и горестной истории, - говорит ученый, - на этих страницах запечатлены его дела и чаяния, мыслители и государственные деятели. В благодарной памяти многонационального народа Молдовы яркой личностью прошлого останется Дмитрий Кантемир (1673 – 1723 г.г.).

Дарования крупного государственного деятеля сочетались в нём с глубокими познаниями философа, историка, этнографа, востоковеда, знатока многих европейских языков. Дмитрий Кантемир, будучи широко образованным человеком, по праву считался одним из самых блестящих представителей своего поколения».

«Книгой, которая вывела нас мир» назвал Дмитрия Кантемира замечательный молдавский писатель Ион Друцэ. Но мало кому известно, что корни династии Кантемиров ведут к правителям Золотой орды: мать одного из предков Кантемиров была китаянкой; отец Дмитрия - Константин принял трон Молдавии в качестве благодарности за то, что спас со своими воинами от неминуемой гибели семью султана.

Об этих и других удивительных открытиях рассказывается в новой книге Фёдора Ангели, в работе над которой ценную помощь оказал ему академик АН РМ Андрей Ешану.

Все эти открытия Фёдор Ангели сделал, работая в турецких, австрийских архивах и архивах народа ногайцев. По словам автора, утверждения некоторых историков о наличии у Кантемиров общих корней с эмиром Тимуром (Тамерлан, 1336-1405 годы) не подтверждаются историческими фактами.

«Тамерлан - явление сугубо среднеазиатское, а Кантемиры пришли с берегов Волги», утверждает он.

Родословие Кантемиров, вышедших из племени Мансуров Большой ногайской орды, имело, согласно исследованиям Федора Ангели, шесть-семь колен.

В 1419-1427 годах Мансур был ханом Золотой орды. Ногайская орда была образована в 40-е годы ХV века, после распада в 20-30-х годах Золотой орды.

Основателем Ногайской орды был Едигей. Его мать была китаянкой. В середине 50-х годов ХVI века в состав Ногайской орды входило 18 различных племен. Одно из них было племя Мансуров, из которого вышли Кантемиры.

По архивным материалам, родословие Кантемиров имеет ступени: Едигей - Мансур - Дивей - Араслан (Араслан Дивей) - Арасланоглу Кантемир (дед Дмитрия Кантемира, он же Кантемир Дивей) - Константин Кантемир.

«Кантемир» исторически является прозвищем, состоящим их двух слов: кан (хан) + темир (демир) - железо - означает «сильный хан», «железный хан», сообщает автор исследования.

Предки Дмитрия Кантемира могли переселиться в Буджак после захвата османами в 1484 году Аккермана и Килии, когда султан Баязет II расселил в этих местах 40 тысяч крымских и ногайских татар, освободив их от налогов.
Однако, наиболее вероятно, полагает Фёдор Ангели, что они оказались здесь после похода (1538 год) султана Сулеймана I Законодателя в Молдавию, когда османы захватили Тигину, назвав ее Бендерами.

Тогда же была определена и граница между Буджаком и Молдовой, которая проходила по Траянову валу. Порта переселила в устья Днепра и Буджак большое количество ногайских татар. В течение ХVI века от ногайцев отпочковалась часть их соплеменников и создала Буджакскую (Аккерманскую) орду.

В 1610-1617 годы Кантемировы улусы обитали к западу от нижнего течения Днепра. В 1622-1637 годы Кантемир Арасланоглу был губернатором провинции Силистра. Она охватывала территорию от болгарской Силистры до устьев Днепра и Дуная, включая Добруджу, Аккерман и Килию.

К тому же вражда крымского хана Инайет Гирея и Кантемира Арасланолгу друг к другу усилилась до такой степени, что постоянно держала в напряжении Порту. Султан сначала убрал крымского хана, а затем главу буджакских ногайцев.

