Истребление индейцев каранкава
----------------------------------
На протяжении более чем ста лет испанцы без особого успеха пытались организовать миссию для каранкава. Некоторые из них, в конце концов, были собраны в миссии, но большинство отвергло этот образ жизни. Атанас де Мезье, француз, нанятый испанцами в качестве индейского агента, также не добился никакого прогресса в своих усилиях по установлению мира с каранкава посредством торговли. В конце 1770-х годов Мезье выступал за уничтожение этого племени, но предложенный им план не был осуществлен. Однако к концу испанского владычества в Техасе, население каранкава всё же значительно сократилось в результате эпидемий и других последствий европейского вторжения.
Столкновение 1819 года с Жаном Лаффитом и пиратской колонией на острове Галвестон обошлось каранкавам особенно дорого. Инцидент произошел, когда люди Лаффита похитили женщину каранкава, и племя решило отомстить, собрав 300 воинов, чтобы напасть на пиратский лагерь. Узнав о готовящемся нападении, Лафитт послал две сотни своих людей, вооруженных двумя пушками. Потеряв около тридцати человек, преследуемые пиратами, каранкава отступили на материк. На материке были убиты еще несколько индейцев. Эта встреча стала крупным поражением для некогда могущественного племени.
Мексика получила независимость от Испании в 1821 году, и новое правительство поощряло англо-американскую иммиграцию в малонаселенную провинцию Техас. По мере того как поселенцы прибывали на территорию каранкава, столкновения становились все более частыми. Мексиканские власти пытались защитить колонистов, заключив мир с каранкава, но их усилия не увенчались успехом. Колонисты, вдохновленные Стивеном Ф. Остином объединились, чтобы избавиться от индейской угрозы. Остин был убежден, что уничтожение является единственным приемлемым решением проблемы связанной с каранкава.
В мае 1821 года каранкава убили пятерых американских моряков, потерпевших кораблекрушение на северной оконечности острова Падре.
В сентябрь 1822 года в устье реки Колорадо пропали трое(4) колонистов остававшихся охранять запасы на двух судах, груженных товарами для иммигрантов. Их так и не нашли, а товары были разграблены. В этом происшествии заподозрил индейцев каранкава.
В 1823 году, после того как Стивен Остин основал в низовьях реки Бразос город Сан Фелипе де Остин, один из поселенцев сообщил, что несколько каранкава поднялись вверх по реке Колорадо и расположились лагерем в устье Скул-Крик, северо-западного притока Колорадо, в пятнадцати милях ниже его поселения (в десяти милях к югу от современного Колумбуса). Из засады они только что убили Лоя и Элли, двух его юных друзей. (29 авг., 1823) Они пытались помешать туземцам, украсть наполненную зерном пирогу.
Он описывает этих индейцев как высоких, крепких мужчин, с великолепной внешностью. Эти превосходные лучники и свирепые каннибалы жили между Бразос и Бразос Сантьяго. Из своих луков таких же длинных, как и они сами, индейцы попадали в цель с большой точностью на расстоянии ста ярдов. Их волосы собраны в красиво украшенные косы.
25 февраля в ответ на гибель Лоя и Элли колония подняла подразделение милиции сформированное Робертом Куйкендаллом из 25 человек. Обнаружив лагерь каранкава на ручье Черепа(Скул-Крик), колонисты убили 19 или 20 мужчин племени и уничтожили дома предварительно разобрав нужные им вещи. Skull Creek massacre
Вскоре колонисты начали работать над заключением союза с тонкава - индейцами этого региона, в которых они видели только «великих нищих», не угрожавших их желаниям поселиться на этой земле. С их помощью Остин начал поощрять и обострять войну между конкурирующими индейскими племенами, чтобы ликвидировать каранкава, а также продолжал нападать на самих «враждебных» индейцев.
6 июля 1823 остинский колонист Джон Дж. Тумлинсон-старший убит каранкавами и вако (вичита) близ нынешнего города Сегин; колонист Джозеф Ньюман спасся бегством.
В октябре 1823 Остин снабдил эмигрантские племена - коушатта, алабама и чокто -порохом и свинцом для нападения на каранкава, которые совершали грабежи колонистов. Обнаружив отряд коко (каранкава), они убили вождя, его сына и трех других соплеменников.
