Марта

Марта родилась в марте. Она была самым крупным щенком в помёте.

-Какие они пухленькие…, как колобки…, - сказал кто-то сверху.

 Марта, расталкивая своих братьев и сестричек, не слушала человеческие голоса, она упёрто пробиралась к тёплому животу матери, вкусно пахнущим молоком. Она уже могла кушать самостоятельно, но мамино молоко, было самым вкусным на свете. И вот, когда Марта уже смогла протолкнуться и уткнулась носом в мамин живот, её вдруг подхватили детские руки.

-А что это за порода? – спросил детский голос кого-то.

-Сенбернар, - ответили ей. – Учти, что она будет очень крупной собакой. Ты готова почти всё своё время разделять с ней? Ты справишься?  Не захочешь её вернуть?

-Справлюсь, – решительно ответила девочка. – Я её никому  не отдам!  Мы теперь с ней друзья на всю… жизнь!

А потом девочка засунула щенка за пазуху и куда-то понесла. Марта сначала сопротивлялась и даже вырывалась, но после она всем сердцем прикипела к девочке, по имени Саша.

-Моя любимая Саша…, - любила повторять про себя Марта, наблюдая за маленькой хозяйкой.

-Марта, пошли играть во дворе! – Саша крикнула с порога.

-Пошли! - гавкнула в ответ Марта и помчалась во двор.

Они бегали на речку, гуляли по лесу, да и просто, могли лёжа отдыхать в тени старого дерева. А зимой были другие приключения, не менее интересными, чем летом.

Главное, что они вместе, что они молоды и вся жизнь у них впереди.

Сашино детство, было самым чудесным временем для Марты.  Тогда Саша была другой: любящей и доброй. Она каждую свободную минутку отдавала ей - своей любимой Марте.

А потом Саша выросла и переехала из родительского дома. Она взяла с собой Марту, но это была уже другая Саша. Эта Саша, оставляла Марту на целый день, а порой не приходила даже ночевать. И тогда Марта ставила на подоконник свои большие лапы и вглядывалась в темноту двора, ища  там свою, по-прежнему любимую, Сашу. А потом она ложилась, свернувшись калачиком, на свою  подстилку, от которой пахло любимым человеком и, вдыхая носом родной запах, засыпала.

-Марта, прости меня, что не пришла вчера домой, - каждый раз говорила хозяйка с порога. – Как ты моя девочка?

-Сама знаешь, как…. Мне  без тебя плохо, - отвечали собачьи глаза.

А потом на неё надевали поводок, и торопливо выводили на улицу. Марта никогда не справляла нужду в квартире, даже если хозяйка подолгу не появлялась. Марта знала, как Саша любит порядок, поэтому не хотела расстраивать её, как бы терпеть ей не было тяжело.

А потом Саша обнимала её за шею и, уткнувшись в её теплую шерсть, шептала:

-Марточка, прости меня, пожалуйста, что оставляю тебя так надолго, прости…. Ты же знаешь, что я тебя очень  люблю…

-Прощаю, - отвечала Марта глазами. – И я тебя люблю…, очень-очень.

Проходило время, Марта постепенно превращалась в старушку. Не было той былой резвости, теперь ей всё чаще хотелось, просто полежать, но всё же она никогда не отказывалась, в таком, уже редком удовольствии, как прогулки в парке. Марта даже иногда бегала наперегонки с хозяйкой, как в детстве, когда обе они были молоды и полны сил.  Хотя Саша  до сих пор молода, она даже расцвела и очень похорошела.

-Моя любимая Саша…, - Марта повернула уже начавшую седеть голову в сторону хозяйки. – Ничего, у нас с тобой ещё много счастливых лет.

А потом Марта сидела под серым, дождливым небом на сырой земле и смотрела своими  умными, всё понимающими глазами на  плачущую хозяйку.

Ветер теребил Сашины волосы, она то и дело смахивала их с лица. Хозяйка присела на корточки, не обращая на то, что почти погрузилась в жидкую жижу из грязи.

-Прости меня Марта, - сказала Саша сквозь слёзы, не решаясь прикоснуться к собаке. – У меня нет другого выхода.

Саша резко поднялась, передала в чужие руки поводок, а также потом вынула из пакета подстилку.