У деда Дмитрия Кантемира в Крыму и на берегах Днепра и Дуная было немало жен. Официально, по документам, - четыре: столько, сколько позволял ислам. Остальные были наложницами.

Судя по всему, одна из его жен была христианкой. В ту эпоху среди тюркских вельмож это было обычным явлением. С Константина Кантемира и начинается «христианская жизнь» новой династии Кантемиров, которая и окунулась в христианский мир.

Ангели рассказывает, что 15 августа 1672 года, при нападении поляков на османские воинские части Константин Кантемир и его доблестные молдавские воины на берегах Днестра спасли от неминуемой гибели гарем султана Мехмеда IV.

Этот его мужественный шаг не был забыт падишахом и его окружением. 15 июля 1685 года Кантемир занял трон (1685-1693 годы) молдавского господаря и получил имя Константин.

«По мужской линии династия Константина Кантемира продолжалась 117 лет, - указывает в своей книге Федор Ангели – до кончины Антиоха Кантемира в 1744 году. В 1820 году род Кантемиров прекратился.

Тогда умер внук Дмитрия Кантемира - полковник Дмитрий Константинович, который помешался на идее о том, что является владетелем Молдавии и Валахии. Он просидел в Ревельской крепости 17 лет. Наследство рода Кантемиров по женской линии досталось князьям Шаховским и Пасекам».
«О Дмитрии Кантемире довольно много написано молдавскими, румынскими и российскими исследователями, - указывает Фёдор Ангели, - Заметным явлением в историографии стал выход в свет (2008 год) в Кишинёве работы «Династия Кантемиров. XVII – XVIII века», научным редактором которой является крупный молдавский учёный – историк, академик Академии Наук Республики Молдова Андрей Ешану».

Единственным упреком, который делает Федор Ангели авторам этой книги, состоит в том, что они, по его мнению, недостаточно использовали турецкие, арабские, персидские источники, а также архивные материалы Московского государства.

«К этим источникам, - пишет Федор Ангели, - относятся «Крымские дела Посольского приказа», «Ногайские дела Посольского приказа», «Турецкие дела Посольского приказа», «Турецкие книги Посольского приказа», «Акты времен правления царя Василия Шуйского», «Акты Московского государства», «Акты исторические» и другие документальные материалы.

Для более полного раскрытия эпохи и личности Дмитрия Кантемира и его родословия Фёдор Ангели использовал материалы турецких и российских архивов, донесения русских дипломатов и агентов.

«Все эти источники, - отмечает Фёдор Ангели, - являются своеобразной летописью внешнеполитического ведомства Московского государства, а позже – России».

Весьма ценные сведения о династии Кантемиров были почерпнуты Федором Ангели в работах турецких историков Хаккы Узунчаршалы и Энвера Зия Карала, а также в десятитомном капитальном труде австрийского востоковеда и дипломата Хаммера «История Османской Империи», которая выдержала несколько изданий также и на турецком языке. В этой работе Хаммер приводит довольно интересные факты из жизни и деятельности Кантемира Арасланоглу, деда Дмитрия Кантемира.

Использовал при написании своей книги Федор Ангели и работы румынских историков, в том числе Тахсина Джамиля, а также «Историю государства Российского» Н.М.Карамзина, «Историю России с древнейших времен» С.М. Соловьёва, «Борьба Московского государства с татарами в XVII веке» А.А. Новосельского, «Крымское ханство под верховенством Оттоманской Порты в XVIII столетии» В.Д.Смирнова и «Золотая Орды и её падение» Б.Д.Грекова и А.Ю.Якубовского.

Содержащая большое количество до настоящего времени неизвестных или малоизвестных фактов, книга Фёдора Ангели практически с момента своего выхода из печати привлекла к себе внимание и стала предметом оживлённых дискуссий в научных и общественных кругах Молдовы, Румынии, России и Турции.

http://www.islamsng.com/mda/faces/1074




Кантемир против… альянса?

