Дворец Петра III

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Фото Дворец Петра III Ломоносов

Самое значительное и совершенное из произведений Ринальди, относящихся к первым годам его деятельности в Ораниенбауме, — дворец Петра III. Близость архитектурного приема и отдельных деталей дворцов Петра III и Китайского не оставляет никаких сомнений в авторстве Ринальди.

Дворец Петра III — первая сохранившаяся до нашего времени постройка Ринальди. Помещения дворца Петра III небольшие.
Объемно-пространственное решение дворца Петра III необычно. Это небольшой, почти кубической формы двухэтажный павильон, увенчанный балюстрадой. В плане он квадратный, с радиально срезанным углом.

Внутренняя логика планировки дворцовых помещений с предельной ясностью выражена во внешнем облике дворца.  В своей нижней части окна второго этажа защищены ажурными коваными решетками красиво прорисованного орнамента. Прием этот характерен для Ринальди.

По обеим сторонам балконной двери устроены ниши, которые, как и дверь балкона, имеют полукруглые завершения. В нишах установлены мраморные бюсты работы мастеров середины XVIII в. Во второй этаж ведет винтовая лестница с массивными ступенями из «дикого камня» (гранита).

От Передней по периметру дворца расположены все его помещения: Буфетная, Картинный зал, Кабинет, Спальня и Будуар. Большой зал дворца, который играл роль и парадной приемной и столовой, связан с Кабинетом и Буфетной, а Спальня и Будуар были обособлены.

В пяти комнатах верхнего этажа дворца — Передней, Буфетной, Кабинете, Спальне и Будуаре — стены были затянуты дорогими тканями. Стены шестой комнаты — Большого зала — украшали пятьдесят восемь картин в деревянных посеребренных рамах.

В 1784 г. большинство картин, находившихся во дворце, передали в Академию художеств. Плафон же Большого зала, наддверные живописные панно, а также декоративные ткани, украшавшие комнаты дворца, утрачены в XIX в. Ореховая облицовка стен Будуара с тонкой накладной деревянной резьбой, выдержанная в характере декоративных приемов Ринальди, относится к 1880—1888 гг. В те же годы была произведена смена паркетов, однако ринальдиевский наборный рисунок из нескольких пород дерева, видимо, сохранен.

Отделка стен Картинного зала, согласована с сохранившейся здесь лаковой живописью на панелях, дверях и дверных проемах, исполненной по густому темно-зеленому фону золотом и серебром. Это свободно трактованные фантазии на китайские темы. Условный и плоскостной характер росписей, их линейный рисунок и отсутствие светотени свидетельствуют о знакомстве с традициями старой китайской живописи.

Всего во дворце Петра III 218 декоративных лаковых композиций, представляющих большую художественную ценность. Они размещены не только в Картинном зале, но и следующих за ним комнатах — Кабинете, Спальне и Будуаре. В Кабинете, как и в Картинном зале, они сделаны на зеленом фоне, в Спальне и Будуаре — на коричнево-красном.

«Китайская» живопись дворца композиционно связана с резьбой по дереву, которая украшает и откосы дверных проемов, и панели, и дверные полотнища. Резьба очень разнообразная, всюду накладная (кроме дверей). В ее рисунке умело сочетаются мотивы рокайля с растительными мотивами.

Отделка стены в Буфетной, украшена посеребренными деревянными резными кронштейнами. Боковые части стены обрамлены также посеребренной резьбой, напоминающей стволы пальм. Поражает изяществом и мастерством исполнения лепка во дворце Петра III.

В Будуаре сохранился один из лучших потолков работы Ринальди. В центре его расположен небольшой медальон с латинской монограммой Петра III «PF» (ПФ) и короной. По падугам изображены сцены из жизни Петерштадта.


Вернуться в основную статью http://proza.ru/2018/03/11/2204

Рецензия на «Дворец Петра III» (Григорий Аванесов)

Мне очень нравятся работы Ринальди.Жаль,что сейчас дворец закрыт, я внутри не была.Но,наверное откроют когда-нибудь. И парки с дубами- это редкость сегодня.Им по двести,триста лет, они всегда на Руси считались святыми,молебны около них свершались, да и богатыри они настоящие,такие красавцы,глаз радуют. Китайская живопись дворца особо интересна.В нашем музее много резных работ в мебели с красным лаком- шедевры!Всегда восхищаюсь ими. Представляю-как тут красиво! Спасибо за экскурс в эти чудесные места.
С теплом-Ольга.

Ольга Сергеева -Саркисова   22.03.2024   •


Рецензии
Мне очень нравятся работы Ринальди.Жаль,что сейчас дворец закрыт, я внутри не была.Но,наверное откроют когда-нибудь. И парки с дубами- это редкость сегодня.Им по двести,триста лет, они всегда на Руси считались святыми,молебны около них свершались, да и богатыри они настоящие,такие красавцы,глаз радуют. Китайская живопись дворца особо интересна.В нашем музее много резных работ в мебели с красным лаком- шедевры!Всегда восхищаюсь ими. Представляю-как тут красиво! Спасибо за экскурс в эти чудесные места.
С теплом-Ольга.

Ольга Сергеева -Саркисова   22.03.2024 06:57     Заявить о нарушении
Вам спасибо!

Григорий Аванесов   22.03.2024 07:12   Заявить о нарушении