Вокзал. Ораниенбаум

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Фото Вокзал. Ораниенбаум

Здание вокзала и посадочные платформы расположены рядом с Финским заливом, у Кронштадтской улицы. Вокзал выходит на Привокзальную площадь рядом с рекой Карастой.

Кронштадт и Ораниенбаум в сущности уже триста лет образуют единый порт. Портовую дорогу Петр I задумывает превратить в чудо. Петергофскую дорогу правильно было бы назвать Кронштадтской или Ораниенбаумской.

И желательно бы это чудо сотворить не за счет казны, которая изрядно опустела в Северной войне. Тут царю и приходит в голову гениальная мысль – раздать участки вдоль дороги своим ближайшим соратникам в награду! Но он повел обустроить каждому на ней свою усадьбу, а заодно и поддерживать в порядке свой участок дороги.

Ораниенбаум, Петергоф, Стрельна, Лигово и Екатерингоф – важные точки этой «портовой дороги», делящие ее на 4 равные части. В Стрельнее легендарное училище полярных моряков.

Вокзал железнодорожной станции Ораниенбаум: Архитектор Миллер (Мюллер) Фердинанд Логинович, год постройки 1862-1864, стиль эклектика.

Двухэтажный (первоначально трехэтажный) вокзал в наши дни лишен какого-либо сложного декоративного убранства, хотя первоначально имел нарядные фасады в стиле дворцовых построек. Ораниенбаум являлся царской резиденцией, на вокзале существовал «царский салон».
 
Главный вход располагался, как и сейчас, в центральной части здания, где были устроены три двери с полуциркульным завершением. Над входом был установлен металлический зонтик. Ризалиты вверху завершались балюстрадой. Центральный дополнительно имел завершение в виде небольшой надстройки, которая сейчас обозначена конструкцией с круглым оконным проемом без рамы.
 
Фасады отмечены тремя ризалитами с рустованными углами. Фасад на уровне полуподвала до сегодняшнего дня сохранил крупную рустовку стен. Прямоугольные окна, как первого, так и второго этажа имели фигурное обрамление наличниками, утраченное при последующих переделках.

Мое детство и юность связаны с этим вокзалом! Любая поездка начиналась и заканчивалась через него. Приморская Петергофская дорога – это цепь парадных усадеб на пути из Петербурга в царскую резиденцию, которая начала создаваться при Петре I и достигла расцвета при Екатерине II.

                Музей Оранэлы

Музей занимается изучением истории Стрельнинской линии Петербургского трамвая, а также "Мира Оранэлы" - юго-западной окраины Санкт-Петербурга, расположенной вдоль древней Нарвско-Петергофской дороги.

Здание Княжевской подстанции (краснокирпичного промышленного модерна начала ХХ века) построено в 1914—1915 годах как часть инфраструктуры Ораниенбаумской электрической железной дороги (Оранэлы). Расположено по адресу: Санкт-Петебуг, проспект Стачек, дом № 91.

Проектом Ораниенбаумской электрической железной дороги — первой в России пригородной электрической железной дороги — предусматривалось создание собственной энергосистемы, состоящей из Центральной электрической станции в Волынкине и трех подстанций: в Княжево, Стрельне и Мартышкино. Они должны были питать контактную сеть дороги на 60-километровом протяжении от Нарвских ворот до Красной горки.

Преобразование переменного тока в постоянный должно было осуществляться электро-механическим способом посредством мотор-генераторов. Оборудование, предусмотренное проектом электрической железной дороги, так и не было установлено из-за войн и революций проект не был осуществлен.

Во время Великой Отечественной войны здание подстанции оказалось на линии фронта и использовалось как наблюдательный пункт. На находящемся поблизости Т-образном перекрестке трамвайных путей из трамвайных вагонов было создано заграждение Петергофского шоссе. Трамвайный парк №8 (бывшее депо Оранэлы). В память об этом вблизи подстанции в 2007 году установлен памятник Блокадному трамваю.

                Дуб каштанолистный

Рядом со зданием растет находящийся под охраной дуб каштанолистный, практически единственный в Санкт-Петербурге экземпляр. Другое подобное дерево находится в Ботаническом саду БИН РАН, однако существенно меньшего размера.

Возраст дуба около подстанции около 80 лет, согласно одной из версий его саженец, вероятно, был привезен делегацией из Азербайджана в знак благодарности за перевоз части оборудования Оранэлы для строительства первой в СССР пригородной электрической железной дороги Баку — Сабунчи.


Вернуться в основную статью http://proza.ru/2018/03/11/2204


Рецензии
Спасибо за воспоминания, очень интересно!.С теплом-Ольга.

Ольга Сергеева -Саркисова   22.03.2024 06:42     Заявить о нарушении
Большое спасибо

Григорий Аванесов   22.03.2024 07:12   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.