Системная окрошка для финансиста

       (Продолжение "Системные недоумения из толпы" и "Системные особенности IT")

       Я написал вышеприведенные части эссе до выборов Президента. Представляете, как я был обескуражен, когда после выборов и реорганизации Правительства РФ Т.А.Голикову повысили до "расстрельной" должности вице-премьера по социалке, а на ее место в Счетную палату назначили системного извращенца. А.Л.Кудрин всей своей деятельностью и излагаемыми взглядами демонстрирует одномерное, в лучшем случае плоское, отношение к проблемам и задачам, стоящим перед Россией, как это следует из приведенного выше виртуального поединка. Тем самым, преступно или, скорее всего, по некомпетентности, извращается системный подход к управлению жизненным циклом такой самоорганизующейся системы, как Россия.

       Столь резкий вывод требует максимально подробной (допустимой в формате эссе) и обоснованной аргументации в едином пространстве действующих соглашений о связях (мне больше нравится термин - норм коллективного поведения), но с учетом независимой логики физических процессов, игнорирование которых неизбежно ведет к самоликвидации систем, разложению их на элементарные природные составляющие и ассимиляции окружающей средой. Сделаем это, оттолкнувшись от нашей действительности, и попутно зацепим намерения Д.Трампа.

       Простая фрагментарная экскурсия по сайтам структур федерального госуправления и Санкт-Петербурга показывает, что чиновники любого уровня, практически поголовно, работают в режиме "переписи населения". Только в роли населения выступают те активы, которые призваны обслуживать занимаемые ими должностные столы. Все управление сводится к рассылке виртуальной организационно-распорядительной документации (ОРД) или командирования представителя с соответствующими полномочиями на хозяйствующий или управляемый ФВО с целью проведения мероприятий и сбора данных, прописанных в этой самой ОРД, да сведения их в отчеты, на основании которых можно приготовиться к следующему "распилу" бюджета соответственного уровня.

       Неужели не понятно, что ни Минфин, ни Минэкономразвития с его Росимуществом только потому, что это имущественно-финансовый комплекс, ничего стоящего не придумают для реформирования системы ФГУПов? Они же вместо реального информационно-технологического аудита и серьезного системного анализа полученных данных с учетом региональных особенностей по России подсунут учетно-отчетный суррогат в стиле "ключ-значение". А Алексей Леонидович ратует за то, чтобы в это болото опустить и бизнес, и госпредприятия, и, надо полагать, и сельское хозяйство с наукой, здравоохранением и образованием до кучи.

       То, что это не шутки, подтверждают и высказывания Г.О.Грефа по легализации виртуальных криптовалют и технологии блокчейн. К счастью, ЦБ РФ и другие чиновники от финансов на фундаментально-интуитивном уровне не одобряют (пока?) введение криптовалют в обычный хозяйственный оборот. Зерно опасений было брошено на финансовую почву в момент краха Бреттон-Вудской системы, когда вопрос обеспечения покупательной способности традиционных валют стал осязаемо дрейфовать от материального эквивалента в сторону виртуальных соглашений о связях.

       В самом деле, чем, из крестьянских соображений, для меня может быть привлекательна валюта чужой страны? Да тем, что я могу купить в этой стране нечто важное, ценное для меня, чего не могу произвести самостоятельно или купить в своей стране за свои деньги. Пока это было золото, Де-Голль и решил купить его в США на "пароход" долларов. Тут дядя Сэм засуетился, пнул генерала с поста Президента Франции и заменил доллар, обеспеченный золотом, на Ямайскую валютную систему с плавающим курсом валют.

       Системно это событие вполне объяснимо. Если общий по номиналу объем назначенной мировой валюты ограничен сверху, например, имеющимся золотым запасом в случае с долларом, либо алгоритмом в случае с любым видом криптовалюты, то при наращивании объемов товаров и услуг на рынке цены на каждую торгуемую позицию должны регулярно пересматриваться в строну уменьшения, иначе валюты просто не хватит на обслуживание товарной массы и предоставляемых услуг. Указанное ОНТП можно преодолеть только в том случае, если организующий и управляющий центр самоорганизующейся системы, объемлющей государства, договорившиеся о введении единой валюты, сможет реализовать алгоритм оптимизации (то есть, введение некоторых ограничений) объемов производства и продаж товаров, а также предоставляемых услуг и ценовой политики, причем в режиме реального времени. (Ничего ни напоминает, применительно к ЕС?)

