Где родилась Людмила Хитяева

Телепроект 2007 года

Людмила Ивановна Хитяева родилась 15 августа 1930 года в Нижнем Новгороде. Окончила Горьковское театральное училище. Актриса Горьковского театра драмы имени Горького, затем — киностудии имени Горького. Стала знаменитой после фильма С.Бондарчука «Тихий Дон». Народная артистка РСФСР. Награждена орденом Почёта.

1.

 
Нынче он называется Нижний Новгород. А я родилась в Горьком. Я  родилась в семье служащих: мама медик, папа экономист. А его отец был царский офицер из разорившихся дворян. Папа приехал в Горький в 14 лет учиться на рабфак. Человек он был целеустремленный. У него мозги – компьютер. Папа был очень породистый. Он, как Чайльд Гарольд, чуть прихрамывал, потому что в детстве откуда-то спрыгнул, и нога неправильно срослась. Но это его украшало, хотя из-за этого его не взяли в армию.
         Мама в 1942-ом пошла воевать, она вывозила раненых из-под Сталинграда по Волге. Вся Волга была заминирована. В 29 лет мама пришла с войны вся седая, потому что на ее глазах взорвалась ее лучшая подруга. Она не любила вспоминать об этом, но когда я спрашивала, говорила, что это было жуткое ощущение: клубы воды, взрыв, как атомная шапка. Мама сильный человек, но в 29 лет она первый раз почувствовала сердце.  Мама подкрашивала волосы, потому что оттуда выбивалась седина, «Что же так рано?» - спрашивала я, а она говорит: «Война». Подкрашивала их до конца жизни. Курила мама тоже до конца жизни. Я была своевольным человеком, но чувствовала, где не надо перебарщивать, потому что я знала грозный характер мамы.


2.

У нас была 2-комнатная квартира, приличная по тем временам. Была даже изразцовая печь. Папа и мама очень много работали, чтобы в семье был достаток. Они рано уходили. Мама брала дополнительную работу, папа тоже. Я была предоставлена тете Шуре. Она была из монашек, очень чистоплотная. У нас с ней были перепалки. Я ее звала маркизой, она меня – барыней. «Барыня, что будем готовить, что будешь есть?» Я убирала в доме, а она готовила. Она была мастерица делать пельмени, причем из 3 сортов мяса. Она заготовит фарш, сделает тесто, а нам оставалось только делать кругляшки стаканами и лепить пельмени. Мы лепили до тысячи пельменей. Все страшно хотели попасть ко мне в гости. И я приглашала всех, но частями: одних – на салаты, других - на щи. Все же были голодные. Картошка в мундире с квашеной капустой – самая лучшая еда.
         Тогда были праздники, это сейчас утеряно. А раньше столы накрывались прямо в коридоре. Если это Новый год, ставилась елка. Каждый приносил, что мог. Дети бегали, взрослые пели, разговаривали, выпивали. Мама делала роскошные пироги – и с капустой, и с мясом, и сладкие - я очень скучаю об этих маленьких пирожках.

3.

У нас в школе были удивительные имена. Педагог по истории и политэкономии звался Луиджи Иванович. Когда его спрашивали: «Почему Луиджи?», он отвечал: «Мама с папой назвали: Ленин Умер, ИДеи ЖИвы. ЛУИДЖИ.»  Я часто пропускала школу, мы с мальчишками куда-то убегали. Но училась прилично. Мария Ивановна – учительница с 1-го по 5-ый класс - маленькая и вся такая солнечная, волевая. Мы ее обожали. Она приносила нам пирожки. Мы послевоенные дети, она нас подкармливала.
         У меня были 2 косы. Однажды трое ребят подошли и дернули, а я шла с портфелем. Я взяла портфель и всем провела по мордам. А потом спокойно пошла в школу. Они даже не успели удивиться. А 10 класс я кончала в школе рабочей молодежи.  Я с кем-то поссорилась. Не помню, почему. Сказала маме: «Больше я в этой школе учиться не буду!» Мама сказала: «Это твоя судьба. Ты и думай». А в школе рабочей молодежи меня устраивал график: я училась вечером, а весь день был свободен. Я закончила 10 класс блистательно, ведь туда рабочие приходили, у них знания были не те. А я была хорошей ученицей.


4 .

Мама хотела, чтобы я попала в медицинский институт. Я подала туда заявление, уже написала там сочинение. А моя приятельница Рита пошла в театральное училище. И позвала меня. Я пришла, закрыв свои волосы чалмой, чтобы быть взрослее. Когда вся комиссия собиралась уходить, я говорю: «Прослушайте, пожалуйста, меня». Все недоуменно посмотрели, что за девочка в чалме. У меня невольно полились слезы. Я что-то начала со слезами читать. А комиссия сидит и хохочет. Они говорят: «Деточка, не расстраивайтесь. А почему у вас на голове это жуткое сооружение? Снимите, голубушка, снимите». Я снимаю чалму, падают две косы. Они говорят: «Это совсем другое дело. Зачем вы себя старите?» Я ушла в слезах, потому что поняла, что это - провал.
         На другой день мы пришли смотреть списки, и Риту не приняли. Она стала врачом. А я оказалась в списке с самого первого тура. Когда я пришла в училище, все были старше меня. И папа меня всегда подвозил на машине, потому что училище было далеко в верхней части города. Но подвозил не к самому училищу, чтобы не видели, что я на машине езжу. Я пришла в училище самая молоденькая и внешне производившая впечатление обеспеченной. Я была хорошо одета. Родители уделяли особое внимание моему гардеробу. У меня были шубки: беличья, котиковая, даже из обезьяны. Я всегда была очень модно одета. И подвергалась страшному остракизму.  Надо мной  издевались. «Желторотик.» Но я всех подкупала тем, что подкармливала. Они поняли, что я добрый человек: «Ну, хватит, ну что вы издеваетесь?»

5.

Женечка Евстигнеев пришел к нам на 2 курс. Он был постарше. Пришел уже лысоватый, худенький человек. Он работал в ансамбле, на   ударных инструментах. На переменах он был очень смешной – что-то рассказывал, а мы умирали со смеху.  В нем жила комедийность вместе с драматизмом. Когда нас распределяли, он попал во Владимирский театр. Его не взяли в наш центральный театр драмы. Взяли меня и троих студентов. Вскоре к нам приехал товарищ, который приглашал сразу на третий курс училища МХАТа – мы бы закончили и работали во МХАТе. Но я вышла замуж, образовалась семья. И муж был занят, и я. Не хотелось уезжать, и у нас была страстная любовь. Не хотелось это разрушать. Потом я узнала, что Женя Евстигнеев поехал на третий курс МХАТа.  Когда он приехал в Москву, этот актер засверкал всеми гранями своего таланта.
А потом режиссер Анненский приехал в город Горький выбирать натуру. Параллельно он искал актрису на роль Екатерины Ворониной. Я пришла к главному режиссеру. Он был строг, мы перед ним трепетали. Я пришла: «Меня приглашают на пробу. Я не верю, я не пройду, но поехать в Москву хочется». Он бросает фразу: «Если когда-нибудь станешь популярной актрисой, не забывай, где твои корни, и с чего ты начала свою жизнь».


Рецензии