Где родилась Людмила Сенчина

Телепроект 2007 года

Людмила Петровна Сенчина родилась 13 декабря 1950 года в селе Кудрявцы Николаевской области на Украине. Окончила музыкальное училище при Ленинградской консерватории имени Римского-Корсакова. Пела в Ленинградском Театре Музкомедии, была солисткой Ленконцерта, солисткой оркестра под управлением А.Бадхена. Вела популярную телевизионную передачу "Артлото". Снималась в кино. Народная артистка России. Лауреат международных конкурсов: "Братиславская Золотая Лира", "Сопот-75", Всероссийского конкурса артистов эстрады. Принимала участие в знаменитом мировом турне "Дитя Мира".

1.

         Мое детство прошло в деревне. Мать родила меня на хуторе, где было 5 домов. Роды принимал ветеринар. Когда спрашивают, почему я так люблю животных – это, наверное, на генном уровне. Маме на печке  приспичило рожать, а папаша выпивши был. Метель, 13 декабря. Куда поедешь? Вызвали ветеринара. Так я появилась на свет.
Когда я подросла, меня было не с кем оставлять. Я пошла в школу, к своей же маме: она была учительница начальных классов. Мы ходили в школу за 2 километра. Иду – такой маленький клоп, полные валенки снега, плачу. И мама своим поставленным голосом начинает читать «Мцыри», это врезалось в память на всю жизнь. У нас была общая колхозная обязанность, маме вменялось за трудодни убирать свёклу, морковку, капусту. Бедная мама! Кипа тетрадей из школы – их надо проверять, вода из крана не льется, двое детей – я и брат. Отец мой.  Надо и постирать, и приготовить, и накормить семью. Я думаю, что ей очень доставалось. Я приезжаю и говорю: «Я летела 9 часов, я устала. Я работала». «Какая работа? Я за буряком нагнулась – это работа, а у тебя что за работа – вышла, спела, аплодируют – еще и деньги платят!» Я не находила у мамы взаимопонимания. Но я знаю, что такое работа.
         Все праздники всем селом проводили вместе. Огромный стол, кто капусту квашеную принес, кто наварил холодца, хлеб пекли сами. Всё выставляли и потом пели дурными голосами. Это были колосистые золотые поля, по которым я бегала к тетке в другую деревню, раскинув руки. Была такая песня: «Гляжу в озера синие». Эту песню я орала на всё поле. Вот это было мое детство. Помню какие-то отрывки: как мать послала меня помочь соседке собрать абрикосы. Она же уже старенькая, больная, как она полезет на дерево? Мы собрали эти абрикосы, и соседка затащила меня продавать их. Стою, трескаю эти абрикосы, мать меня как увидела – дала мне по шее. А я причем? Меня послали помогать – я и пошла помогать.


2.

У меня были очень длинные волосы и я варьировала прически. Как-то я завязала хвост сбоку, и меня вытурили с урока. Сказали: «Пойди, причешись по-человечески». Сейчас бы так какой-нибудь девочке сказали, был бы конфликт с родителями.
В школу я пошла в 5 лет, но надо было как-то документы оформить. А я была вообще без имени. Мать звала меня то Сюся, то Муся, то Кузя. Надо ребенку документы оформить. Отец принял. Любое дело начиналось с этого - как у всех нормальных людей, надо же подумать: кто-то перекурил, кто-то рюмочку выпил. А потом уже можно думать. Папаша принял нормально. У них с мамой произошел конфликт: «Что ж ты делаешь, тебе же ребенка надо идти записывать, там же люди сидят!» «Я пойду один!» «Нет, ты назовешь не так! Я тебе сказала: Рая или Зоя». Он пошел в сельсовет и думает: «Идет это существо со мной рядом маленькое. Сколько ей в жизни еще пахать и работать». Я родилась 13 декабря 1950 года. А он записал: 13 января 1948 года. Он мне прибавил 2 с чем-то года, чтоб я пораньше пошла на пенсию. Чтобы девочке хоть что-нибудь досталось от государства. Мать его потом пытала, как назвал. Он сказал: «Людмила». Но мать ему ничего не сказала. Ей понравилось это имя. Почему-то ей хотелось, чтоб я была  Рая или Зоя, чтоб я вышла замуж за военного и была врачихой - этим удовлетворились бы все её жизненные амбиции. Она мне потом сказала, что Людмила - хорошее имя, не украинское, правда, но - ладно. 


3.