-Она любит на ней спать, - сказала Саша и, развернувшись, ушла строить свою жизнь в другом городе.

Марта тоскливо смотрела ей вслед, а слёзы одна за другой струились, ища лазейки в собачьей шерсти, а потом беззвучно капали прямо в грязь.

Грязь…., кругом грязь…, вот даже Сашкины следы терялись в этой жиже. Марта не стала, вырываться и бежать за хозяйкой – она всё поняла. Она поняла, что даже её любимой Саше не нужна старая большая собака.

Её дернули за поводок, и она смиренно вошла в клетку. Услышав, как дверцу запирают, Марта, устало плюхнулась на подстилку и, вдохнув родной запах с неё, провалилась в забытье.
                ***

Саша  почти бежала до машины, громко хлюпая по грязи. Слёзы вырывались из самой души, они нескончаемыми потоками струились из глаз.

Девушка остановилась и обернулась. На сером, тоскливом небе вырисовывалась, не менее мрачная вывеска, на которой было написано: « Приют для животных».

Боль пронзила сердце.

-Предательница! Какая же я сволочь! – Саше хотелось выть, всё её тело дрожало.

Она, дрожащими руками, открыла дверь и просто ввалилась в салон. Грязь большими кусками  сваливалась с неё, но это её сейчас не беспокоило, ей было плохо, очень плохо.

Саша посмотрела туда, где оставила часть себя, а потом, со свистом буксуя  в луже грязи, отправилась в другой город.

Согласившись переехать к Артёму, она сделала свой выбор и отказалась от стареющей Марты.

Саша выбрала его, но почему-то сердце болело так, что не хотелось жить.

Но увидев любимого Артёма, боль потихоньку ушла, она, свернувшись калачиком, спряталась  глубоко- глубоко  в глубинах души и жизнь пошла своим чередом. Новый город – новая жизнь с любимым человеком.

С Артёмом ей было хорошо. Им никогда не было скучно друг с другом. Они могли вечерами смотреть какой-нибудь фильм или играть в домино, или просто - дурачились. А по выходным они выбирались в кино или, просто гуляли в парке.

-Это твоя собака? – спросил как-то Артём, разглядывая Сашины фотографии. – Мне всегда нравились сенбернары, - улыбнулся он.

-Это Марта, она была со мной с самого детства, - тихо ответила Саша, в душе что-то заскрежетало и она почувствовала, как слёзы тихо пробираются к глазам.

-Красивая собака…. А где она сейчас? – спросил Артём.

-Умерла, - прошептала девушка и разревелась.

-Тихо, Сашуля, не плачь, - Артём крепко прижал её к себе. – Ты, наверное, её очень любила?

Саша закивала головой и вытерла слёзы рукавом.
                ***

-Она опять почти ничего не ест, - сказали по ту сторону клетки. – Худющая стала, такую её точно никто не возьмёт, придётся усыплять.

-Давай ещё немного подождём, может чудо случиться, жалко же, - сказал другой голос.

-Вот именно…, жалко, - женщина тяжело вздохнула. – Накупят таких больших собак, поиграют с ними, пока они маленькие, а как состарятся, так сразу и ненужными становятся…

-Лучше бы усыпили, - подумала Марта, слушая звук удаляющихся шагов. – Всё равно мне без Сашки не жить. Зачем мне такая жизнь? Хотя может оно и к лучшему.  Я же часто задумывалась над тем, как ей будет тяжело смотреть, как я умираю.  А так…, может, запомнит меня хоть и старой, но живой…. Собачья жизнь намного короче человеческой, я всё равно знала, что наступит день, когда мне придётся уйти и я бы не хотела видеть, как тогда будет страдать Сашка. А теперь она может даже и не узнает, когда наступит этот день. Скорей бы он наступил….  Хотя, наверное, умирать на её руках, было бы намного приятнее, чем в этой клетке….

Марта вновь погрузилась в воспоминания и во всех – Сашка была той весёлой, беззаботной девочкой, которая когда-то обещала никогда не бросать её, свою любимую Марту.

-Это было в прошлой жизни…, - подумал она.

Унылое серое небо обрушилось проливным дождём. Мокрый ветер захлестал по прутьям вольера, а потом, добравшись до собачьей шерсти, погладил Марту своими невидимыми мокрыми руками.