***

Автор: Саша Меньшиков, статья из АиФ в Молдове №43.
100 подробностей о прославивших страну

Что мы знаем о людях, которые являются гордостью Молдовы, живших как в далеком прошлом, так и в недавнем XX веке? Проект «АиФ в Молдове» MADE IN MOLDOVA предлагает читателю познакомиться с малоизвестными фактами из жизни замечательных людей.
 
Свою «ЖЗЛ» мы начинаем с имени «первого молдавского европейца» — поэта, переводчика, дипломата и тайного советника князя Антиоха Кантемира. Не так давно исполнилось 280 лет началу его дипмиссии в Европе, да и родился он осенью, но главное — стоит вспомнить его имя потому, что литературное наследие этого европейского дипломата, жившего в Лондоне и Париже, сегодня, как никогда, актуально.

О судах и Конституции

Только самонадеянные люди думают, что знают о великих людях всё. Например, о том, что Антиох был первым российским поэтом, положим, многим известно. Но прежде всего он был первым автором политических эпиграмм. Иными словами, князь Антиох Кантемир, любимый сын господаря Молдовы Дмитрия Кантемира   и его духовный наследник, в своих произведениях как истинный демократ, обогнавший свое время, первым ввел слово «гражданин» в русский словарь. Да и понятия «естественный закон», «права народа» (нынешняя Конституция, привычный «словарь» Евросоюза) прочно обосновались у него в поэтическом словаре тоже впервые.
Словно в укор и назидание нынешним зарвавшимся чиновникам и политикам, несмотря на царскую кровь, которая текла у него в жилах (сын господаря Молдовы и византийской царевны Кассандры), он смело развивал идею естественного равенства людей и верховенства личных заслуг человека перед «породой» («Сатиры» II, V):

Ной в ковчеге с собою
           спас всех себе равных
Простых земледельцев,
           правами лишь славных.
От них мы произошли,
           один поранее,
Оставя дудку, соху,
           другой — попозднее.

Но самое удивительное, что, как бы заглядывая на три сотни лет вперёд и будто предвидя торможение судебной реформы и несоблюдение конституционных прав народа в родных краях, он пророчествовал:

Если кто вспомнит тебе               
 гражданина уставы,
Иль естественный закон,
          иль народа правы,
Плюнь ему в рожу, скажи,
          что несет околесну,
На судей полагая
          ту тягость несносну,
А судье довольно знать
          крепить приговоры,
К нам не дошло время,
          в ком председала
Над всем мудрость
          и венцы одна раздавала.
Не оставлял в покое Антиох и тех, кто зазнался благодаря пиару:
Пока пишешь кому похвалу приличну,
Добродетель его уж вся вдруг улетает,
И смраден, в пятнах, глазам нашим представляет.

Итальянская певица

Интересна позиция «первого европейца» по отношению ко всему наносному и фальшивому. Настроенный весьма критически ко всему бессодержательному, глупому, внешне блестящему, Кантемир переводит с французского «Некое итальянское письмо, содержащее утешное критическое описание Парижа и французов» — книжечку, в которой высмеиваются французские нравы, уже тогда постепенно проникавшие в Россию и вызывавшие глупые подражания. Но когда он служил Чрезвычайным Послом в Лондоне, он влюбился в иностранку. Правда, не во француженку или англичанку, а в итальянку — и отнюдь не светскую вертихвостку. Деньги, внешний блеск его не интересовали. Талант, ум женщины — другое дело.

