Где родился Виктор Савиных

     Телепроект 2007 года

Виктор Петрович Савиных родился 7 марта 1940 года в деревне Берёзкины Оричевского района Кировской области. После окончания Пермского техникума железнодорожного транспорта работал на Свердловской железной дороге. После окончания Московского института инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии начал работу в конструкторском бюро. Зачислен в отряд советских космонавтов. За три рейса в космос налетал 251 сутки. Стал ректором Московского института инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии - ныне Московский университет геодезии и картографии. Профессор. Президент Ассоциации российских вузов.

1.

         Деревня Березкины. У нас в 1943 году сгорел дом, в котором мы жили, и мать с дедом начала строить новый. Это были голодные годы. Никто не умирал, но хлеб пекли из картофеля. В огромном количестве натирали картошку, мешали крахмал с мукой и пекли хлеб. Туда же  замешивали и цветы клевера, и мякину.
         Я ни разу не был в пионерском лагере. Я всё детство провел в нашей деревне. Вечером заканчивали работу, верхом на лошадь – и в ночное. Это было огромное удовольствие. Лошади уже знали, что их нельзя быстро гнать от деревни. Родители ругались, что лошади устали. Когда за деревню выезжали, то их уже стекали нагайкой, и они бежали галопом. Они были к этому приучены. Я еду на лошади спокойно, вдруг она понеслась, и я тут же свалился. Моя мама была конюхом, и мое детство прошло с лошадьми.
         Самый большой праздник для жителей нашей деревни -  сенокос. На сенокосе очень хорошо кормили. Колхоз резал корову. Летом же мяса не ели, холодильников не было. И вот праздник - на берегу реки строилась деревня из шалашей. Вся деревня переезжала туда на несколько дней и все косили сено. Для ребятишек первые дни были счастливые, потому что пока накосят, пока сено высохнет, мы купались, загорали. Потом начинали сгребать сено и метать стога. Сначала мы ездили верхом на лошадях и возили сено на волокушах. Срубались две березы, делались оглобли и волокуши. На эти волокуши набрасывали сено и возили его к стогам.
         В 1948-49 годах, когда денег вообще не было, выращивали огурцы. Вятский край – он огуречный. Все сажали огромное количество огурцов, чуть ли не по 6 соток. Это была каторга для пацанов: мы должны были поливать каждый цветочек, каждый огурчик. Недели 3 или 4 этим занимаешься, пока там не появится 4 листочка. Потом мы уезжали на сенокос, приезжали – собирали огурцы. Этих огурцов солили по 20, 30 бочек. Потом мы с отцом их отвозили на тачке в речку и спускали в воду. Эти бочки лежали всю зиму в воде. И огурцы там хранились лучше, чем в холодильнике. А в марте месяце их доставали. Деревня брала целый вагон в аренду. Грузили вагон бочками, и отец уезжал с мужиками в Воркуту, в Нижний Тагил - торговать огурцами. Привозили оттуда деньги. На эти деньги жили весь год.


2.


Зимы были снежные, наметало огромные сугробы. Мы с сугробов катались на санках, на лыжах. Игрушки были самодельные, у меня не было автомобилей. Игрушкой была маленькая лопатка, которой я, как бы играя, забивал мох в пазы дома. Книг было мало. Я ходил на лыжах в соседнюю деревню за 3 километра – там библиотека была больше. Я помню, первую книгу – это был Жюль Верн – эту книгу я привез из той библиотеки.
         В 1942 году в нашу школу заселили пленных немцев. Школьников развезли по домам, привезли немецких офицеров из-под Сталинграда и сделали там для них лагерь. И только в 1947 году их вывезли. Там есть немецкое кладбище. Туда иногда приезжают родственники. Вот гуманизм наших людей: выселить детей из школы и поселить туда немецких офицеров - армии, с которой мы воевали. Они заготавливали лес и носили бревна на своих плечах через нашу деревню. Мы орали: «Фрицы!», бегали за ними, дразнились. А в 1947 году, когда я пошел в 1 класс, их оттуда уже всех вывезли. Старшие школьники спилили вышки, там стояли 3-метровые заборы из вертикальной сосны.
         В школу провели электричество, когда я уже был в 8 классе. Была зима, земля была мерзлая, и мы долбили ямы под электрические столбы. А в деревне были вечёрки. У кого дом больше – там и были эти вечёрки, танцы. И кадриль плясали. Праздники были религиозные: Пасха, Троица. Мы пацанами бегали в лес, рубили березы. Вокруг дома делали целый палисадник. Целые березы срубали и в землю забивали. А потом шли в село. Старшая молодежь с гармошкой в ряд, человек 10 идут по широкой улице. Навстречу идет другая деревня. Встречаются и задираются. Доходило и до драк.


3.


Когда я закончил школу, хотел поступить в Пермский государственный университет на специальность «география». Но в нашей школе было плохо с иностранными языками, и в аттестате у меня был прочерк по языку. Я пришел на приемный экзамен и сказал, что я его не знаю. Учительница никак не сочувствовала мне. И я пошел в Пермский техникум железнодорожного транспорта и поступил.
         Я помню запуск первого спутника. Я учился тогда в Перми. Когда полетел спутник, мы выбегали в сквер и наблюдали за ним через геодезические трубы. Мы были в восторге оттого, что произошло. Конечно, еще никто не понимал, что скоро полетит человек. 12 апреля 1961 года я служил в армии. В воинской части объявили боевую тревогу. Стоим в казарме, и вдруг черная тарелка – репродуктор – голосом Левитана говорит: «Через несколько минут будет передано важное сообщение ТАСС». Все стоят, пожимают плечами – боевая тревога, Карибский кризис? Но мы-то в Свердловске! К тому времени сбили Пауэрса, и обстановка была тяжелая. И снова Левитан: «Сегодня мощной ракетой-носителем на орбиту искусственного спутника Земли выведен космический аппарат, управляемый майором Гагариным!» Что тут началось! Стрелять не начали, а тревогу тут же отменили. Но тогда у меня не было никаких мыслей, что я полечу в космос.
         Я начал заниматься созданием оптических приборов для космических аппаратов. А в Конструкторском бюро Королева существовала постоянно действующая комиссия по подбору космонавтов. Любой инженер мог написать заявление и пройти предварительную комиссию.  Я ее прошел, и в 1979 году меня зачислили в отряд космонавтов. А в 1981 я уже полетел. К сожалению, свою деревню из космоса я не разглядел, потому что широта, на которой стоит моя деревня, и широта, на которой летают пилотируемые космические аппараты, не совпадают. Мы летаем на широте 51 градус. Я долго разглядывал во время полета над Волгой, над Саратовом, и уже точно определял, где река Вятка, где она впадает в Каму. Я всем говорю: неправда, что Волга – главная река. Самая главная река – это Вятка. Из космоса четко видно, что в Вятку впадает Кама, а - дальше Волга. Это шутка, но многие патриоты вятской земли этому верят.


Рецензии