Сергей Маковский
До эмиграции Маковский проявил себя как организатор многих выставок и один из ведущих художественных критиков. Его «Страницы художественной критики» в трех книгах (1906, 1908, 1913) были известны любителям искусства во всех уголках России. Оказавшись в эмиграции, Маковский упрочил свой авторитет искусствоведа и критика, являясь редактором журналов «Встреча» и «Дело». В первой половине 20-х годов в Праге были изданы его «Силуэты русских художников». За ними последовали «Графика М. В. Добужинского», «Последние итоги живописи», «Народное искусство Прикарпатской Руси». Жил Маковский сначала в Праге, затем в Париже, где продолжал свою редакторскую деятельность. В 1926 -1932 гг. он был одним из редакторов крупной русской газеты «Возрождение». С 1949 г., когда возникло издательство «Рифма», под редакцией Маковского стали выходить изящные сборники эмигрантских поэтов. Второй поэтический сборник самого Маковского вышел в 1940 г. В послевоенные годы одна за другой выходят еще семь его поэтических книг. Девятый сборник стихов - «Requiem» - был издан посмертно в 1963 г. Кроме того Маковский издал две книги своих мемуаров - «Портреты современников» (1955) и «На Парнасе Серебряного века».
Умер Маковский в Париже в мае 1962 г.
ххх
Горит полуденное лето,
от зноя дымно в синеве,
сухая серебристость света -
как пыль на выжженной траве.
Не шелохнётся воздух чистый,
не дрогнет горная сосна.
Юг средиземный, день лучистый,
сияющая тишина!
Таинственна, первоначальна -
в ней тонут небо и земля,
и как-то радостно-печально
ей отвечает жизнь моя.
ххх
Зноен день, но с гор прохлада:
и жара, и не жара.
В этих старых липах сада
ветер шелестит с утра.
Небо, даль, просторы... Боже!
этакая благодать -
на качалке полулёжа
и дремать и не дремать,
слушать тишины безбрежной
голоса: цикады скрип,
гуд пчелы и шорох нежный,
шелковистый шорох лип.
И беззвучье и звучанье,
песня золотого дня...
Этой музыке молчанья
нет названья у меня.
ххх
Пусть отчизны нет небесной
и чудес не ждёт земля -
всё Творение чудесно:
время, солнце, звёзды, я,
мысль моя, вот это слово,
прозвучавшее в веках,
свет и тени сна земного,
сон о райских берегах...
Коль обманет - что же, что же?
Здесь, во тьму из темноты,
этот луч сознанья, Боже,
этот луч сознанья - Ты.
ДОЖДЬ
Ах, воистину чудесен
день весенний! Даже в дождь.
Лес мне дорог и без песен,
сладок запах мглистых рощ.
В гнёздах прячутся наседки,
плачет небо, на траву
тихо каплет с каждой ветки
сквозь намокшую листву.
Низко облака над лесом.
Грустно, сыро и темно.
Пусть! И дождевым завесам
завораживать дано.
Лужи, грязь, вода в овраге.
Дождь... А всё ж как хороша
этой животворной влаги
лес обнявшая душа!
ххх
Снег россыпью алмазной падает,
на солнце светится с утра.
Земля и умирая радует,
и в зимней скудости щедра.
Мирами искорок бесчисленных
мерцает белый полог зим,
а кружева ветвей безлиственных
вдали - как лиловатый дым.
Февральскими снегами скована,
она не верит нищете.
Земная вечность уготована
её небесной красоте...
Модернизм и постмодернизм http://proza.ru/2010/11/27/375
Свидетельство о публикации №220042200367
Ваши экскурсы в мир литературы всегда интересны.
Маковский обладал особым вкусом, я бы сказала магия вкуса, он чувствовал душой и людей и природу...
Лора Шол 25.04.2020 17:02 Заявить о нарушении
Константин Рыжов 25.04.2020 18:14 Заявить о нарушении
Как и творчество Константина Случевского с его "великой трясиной" и тем, что падает с неба и что в земле...
Лора Шол 25.04.2020 18:31 Заявить о нарушении