Подругой Кантемира в Лондоне стала итальянская оперная певица Франческа Бертолли (не дальняя ли прабабушка мировой известности — современной оперной дивы Чечилии Бартоли?) , которая жила там с 1727 по 1738 год, работая в труппе знаменитого композитора Генделя. Она фактически была «голосом» его произведений. Франческа Бертолли своим контральто исполняла чаще всего мужские роли в самых известных операх этого композитора. Леди Пандарвес писала о ней: «Она настоящая красавица, похожа на Клеопатру правильными чертами и красивыми зубами; когда поет, у нее появляется очень милая улыбка». Антиох познакомился с Бертолли и сразу восторженно написал о ней любимой сестре Марии, которая отвечала ему: «Так как вы хвалите ее за красоту и любите, и я также согласна любить, с тем только условием, чтобы из поцелуев и разговоров не вышло чего-нибудь серьезного…» «Серьезного», то есть брака, не вышло, но этот роман длился долго, целых пять лет, вплоть до 1738 года, когда певица вернулась в Италию.

Шурин Петра Великого

Антиох чуть не стал самым свойским человеком в царской семье, близким родственником Петра I  и дядей наследника российского престола. Согласно авторитетным источникам (в том числе немецким, как сейчас бы сказали, — «независимым»), Петр I не на шутку увлекся любимой сестрой Антиоха — княжной Марией (4), миловидной, энергичной, высокообразованной девушкой.

Но подкупленный врач вызвал у Марии недомогание, лишившее ее радости материнства. Княжна разрешилась мертвым младенцем, отцом которого был сам царь. Если бы мальчик и другие дети от этого союза остались в живых, трудно сказать, какой бы в дальнейшем была история Российского государства, да и Молдавии тоже. Ведь у Петра не осталось наследников мужского рода.

Связь с Петром обусловила судьбу княжны. Она предпочла жить в «тихой» Москве и отказывала одному жениху за другим, причем — самым блестящим. В этой череде женихов интересен один случай: сватался к ней сам грузинский царевич Александр Бакарович, который поставил условие, чтобы его будущая жена выучилась говорить по-грузински. Княжна Мария отказала, хотя знала несколько языков и легко бы выучила ещё один, но, видно, столь насильственное лингвистическое предложение показалось ей оскорбительным.

В 1744 году княжна Мария писала брату Антиоху о желании уйти в монастырь, но брат решительно воспротивился такой «фальши положения», не веря церковникам: «Вас прилежно прошу, чтобы мне никогда не упоминать о монастыре и о пострижении вашем, я черницов весьма гнушаюсь и никогда не стерплю, чтобы вы вступили в такой гнусный чин, или буде то противно моей воли учините, то я в веке уж больше вас не увижу…» Этот год стал для Антиоха роковым и последним: он умер как истинный поэт — всего 36 лет от роду, от воспаления почек.

http://aif.md/2012/10/23/kantemir-protiv-alyansa/




Кантемир Антиох Дмитриевич

***
 
Кантемир (князь Антиох Дмитриевич) - знаменитый русский сатирик и родоначальник современной нашей изящной словесности, младший сын молдавского господаря, князя Дмитрия Константиновича  и Кассандры Кантакузен, родился в Константинополе 10 сентября 1709 г. По матери он потомок византийских императоров.

В отличие от своего отца, князя Константина, отец Антиоха, князь Дмитрий, всецело посвятил себя мирной деятельности, не оправдывая воинственной своей фамилии
(Кантемир означает либо родственник Тимура - предки Кантемира признавали своим родоначальником самого Тамерлана, - либо кровь-железо; татарское происхождение фамилии Кантемир несомненно).

Семья князя Дмитрия, в том числе и будущий сатирик, сопутствовала ему в его путешествиях и походах. Этим и объясняется, что Кантемир усвоил себе так полно дух русского языка и проявил в своих сатирах такое глубокое знание современной ему русской жизни.