В начале 1824 один каранкава убит двумя колонистами недалеко от устья реки Колорадо. В начале того года Остин начинает атаки на каранкава, нападением на деревню племени коко (каранкава) выше по течению от устья реки Бразос, убив семь человек. Колонисты в Бейлис Прери (между нынешним Энглтоном и Западной Колумбией) убивают несколько каранкава, пытавшихся купить боеприпасы и другие товары. 13 июня колонист из Остина на реке Колорадо убил человека из отряда каранкавов, забившего одну из его коров.
В середине июня 1824 капитан Джесси Бернам и 30 колонистов из Остина в двух милях над устьем реки Колорадо обстреляли каноэ с каранкавами. Восемь индейцев были убиты.
Kaранкава не были частью конной культура южных равнин. В основном они путешествовали пешком или на долблёных каноэ, когда плавали по заливу. Чтобы обеспечить средства к существованию, группы передвигались, следуя циклам прибрежных сезонов, рыбачили, охотились, занимались собирательством.
Стивен Ф. Остин и его колонисты находились в напряженных и враждебных отношениях с каранкава, язвительно и насмешливо отзываясь о племени и их культуре. Вопреки распространенному предположению, это страх нападения каранкава, а не команчей, привел в 1823 году к формированию техасских рейнджеров (Texas Rangers). В завоевании каранкава и тонкава, Келли Ф. Химмел цитирует журнал 1821 Остина, в котором он описывает встречу с каранкава во время приобретения земли для своей новой колонии. Несмотря на тот факт, что встреча была дружественной, Остин неожиданно заканчивает свое повествование, называя каранкава «врагами человека», и завершает свое описание, оправдывая политику уничтожения, которую в дальнейшем собирается использовать при взаимодействии с этим племенем.
Почти сразу в отношениях между колонистами Остина и каранкава проявилась напряжённость. Kaранкава возмущались желанием колонистов превратить свои рыбацкие и охотничьи угодья в пахотные земли, что привело к жестоким и смертельным столкновениям с поселенцами.
22 июня 1824 года между колонистами низовий реки Бразос и индейцами каранкава(Karankawa) произошло сражение на Джонс Крик. В середине июня, после индейских рейдов, в результате которых погибло несколько иммигрантов, Стивен Ф. Остин приказал провести карательную экспедицию, задействовав капитана Рэндала Джонса и группу из двадцати трех поселенцев. По словам Джонса, проблемы начались в магазине, когда воины потребовали продать боеприпасы. Разгорелась борьба, и индейцы бежали в свой лагерь, а Джонс с поселенцами их преследовали. Следующим утром поселенцы напали на тридцать индейцев, разбивших лагерь на берегу ручья, который позже стал называться Джонс-Крик, в южном округе Бразориа недалеко от устья реки Бразос. В результате перестрелки трое белых и 15 индейцев были убиты; поселенцы вернулись домой, а индейцы отступили через реку Сан-Бернар, но продолжали беспокоить поселенцев. Ручей с тех пор носит имя Джонса.
В сентябре 1824 убиты иммигранты в двигавшиеся от устья реки Бразос по пути в колонию Остин. В нападении обвинили каранкава. Всё это привело к приказу Остина 1825 года преследовать и убивать на месте любых каранкава.
В 1824 году он лично возглавил экспедицию примерно из девяноста человек, которая заставила каранкава искать убежища в миссии Ла-Байя. Священник миссии устроил перемирие между колонистами и индейцами. В соответствии с условиями соглашения, каранкава, возглавляемые вождем Антонито, согласились оставаться к западу от реки Лавака. Этот договор продлили в 1827 году импресарио Грин деВитт и два вождя каранкава, Антонито и Дельгадо.
В феврале 1826 года семьи Элиша Флауэрс и Чарльза Кавано подверглись нападению 70 каранкава, недалеко от Live Oak Bayou на Олд-Кейни-Крик. Погибли пять женщин: жена Кавано, три дочери и жена Флауэрса Полли. В том же месяце в отместку за это нападение Айлетт К. Бакнер возглавил роту техасской милиции, выступив против каранкава. Обнаружив группу индейцев племени коко, оказавшихся в ловушке в устье реки Колорадо - примерно в трех милях к северу от современного города Матагорда, ополченцы начали расстреливать из винтовок мужчин, женщин и детей племени коко, когда они плыли по воде и взбирались на противоположный берег в отчаянной попытке спастись бегством. Группа колонистов во главе с Эйлетом К. Бакнером перебила 40-50 каранкава.