Марта не почувствовала холода, она уже почти ничего не чувствовала.

Её  печалило лишь то, что из подстилки уже почти выветрился запах её любимой Сашки, а это было очень сложно пережить…
                ***

На выходные Сашка  отправилась с Артёмом в парк. Стояла тёплая осень. Саша любовалась золотыми кронами деревьев. Серые тучи зависли над головой. В сыром воздухе чувствовался запах прелых листьев. Кругом играли дети и бегали собаки.

Собаки….  Сашка вспомнила, как раньше они с Мартой гуляли в парке, и на душе стало снова тоскливо.

-Ну, что опять загрустила? – Артём поднял её на руки и закружил.
Саша засмеялась и крепко прижалась к нему, а потом он поставил её на землю и заглянул в глаза.

-Сашка, я понимаю, что мы живём вместе совсем недолго, но мы знаем друг друга давно, ведь так? И мы давно стали родными людьми.  Ты думаешь так же?

-Да…, - улыбнулась Саша.

-Тогда выходи за меня, - вдруг выпалил Артём на одном дыхании. – Ты согласна?

-Конечно, согласна! – не задумываясь, ответила Сашка и, улыбнувшись, бросилась к нему на шею.

А потом, она удивлённо застыла, увидев как по дорожке, прямо к ним, бежит Марта.

Она была моложе, но Сашка тогда могла поклясться, что это была она.

Марта подбежав, уткнулась в неё носом, и заскулила.

Ноги как-то вмиг подкосились, и девушка упала на колени.

-Марта, Марточка, прости меня! - дрожащим голосом выкрикнула Саша. Слёзы вырвались наружу и бурным потоком смыли счастье с лица. 

 – Прости меня, родненькая, - Сашка обняла собаку за шею.

Артём растерянно смотрел на Сашу, пока не подлетела незнакомая женщина.

-Лана, фу! – крикнула она и схватила за поводок. – Она Вас напугала? Не бойтесь, Лана только с виду большая, а так она ещё маленькая и очень добрая.

Артём аккуратно поднял девушку и прижал к себе.

Саша отстранилась и, посмотрев в любящие глаза, снова разрыдалась, а потом он призналась Артёму в своём предательстве.

-Как ты могла её оставить? Почему не взяла с собой?! – Артём непонимающе смотрел на невесту.

-Не хотела тебя напрягать, она очень большая, да ещё старая…,  - всхлипнула Саша.

-Не хотела напрягать? А оставить её умирать в приюте, это лучший выход? – Артём схватил её за плечи и легонько тряхнул.

-Я надеялась, что её кто-нибудь заберёт к себе, - Саша опустила глаза.

-Ты сама в это веришь?! – крикнул Артём. – Старую большую собаку, чтобы кто-нибудь да взял? Кому она нужна, если даже ты, самый родной для неё человек, отказалась от неё? Кому она тогда нужна???

Саша медленно опустилась на землю и разрыдалась пуще, прежнего.

-Пошли, - Артём грубо схватил её за руку и потащил к машине. Саша не сопротивлялась.

 Они не стали заезжать домой, Артём не хотел терять времени даром, он надеялся успеть до темноты.

Они ехали, молча, лишь Сашка то и дело всхлипывая, шмыгала носом. Артём периодически поглядывал на неё, но на протяжении всей дороги, так и не сказал  ни слова.

Приехали они ночью. Ворота приюта были закрыты.

-Там, наверное, никого нет, - тихо сказала Саша, но Артём даже не взглянул на неё.

Он, молча, вышел и скрылся в темноте. Прошло немного времени, и Артём вернулся.

Он открыл дверцу и схватил её за руку.

-Пойдём, - сказал он и повёл Сашу в темноту.

Он её грубо тащил за собой, но девушка понимала, что заслужила такое к ней отношение.

- А вот Артём…, заслужил ли он такую жену, как я? Такую, которая может предать? – в душе что-то застонало и ей захотелось провалиться под землю.

Она шла  и смотрела в спину Артёма.

-Он бы никогда не предал, - подумала она сквозь слёзы. - Он, совсем не зная Марты, кинулся спасать её, а я…. Я собственноручно бросила того, кого когда-то считала частью себя.

Саша вытирала рукавом слёзы, но они текли и текли по её мокрому лицу.

