Где родилась Валентина Теличкина

Телепроект 2007 года

Валентина Ивановна Теличкина родилась 10 января 1945 года в селе Красном Горьковской области. Окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии, актриса Театра-студии киноактера. Первые же кинороли сделали ее знаменитой: «Таежный десант», «Журналист», «Осенние свадьбы», «Начало». Лауреат премии Ленинского комсомола, Лауреат Госпремии РСФСР имени братьев Васильевых. Народная артистка России.

1.


В моем появлении на свет участвовали два человека – мои папа и мама, горячо мною любимые до конца жизни. Их уже нет, они меня очень поздно затеяли – папе было около 50, маме 40. Благодаря этому, я видела от них много внимания. Папа был уже не у дел и занимался только мною. Семья к моменту моего появления уже была небольшой. Мы росли с сестрой Галей, а вообще семья была очень большой – нас было семеро у мамы с папой – 5 сестер и 2 брата. Сейчас осталась я одна, но у меня очень много племянников и внучатых племянников. Я уже прабабушка, а скоро буду прапрабабушка – как тетка.
         Праздники во времена моего детства были удивительные. Пасха и Рождество были связаны с тем, что у нас появлялись свои карманные деньги. Ходили в Церковь на Рождество, ждали, когда пройдет заутреня, и бежали по домам славить Христа. Нам давали конфеты, а кто-то денежку. Больше всего мы радовались денежкам, потому что находили, как ими распорядиться. Дома нам не давали карманных денег, 3 рубля был немыслимый капитал, который однажды был у меня в кармане: мне дал папа. На Пасху мы катали яйца, всюду гармошки, песни, массовое гуляние по деревне. В клубе концерты – чудо. Ничего подобного я потом никогда не переживала. Советские праздники мы тоже праздновали. Папа, хоть он коммунистом не был, ревностно относился к тому, чтобы был выглажен нелинялый красный флаг. И вешал его на дом на 1 мая, на ноябрьские праздники. Флаг мирно соседствовал с березками на Троицу.


2.

Все домашние дела были на нас, потому что мама работала, а папа не был сторонником того, что мы свободны от дел. Ему не нравилось все, что было связано с самодеятельностью, со сценой. Он представить не мог, что я буду актрисой. Он говорил: «Что ж ты, доченька, такая дура что ли, что только  на это годишься?» Только выполнив все, что нужно по дому, я была отпущена в самодеятельность. Надо вымыть пол, и полоть грядки, и мыть котлы, и приготовить, и принести дров, и растопить печку. Бывали и казусы. Когда мы узнали, что при помощи керосина можно быстро разжечь печку, то ливанули керосин, и там так все взорвалось, что печка по кирпичикам разошлась. Это был сюрприз для мамы.
         Когда я была маленькая, мы держали корову. Я не могла доить, боялась поначалу даже подойти к корове. А в 9 классе у нас была практика на ферме. Я потом выдаивала двух коров и мне это нравилось. Я приходила в ужас, когда кто-то из домашних воротил нос от одежды, которая была пропитана запахом коровника. Я обожала своих коров.
         Ходили слухи, что с сельским аттестатом поступить никуда невозможно, и я ушла из нашей школы. Чтобы получить паспорт и городской аттестат, последние 2 года я училась в Арзамасе. И проходила заводскую практику. Я фрезеровщица 3 разряда, у меня до сих пор есть эти корочки.


3.


В нашем селе валяли валенки, и мой отец еще до революции имел на валенки золотое клеймо. Они как фетр были. И мы ходили в валенках. И на валенки тоже была мода, ими можно было похвастаться, как суперобувью. Теличкины ходили в аккуратных валенках.
         Я начала свой путь артистки в Доме культуры. Что я только тут ни делала – и танцевала, и пела, и играла на гитаре в струнном оркестре, и пела в хоре.  Меня ставили на табурет, я пела частушку, и были аплодисменты. И я ждала этого: когда попросят сплясать «Яблочко», «Барыню», прочитать стихи. С табуретки я сошла на пол, потом на сцену. И так с трех лет. Мне было нужно признание. В жизни я была стеснительной и нерешительной. А сцена мне помогала раскрыться Бесконечные концерты, выезды в села, в Арзамас, на смотр в Горький – это была моя жизнь.
         Я невероятно любила школу. Я уже в начале августа начинала собирать портфель, представляете? Меня пугали, что я не смогу учиться в городе после села. Наши сельские учителя даже завышали требования, ссылаясь на то, что в городе даже тройку за это не поставили бы. Ничего подобного. Но я должна была больше работать. Я честно признаюсь: когда вспоминаю свой режим, сама не могу в это поверить. Потому что я спала 4 часа, мне важно было хорошо учиться, чтобы никто не попрекнул: «Танцуешь хорошо, а в головке пусто!»


4.


Развлечений у нас не было: только во втором классе нам провели электричество. У нас были престижные лампы «Молния», по диаметру фитиль. Их зажигали только по  большим праздникам, они съедали очень много керосина. 10-линейная лампа была верхом достатка.
         В клубе во вторник, четверг, воскресенье шли фильмы. Зал был переполнен. Мы любили сидеть прямо на полу, потому что не мешают никакие головы. Мы просили друг друга занять место. Меня пускали в кино бесплатно, потому что друг брата был киномехаником. Мы были счастливы.
         Самое любимое развлечение кроме самодеятельности – это чтение  книг. В библиотеке всегда была очередь на определенные книги. И самую толстую книгу давали на неделю – не более. Задержишь – рискуешь не получить вторую книгу. Это было святое место. Очередь стояла. Когда папа прятал от меня 7-линейную лампу, чтобы долго не зачитывалась, я ставила стул и лезла к лампе, которая висела на потолке. Стоя на  стуле, я дочитывала «Гаргантюа и Пантагрюэль», потому что книгу надо было сдать.


5.


Это чудо какое-то – лето, детство. Лучше этого ничего в жизни быть не может. У меня была игрушка – весы. Мама была продавцом, и кто-то подарил ей маленькие игрушечные весы. И я играла в продавца. Я себя помню с 3 лет. Никаких особых игрушек у нас не было. У меня была очень красивая пластмассовая утка – моя гордость. Я кому-то дала поиграть, и ей размозжили нос. Это моя была трагедия.
         Перед тем, как идти в школу, я поехала в Москву. Папа объявил мне, что завтра мы едем в Москву. Он никогда заранее не говорил, чтобы я с ума не сошла и всем не раззвонила. Это было перед первым классом, мы были в Историческом музее, в зоопарке, на ВДНХ, в театре Гоголя, мы были в Большом, посмотрели «Щелкунчика». Мы были в Малом театре, посмотрели «Снежную королеву». Я была с ним неделю, и каждый день мы ходили в разные места. Это - потрясение. Это впечатление до сих пор. Я помню именно ВДНХ моего детства. Потом мы часто туда ходили. Но я вспоминаю тот мой поход.
         Когда стала учиться во ВГИКе, то я поняла, что многого не знаю. У нас учились девочки, которые знали имена художников. Это могло бы  породить комплекс, но я эти пробелы быстро устранила. Я стала ходить на выставки, в театры. И выяснила, что за два приезда с папой я увидела в Москве больше, чем москвичи, которые со мной учились.


Рецензии