Бабушка Аленка

После Пасхи бабушкин сын Геннадий уже второй день лежал дома, так как во время драки вывихнул плечо. В больнице ему дали предписание держать плечо в покое и прикладывать холодные примочки. Но распухшее плечо сильно болело, да и больничный лист ему был не положен, а по справке ничего не платили.
- Сынок, может бабушку Алёнку позвать? – спросила бабушка.
- Ну, позови! – ответил он.
Бабушка оделась и вышла на улицу. Через некоторое время она вернулась с худенькой  невысокого роста старушкой с небольшим узелком в руке. Она вошла, поздоровалась со всеми, развязала узелок и со словами:
- Вот тебе гостинец, Золотанюшка! – и дала мне несколько конфет!
Потом достала большую книгу открыла её и положила на сундук. После этого она подошла к иконе Божьей матери и истово перекрестилась, а её губы зашептали молитву. По окончании она снова перекрестилась и только тогда подошла к больному:
- Ну что мой золотой расхворался? - спросила она.
- Да вот плечо выбили в драке! - пожаловался он.
- Почто дрались? Чего не поделили?
- Да по пьяному делу получилось!
- Охо - хо – нюшки! – заохала бабушка Алёнка.
- Да что же неймётся-то вам? – с сочувствием приговаривала она, ощупывая в это время плечо.   Он рассказывал, из-за чего подрались и за разговором не замечал, как бабушка Алёнка поворачивала его руку, то в одну, то в другую сторону. По его реакции она что-то поняла для себя и попросила у бабушки растительное масло.  Налила масла в ладонь и смазала  распухшее плечо, огладила его и потихоньку потянула руку вниз. Он охнул от неожиданности и появившейся резкой боли.
-Терпи мой золотой ещё немного и всё!
А в это время она продолжала оглаживать плечо, постепенно поднимая руку вверх, и он снова застонал. И в это время она резко дёрнула руку так, как будто выдёргивала из плеча. От резкой боли он громко закричал, но бабушка  Алёнка поспешила его успокоить:
- Всё мой золотой больше не будет больно рука на место встала! И огладив напоследок плечо и вытерев от масла руки, она сказала:
- Три дня рукой не двигать, держать наперевес в повязке! И больше не дерись!
Улыбнувшись, по приглашению бабушки она присела к столу и они стали пить чай и разговаривать о чём-то своём. А я в это время заглянула в её книгу и увидела, что она была написана необычными буквами, а её страницы пожелтели от времени. Как ни странно я читала её и понимала, что в ней написано. Некоторые буквы напоминали мне французские, которые мы изучали в школе.
Тем временем, закончив чаепитие, бабушка Алёнка засобиралась домой.  Она хотела положить книгу в платок, но увидела, что я читаю и спросила:
- Ты что умеешь читать её?
- Умею! – ответила я.
- Ну-ка, почитай!
Я прочитала несколько строк, удивлённая она спросила, понимаю ли я о чем там написано и я рассказала ей содержание.
- Молодец откуда древние буквы знаешь?
 В школе французский язык учу, а буквы похожие!
- А я ведь неграмотная!
От своей бабушки я знала, что бабушка Алёнка читала по усопшим и поэтому спросила её:
- А как же вы читали?
- Я всё наизусть знаю! - ответила она и обратилась к моей бабушке:
- Прасковья, отдай мне девчонку в обучение, всегда с куском хлеба будет! - попросила она.
- У неё мать есть, у неё и проси! – ответила моя бабушка.
В счёт оплаты бабушка дала Алёнке что-то из продуктов и, сложив книгу в платок, она попрощалась и пошла домой. Я поинтересовалась у бабушки, кем нам приходится бабушка Алёнка. Оказалось, она была нам  дальняя родня и что ни семьи, ни детей у неё нет, а жила она, то у одних, то у других родственников.
К вечеру у Геннадия отёк сошел, а на следующий день рука и вовсе наладилась. А уже на третий день он вышел на работу. Через некоторое время бабушка снова позвала бабушку Алёнку. На этот раз нужно было лечить второго бабушкина сына Александра. На заводе, где он работал токарем, ему в глаз попала стружка, и уже неделю он ходил с красным глазом. В больнице ему назначили капли и сказали, что стружка должна от капель выйти сама, а если не выйдет, то надо делать операцию.
Приступив к лечению, бабушка Алёнка посадила Александра около окна и осмотрела глаз, потом вывернула веко внутренней стороной наружу. После чего стала вылизывать языком стружку из глаза. Видимо, что-то не получалось и она после короткого отдыха снова приступила к лечению. И, наконец, сняла с языка маленький кусочек железной стружки и показала нам.
- Делайте примочку из испитого чая, и глаз заживёт! – сказала она.
Бабушка  хотела дать денег за лечение, но бабушка Алёнка не взяла их. А вот от продуктов не отказалась и взяла всё, что дала ей бабушка. Они пили чай, а я с любопытством слушала их разговор. Бабушка Алёнка рассказывала:
- На этой неделе соседке твоей спину правила! Ничего ходит, а то разогнуться не могла!
Невестке нашей Анне надо грыжу поправить! – попросила бабушка.
- Пупочная грыжа-то? – спросила Алёнка.
- Сама, посмотришь какая, может паховая! – ответила бабушка.
- Ну, скажешь когда прийти! – сказала бабушка Алёнка и засобиралась домой.
Прошло много лет, я уже давно окончила школу вышла замуж, родила двоих детей. И однажды мне пришлось вправлять плечо нашему соседу. Я увидела его в коридоре нашего дома, он шел и стонал от боли, а его левая рука висела как плеть.
- Виктор что случилось? – спросила я.
- Поскользнулся и упал, а теперь рукой не могу пошевелить очень больно!
Так как мы жили напротив, то я завела его к себе домой, посадила на стул и осмотрела руку. Ощупав руку,  я поняла, что перелома не было, но до плеча он не давал дотронуться. И тут я вспомнила бабушку Алёнку:
- Эх, сейчас бы её сюда она бы вправила! – подумала я. И сразу же вспомнила, что её  уже давно нет на белом свете. И тут же мне пришло на память то, как она вправляла плечо. И шаг за шагом я стала делать так, как делала она.
- Ну, расскажи, как это всё получилось? – спросила я, и он стал рассказывать подробно.
А  я  в это время кремом смазала ему плечо и стала легонько, как бы оглаживать больное место. Он всё рассказывал подробности падения, а я осторожно поднимала и опускала его руку. Он привык, что это не больно и не обращал никакого внимания. Тогда я резко дёрнула за руку, послышался щелчок, и рука встала на место. От неожиданности и резкой боли он вскрикнул, а я, улыбаясь, сказала:
- Был вывих сейчас рука на месте! Сделай повязку и держи руку наперевес три дня!
- Он ещё до конца не осознал, что произошло, но через три дня принес коробку конфет.
- Ну как? – спросила я.
- Как видишь! – ответил он и поднял руку вверх.
Вот так на практике мне пришлось применить знания преподанные неграмотной деревенской женщиной. И с высоты прожитых лет я благодарю судьбу, что она дала возможность встретиться с таким интересным и добрым человеком каким была бабушка Алёнка.


Рецензии