Радисты Черноморского морского пароходства

                Связь-она как воздух...пока ее
                не испортили- никто не замечает!..
   
     Первые мореходы все сообщения передавали флажками и фонарями.
      
     Радио (Лат.radio-излучаю,испускаю)  Это беспроводная передача
     информации, при которой используется радиоволна,свободно         
     распространяемая в пространстве.

     За рубежом создателем радиотелеграфии считается итальянец Г.Маркони.(1895)

     В России изобретателем радиосвязи считают Попова А. С 1895г.

     В США считают, что радио изобрел Никола Тесла, запотентовавший в 1893,
     радиопередатчик, а в 1895г р/приемник.

     Некоторые считают, что Н Тесла владел даром предвидения, как баба
     Ванга. И что в результате его опытов образовалась ударная волна,
     которую потом назвали (Тунгусский  метеорит)

     Азбука Морзе была придумана художником Самюэлем Морзе в качестве
     простой связи ,благодаря чему и появился сигнал "S O S"

      После гибели п/х "Титаник" сигнал "S O S" был усовершенствован.

      В 1963 плавая на старейшем ледоколе "Владимир Ильич" (построен
      в 1917 г в Англии) я еще застал на нем радиоаппаратуру фирмы -
      "Маркони".  Ламповый передатчик 90х50 см мощностью 400 Вт.

      Передатчик был такой басистый-голосистый, что все радисты Черноморского
      бассейна его сразу узнавали.

      Кстати, капитаном на ледоколе был Сергей Темкин-первый начальник
      Черноморского пароходства.
      
      В 1957 г. на практике на п/х "Соликамск" интересно было работать
      на передатчике фирмы "Телефункин". При работе на ключе его релюшки
      хрипели как лягушки. Капитан судна Попов В всегда называл этот передатчик
      лягушатником.

     Это был единственный капитан на Черном море который не боялся первого
     помощника капитана (помполита) Визы у него не было и ее и не предвиделось.
     Судно ходило на линии Жданов-Поти, на перевозке руды и угля.

     Эти суда Польской постройки называли "Горбатые" из-за мостика посреди
     судна. В плохую погоду, когда хорошо качало капитану приходилось
     самому становиться за штурвал, так как вахтенный матрос и штурман не
     выдерживали качку и постоянно бегали к борту мостика, чтобы травануть
     за борт.

     Мелкое Азовское море иногда штормило так, что вылетали иллюминаторы
     и срывало боковые трапы. В старые времена во время шторма, чтобы рулевой
     не бросал свое рабочее место ему на шею одевали ведро. И удобно сплюнуть
     и палубу не пачкали отходами пиши.

     Единственные недостатки нашего капитана-это постоянное курение и мат-
     пере мат. Это было его хобби. Экипаж к этому уже привык и считал-это
     нормальным явлением.

     В Одессе после войны появилось много мореходных училищ. Все они готовили
     кадры для Черноморского пароходства. Морское училище нр 3 готовило
     судовых радистов, электриков, мотористов, сварщиков, токарей.

      Хочется отметить замечательных преподавателей:
      Лев Вестель, Борис Кашин.  Директор Тонконогий.

      Доброе слово хочу сказать о коллективе радио центра "ЧМП"
      Нач. связи: Дьяченко, Суханов, Гусак, Козий В.

      Инженеры связи: Богданов В, Гольбаум, Наумов.

      Нач. смен: мастера спорта связи-Глозман А, Певзнер Ж, Шевченко Н,
      Меженская Т, Совко С, Анатолий Демидов.
 
      Хочется отметить писателей бывших нач. Р/станций Анатолия Носкова,
      Николая Прощенко, Виктора Попова за их интересные морские рассказы.


      Как быстро меняется технология связи. Десять лет назад любой капитан
      не вышел бы в море без радиста. А сейчас эту должность упразднили, как
      и многие другие морские специальности. На смену классической радиосвязи
      пришла ГМССБ -GVDSS (глобальная Морская Система Спасения при бедствии)      

      Вместо огромных радиорубок, передатчиков, приемников, антенного
      хозяйства теперь стоят компактные радио-установки космической связи,
      которые обслуживают штурмана. Связь космическая, но и цены стали
      тоже космические. 1 минута разговора с круизного лайнера стоит 15 баксов.
      Да, флота и пароходства уже нет, но дух дружбы-морской связи ЖИВ.
      Желаю всем удачи и семь футов под килем!!!


                Любишь китайцев, люби и масочки носить.

               
                Для мужчин.
                После 30 лет у женщин слабеют мышцы ушей,
                и лапша перестает держаться.


                -Пап, а куда аист девается, после того как
                принесет ребенка? Как куда? Назад в трусы.   
            
 

                А.А.К.
                Одесса
                2020




         


Рецензии
Здравствуйте, Анатолий! Хороший рассказ. Пару замечаний, если позволите. Я в ЧМП работал всего шесть лет, но помню, что Теодор Иванович Продан, капитан "Большевика Суханова", никого не боялся. Не буду развивать тему. Дружил я со Слвиком Станом, с Сашей(?) Селютиным. Оба тогда на старых поляках работали, на Солнечногорске и на Суханове. Из нашиз прозайцев - бывших радистов отмечу Мореаса Фроста, Андрея Абинского, Николая Прощенко,Александра Попова7. Виктора Попова не знаю, их много, попрошу дать сноску.

Михаил Бортников   15.07.2020 21:27     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.