       Отчётливо проблемы Бреттон-Вудской  системы были сформулированы в дилемме (парадоксе) Триффина:

       "Эмиссия ключевой валюты должна соответствовать золотому запасу страны-эмитента. Чрезмерная эмиссия, не обеспеченная золотым запасом, может подорвать обратимость ключевой валюты в золото, что вызовет кризис доверия к ней. Но ключевая валюта должна выпускаться в количествах, достаточных для того, чтобы обеспечить увеличение международной денежной массы для обслуживания растущего количества международных сделок. Поэтому её эмиссия должна происходить невзирая на размер ограниченного золотого запаса страны-эмитента."

       Обратите внимание, что Бреттон-Вудская  конференция положила начало таким организациям, как Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР), который и сегодня является основным кредитным учреждением Всемирного банка. Чем сегодня занимаются перечисленные учреждения можно посмотреть в Internet, а с системной точки зрения они, как раз, и призваны исполнять роль структур, реализующих оптимизирующие алгоритмы управления мировой экономикой.

       Становится просто интересно, а что же это за такие алгоритмы? Сама Бреттон-Вудская  конференция была созвана, чтобы установить соглашения о связях по преодолению парадокса Триффина для финансовой системы, основанной на "золотом стандарте". Но, именно в силу этого парадокса, золото-долларовый стандарт международной валютной системы (заметим, "золотой стандарт" и доллар - мировая валюта, это разные валютные системы, см. Википедию) приказал долго жить Ямайской валютной системе с плавающим курсом валют.

       Любой оптимизирующий алгоритм не может существовать без целевой функции, по колебаниям которой около оптимума можно судить о правильности воздействий организующего и управляющего центра системы на независимые переменные, от которых эта функция зависит. Лучше всего, если целевая функция имеет физически обусловленный экстремум. Для организующего и управляющего центра самоорганизующейся системы это высший пилотаж, если для своих регулирующих структур он находит оптимизирующий алгоритм с целевой функцией, имеющей максимум или минимум в текущих условиях жизненного цикла этой системы. Тогда для субсоциумов участвующих в ансамблевом поведении, реализующем жизненные циклы всех вложенных в систему и смежных с ними внешних ФВО из окружающей среды, эффективность такого оптимизирующего алгоритма управления становится очевидной.

       Для иллюстрации наших рассуждений несколько цитат из

       http://gtmarket.ru/ organizations/ international –monetary -fund/info

       (не забываем удалять технологические пробелы в ссылке)

       и Википедии (статья "Экономический рост"):

       "МВФ - это специализированное учреждение ООН, созданное в целях развития международного финансового сотрудничества и международной стабильности в валютно-финансовой сфере. МВФ также стремится способствовать международной торговле, высокой занятости и устойчивому экономическому росту, а также сокращению бедности во всём мире."
"Основная задача МВФ заключается в обеспечении стабильности международной валютно-финансовой системы, системы обменных курсов и международных расчётов, которая позволяет странам (и их гражданам) вести операции друг с другом."
       "Каждая страна, которая вступает в МВФ, принимает обязательство открывать свою экономическую и финансовую политику для контроля со стороны международного сообщества. В целях поддержания стабильности и предотвращения кризисов в международной финансовой системе на МВФ возложена обязанность вести наблюдение за экономическими и финансовыми изменениями в мире. Этот процесс, известный как "надзор", осуществляется как на глобальном уровне, так и на уровне отдельных стран и регионов."
       "Экономический рост - это увеличение объёма стоимости произведённых товаров и услуг в национальной экономике за определённый период времени (как правило, за год)."
       "В своём базовом научном труде - монографии "Теория экономического развития", впервые вышедшей в 1911 году, Йозеф Шумпетер определил экономический рост как количественные изменения - увеличение производства и потребления со временем одних и тех же товаров и услуг. Экономическое развитие Йозеф Шумпетер определил как положительные качественные изменения, новшества в производстве, в продукции и услугах, в области управления, в других сферах жизнедеятельности и видах экономической деятельности."
       "В отличие от комплекса показателей для экономического развития, экономический рост - более простой количественный показатель. Под реальным выпуском обычно понимают реальный (то есть очищенный от факторов инфляции) валовой внутренний продукт (ВВП), реже - реальные валовой национальный продукт (ВНП), чистый национальный продукт (ЧНП), или национальный доход (НД)"
       "Некоторые критики высказывают опасения, что узкий взгляд на экономический рост, в сочетании с глобализацией, может привести к развитию такого сценария, согласно которому произойдёт системный коллапс природных ресурсов на нашей планете.
       Другие критики, на основе археологических исследований, приводят примеры цивилизаций, которые, по утверждению исследователей, исчезли потому, что окружающая экосистема не могла обеспечить рост этих цивилизаций."