Колонисты называли это место бойни «пунктом переодевания» («Dressing Point» Massacre), потому что там индейцы получили «переодевание, которое заслужили». После резни индейцы коко покинули этот регион и поселились к западу от Гуадалупы вместе с другими племенами. Другие небольшие группы остались, но постоянно подвергались преследованиям со стороны поселенцев, которые занялись «индейской охотой» как спортом. Они также регулярно насиловали индеанок.
13 мая 1827 года вождь Антонио подписал второй мирный договор, навсегда уступив землю колонистам.
Анонимный мексиканский документ 1828 года сообщает, что "Tarancahuases y Cujanos" являются прибрежными племенами, рассеянными от гавани Корпус-Кристи (на северо-востоке) до реки Колорадо. Они хорошие бойцы и часто нападают на колонистов Сент-Остина, хотя и отброшены ими. Оба племена имели около ста семей совместного населения.
В своё время они были очень могущественной и воинственной нацией, которую мексиканцы и другие племена индейцев очень боялись за их беспримерную дикость и жестокость. Они были людоедами, и до сих пор рассказывают ужасные истории о зверствах, совершенных ими в отношении некоторых изолированных семей, которые были одними из пионеров на побережье Техаса. Непрерывные межплеменные войны, в которых каранкава, похоже, потерпели катастрофическое поражение, к этому времени значительно сократили их численность, так что когда в начале войны за отделение Техаса их услуги были предложены мексиканцам, силу племени могли представлять 200-250 воинов. Они оказали весьма эффективную услугу мексиканцам, изведя несколько рассеянных семей вдоль побережья, где солдаты не могли развернуться, и бесшумно и быстро проходили, как хищные птицы в своих каноэ вдоль берега, из Копано вдоль заливов Треспаласиос и Матагорда, всегда избегая преследования. Внезапно напав на беззащитных жителей, они не щадили ни стариков, ни женщин, вовлекая всех живых существ в одну общую бойню. Они исчезали так же тихо, как и приходили, оставив лишь руины, чтобы рассказать историю.
Впоследствии, видимо, из-за предательского поведения по отношению к ним со стороны мексиканцев, а отчасти из-за того, что индейцы начали предвидеть конечный результат войны и важность получения защиты от американцев, когда их господство должно было утвердиться в Техасе, эти индейцы вместе с другими племенами - примерно во время знаменательной битвы при Аламо(6 марта 1836), или сразу после того, покинули мексиканцев и стали номинально союзниками американцев, которые неуклонно набирали силу и мощь. В битве при Аламо эти индейцы сильно пострадали, и многие воины - действительно, цвет племени - были убиты или захвачены в плен.
С того времени они находились под защитой американского флага, и поселенцы, таким образом, были защищены от дальнейших нападений; поскольку индейцы прекрасно понимали, что их существование в качестве племени полностью зависит от безоговорочного послушания, по крайней мере, что касается внешних действий. Условия, навязанные как цена их защиты; любое отклонение будет означать полное истребление. Вероятно, их симпатии всегда были на стороне мексиканцев, но ненависть к американцам жаждала какой-то возможности обезопасить себя.
В 1833 группа каранкава потребовала зерно у Дэниела Джилленда, колониста из Остина, жившего тогда неподалеку от современного Уортона. Вождь натянул лук, подтверждая свои требования, а Джилленд направил на него ружьё. Отказавшись дать им хоть что-нибудь, он собрал отряд поселенцев и напал на лагерь каранкава, убив нескольких индейцев. 17 августа банда из пяти каранкава совершила набег на ранчо Ла Парра (недалеко от современной Сариты), убив десять человек - одного мужчину и девять женщин и детей. Индейцы ограбили ранчо, захватив в плен одну женщину и трех девочек. В тот же день каранкава совершили набег на (мексиканское) ранчо близ Гуадалупе Виктория (современная Виктория). Подразделение милиции из 14 человек вступило в бой с каранкавами, убив трех воинов и молодую девушку.
