Сергей Маковский

Историк искусства, художественный критик, поэт, мемуарист, издатель, редактор, организатор художественных выставок Сергей Константинович Маковский родился в августе 1877 г. в Петербурге, в семье известного художника Константина Маковского. Впервые он выступил в печати с критическими статьями в 1898 г. и с тех пор на протяжении 64 лет оставался  активным деятелем русской культуры.  Как поэт Маковский начинал «с веком наравне», проходя через увлечения, свойственные молодым поборникам нового искусства. Его первая поэтическая книга «Собрание стихов» вышла почти одновременно с первыми сборниками Блока и Гумилева в 1905 г. В 1907 г. он участвовал в создании журнала «Старые годы» и был одним из его редакторов. В 1909 г. по инициативе и при самом активном участии Маковского был основан журнал «Аполлон», ставший настоящим феноменом художественной и литературной жизни своего времени. Платформа журнала была выработана Анненским и Маковским еще до первого учредительного собрания "Аполлона" в мае 1909 г. Первый номер журнала увидел свет 24 октября. На торжественном обеде по этому поводу Анненский говорил о "новой интеллигенции", собравшейся под сенью "Аполлона" и соединяющей в себе культурный традиционализм с прогрессивностью.
До эмиграции Маковский проявил себя как организатор многих выставок и один из ведущих художественных критиков. Его «Страницы художественной критики» в трех книгах (1906, 1908, 1913) были известны любителям искусства во всех уголках России. Оказавшись в эмиграции, Маковский упрочил свой авторитет искусствоведа и критика, являясь редактором журналов «Встреча» и «Дело». В первой половине 20-х годов в Праге были изданы его «Силуэты русских художников». За ними последовали «Графика М. В. Добужинского», «Последние итоги живописи», «Народное искусство Прикарпатской Руси». Жил Маковский сначала в Праге, затем в Париже, где продолжал свою редакторскую деятельность. В 1926 -1932 гг. он был одним из редакторов крупной русской газеты «Возрождение». С 1949 г., когда возникло издательство «Рифма», под редакцией Маковского стали выходить изящные сборники эмигрантских поэтов. Второй поэтический сборник самого Маковского вышел в 1940 г. В послевоенные годы одна за другой выходят еще семь его поэтических книг. Девятый сборник стихов - «Requiem» - был издан посмертно в 1963 г. Кроме того Маковский издал две книги своих мемуаров - «Портреты современников» (1955) и «На Парнасе Серебряного века».
Умер Маковский в Париже в мае 1962 г.

ххх

Горит полуденное лето,
от зноя дымно в синеве,
сухая серебристость света -
как пыль на выжженной траве.

Не шелохнётся воздух чистый,
не дрогнет горная сосна.
Юг средиземный, день лучистый,
сияющая тишина!

Таинственна, первоначальна -
в ней тонут небо и земля,
и как-то радостно-печально
ей отвечает жизнь моя.

ххх

Зноен день, но с гор прохлада:
и жара, и не жара.
В этих старых липах сада
ветер шелестит с утра.

Небо, даль, просторы... Боже!
этакая благодать -
на качалке полулёжа
и дремать и не дремать,

слушать тишины безбрежной
голоса: цикады скрип,
гуд пчелы и шорох нежный,
шелковистый шорох лип.

И беззвучье и звучанье,
песня золотого дня...
Этой музыке молчанья
нет названья у меня.

ххх

Пусть отчизны нет небесной
и чудес не ждёт земля -
всё Творение чудесно:
время, солнце, звёзды, я,
мысль моя, вот это слово,
прозвучавшее в веках,
свет и тени сна земного,
сон о райских берегах...
Коль обманет - что же, что же?
Здесь,  во тьму из темноты,
этот луч сознанья, Боже,
этот луч сознанья - Ты.

ДОЖДЬ

Ах, воистину чудесен
день весенний! Даже в дождь.
Лес мне дорог и без песен,
сладок запах мглистых рощ.

В гнёздах прячутся наседки,
плачет небо, на траву
тихо каплет с каждой ветки
сквозь намокшую листву.

Низко облака над лесом.
Грустно, сыро и темно.
Пусть! И дождевым завесам
завораживать дано.

Лужи, грязь, вода в овраге.
Дождь... А всё ж как хороша
этой животворной влаги
лес обнявшая душа!

ххх

Снег россыпью алмазной падает,
на солнце светится с утра.
Земля и умирая радует,
и в зимней скудости щедра.

Мирами искорок бесчисленных
мерцает белый полог зим,
а кружева ветвей безлиственных
вдали - как лиловатый дым.

Февральскими снегами скована,
она не верит нищете.
Земная вечность уготована
её небесной красоте...

Модернизм и постмодернизм  http://proza.ru/2010/11/27/375


Рецензии
Спасибо, Константин.
Ваши экскурсы в мир литературы всегда интересны.
Маковский обладал особым вкусом, я бы сказала магия вкуса, он чувствовал душой и людей и природу...

Лора Шол   25.04.2020 17:02     Заявить о нарушении
Вы правы, Лора! Может быть, творчество Маковского несколько в тени корифеев Серебряного века. Но это был поэт со своей темой, со своим голосом, со своим мироощущением. Захотелось дать о нем хотя бы небольшую справку. Быть может, кто-то заинтересуется. У Маковского много хороших стихотворений.

Константин Рыжов   25.04.2020 18:14   Заявить о нарушении
Согласна. В тени.
Как и творчество Константина Случевского с его "великой трясиной" и тем, что падает с неба и что в земле...


Лора Шол   25.04.2020 18:31   Заявить о нарушении