-Почему я  предала её?  Когда я решила от неё избавиться? – Саша заглянула, глубоко в  своё сердце и ужаснулась от осознания того, что она целый год… вынашивала свой план.

Она вспомнила день, когда покидала родительский дом. Это было несколько лет назад.

-Мама, папа, оставьте Марту себе, - попросила она тогда. – В доме ей будет лучше, чем в квартире, да и привыкла она здесь.

-Нет, дочка, - сказала мама. – Помнишь, ты обещала, что будешь ухаживать за ней?

Ты сама захотела собаку, да ещё выбрала такую породу, из которой вырастают очень большие собаки. А мы тебя предупреждали, но ты сказала, что справишься, вот и справляйся и дальше. А я хочу завести кошку, всегда их любила. Так что девочка моя, ты решила жить самостоятельно, так и бери ответственность за того, кого приручила. Она часть тебя, ты же сама так всегда говорила!

И Сашка  смирилась, взяв  с собой Марту. Сначала было всё хорошо.

 А потом Саша обзавелась друзьями. Ей хотелось веселья и совсем не хотелось обременять себя ответственностью за собаку. Марта ревностно относилась к Саше, не подпуская никого близко. Сначала Саша приглашала друзей к себе домой, но Марта просто не давала общаться друг с другом.  На парней она вообще рычала, если они близко подходили к хозяйке. И Саша перестала приглашать гостей, а потом и сама стала редко появляться в доме. Её мучила совесть перед Мартой, поэтому она искренне просила прощения за то, что оставляет её надолго.

А потом она познакомилась по интернету с Артёмом и поняла, что впервые влюбилась.

Они переписывались целый год и за это время стали родными людьми, но за весь год, она ни разу не рассказала ему о Марте. Она уже тогда подумала, что Марта будет лишней в их счастливой жизни.

Сашку бросило в жар. Она вспомнила, как в день своего отъезда позвонила отцу.

-Пап, тут такое дело, - начала она. – Мне Артём предложил переехать к нему, и я согласилась. Пап, но я не могу взять с собой Марту. Она нам будет мешать, тем более что она почему-то невзлюбила мужчин. Давайте я её вам оставлю?

-Нет, дочь, - строго сказал отец. – Мы с мамой любим Марту, но она твоя собака. Ты обещала заботиться о ней, так вот и выполни своё обещание до конца. Собака не игрушка, чтобы поиграть и выкинуть.

-Ну, я же не выкидываю её, а оставляю вам, - пролепетала Саша, но услышав строгий голос отца, замолчала.

-Ты видно забыла, что она больше чем собака - она твой друг. Друг на всю жизнь, помнишь, ты так говорила? Говорила, что будешь с ней до последнего, а теперь, когда Марта состарилась, она тебе не нужна? Получается, и мы будем не нужны? Так
у тебя выходит? – отец очень был зол.

-Зачем ты сравниваешь вас с  собакой? – крикнула Сашка и, разрыдавшись, швырнула телефон в угол.

Вот тогда она и решилась на это.

Саша посадила собаку в машину. В дороге, девушка поглядывала на Марту в зеркало - та лежала отвернувшись. Это было не похоже на Марту, она любила смотреть в окна, разглядывая всё вокруг, а сейчас лежала, не двигаясь.

Девушка догадалась, что она всё поняла. Слёзы пеленой обволокли её глаза, ей почти не было видно дороги. Сердце просто приказывало вернуться, но разум не захотел отступать.

Саша вспомнила, как они вышли из машины и сразу провалились в грязь. Вокруг всё было серым и грязным, таким же,  как и в её душе.

-Марта всё поняла ещё тогда…, - прошептала Саша и вздрогнула от лая, доносившегося со всех сторон.

Собаки суматошно носились по вольерам. Было темно, и Артём включил фонарь.

 Сашкино сердце тревожно стучало, её охватил страх.

-А вдруг её уже нет, в живых нет? – прошептала девушка, и ей показалось, как волосы зашевелились на голове.

Внутри всё затряслось.

-Я её не предала, - подумала Саша, и душа будто разорвалась на части. – Я её убила! Я убийца, настоящая убийца!

Она закрыла лицо ладонью и  вздрогнула, когда Артём дернул её за руку.