19 мая 1834 года подразделение мексиканской милиции из Виктории (тогда известная как Guadalupe Victoria) атакует деревню каранкава близ Арройо Трес Паласиос на заливе Матагорда (современный Паласиос). Во время битвы, которая длится полтора часа, убиты шесть индейцев-мужчин и четыре женщины.
29 октября 1835 каранкава атаковали отряд техасских солдат под командованием майора Джорджа Сазерленда - в двенадцати милях от крепости Голиад на дороге в Сан-Антонио. Один техасец, Дэвид М. Коллинсворт, убит.
Несмотря на договор, племена каранкава продолжали проникать к востоку от реки Лавака, и между колонистами и каранкава часто случались конфликты. Численность племени неуклонно уменьшалась по мере того, как они сражались с растущим англо-техасским населением, а также с враждебными тонкава и команчами. Когда в 1836 году Техас стал независимой республикой, каранкава были уже настолько подавлены, что их больше не считали грозным врагом.
К 1840-м годам вдоль побережья Техаса оставались только отдельные остатки племени.
В 1844 году подразделение мексиканских ополченцев во главе с капитаном Тринидадом Алдретом атаковало группу индейцев каранкава в 50 милях к юго-западу от города Корпус-Кристи. В мае полковник Л. П. Кук был убит каранкавами во время переправы через реку Гуадалупе недалеко от Виктории. В ноябре капитан Джон Ф. Кемпер убит теми же индейцами в своем доме в Кемперс Блафф, торговом посту на реке Гуадалупе.
Э. Кривиц, чья статья о племенах Техаса была опубликована в 1851 году, но составлена гораздо раньше, сообщал о десяти или двенадцати бедных рыбацких семьях каранкава, которые жили тогда на заливе Аранзас и реке Нуэсес. (Miihlenpfordt, d. Freistaat Texas, p. 120). Из-за скудости индейцев побережья, два французских миссионера, Одайн и Эстан, в 1842 году предприняли усилия чтобы объединить остатки каранкава с другими исчезающими племенами в миссию. Возможно, в связи с сообщением, что священник привел некоторых из этого племени в Исла-дель-Падре для обучения и воспитания, защиты от ударов мстительных колонистов, пошли слухи, что все каранкава на тот момент покинули материковую часть Техаса.
В середине 1840-х годов большинство выживших каранкава перебрались на юг в Тамаулипас, Мексика, чтобы избежать давления со стороны растущего техасского населения, но к югу от Рио-Гранде они столкнулись с аналогичными проблемами. Племя, обвиняемое в грабеже поселений в районе Рейноса, подвергалось постоянным нападениям со стороны мексиканских властей.
Битва при заливе Хайнс, состоявшаяся осенью 1852 года, предположительно стала последним сражением между техасцами и индейцами каранкава. После убийства поселенца Джона Ф. Кемпера в ноябре 1844 года большинство каранкава бежали из страны. Однако к 1852 году они вернулись в свои лагеря на берегу залива Хайнс в округе Рефуджио. Вскоре они начали забивать местный скот и заниматься мелким воровством, как в прежние времена. В ответ на это граждане округа Рефуджио приняли решение избавиться от неприятностей связанных с общиной каранкава. Уильям Кюйкендалл случайно наткнулся на индейский лагерь и доложил о его присутствии Джону Хайнсу, который собрал около тридцати добровольцев. Среди поселенцев, служивших в ополченческой роте Хайнса, были Томас О'Коннор, Уильям Кейкендалл, Карлос де ла Гарса, Уолтер Ламберт, Джеймс У. Бирн и Джон Р. Бейкер . Техасцы окружили индейский лагерь близ Хайнсвилла и застали индейцев врасплох. Каранкава оказали ожесточённое сопротивление, но в конечном счете большинство из них были убиты. Техасцы не понесли никаких потерь, сообщения о точном числе убитых индейцев разнятся. Пятьдесят девять мужчин, женщин и детей, переживших нападение, согласились покинуть страну, чтобы никогда не возвращаться, и отступили через Рио-Гранде, найдя убежище в Тамаулипасе.
К концу 1850-х годов каранкава были вытеснены обратно в Техас, где поселились в окрестностях города Рио-Гранде. Местные жители не приветствовали племя, и в 1858 году техасский отряд, возглавляемый Хуаном Н. Кортиной, напал и уничтожил эту оставшуюся маленькую группу каранкава. После этого последнего поражения прибрежное племя Техаса считается вымершим.