Первоначальными его учителями были греки, но уже на седьмом году его жизни в семью Кантемира поступил воспитателем один из наиболее даровитых студентов Заиконоспасской академии, Иван Ильинский . Князь Дмитрий Кантемир, любивший литературу и сумевший внушить эту любовь и Антиоху, в духовном завещании отказал все свое имущество тому из своих сыновей, который проявит наибольшее расположение к научным занятиям, причем он имел в виду именно Антиоха, "в уме и науках от всех лучшего". Действительно, остальные братья оказались людьми заурядными; вкусы Антиоха разделяла только его сестра Марья, что и послужило основанием их дружбы на всю жизнь. Переписка брата с сестрой во время продолжительного отсутствия первого из России (см. Шимко , "Новые данные к биографии А.Д. Кантемира и его ближайших родственников", Санкт-Петербург, 1891) бросает яркий свет на настроение этих двух людей, мягких и гуманных в такое время, когда окружавшее их общество отличалось дикостью и жестокостью. Переписка эта и в других отношениях имеет большое значение для характеристики Кантемира: она разъясняет, почему он отказался от выгодного брака с богатейшей невестой того времени, княжной Варварой Алексеевной Черкасской, дочерью влиятельного государственного человека. Причиной этому было нежелание отказаться от литературных и научных занятий.

Дипломатической деятельности Кантемир посвятил себя главным образом потому, что пребывание за границей давало ему возможность расширить свое образование и в то же время освобождало его от непосредственного участия в политической борьбе, сопряженной с кознями и интригами. Любовь Кантемира к науке имела утилитарный характер, в петровском духе: он дорожил и самой наукой, и своей литературной деятельностью лишь настолько, насколько они могли приблизить Россию к благополучию, а русский народ - к счастью. Этим, главным образом, определяется значение Кантемира, как общественного деятеля и писателя. На тринадцатом году жизни он потерял отца. Домашнее образование Кантемира дополнилось кратковременным пребыванием в греко-славянской академии и в Академии Наук. Последняя оказала Кантемиру несомненную пользу. Особенно он ценил лекции Бернулли и Гросса и на всю жизнь сохранил большое расположение к математике и этике. Но своим обширным образованием он в значительной степени обязан лично себе. Еще юношей он внимательно следил за европейской литературой, по самым разнообразным отраслям знания. Об этом свидетельствуют собственноручные его пометки в календаре за 1728 г.

Задаваясь, еще в ранней молодости, вопросом о средствах распространения в России знаний, пригодных для жизни, и об искоренении невежества и суеверий, он признавал наиболее важным учреждение школ и считал это задачей правительства. Прельщенный могучей деятельностью Петра , Кантемир возлагал все свои надежды на монархическую власть и очень мало рассчитывал на самостоятельный почин духовенства и дворянства, в настроении которых он усматривал явное нерасположение или даже ненависть к просвещению. В самых сильных своих сатирах он ополчается против "дворян злонравных" и против невежественных представителей церкви. Когда, при воцарении императрицы Анны Иоанновны , зашла речь о предоставлении политических прав дворянству (шляхетству), Кантемир решительно высказался за сохранение государственного строя, установленного Петром Великим, 1 января 1732 г. Кантемир уехал за границу, чтобы занять пост русского резидента в Лондоне. Во внутренней политической жизни России он участия более не принимал, состоя первоначально (до 1738) представителем России в Лондоне, а затем в Париже. Деятельность Кантемира, как дипломата, еще мало исследована; даже еще не издано полное собрание его реляций; пока вышел только первый том, под редакцией профессора Александренко , обнимающий первые два года дипломатической деятельности Кантемира в Лондоне ("Реляции из Лондона", Москва, 1892). Лучшей оценкой трудов Кантемира на этом поприще являются работы Стоюнина : "Книга А. Кантемира в Лондоне и Париже" ("Вестник Европы", 1867 и 1880), далеко, однако, не исчерпывающие вопроса.

Автор подробно говорит о неблагоприятных условиях, которыми был окружен Кантемир, как дипломат; о недостатке материальных средств, урезывания или задержке более чем скромного жалованья, разносторонних поручениях, обременявших Кантемира (в роде "приискания искусной прислуги" или покупки "езженных лошадей"), - но он недостаточно оттеняет, что Кантемир все-таки успел собрать богатый материал и давал своему правительству отчеты, поражающие широтой взгляда и всесторонней оценкой политических деятелей и условий.

