150 лет вождю мирового пролетариата

Сегодня, 22 апреля 2020 года,  исполняется 150 лет со дня рождения Владимира Ильича Ленина.  И хотя на него выпало немало критических слов, разве чуть меньше, чем на его ученика и последователя Иосифа Сталина, однозначной оценки личности вождя мирового пролетариата в мировой истории не существует.

Ленин известен, прежде всего, как один из вождей Великой Октябрьской революции 1917 года, когда была свергнута монархия, а Россия превратилась в социалистическую страну. Ленин был председателем Совета Народных Комиссаров (правительства) новой России - РСФСР, считается создателем СССР.

Владимир Ильич не только был одним из самых видных политических вождей за всю историю России, он также был известен как автор множества теоретических работ по политике и общественным наукам, основатель теории марксизма-ленинизма,  создатель и главный идеолог Третьего интернационала (союза коммунистических партий разных стран).

Краткая биография Ленина

Ленин родился 22 апреля 1870 года в городе Симбирске, где проживал вплоть до окончания Симбирской гимназии в 1887 году. После окончания гимназии Ленин уезжает в Казань и поступает там в университет на юридический факультет. В этом же году казнят Александра - брата Ленина, за участие в покушении на императора Александра III – для всей семьи это становится трагедией, так как о революционной деятельности Александра никто не догадывался.

Во время учебы в университете Владимир Ильич является активным участником запрещенного кружка «Народной Воли», также участвует во всех студенческих беспорядках, за что спустя три месяца его и отчисляют из университета. Полицейское расследование, проведенное после студенческого бунта, выявило связи Ленина с запрещенными обществами, а также участие его брата в покушении на Императора – это повлекло за собой запрет для Владимира Ильича восстановиться в университете, и установку над ним пристального надзора. Ленин был причислен к списку «неблагонадежных» лиц.

В 1888 году Ленин снова приезжает в Казань и вступает в один из местных марксистских кружков, где начинает активно изучать работы Маркса, Энгельса и Плеханова, которые в будущем окажут огромнейшее влияние на его политическое самосознание. Примерно в это время и начинается революционная деятельность Ленина.

В 1889 году Ленин переезжает в Самару и там продолжает разыскивать сторонников будущего государственного переворота. В 1891 году он экстерном сдает экзамены за курс юридического факультета Санкт-Петербургского Университета. В это же время его взгляды, под действием Плеханова, эволюционируют с народнических до социал-демократических, и Ленин разрабатывает свою первую доктрину, положившую начало ленинизму.

В 1893 году Ленин приезжает в Санкт-Петербург и устраиваться работать помощником адвоката, продолжая при этом вести активную публицистическую деятельность – он выпускает множество работ, в которых изучает процесс капитализации России.

В 1895 году после поездки заграницу, где Ленин встречается с Плехановым и многими другими общественными деятелями, он организует в Петербурге «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» и начинает активную борьбу против самодержавия. За свою деятельность Ленин был арестован, провел год в тюрьме, а затем направлен в ссылку в 1897 году, где, однако, продолжал свою деятельность, несмотря на запреты. Во время ссылки Ленин сочетался официальным браком со своей гражданской женой – Надеждой Крупской.

В 1898 году состоялся первый тайный съезд партии социал-демократов (РСДРП) во главе с Лениным. Вскоре после Съезда все его члены (9 человек) были арестованы, однако начало революции было положено.

В 1905-1907 годах во время первой революции Ленин находится в Швейцарии, однако продолжает активно сотрудничать с русскими революционерами. На короткий срок в 1905 году он возвращается в Петербург и руководит революционным движением, однако вскоре уезжает в Финляндию, где знакомится со Сталиным.

В следующий раз Ленин возвращается в Россию лишь в феврале 1917 года и сразу становится во главе очередного восстания. Несмотря на то, что довольно скоро его приказывают арестовать, Ленин продолжает свою деятельность нелегально. В октябре 1917 года, после государственного переворота и свержения самодержавия, власть в стране полностью переходит к Ленину и его партии.

Реформы Ленина

С 1917 года и вплоть до своей смерти Ленин занимается реформацией страны в соответствии с социал-демократическими идеалами:
• Заключает мир с Германией, создает Красную армию, которая принимает активное участие в гражданской войне 1917-1921 годов;
• Создает НЭП – новую экономическую политику;
• Дает гражданские права крестьянам и рабочим (рабочий класс становится основным в новой политической системе России);
• Реформирует церковь, стремясь заменить христианство новой «религией» - коммунизмом.
Он умирает в 1924 году после резкого ухудшения здоровья. По приказу Сталина тело вождя помещают в мавзолей на Красной площади в Москве.