Каранкава, которым удалось пережить 300 лет контактов с европейцами, в конечном счете, пали жертвой быстрой американской колонизации и прямой истребительной войны. До конца своего существования эти прибрежные народы сохраняли свою культуру, связанную с охотой, рыболовством и собирательством.
---------------------------------------------------------
"Каранкава" - название, используемое для группы из пяти племен Южного Техаса, которые, как полагают, имели общие территории, языки и культуру. Группы, известные как Cocos, Carancaguases, Cujanes, Coapites и Copanes, населяли регион вокруг пяти эстуарных провинций прибрежного Техаса — заливов Галвестон, Матагорда, Сан-Антонио, Копано и Корпус-Кристи.
КУХАНЫ CUJANE Индейцы племени кухан (Cohanni, Coxane, Cujano, Guyane, Kohani, Qujane, Quxane) представители народов каранкава, впервые названные так в начале XVIII века, жили на побережье Техаса близ залива Матагорда, где были тесно связаны с коапита и собственно каранкава. В то время они, по-видимому, располагались между реками Колорадо и Гваделупе, но позже эта граница была расширена на запад вдоль побережья по крайней мере до залива Аранзас. В 1722 году для кухане и их каранкавских партнёров около залива Матагорда была основана миссия Эспириту Санто де Зунига(Esp;ritu Santo de Z;;iga), но вскоре она была оставлена из-за частых военных столкновений между испанцами и индейцами. В 1730-х годах нескольких индейцев племени кухан уговорили войти в миссию Nuestra Se;ora de la Pur;sima Concepci;n de Acu;a в Сан-Антонио. В 1745 году, когда миссия Esp;ritu Santo de Zu;iga была перемещена в окрестности нынешнего Голиада, некоторые из кухан пришли, но вскоре покинули миссию. Затем в районе Голиад в 1754 году была основана миссия Нуэстра-Сеньора-дель-Росарио для племени кухан, чье имя в это время стало общим названием для всех каранкаванских групп, за исключением копане (Copanes). Индейцы племени кухан входили и выходили из этой миссии, пока она не была секуляризована(стала светской) в 1831 году. Когда в 1793 году основана миссия Нуэстра-Сеньора-дель-Рефуджио, некоторые из куджанов поселились там, оставаясь до тех пор, пока она не была оставлена в 1828 году. Индейцы племени кухан не входившие в миссии, продолжали жить вдоль близлежащего побережья. Вскоре после англо-американской колонизации прибрежного региона, куханы начали терять свою этническую идентичность среди прибрежных индейцев, обычно называемых каранкавами, которые исчезли около 1858 года.
Предпринимались попытки отождествить индейцев племени кухан с несколькими группами, названными в записях экспедиции Ла Саля, в частности Ebahamo, Kouan, Kouyam и Quinet. Поскольку все эти группы, очевидно, жили в, или недалеко от первоначального района проживания кухан, звуковые соответствия в названиях дают единственную основу для идентификации. Quinet и Kouan, по-видимому, фонетически наиболее похожи на Cujane, но это нуждается в поддержке надежных документальных доказательств. Отождествление Quevene упомянутых Альваром Нуньес Кабеса де Вака с кухане является сомнительным, поскольку 175 лет или более отделяют первоначальные записи об этих группах.