       Системные выводы из приведенных цитат:

       - управляющие, надзирающие и оптимизирующие структуры при ООН (МВФ, МБРР и т.п.) занимаются международной коммерцией, а вовсе не экономикой. Различия в целях и компетенциях специалистов в указанных сферах деятельности отчетливо понимал Йозеф Шумпетер еще в 1911 году;
       - подмена комплекса показателей для экономического развития на экономический рост - не просто некое упорядочение и/или упрощение в расчетах, а подмена идеологии осознанного международного баланса интересов на идеологию социального эгоизма некоторого избранного надгосударственного субсоциума по отношению ко всему остальному Миру;
       - примат валютно-финансового регулирования, статистический надзор за "развесистой клюквой" ценовых, фискальных показателей и производных финансовых активов не более, чем реализация полномочий принуждения упомянутого надгосударственного субсоциума в принятых соглашениях о связях;
       - идеологии социального эгоизма любого по масштабу субсоциума имманентно (изначально присуще) пренебрежение ОНТП от действий структур, реализующих его полномочия принуждения. Поэтому организующий и управляющий центр такого субсоциума принципиально не может выдвинуть оптимизирующего алгоритма с целевой функцией, минимизирующей ОНТП. Вследствие этого субсоциумы такого рода неизбежно генерируют самые разнообразные кризисы от развивающихся ОНТП. Характернейший пример - нашествие мигрантов в ЕС и неспособность его организующего и управляющего центра к их полноценной социальной интеграции и, тем более, искоренению причин такого переселения.

       Возраст жизненного цикла современной глобальной экономики, существующей в парадигме Ямайской валютной системы, составляет около 40 лет. Этого срока оказалось вполне достаточно, чтобы расцвел целый букет ОНТП, обсуждаемых в СМИ, от ожидания дефолта в экономике США до вооруженных конфликтов и социальных волнений в различных регионах мира. Однако, по-прежнему действуют старые соглашения о связях и по-прежнему эксперты пытаются прогнозировать события в глобальных международных отношениях, опираясь на показатели ВВП.

       С тех пор, как коммерсанты навязали Миру идеологию социального эгоизма через, так называемую, западную систему ценностей, в странах "золотого миллиарда" было построено общество потребления, даже не задумывавшееся об экономическом развитии по Йозефу Шумпетеру. А в этом случае невозможно выработать нормы коллективного поведения, корректно и заранее отслеживающие возможность наступления ОНТП от действий организующего и управляющего центра.

       Характерным признаком накатывающегося системно-структурного кризиса в мировом экономическом развитии по Йозефу Шумпетеру, в отличие от десятка экзогенных и эндогенных моделей экономического роста через призму ВВП, является доля реализуемых услуг, исчисляемая через ценовые показатели. Дело в том, что в системном анализе, изучающем жизненные циклы самоорганизующихся систем в логике независимых физических процессов, услуги, не встроенные в операционные кортежи по генерации или поддержанию режимов функционирования общесистемных ресурсов, рассматриваются как невозвратные и неутилизируемые потери, то есть, собственно, ОНТП.

       Сравним с точки зрения экономического развития по Йозефу Шумпетеру, чем отличаются услуги садовника или сантехника от услуг камердинера или горничной в замке какого-нибудь английского лорда. Работу садовника и сантехника в жизненном цикле замка можно оценить не только их зарплатой, в зависимости от удовлетворенности лорда, но и ландшафтным парком или безупречно работающими ванной и туалетом. Дело вовсе не в аморальности содержания челяди, когда ты можешь самостоятельно одеться, протереть пыль в горнице или сменить постельное белье, а в том, что нельзя оценивать экономическое развитие замка тем, сколько потратил лорд на содержание свой дворни.