Роль Ленина в истории России

Роль Ленина в истории России огромна. Он был основным идеологом революции и свержения самодержавия в России, организовал партию большевиков, которая смогла прийти к власти, в достаточно короткие и сроки  полностью изменить Россию политически и экономически. Благодаря Ленину Россия превратилась из Империи в социалистическое государство, в основе которого лежали идеи коммунизма и главенства рабочего класса.

Созданное Лениным государство просуществовало практически на протяжении всего ХХ века и стало одним из сильнейших в мире. Личность Ленина до сих пор вызывает споры среди историков, однако все сходятся на том, что он – один из величайших мировых вождей, когда-либо существовавших в мировой истории.

В советские годы из Владимира Ильича Ленина сделали абсолютно идеального человека, "доброго дедушку", почти святого. В 90-е же, после распада СССР, отношение к вождю стало прямо противоположным: на его голову сыпались проклятия почти во всех злодеяниях тех лет. Из-за этого даже затмился настоящий человеческий образ Ленина, т. е. тот, каким он был в обычной жизни. Сегодня я  хотел бы рассказать вам о привычках, особенностях, любимых и нелюбимых вещах Владимира Ильича.

Внешне Ленин ничем не отличался от своих современников. Он был среднего роста, обычного телосложения. У него были чуть раскосые глаза и слегка выдающиеся скулы (видимо, подарок от предков-калмыков). Но интересно то, какого цвета были волосы у Ильича. По черно-белым фотографиям сложно понять, но Ленин имел ярко-рыжую бороду и волосы. С детства Владимир Ильич сохранил быстроту и четкость движений (всем известны его фотографии с выступлений с вытянутой вперед рукой), которых напрочь лишился только в годы болезни. Еще одной чисто природной чертой вождя была его картавость, которая точно является самой известной особенностью Владимира Ильича.

Его образ невозможно себе представить без знаменитого костюма -"тройки" и той самой кепки, в которой он ходил почти круглый год. Эти атрибуты появились у Ленина перед возвращением в Россию в 1917 году. Соратники вскладчину купили своему вождю достойный для политика костюм, но Владимир Ильич посчитал свой новый образ слишком буржуазным, и решил добавить ему "пролетарского вида", для чего и приобрел кепку. Таким его и запомнила история.

Каким же был характер лидера большевиков? Практически все его современники вспоминали, что Ленин был крайне прост в общении со своими соратниками и посетителями его кабинета. Эта простота выражалась и в неприхотливости в одежде и быту, которая граничила с аскетизмом. Например, когда вождь со своей супругой переехал жить в Кремль, то он настоял на том, чтобы в его квартире не было никаких предметов роскоши, и даже заставил смущенных рабочих, которые постелили ему в кабинет дорогой ковер, вынести его обратно на склад. В этом выражалась и его бережливость, потому что все предметы в его быту Ленин считал государственными и призывал беречь. Владимир Ильич любил и умел смеяться, причем заразительно и весело. Отсюда же взялась и его знаменитая улыбка с прищуром.

Однако совсем другим он представал в работе и настоящей деятельности. Легкая неуверенность, простота и веселье уходили, уступая место другой черте характера Ленина - прагматичности. По натуре он был борцом, однако всегда использовал самые разные и непредсказуемые пути. Наверное, поэтому вождь очень хорошо играл в шахматы. В своей политической деятельности Ленин был жестким и холодным прагматиком. Отсюда, видимо, такое страшное соприкосновение в его биографии примеров простоты общения с людьми и жестоких и хладнокровных приказов о расстрелах. Во время выступлений он говорил просто и не всегда громко, но какой-то неповторимой энергией завораживал всех, кто его слушал.

"Никто, как он, не умел так заражать своими планами, так импонировать своей волей, так покорять своей личностью, как этот на первый взгляд такой невзрачный и грубоватый человек... Плеханова - почитали, Мартова - любили, но только за Лениным беспрекословно шли как за единственным бесспорным вождем. Ибо только Ленин представлял собою, в особенности в России, редкостное явление человека железной воли, неукротимой энергии, сливающего фанатическую веру в движение, в дело, с не меньшей верой в себя" (меньшевик А. Потресов).