КОКО, COCO. Индейцы племен коко (Caaucozi, Caocasi, Cascossi, Coke, Quaqui, Quoaque) подразделение каранкаван, жившее на побережье Мексиканского залива между реками Лавака и Бразос. Они наиболее часто связываются с низовьями реки Колорадо - районом, который в настоящее время охватывают округа Колорадо, Уортон и Матагорда. Большинство писателей связывают название Coaque (Caoque) из записей Кабеза де Вака(;lvar N;;ez Cabeza de Vaca) с коко конца семнадцатого и восемнадцатого веков, но это не может быть точно установлено. А. С. Гатшет приравнивает бискатронге (Biskatronge) к коко, не приводя для этого никаких видимых причин. Индейцы коко впервые стали известны благодаря документам экспедиции Ла Саля (La Salle), который записал их под именем Quoaque. Коко - наиболее часто используемое испанское обозначение для этих людей; англо-американцы называли их - коке. Во второй половине восемнадцатого века коко были представлены в различных испанских миссиях: Сан-Антонио-де-Валеро в Сан-Антонио, Сан-Ильдефонсо и Нуэстра-Сеньора-де-Ла-Канделария на реке Сан-Габриэль недалеко от места будущего Рокдейла, Нуэстра-Сеньора-дель-Росарио недалеко от места современного Голиада и Нуэстра-Сеньора-дель-Рефуджио рядом с участком, который стал городом Рефуджио. Некоторые из коко сохранялись в своей исконной области вдоль низовий реки Колорадо, где в начале девятнадцатого века их встретили англо-американские колонисты. Позже эти коко слились с остатками других каранкаванских групп и стали известны как каранкава. Индейцы каранкава вымерли к 1858 году.
КОАПИТЕ, COAPITE. Коапиты (Coapiste, Guapica, Guapite) - индейцы племени каранкава, которых, впервые назвали так в XVIII веке, жили на побережье Техаса близ залива Матагорда, где они были тесно связаны с племенами куджан (Cujanes) и собственно каранкава. В 1722 году для этих индейцев была учреждена миссия Esp;ritu Santo de Zu;iga близ залива Матагорда, но военные действия между испанцами и индейцами вскоре привели к ее удалению. В 1754 году испанцы вновь попытались просветить коапитов и их каранкаванских сподвижников, учредив миссию Нуэстра-Сеньора-дель-Росарио близ места будущего Голиада. Коапиты периодически входили и выходили из этой миссии вплоть до 1831 года. В этот период несколько индейцев-коапита вошли в миссию Nuestra Se;ora de la Pur;sima Concepci;n de Acu;a в Сан-Антонио. Некоторые из коапита также вошли в миссию Nuestra Se;ora del Refugio, когда она была основана в 1793 году и, как сообщалось, находились там до 1828 года. После этого остатки индейцев коапита, по-видимому, слились с группой, известной англо-американским поселенцам как каранкава, которые исчезли в середине XIX века.
Thomas N. Campbell
КОПАНЫ COPANE. Индейцы копан (Cobane, Coopane, Kopano) были группой каранкаван, которые в XVIII веке жили в средней части побережья Техаса, главным образом на заливах Копано, Сан-Антонио и между ними. Мало что известно о копанах, кроме того, что они были представлены в прибрежных миссиях Нуэстра-Сеньора-дель-Росарио и Нуэстра-Сеньора-дель-Рефугио между 1751 и 1828 годами. Вполне вероятно, что индейцы племени копан, пережившие период миссий, присоединились к остаткам других групп каранкава, которые стали известны как индейцы племени каранкава. Все каранкаванские группы вымерли к 1858 году.
BIBLIOGRAPHY:
Herbert E. Bolton, "The Founding of Mission Rosario: A Chapter in the History of the Gulf Coast," Quarterly of the Texas State Historical Association 10 (October 1906). H. E. Bolton, "Records of the Mission of Nuestra Se;ora del Refugio," Quarterly of the Texas State Historical Association 14 (October 1910). Herbert Eugene Bolton, Texas in the Middle Eighteenth Century (Berkeley: University of California Press, 1915; rpt., Austin: University of Texas Press, 1970). William E. Dunn, "The Founding of Nuestra Se;ora del Refugio, the Last Spanish Mission in Texas," Southwestern Historical Quarterly 25 (January 1922). Frederick Webb Hodge, ed., Handbook of American Indians North of Mexico (2 vols., Washington: GPO, 1907, 1910; rpt., New York: Pageant, 1959). William H. Oberste, History of Refugio Mission (Refugio, Texas: Refugio Timely Remarks, 1942).
The Karankawa Indians, the Coast People of Texas, 1891
https://tshaonline.org/handbook/online/articles/bmc99
https://library.uta.edu/borderland/tribe/karankawa
"ИНДЕЙСКОЕ ЧТИВО" в "контакте"
Свидетельство о публикации №220042200053
Денис Елишев 22.04.2020 07:13 Заявить о нарушении
Дмитриев 22.04.2020 07:26 Заявить о нарушении
Григорий Коротков 22.04.2020 20:33 Заявить о нарушении