Катастрофы в море и реках. Нева Охтинский мост

Эту историю рассказал мне сам участник этой катастрофы, ныне покойный,
Котелков А.П., работавший тогда, в семидесятых годах, на сухогрузном теплоходе «Томск» первым  штурманом – механиком по совмещению профессий.

Сухогрузный теплоход «Томск», грузоподъемностью 2000 тонн Волжского пароходства следовал вниз по Неве  с Волги на Ленинград в один из портов. Суда такого типа имели сравнительно небольшую высоту,  и могли беспрепятственно проходить под Невскими мостами без их открытия к Северному грузовому району, находящемуся на берегу Невы.
Лимитирующим по высоте был только Охтинский мост, и для прохода Охтинского моста нужно было получить разрешение диспетчера движения, с которым капитан должен был связаться по рации, и сообщить свою точную высоту судна, а также получить высоту моста на данный момент.
Высота моста зависит от уровня воды в Неве и может колебаться в зависимости от ветров. Если ветер с Балтики, то уровень в Неве поднимается, если с Ладоги, снижается.

Проходить Невские мосты обязан лично капитан, но в данном случае он доверился опыту первого штурмана – механика Котелкова А.П. и в рубку не поднялся.
Котелков А.П., то ли неверно понял информацию диспетчера движения о высоте под мостом, то ли свою высоту неверно подсчитал, но теплоходу «Томск» не хватило нескольких сантиметров при проходе моста, и он рубкой задел за мост, и рубка, перевернувшись, полетела на шлюпочную палубу, и оставив невредимыми
 Котелкова А.П. и рулевого Заботина, которые находились внутри рубки.
Теплоход шел полным ходом вниз по Неве, а управление рулями и двигателями заклинило.

Первый штурман – механик Котелков скомандовал рулевому:
- Беги на бак и отдавай оба якоря, чтобы остановить теплоход, а я бегу в машинное отделение остановить двигатели!
Котелков на ручном управлении из машинного отделения остановил двигатели, а рулевой Заботин отдал оба носовых якоря. Теплоход развернуло против течения и его удалось остановить. Но ниже Охтинского моста по дну Невы проходят несколько подводных кабелей, и якоря в этом месте бросать категорически запрещено, так как при их повреждении какие – то районы города останутся без электричества. К счастью они углублены в дно Невы, и отданные якоря с «Томска» их не повредили.

В дальнейшем теплоходу «Томск» сделали рубку из фанеры, и он еще долго плавал с фанерной рубкой, пока не поставили стальную. Первого штурмана – механика
Котелкова А.П. признали виновником этой катастрофы, и его понизили в должности до второго штурмана – механика. Это был веселый и неунывающий человек, с юмором рассказавший мне эту историю, но я уверен, что в тот момент ему было не до шуток. Конечно, наказали и капитана, но оставили в должности.

Что касается отдачи якорей на полном ходу груженого теплохода и его остановки данным способом, это невероятно сложное и опасное и, вряд ли, эффективное действие. Однако  в том случае теплоход был остановлен.

На моей памяти был случай, когда я служил на таком же теплоходе в юности. Следуя вниз по Каме, первый штурман послал на бак судна вахтенного  рулевого, и приказал подготовить якорь к от даче, что тот и сделал, и ожидал приказа отдать якорь. Теплоход должен был развернуться и встать на рейде в ожидании грузовых документов, но диспетчер переменил решение, и выслал катер к проходящему теплоходу. Но скорость у теплохода  была еще велика, и катер звуковыми сигналами запросил снизить скорость теплохода. Первый штурман ответил катеру звуковым сигналом «Я вас понял» и убавил ход, но вахтенный рулевой на баке принял этот сигнал как команду «Отдать якорь».
В то время связи из  рубки с баком не существовало, а был условный сигнал гудками из рубки, немного похожий на тот, который дал штурман, и якорь был отдан. Якорная цепь с бешеной скоростью уходила из клюза. Видя это, вахтенный рулевой старался закрутить стопор цепи, но стопор вырвало цепью и конец цепи вылетел из клюза, оторвавшись от корпуса, и пролетев в сантиметрах от головы вахтенного рулевого, исчез в воде.
Тринадцать часов мы ловили нашу утерянную якорную цепь с якорем с помощью кормового якоря теплохода, но все – таки поймали, и поставили на место.

Однако, такие аварии и сильнейшие стрессы не проходят бесследно для человека. Котелков А.П. вскоре сильно заболел и был вынужден уйти с флота. Он, вместе с семьей, уехал на родину, и до конца своей жизни работал автослесарем в автопарке, удивляя начальство и сослуживцев превосходным мастерством в своем деле.


Рецензии