Не только Александр Потресов, но и многие другие современники Ленина упоминали его фанатичную, почти религиозную веру в постулаты марксизма и идею мировой революции,  и привязанность к ним. Коммунистической идее он посвятил буквально всю свою жизнь и уделял ей внимание ежедневно. Он внимательно обдумывал свои теоретические труды, ходя по комнате на цыпочках и нашептывая про себя новые тексты. Он не боролся за власть или роскошь и был к этому равнодушен, но он бился за свою идею и ей поклонялся, подчиняя этому не только себя, но и своих окружающих. Соратнице Ленина Марии Эссен принадлежит такое воспоминание из эмигрантской поры:
"Мы совершали совместную прогулку в горы. ... Решили подняться на одну из снежных вершин. Ландшафт беспредельный, неописуема игра красок... Я настраиваюсь на высокий стиль и уже готова декламировать Шекспира, Байрона. Смотрю на Владимира Ильича. Он сидит, крепко задумавшись, и вдруг выпаливает: "А здорово гадят меньшевики!..".

Однако это не значит, что вождь мирового пролетариата был неким роботом, который только и думал о революции. У него были и увлечения, и хобби. Например, Ленин любил играть в шахматы, хорошо катался на коньках и велосипеде (правда, однажды за границей во время небольшой поездки вновь о чем-то задумался и случайно врезался на велосипеде в трамвай). Ленину нравилось плавать, и он даже умудрялся в годы своей болезни убегать (когда еще мог) от охранников и блаженно купаться недалеко от берега. Владимир Ильич был азартным грибником и охотником, а еще ему просто нравилась природа. Он любил играть в шахматы и городки, любил гулять и играть с детьми соратников и знакомых (видимо, из-за того, что своих детей у него не было). Современники рассказывали, что он так сильно окунался в игру, что мог носиться с ребятней по квартире и даже иногда вместе с ними устраивал случайные погромы. При всем этом Ильич всегда ценил тишину, которая помогала ему отдыхать или лучше сосредотачиваться. А еще Ленин очень любил кошек, которых в его квартире было немало.

Одним из пристрастий Владимира Ильича была любовь к пиву, которое ему ужасно нравилось, но и тут вождь позволял себе не больше одной кружки за раз. Более крепкого алкоголя он не выносил. Во взрослые годы Ленин не курил, а вот в гимназические годы у него была эта вредная привычка, от которой он отказался, когда узнал, сколько денег уходит на табачные изделия.

Было также много вещей, которые Ленин ненавидел. Например, он не мог терпеть запах табака, поэтому члены его правительства не курили во время заседаний. Он ненавидел религию и все, что с ней связано. Эта неприязнь, возможно, развилась у него после скоропостижной смерти отца, когда Владимиру было 15 лет. На ненависть к религии еще влияло и время, в которое он рос - революционные 80-е и 90-е годы XIX века. Вождь не любил и своих политических противников, с которыми постоянно спорил и боролся.

Такой неоднозначной и незаурядной личностью был Владимир Ильич Ленин. При всем его преклонении перед своей теорией и идеей, которое его и погубило, он оставался обычным человеком, у которого были и хорошие стороны, и плохие. Он был таким, каким он был, поэтому его нужно принять как историческую персону со всеми пороками и благими деяниями. Принять так же, как и нашу историю, сложную и неоднозначную.


Рецензии
"Ленин известен, прежде всего, как один из вождей Великой Октябрьской Социалистической революции 1917 года, когда была свергнута монархия, а Россия превратилась в социалистическую страну."

Где вы у Маркса видели социализм в виде тоталитарного государства с товарным производством средств для жизни?

Может быть у раннего Маркса с юношеским максимализмом в Манифесте коммунистической партии?

Так этот манифест готовил к печати не он один.

Уже в первом томе Капитала (в советском издании на стр.88-89) Маркс дал достаточно хорошее социально-экономическое обоснование будущего общества и до сих пор никто не придумал ничего лучше:

<<Наконец, представим себе, для разнообразия, союз людей равноправных и свободных от угнетения другими людьми, планомерно производящих общими усилиями средства для своей счастливой жизни и вместе планомерно их расходующих, как и свои индивидуальные силы как одну общую рабочую силу каждый по своей профессии и квалификации, что необходимо для ежедневного и благополучного продолжения жизни всего общества. Весь продукт их труда сначала представляет собой общественный продукт. Часть этого продукта служит снова в качестве средств производства и она остаётся общественной. А другая часть потребляется в качестве необходимых всем базовых средств для жизни членами союза и должна стать индивидуальной собственностью каждого члена общества для восстановления своих сил и для удовлетворения других своих личных потребностей. Именно поэтому общая масса средств для жизни должна быть распределена между ними по потребностям каждого относительно равномерно от относительного равенства общего для всех количества рабочего времени как относительно равного количества труда, а качество потребления средств для жизни у каждого будет от результатов степени мастерства ведения своего хозяйства для своей благополучной жизни. Формы такого распределения будут изменяться соответственно характеру развития экономики и уровня социально-политического развития общества.