Литературная деятельность Кантемира началась очень рано.

Уже в 1726 г. появилась его "Симфония на Псалтирь", составленная в подражание такому же труду Ильинского: "На четвероевангелие". В том же году Кантемир переводит с французского "Некое итальянское письмо, содержащее утешное критическое описание Парижа и французов" - книжечку, в которой осмеиваются французские нравы, уже тогда постепенно проникавшие к нам.

В 1729 г. Кантемир переводит философский разговор "Таблица Кевика - философа", в котором выражены взгляды на жизнь, вполне соответствующие этическим воззрениям самого Кантемира. В том же году появляется и первая его сатира, столь восторженно встреченная Феофаном Прокоповичем и сразу установившая между ними самый тесный союз. Некоторые биографы стараются изобразить дело так, как будто союз между Прокоповичем и Кантемиром состоялся на почве общей вражды к Голицыну и что как Прокопович, так и Кантемир преследовали личные цели, - первый, опасаясь за свое политическое влияние, второй, негодуя на несправедливость Голицына, влиянием которого отцовское наследие, т. е. состояние в 10000 душ, досталось брату Кантемира, князю Константину Кантемиру, женившемуся на дочери князя Голицына (см. "Древняя и Новая Россия", 1879, том X, статью Корсакова  о процессе князя Константина Кантемира с мачехой, урожденной княжной Трубецкой).

На самом деле Прокопович и Кантемир не могли сочувствовать Голицыну, как представителю старой боярской партии, относившейся враждебно к реформам Петра; личные соображения играли тут весьма второстепенную роль. Это видно уже из того, что Кантемир нисколько не воспользовался своим участием в перевороте 1730 г. для личного обогащения, хотя это было бы для него не трудно.

Посвящая первой сатире (характерно озаглавленной "На хулящих учение") восторженные стихотворения, лучшие представители нашей церкви, Прокопович и Кролик, всенародно поспешили признать, что считают тесный союз с 20-летним преображенским поручиком вполне естественным и законным, когда тот, в талантливых стихах, ополчается вместе с ними против врагов Петра и его просветительного дела. Все дальнейшие сатиры (их всего 9) составляют только более подробное развитие мыслей, изложенных в первой.

Первое место в них занимает народ, с его суевериями, невежеством и пьянством, как основными причинами всех постигающих его бедствий. Подают ли высшие сословия хороший пример народу? Духовенство мало чем отличается от самого народа. Купечество думает только о том, как бы обмануть народ. Дворянство к практическому делу совершенно неспособно и не меньше народа склонно к обжорству и пьянству, а между тем признает себя лучше других сословий удивляется, что ему не хотят предоставить власть и влияние. Администрация по большей части продажна.

Кантемир бичует не одних только представителей низшей администрации: вчера еще "Макар всем болваном казался", а сегодня он временщик, и картина сразу изменяется. Сатирик наш обращается со словом горькой правды и к представителям власти.

"Мало ж пользует тебя звать хоть сыном царским, буде в нравах с гнусным ты же равнишься псарским".

Он с большим мужеством и с необычайной для его времени силой стиха провозглашает, что

"чист быть должен, кто туда, не побледнев, всходит, куда зоркие глаза весь народ наводит".