-Смотри, может это она? – спросил он, показывая на что-то рыжее, большоё лежащее, в дальнем углу вольера.

Артём посветил фонарём.

Это была она. Саша не сразу  узнала в худой, грязной собаке её когда-то любимую Марту. Собака не шевелилась, она никак не отреагировала, когда Саша её позвала.

Девушка опустилась на колени и схватилась за холодные железные прутья. Слёзы вмиг заструились с новой силой.

-Марта, моя любимая Марта…, - Саша трясла вольер, и её тело вздрагивало от рыданий.

Она очень хотела, чтобы Марта проснулась, чтобы подняла голову, но она не шевелилась и тогда Саша закричала. Истошно закричала и казалась, воздух вздрогнул от этого крика. Собаки сразу притихли, а потом, подхватив всю Сашкину боль, завыли вместе с ней.
                ***

-Крик…. Откуда крик? Кто кричит? Больно режет по ушам. Замолчите! Я, наверное, умираю, хорошо бы…. Но почему кричат? Я думала, после смерти становится тихо, а здесь очень громко, - Марта хотела поднять голову и посмотреть, но не смогла пошевелиться. Она лишь втянула слабую струйку воздуха.

-Не может быть…. Этого просто не может быть! Сашка…, её запах. Запах моей любимой Сашки! Значит, я умерла. Говорят, что когда мы переходим в другой мир, то в наших головах всплывают лучшие воспоминания…. Вот, наверное, я и вспомнила её запах.
Мне его так не хватало…

Марта сначала  поднялась над землёй, а потом, медленно, куда-то полетела. Она чувствовала, как её шерсть обдувает ветер. Стало почему-то радостно, и она почувствовала, что возвращается домой. Своим собачьим чутьём она поняла, что теперь всё будет хорошо, что эта клетка осталась позади. Теперь она свободна…

Её веко задрожало, и она приоткрыла один глаз. Ей показалось, что её несёт ангел, правда очень странный ангел, похожий на человека. Марта пыталась разглядеть его крылья, но их не было.

Она вдохнула его запах, перемешанный с запахом Саши.

-Моя Саша…, - подумала Марта. – Любимая Саша, теперь я ничего боюсь, - и Марта, прикрыв свой глаз, провалилась в темноту.

Потом был яркий свет, потом снова темнота, потом опять свет….

 Она чувствовала, как чужие руки трогают, щупают её, как втыкают в неё иглы. Слышала голоса, они смешанным потоком врывались в неё, а ей хотелось тишины. 

-Я умерла? – спросила Марта сама себя, но так и не смогла ответить.- Если умерла, то почему я чувствую запах Саши?

Запах настойчиво врывался в её большие ноздри, щекотал  внутри, и однажды, Марта открыла глаза.

Перед ней было зарёванное лицо Сашки.

-Моя любимая Саша, - радостная истома пробежалась по телу. – Моя Сашка, ты здесь! – радость затрепетала в сердце. – Ты меня больше не оставишь, мы теперь будем вместе? – спросила Марта глазами.

-Прости меня Марта, если сможешь, прости…, - девушка вытерла слёзы и вновь разрыдалась.

-Конечно, я тебя прощаю, ты же моя любимая Саша, а на любимых не обижаются, -
Марта заскулила и лизнула хозяйку в щёку.

Сашка обхватила её за шею, и уткнулась в собачью шерсть. – Моя любимая Марта, я теперь тебя никому не отдам, ты мне веришь?

-Правда, не отдашь? Никому, никому? - мысленно спросила Марта.

-Никому, - мысленно ответила Саша и посмотрела в собачьи глаза. – Мы теперь будем вместе, до конца. Ты мне веришь?

-Верю, - ответила глазами Марта и обрадовано завиляла хвостом, увидев ангела.

-Знакомься Марта, это Артём, - улыбнулась девушка. – Это он забрал тебя, если бы не он…, - и Сашка снова разревелась.

-Не плачь, - сказала глазами Марта. – Всё хорошо, ведь мы теперь вместе и с нами  ангел, по имени Артём, а значит, всё будет хорошо.

-Правда, же, ангел? – Марта посмотрела Артёму в глаза.

-Правда, теперь всё будет хорошо, - ответили его глаза, и Марта улыбнулась своей собачьей улыбкой.


Рецензии