Мой старший брат, к сожалению, ушел из жизни уже давно. Мы с ним были очень родные. До определенного возраста спали вместе. Какое там постельное белье? Мать нам делала пододеяльнички, простыни: дети – это святое. На зиму резали кабанчика – и мы с братом бились в истерике, когда этого несчастного кабанчика резали. Мы же общались, мы же его растили, поили. Это были мои первые трагедии. Лежим с братом, заснуть не можем, то ссоримся, то миримся, то хихикаем. Вздумали делать операцию коту. Взяли несчастного кота, надели белые тряпки - мы решили, что мы зубные врачи. Взяли плоскогубцы, решили вырвать коту зубы. Слава Богу, кот убежал, этого не произошло, но было большое желание поработать врачами. Мы пили шипучку: уксус, сода и сахар. Спали бы порознь, мы бы и заснули. А так – болтаем до полночи. Есть хочется. А мать в макитре делала колбаску и заливала нутряным жиром. Он застывает, и нужно его молотком и отверткой выбивать, чтобы достать кусочек колбаски. Мы умудрялись ее достать. Матери стоило большого труда следить за постельным бельем - где его зимой в кадке стирать? А мы под этим чистым бельем наворачивали жирную колбасу: вдруг мать зайдет?
            У нас были замечательные праздники. Может быть, оттого, что людям негде было душу отвести. Все наши государственные праздники. Новый год меньше помню, игрушек не было, елочку посыпали дождичком. А самые пафосные - 1 Мая, 7 Ноября - демонстрации, репродуктор громко орет, мы идем всей семьей – «Здравствуйте все, здравствуйте все». Выходил наш председатель сельсовета и говорил речи. А утром дома был банкет. Стояло блюдечко, брат из него выпил, а это – бензин. Мать чистила отцу брюки. Отравился несчастный ребенок, испортил весь праздник.


4.

Отца перевели в Кривой рог, и мы переехали в общежитие. У меня в голове такие мелочи - вроде дурацкие, но вся жизнь из этого состоит. Надо было ноги помыть и я задрала ножку в раковину. Я то открою кран, то закрою, думаю: как вода-то льется? Я этого никогда не видела. Я до сегодняшнего дня не понимаю, как человек может включить воду и пойти разговаривать по телефону - для меня это нонсенс. Меня поразил белый кафель, вода, льющаяся из крана. Мы там прожили около.
        Борька, моя первая любовь. У нас с ним была разница в возрасте, и в школе девчонки были значительно красивее меня. Но мы с ним поехали в пионерский лагерь и разговорились. Это была и первая любовь, и первая дружба. В сегодняшней ситуации, когда одному человеку 18, а другому 15, были бы и сексуальные отношения, почему нет? Это нормально. У нас – не было. Мы целовались. Он нечаянно задел меня, я разрыдалась. Он: «Мила, я не хотел тебя обидеть, я случайно». Я больше играла, конечно. Это были такие странные любовные игры, а мне было очень приятно.


5.

Я проходила мимо театра и думала: «Неужели когда-нибудь откроется дверь и я выйду, как артистка, а меня встречают?» Я никогда не верила, что я буду известной, смогу выйти на сцену и перед людьми что-то изображать. Кем я хотела стать? И врачом, и учителем. Мне нравилось всё. Но меня влекло на сцену, я понимала, что есть у меня то, что я могла бы показать. Мне казалось, что я замечательно это делаю: я вставала, одевала мамино платье - очень красивый крой, просто французское платье. Я его одевала, перед трюмо пела. Пришло время - надумала ехать поступать.
         «Куда она поедет? Какая она артистка?» - такая у меня была характеристика и напутствие родственников. Я села в плацкартный вагон, на верхнюю боковую полку. Мать меня повезла, уверенная в том, что меня  никуда не примут. Был август. Она прекрасно знала как педагог, что все вступительные экзамены позади. Мы приехали в Питер и пошли пешком, она не признавала транспорта. Я была одета королевной. Но натерла ноги босоножками. Пошли на Моховую. Нас там послали, естественно. И от Моховой мы добрели до Матвеева переулка. Вхожу я и вижу коридор, витражи на потолке. Это был 1967 год. Навстречу нам идут два человека: старший педагог по вокалу и старший концертмейстер музыкального заведения. Жарко, мы стоим с мамой потные, мокрые: «Здравствуйте!» Они расплылись в улыбке от маминого говора. Я спела песню «Подставляйте ладони». Они: «Такая хорошая девочка, а у нас недобор». Пошли они, посовещались, и взяли меня на первый курс без экзаменов.


Рецензии