       Поэтому, с тех пор, как миру навязали Ямайскую валютную систему с соответствующими "смотрящими" структурами, их деятельность в обеспечение стабильности международной валютно-финансовой системы, системы обменных курсов и международных расчётов утратила основополагающую связь с экономическим развитием государств в пользу виртуальных соглашений о связях. А последние, на поверку, просто являются правилами игры, которые главный игрок в любой момент может менять по своему усмотрению. Причем это касается не только валютно-финансового регулирования, но и международного права, торговых, спортивных, культурных отношений, вплоть до внутригосударственных укладов и принятых национальных демократических процедур в различных странах.

       Прошло время. Если сегодня сравнить ВВП стран с экономиками из первой десятки в предметном, а не финансовом исчислении от авианосцев до зубочисток, да еще раскрасить их по качеству исполнения, то привлекательность их валют очень сильно поплывет в сравнении с установленным паритетом. Поинтересуйтесь в Internet - ВВП США, Великобритании и Франции на 75% состоят из услуг, а ФРГ и Китая около 55%. Как Вы считаете, с учетом масштабного коэффициента, какая группа из приведенных стран более развита именно в экономическом смысле?

       Тогда, что же удерживает котировки валют на современном уровне. Прежде всего, это энергоносители! Но материальное обеспечение валюты энергоносителями - вещь динамическая и, принципиально, исчерпаемая, даже для ядерного топлива. Поэтому, уже сегодня, в дополнение к энергоносителям должно быть что-то еще, что обеспечивает паритет валют. Это "еще" - такие услуги, предоставляемые какой-либо структурой (не обязательно государством), которые не могут предоставить другие и без которых нельзя обойтись. Таких услуг, известных Человечеству сегодня, две - финансы (не просто наличные, но весь набор иезуитских монетарных алгоритмов) и полномочия принуждения. А предоставляет их всему Миру (или позволяет предоставлять в какой-то части другим) одно государство - США (или структуры, прикрывающиеся этим брендом).

       На рубеже между миллениумами никто не решился бы оспаривать этого обстоятельства. Но сегодня выросли два полновесных конкурента, девальвировавших монополию хозяйчика и на финансы, и на полномочия принуждения, которые, одним словом, называются ВЛАСТЬ. Теперь силой не напугать Россию, а за деньги не купить Китай. Если не нарушать естественный ход событий, то Россия нарастит свои финансовые возможности, а Китай военную мощь до уровней, вполне сопоставимых с США.

       Мировой организующий и управляющий центр отчетливо понимает все эти расклады. Поэтому, используя все свои возможности и влияние, он и вмешивается в события в доступных ему регионах добычи энергоносителей и на их рынках, а также применяет экономическое давление и силовые акции, пытаясь максимально затормозить выравнивание финансовых возможностей и полномочий принуждения между США, Китаем и Россией. Но главной целью такого показного поведения является вовсе не стремление удержать ВЛАСТЬ в прежней парадигме, а, при пока еще благоприятной конъюнктуре для этого центра, создать новый вид монопольной услуги, которую не сможет предоставить никто, кроме США, и навязать эту услугу всему Миру.

       Пока ЦБ любого государства печатает наличные купюры и чеканит звонкие монеты, а в законах прописано, что они обеспечены всем достоянием страны, паритеты валют будут зависеть от того, как правительства стран управляют своей экономикой и о каких правилах игры они договорятся на международном уровне. Это всегда так, поскольку без государственных полномочий принуждения деньги не стоят, ровным счетом, ничего! Отсюда, идея - нужно вообще отказаться от самого института национальных валют, заменив его на виртуальную, так называемую, криптовалюту, а заодно, и от госрегулирования экономики.

       У кого хватит подготовки и терпения, попробуйте отыскать, хотя бы в Internet, сведения об алгоритмах функционирования криптовалют и гибридных блокчейн. Я ведущий инженер-программист еще советского "розлива" средней (хотелось бы верить, что выше средней) квалификации. И моих навыков достаточно, чтобы сформулировать несколько системных вопросов, без вразумительных ответов на которые ни в коем случае нельзя принимать на государственном уровне, так называемые, IT-решения ввода в оборот криптовалют и блокчейн:

       а) Кто разрабатывает и контролирует (имеет право коррекции и несет ответственность за это и в каком объеме) алгоритм майнинга (фактически - эмиссии) каждого вида криптовалюты, сколько возможно таких видов и каким числом валютных единиц ограничен сверху максимально достижимый объем таких платежных средств, запущенный в хозяйственный и финансовый оборот?
       б) В чьих руках, в конечном итоге, окажутся вычислительные мощности ферм по майнингу криптовалют, когда мировой организующий и управляющий мегацентр навяжет новые соглашения о связях, читай, новую парадигму полномочий принуждения?
       в) Парадокс Триффина для виртуальных криптовалют, вроде бы, преодолевается принципиальным ограничением общего объема соответственных монет, которые позволяет намайнить заданный алгоритм. Тогда рост товарооборота на рынках, обслуживаемых только одним видом криптовалюты, возможен только при грамотном управлении соответствующим организующим и управляющим центром процессом адекватного и сбалансированного снижения цен производителями и коммерсантами на все торгуемые позиции на таких рынках.
       Понятно, что приведенное соображение - утопия. Отсюда, возможны три варианта агрессивного навязывания и продвижения идеи виртуальных криптовалют:
       1 - снятие принципиального ограничения на общий объем в процессе майнинга выбранной криптовалюты со ссылкой именно на парадокс Триффина;
       2 - предусмотреть в разрабатываемом варианте новых соглашений о связях для валютно-финансового регулирования право на генерацию, время от времени, нового вида криптовалюты с требуемым верхним пределом ее общего объема, конечно под пристальным вниманием соответственных надзорных органов.
       Этот вариант, фактически, такой же, как и вариант-1. Только он жутко пудрит мозги не только обывателям, но и вполне продвинутым политикам и финансистам и, одновременно создает массу возможностей по генерации еще неизвестных, новых видов полномочий принуждения тем структурам, которые приберут к своим рукам возможности из пунктов а) и б) настоящего перечисления;
       3 - самый вероятный вариант. Приучив политические и финансовые элиты наиболее развитых стран к идее криптовалют и пропустив их через череду криптовалютных пузырей и кризисов по типу кризиса доткомов, в итоге предложить всем единую криптовалюту, но при этом сохранить все существующие. Фишка в том, что надо убрать хоть какой-нибудь материальный эквивалент (золото, ВВП, энергоносители) и котировки традиционных валют осуществлять посредством криптовалюты.
       Оцените идею! В последнем варианте криптовалюта не используется для обслуживания международного и внутреннего товарооборота и, следовательно, не подвержена парадоксу Триффина. Она становится исключительно инструментом котировок национальных валют. Для технического, сервисного и программного обслуживания такого проекта у фирмы IBM даже близко не видно ни одного конкурента. Если Вы прочитали тексты по предложенным мною ссылкам, то для Вас будут очевидны ответы на сформулированные мной же вопросы в пунктах а) и б). Альтернатива возможна только на международном уровне, например, в рамках БРИКС.
       г) Особую привлекательность, в том числе, и для финансистов России, имеет второй столп, на котором основана идея криптовалюты - технология блокчейн. Обычно, коммерсанты и финансисты восхищаются тем свойством блокчейна, что это IT-решение позволяет избавиться от посредников в соглашениях между людьми, где обычно требуется третье лицо, которому доверяют все стороны контракта. У меня масса профессиональных сомнений в корректности реализации такого ФВО-IT в плане логико-алгоритмических основ, материальных затрат, администрирования и обслуживания собственно информационных потоков, а также их взаимодействия с потоками других видов (критику попроще можно посмотреть, например здесь https:// rb.ru/opinion/ real-blockchain/ и здесь https:// habrahabr.ru/ company/ kaspersky/ blog/336036/), но гораздо более опасны системные ОНТП от такого ФВО-IT товара.

       Поверхностная выгода избавления от посредников, на самом деле, маскирует мерзкое, гаденькое желание, присущее любому коммерсанту - избежать присутствия "ока государева" в момент совершения сделки с тем, чтобы раз за разом устанавливать свои "дворовые" правила игры, надувая друг друга, а, в конечном счете, тех "терпил", которые составляют большинство населения. Здесь я предлагаю реверсивный прием. Сначала положения системного анализа для жизненных циклов устойчивых самоорганизующихся систем, а потом подборка цитат из Internet (без ссылок, чтобы не загромождать текст, да и ссылки устаревают и/или удаляются самими авторами), иллюстрирующая намерения разнообразных субсоциумов воздействовать на такие циклы.

      Это мне понадобилось затем, чтобы отследить связь и взаимовлияние независимой физической логики протекания многомерных жизненных циклов самоорганизующихся систем различных уровней вложенности и норм коллективного поведения в парадигме социального эгоизма. Анонсированный прием будет применен уже в следующих звеньях "Ожерелья системного отшельника".


Рецензии