Он считает себя и других вправе смело провозглашать такие мысли, потому что чувствует себя "гражданином" (это великое слово им впервые введено в нашу литературу) и глубоко сознает "гражданский" долг. Кантемира следует признать родоначальником нашей обличительной литературы. Он первый смеялся у нас "смехом сквозь слезы" (это выражение также введено им впервые в нашу литературу), и смеялся им в такое время, когда, казалось, всякое сколько-нибудь свободное слово было просто немыслимо. 1729 и 1730 были годами наибольшего расцвета таланта и литературной деятельности Кантемира. Он не только написал в этот период свои наиболее выдающиеся сатиры (первые 3) но и перевел книгу Фонтенеля "Разговоры о множестве миров", снабдив ее подробными комментариями. Перевод этой книги составил своего рода литературное событие, потому что выводы ее коренным образом противоречили суеверной космографии русского общества. При Елизавете Петровне  она была запрещена, как "противная вере и нравственности".

Кроме того, Кантемир переложил несколько псалмов, начал писать басни, а в посвящениях своих сатир проложил путь позднейшим знаменитым составителям од, причем, однако, не скупился на сатирические замечания для выяснения тех надежд, которые русский "гражданин" возлагает на представителей власти. Такой же характер имеют и его басни.

Он же впервые прибег к "эзоповскому языку", говоря о себе в эпиграмме "На Эзопа", что "не прям будучи, прямо все говорит знаю", и что "много дум исправил я, уча правду ложно".

После переезда за границу Кантемир, за исключением разве первых трех лет, продолжал обогащать русскую литературу новыми оригинальными и переводными произведениями. Он писал лирические песни, в которых давал выражения своему религиозному чувству или восхвалял науку, знакомил русскую читающую публику с классическими произведениями древности (Анакреона, К. Непота, Горация, Эпиктета и других), продолжал писать сатиры, в которых выставлял идеал счастливого человека или указывал на здравые педагогические приемы (сатиры, VIII), предрешая, до известной степени, задачу, осуществленную впоследствии Бецким; указывал и на идеал хорошего администратора, озабоченного тем, чтобы "правда цвела в пользу люду", чтобы "страсти не качали весов" правосудия, чтобы "слезы бедных не падали на землю" и усматривающего "собственную пользу в общей пользе" (письмо к князю Н.Ю. Трубецкому ). Он переводил и современных ему писателей (например "Персидские письма" Монтескье), составил руководство к алгебре и рассуждение о просодии.

К сожалению, многие из этих трудов не сохранились.

В письме о "сложении стихов русских" он высказывается против господствовавшего у нас польского силлабического стиха и делает попытку заменить его тоническим, более свойственным русскому языку. Наконец, он пишет и религиозно-философское рассуждение, под заглавием "Письма о природе и человеке", проникнутое глубоким религиозным чувством человека, стоящего на высоте образованности. Мучительная смерть очень рано прервала эту кипучую деятельность. Кантемир скончался 31 марта 1744 г., в Париже, и погребен в Московском Никольском греческом монастыре.

Литература, посвященная Кантемиру, еще невелика.

К собранию его сочинений, вышедшему под редакцией П.А. Ефремова , приложена биография Кантемира, составленная Стоюниным. Самой обстоятельной критической статьей о Кантемире все еще остается статья Дудышкина , помещенная в "Современнике" (1848). Свод всего написанного о Кантемире и попытку самостоятельного освещения его политической и литературной деятельности у Сементковского : "А.Д. Кантемир, его жизнь и литературная деятельность" (Санкт-Петербург, 1893 г.; биографическая библиотека Ф.Ф. Павленкова ) и "Родоначальник нашей обличительной литературы" ("Исторический Вестник", март, 1894). Сатиры Кантемира переведены аббатом Венути на французский язык) "Satures du pr. Cantemir", 1746) и Шпилькером на немецкий ("Freie Uebersetzung der Saturen des Pr. Kantemir", Берлин, 1852). Р. Сементковский.

http://www.rulex.ru/01110549.htm




Кантемир (князь Сербан)

***

Кантемир (князь Сербан) - брат Антиоха , в 1736 г. был поручиком Преображенского полка, в 1762 г. уволен бригадиром. Написал: "Петру I - панегирическое Всесожение смиреннейше творить и приносить господарович С. К." (Санкт-Петербург, 1714). Тоже на латинском языке у Байера, в "Истории о жизни и делах князя Константина Кантемира" (Москва, 1783).