Лишь для того, чтобы провести параллель с товарным производством, мы предположим, что количественная доля труда каждого трудящегося участвующего в производстве необходимых жизненных средствах определяется относительно равным для всех количеством необходимого общественного труда по относительному равенству рабочего времени как относительно равного количества труда. В этих условиях рабочее время будет играть как бы двоякую роль и одна его роль определяет общественно-планомерное отношение каждого к различным трудовым функциям при участии в социально-экономических взаимоотношениях трудоспособных граждан страны для удовлетворения всех потребностей населения. В другой роли относительно равное рабочее время служит вместе с тем мерой не столько индивидуального участия населения в совокупном общественном труде, сколько в относительно равном количестве индивидуально потребляемой части качественно производимых продуктов труда в виде таких базовых средств для жизни, как жильё, продукты питания и фактура для одежды необходимые каждому, а благоустройство жилья, приготовление пищи и изготовление одежды по зарплате от результатов квалификации труда на рабочем месте в экономике страны при сохранении рынка вне социальной сферы и на продукты производимые сверх необходимых норм для благополучия каждого. Именно поэтому социально-экономические взаимоотношения людей в труде и в потреблении необходимых всем базовых средств для жизни становятся при социализме прозрачно ясными и взаимосвязанными как по участию в трудовых отношениях, так и в распределении. Именно в этом случае общественно полезный труд и распределение базовых средств для жизни, которые необходимы для продолжения жизни каждому, приводятся к более социально справедливому порядку, что более соответствуют общественному характеру производства для относительно равномерного развития всего общества по сравнению с капиталистическим товарным производством ради прибыли.>>
(Маркс, Капитал. Т. I, стр. 88-89).

Таким образом решение проблем социально справедливого распределения необходимых каждому производимых обществом средств для жизни для нормальных и благополучных социально-бытовых условий до гениальности простое!

От каждого по способностям каждому по необходимости от общего количества производимых в обществе средств для жизни по нормам для нормального физиологического состояния организма, физического и морально-нравственного здоровья и для интеллектуально-духовного развития каждого! Чтобы каждый имел от своего справедливо устроенного общества всё необходимое для творческого и производительного труда в рабочее время и отдыха после праведного труда на благо общества от общего количества производимых базовых средств для жизни в виде жилья, продуктов питания и фактуры для одежды относительно равномерно, по относительному равенству рабочего времени как относительно равного количества необходимого труда для благополучия общества, а благоустройство жилья, приготовление пищи и изготовление одежды можно и по зарплате от разряда, класса или категории от результатов квалификации труда на рабочем месте в экономике страны для благополучия каждого, сохраняя зарплату и рынок для удовлетворения потребностей сверх необходимых базовых потребностей каждого для нормального развития и на средства для жизни производимые сверх необходимых норм потребления! Именно в этих условиях социально-экономическая система общества становится саморазвивающейся, ибо каждый заинтересован в производстве качественной продукции и в высоком качестве своего труда на любом рабочем месте общественной экономики страны для повышения качества своей жизни и жизни общества.

Дети должны иметь всё необходимое для своего нормального развития в силу своего несовершеннолетия и преемственности поколений как будущие производительные силы общества, имея дополнительные бонусы за послушание, хорошую учёбу и примерное поведение, старики как уже заслужившие своим трудом достойную старость!

И чем вам не нравится такой социализм???

http://proza.ru/2020/04/17/45

Аникеев Александр Борисович   24.04.2020 11:01     Заявить о нарушении
Жаль, вы поздно родились, не подсказали Сталину, когда он просил товарищей по партии разработать учение по строительству социализма. Насколько я знаю, он не верил в коммунизм, который мог появиться только на всем земном шаре одновременно (по Марксу). А Карл Маркс жил в другом веке, и его учение Ленин развил и внес свои поправки с учетом многих факторов начала ХХ века.

Александр Щербаков 5   24.04.2020 12:45   Заявить о нарушении
Невозможно строить то, на что нет чертежей!

http://proza.ru/2013/04/30/1042

А Маркс в своих трудах показал подробные чертежи, но Ленин и Сталин их почему-то не увидели,..

Как и вы, кстати.

Хотя вы Капитал Маркса либо не читали, либо не поняли.

А скандинавы поняли и не пошли "другим путём" -

http://proza.ru/2016/07/22/408

http://proza.ru/2015/02/19/1430

И даже канадцы -

http://proza.ru/2016/01/16/801

Одна великая Россия ничего не поняла -

http://proza.ru/2015/02/01/516

Аникеев Александр Борисович   24.04.2020 17:43   Заявить о нарушении