Кантемир Мария Дмитриевна 1700—1757

***
 
Дата рождения:
29 апреля 1700
Место рождения:
Яссы
Дата смерти:
9 сентября 1757 (57 лет)

Отец:
Кантемир, Дмитрий Константинович
Мать:
Кассандра Кантакузен

Княжна Мария Дмитриевна Кантемир (Марья Кантемирова, 1700—1757) — дочь молдавского господаря, князя Дмитрия Константиновича и Кассандры Кантакузен, бежавших в Россию, сестра известного русского поэта Антиоха Кантемира, любовница императора Петра Великого.
https://ru.wikipedia.org/wiki/,_




Екатерина (Смарагда) Дмитриевна Голицына - урождённая княжна Кантемир

***

(4 ноября 1720, Петербург — 2 ноября 1761, Париж) — урождённая княжна Кантемир, статс-дама, жена дипломата князя Д. М. Голицына, сестра (по отцу) поэта А. Д. Кантемира и княжны М. Д. Кантемир.

Княгиня Екатерина Дмитриевна, дочь молдавского господаря князя Дмитрия Константиновича Кантемира. Отец её в 1711 году принял русское подданство, переселился в Россию и, получил от Петра I титул светлейшего князя, женился в 1717 году на княжне Анастасии Ивановне Трубецкой и имел от неё двух сыновей, умерших в младенчестве, и дочь Смарагду-Екатерину.
Потеряв отца в возрасте четырёх лет, княжна Кантемир получила воспитание в доме матери под наблюдением её побочного брата Ивана Ивановича Бецкого и благодаря этому по справедливости считалась одной из образованнейших русских женщин своего времени.
В 1744 году Екатерина была пожалована в камер-фрейлины и со временем стала одной из самых известных и блистательных красавиц при дворе императрицы Елизаветы…




Кантемировка

***

Кантемировка — посёлок городского типа, административный центр Кантемировского района Воронежской области России и городского поселения Кантемировка.
С 1973 года — посёлок городского типа.
Население — 12,7 тыс. жителей (2009 год).

Расположен на реке Кантемировка (бассейн Дона), в 279 км к югу от Воронежа. Железнодорожная станция Кантемировка (Юго-Восточная железная дорога) на участке Россошь — Миллерово.

История

Основан в XVIII веке как слобода, которая была названа по фамилии владельцев земель Дмитрия и Константина Кантемиров. Первоначально носила двойное название Константиновка-Кантемировка.

В годы Великой Отечественной войны в районе Кантемировки шли тяжёлые бои.
В связи с освобождением станции в декабре 1942 года были названы Кантемировская улица и Кантемировский мост в Санкт-Петербурге.
В боях под Кантемировкой приняла боевое крещение сформированная в 1942 году под Воронежем 4-я танковая дивизия, получившая в память об этих событиях наименование Кантемировской. В свою очередь, в честь дивизии названа Кантемировская улица в Москве. По наименованию улицы названа станция Московского метрополитена «Кантемировская».





4-я гвардейская Кантемировская ордена Ленина Краснознамённая танковая дивизия
4-я Гвардейская Кантемировская ордена Ленина Краснознамённая танковая дивизия имени Ю.В. Андропова
4гв.тд

***

Годы существования
1945 год - 2010 год, 2013 год - по наст. время


4-я гвардейская Кантемировская ордена Ленина Краснознамённая танковая дивизия является преемницей 17 танкового корпуса, боевой путь которого начался 26 июня 1942 года на берегах Дона, западнее Воронежа.

За отличие в боях против немецко-фашистских захватчиков в районе Среднего Дона корпус в январе 1943 года был преобразован в 4-й гвардейский танковый и получил почётное наименование Кантемировский.


Рецензии